Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск двадцать пятый
Дата публикации:  29 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Mы переступаем в следующий век безболезненно и практически незаметно для себя - рука об руку с журналом "Знамя", который празднует не миллениум, но собственное 70-летие. (Первый - юбилейный - номер до бумажных подписчиков уже дошел, а вот в сети обновленный "Журнальный зал" обнаруживает на этом месте "ошибку 404".)

В юбилейном концерте доминирует жанр, который в советской школе, помнится, при подготовке разного рода мероприятий назывался "монтаж". Т.е. много разных людей выстраиваются в линейку и каждый в положенный ему момент произносит некоторый недлинный текст. В стихах или прозе. Вместе получается нечто великое, но без эпической монотонности, а, напротив, этак живенько, с дежурною сменою лиц, картин и положений. Юбилейный монтаж называется "Однажды в "Знамени"...": разновозрастные, разнопишущие и вообще чрезвычайно разные авторы сообщают краткий мемуар о том, как это случилось, что они авторами "Знамени" стали (или не стали этого же "Знамени" сотрудниками). Попадаются сюжеты исторические: вот Андрей Немзер не стал сотрудником "Знамени" и стал в результате литературным критиком. Попадаются просто характерные (из истории нравов); так, Андрей Вознесенский тепло вспоминает тонкого ценителя поэзии Вадима Кожевникова, который его заметил и благословил, а вот "угрюмый Твардовский" в "НМ" на порог не пускал (из зависти и ревности, должно быть). На самом деле вся рассказанная Вознесенским история - история о провокации, судя по всему, - для кожевниковского "Знамени" дело обычное, а самозабвенный аутизм Вознесенского - своего рода адаптация. Но как бы то ни было, короткие рассказы замечательны - все вместе и каждый в отдельности.

А литература в юбилейном "Знамени" - видимо, по причине праздника - избегает длинных позиций. Но ведь и в 12-м, непраздничном, она их избегает. Самая пространная проза декабрьского номера - привет из 70-х - "Последний рейс" Виктора Конецкого, где автор разоблачает невежественного в медицине, морском деле, да и вообще кругом плохого писателя Ивана Бунина. Раз уж зашел разговор (юбилеи располагают к историческим разговорам), вот вопрос: как создавались репутации в 70-е? И почему стал тогда так популярен Конецкий, чье скромное место - где-нибудь в окрестностях Новикова-Прибоя?

Другой "привет" - от Татьяны Бек: короткий мемуар о детстве и первых стихах:

На лугу растет цветок -
Очень синий василек.
Я сорву его букет
И поставлю вам в привет.

Хороший стишок; кажется, потом Татьяна Бек таких нескучных не писала больше.

Остальную прозу 12 номера Мария Ремизова прозвала "филологической"; обозревательница "НГ" с усердием, достойным лучшего применения, раскрывает себе и людям нехитрые механизмы "Другой жизни..." Валерия Исхакова, сюжетные цитаты и аллюзии "Шубы" Анны Яковлевой и выводит даже некоторую не лишенную смысла мораль. Но вот в чем фокус: литература такого рода сработана по принципу "сам себе режиссер", то бишь "сам себе филолог", игры (вторичной, кстати) в ней больше, чем собственно литературы, так что второму и третьему "дипломированному филологу", следовать за "разыгранным Фрейшицем" легко, но скучно. Что же до "перепутанных жанров" (выжатая из гоголевской "Шинели" двухстраничная "Шуба" зовется "филологической повестью"), то здесь жанровые дефиниции происходят из этимологии, надо думать: "повесть" потому, что "кому повем печаль свою...". И потому, опять же, что "нет повести печальнее на свете...".

Зато в январском "Знамени" - короткая проза другого, традиционно называемого "филологическим" автора: "Дорога обратно" Андрея Дмитриева. Про Псков и все, что вокруг Пскова, - как всегда; еще про день рождения народного поэта Пушкина, про няню - "женщину из народа" и про "народную тропу", какова она есть в самом широком смысле: когда дорога, когда бездорожье, когда путная, когда беспутная.

В целом первый номер выстроен поколенчески, и тем заметнее разность: между Беллой Ахмадулиной и Еленой Шварц, Григорием Баклановым и Андреем Дмитриевым, между Андреем Вознесенским и Львом Лосевым наконец - пропасть не возрастная, но литературная.

В том же юбилейном номере две ни в чем не похожие поэтессы Елена Шварц и Олеся Николаева предаются одному - с некоторых пор популярному среди поэтов - жанру: путешествия сентиментальные, познавательные и утопические в наши дни сменились путешествиями грантовыми. Правду сказать, у Олеси Николаевой ("Черепаха") - не вполне типичный случай: это еще самое начало жанра, заря перестройки, поэтическая делегация в Албании, прозрачно узнаваемый портрет неприятного человека. Очень неприятного, судя по всему. (К слову: выпускники Литинститута обыкновенно спешат сообщить тартуским выпускникам, что историю русской литературы им как раз-таки читал бывший тартусец Юрий Минералов. Тартуские выпускники, кто помоложе - недоумевают, а кто постарше - ужасаются.)

"Литературные гастроли" Елены Шварц похожи на ее же стихи: забавные и вполне правдоподобные картинки, которые медленно, но верно обращаются в умопомрачительную фантасмагорию. Одна из главных больных идей "литературных гастролей" - неуклонно идущий с Запада и подобно саранче съедающий поэзию тотальный европейский верлибр: "...Русская поэзия представляет собой сейчас по сравнению с западной некий непонятный затянувшийся феномен, эзотерический атавизм своего рода. Она единственная не перешла еще на верлибры целиком и полностью, рифма еще не стала в ней смешной. Она единственная не утратила музыки...; еще звучит, поется, произносится, взывает к небесам или подземным богам, рвется куда-то за пределы земного. Грубо говоря - еще имеет сакральный смысл".

Про то же - про "русскую поэзию в конце века" - в январском "Знамени" беседуют за круглым столом Алла Марченко, механически переснявшая тыняновскую формулу и обнаружившая в нынешней "новой поэзии" архаистическую "моду на Державина", а также походя заклеймившая "Новый мир" "непоэтическим местом" - еще со времен "угрюмого Твардовского", Владимир Новиков, полагающий Айги и Соснору "крупнейшими поэтами нашего времени", различающий "вертикального" Рубинштейна и "горизонтального" Пригова, и другие некоторые, среди каковых лучше всех выглядит Андрей Василевский из "непоэтического" "НМ": "Я думаю, что не пройдет и двадцати лет, как мое нынешнее убеждение, что Соснора и Айги - выдуманные, несуществующие поэты, станет общим местом. (Владимир Новиков с места: "А аргументы?") Дело обстоит еще хуже, чем представляется профессору Новикову, никаких аргументов не нужно".

Надо сказать, что Алла Марченко сокрушается, помимо всего прочего, о "смерти идеи", о том, что ее - идеи - "гнилостное брожение" смердит, и ей - погребенной державной идее - не встать из гроба. Между тем как раз-таки в 12-м "Знамени" Ольга Славникова ("Я люблю тебя, империя") эту самую "державную идею" легко обнаруживает, причем на уровне коллективного читательско-писательского бессознательного, - в "литературе сослагательного наклонения" от Сергея Лукьяненко и Андрея Лазарчука до Дмитрия Липскерова и Павла Крусанова: "Уловив забродившую в обществе тоску по империи, некий новый социально-психологический код, они выдали свои расшифровки. Бойтесь желаний своих, ибо они осуществляются".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Сорок пятый подход /25.01/
Сюжет: больно и некрасиво, как и было заказано. Вразброс: линки и яблоки для бабы Капы.
Аделаида Метелкина, Сорок четвертый подход /23.01/
Индекс, амариллис, ливайс.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать четвертый /22.01/
Беседы в царстве мертвых; и никакой уже сладостности, и мелоса уже почти никакого. "Звезда", 2000, # 12.
Аделаида Метелкина, Сорок третий подход /19.01/
Сюжет: "Знамя" и "Амфора". Вразброс: конспект.
Аделаида Метелкина, Сорок второй подход /16.01/
Доллары и единороги.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru