Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
На снегу дремучее лицо
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Дата публикации:  11 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Hе знаю, что за кошка пробежала (и пробежала ли) между Вячеславом Курицыным и газетой "Время MN", но колонка аннотаций в минувшую пятницу подписана не им, а Юрием Арпишкиным. Однако ж свежие заметки курицынского проекта "Книги 01" доступны онлайн еще с четверга: одна - про Sensus privatus Надежды Григорьевой и Игоря Смирнова, другая - про "Хозяйку истории" Сергея Носова, третья - про странную романистку-дебютантку по имени (псевдониму?) Светлана Сачкова. Мгновенное впечатление от них негативно: Славиному вдохновенью ох как не помешал бы орфокорректор. А послевкусие остается... ну, сладковато-крупитчатое такое, точно инжириной позавтракал. Курицын явно умерщвляет свою интеллектуальную плоть; с недавних пор его стратегия - смирение, даже аскеза. К хаотично валящимся ему на стол книжкам-объектам он относится с предвзятой, болезненно-рассудочной благожелательностью, будто Франциск Ассизский - к птичкам; всякая тварь - божья, в любой белиберде можно и должно отыскать положительные стороны. Зернышки-отсветы горних совершенств.

Хороша благожелательность, скажете вы. А кто на Андрея Немзера полторы недели назад так наехал, что всем до сих пор икается?

Во-первых, отвечу я, даже в том прискорбном случае Славой руководили добрые чувства (вербально, правда, почти не эксплицированные). А во-вторых, произведения, которые Курицын рецензирует в рамках проекта "Книги 01" - это тексты. Более или менее художественные: принадлежащие к сфере трансляции. А Немзер - это критик (интерпретатор). Человек. Он целиком и полностью, от макушки до пят находится в социокоммуникативной вселенной. Проще говоря, ходит по тем же февральским расхристанным улицам, что и мы.

То есть это Курицын, похоже, убежден, что Немзер - человек и, значит, к нему уместно предъявлять прежде всего этические, а не эстетические претензии. Андрей, кстати, и сам это суеверие разделяет, то и дело подливая масла в огонь. Перечитайте его средовые заметки о претендентах на премию "Национальный бестселлер" и пятничные - о соискателях Госпремии РФ по литературе. В обоих материалах содержатся конкретные рекомендации, обращенные к конкретным людям (ибо члены Большого и Малого жюри "НБ", а также арбитры государственной комиссии или как она там называется - вне всяких сомнений, люди). Так, из "нацбестселлерного" лонг-листа Андрей - в интересах "корпоративной чести" - настоятельно советует исключить позиции, которые не соответствуют "Положению о премии" - например, "Смерть в Москве" Юза Алешковского, впервые изданную в середине 80-х годов. А Госпремии, убежден критик, более прочих номинантов достоин Евгений Попов (хотя, на мой вкус, достанься "государыня" Пелевину, было б по крайней мере весело).

Еще раз повторю: высказывания Немзера - не какие-нибудь там реплики в кулуарах, а газетные статьи. Андрей пытается повлиять на поведение хомо сапиенсов из плоти и крови не посредством доверительной беседы за рюмкой коньяку или мордобития, а с помощью буквенных последовательностей. По-моему, с тем же успехом можно колоть дрова синекдохой. Уже известно, что в "длинном списке" "НБ" оставили и "Смерть в Москве", и еще полдюжины забракованных Немзером позиций. Вычеркнули только "Записки психопата" Вен.Ерофеева. Потому что Веничка давным-давно мертв и без остатка переместился в пласт трансляции, - туда, где пребывают "корпоративная честь", литературные обозреватели СМИ и прочие эфемерные феномены сугубо эстетического порядка.

Я, пожалуй, догадываюсь... Да что там - я точно знаю, в чем причина иллюзий, укоренившихся в сознании Андрея и Славы. Существовала в 1993-1996 годах такая газета "Сегодня", Немзер и Курицын служили в ней бок о бок, аки лев и агнец - в раю. В этой газете тебе-человеку платили солидные деньги исключительно за то, что продуцировал ты-буквотворец, ты-маска, ты-персонаж. (Ведь критик отличается от литературного персонажа только тем, что предлагает читателю иной идентификационный модус; с героем романа мы схожи/несхожи по структуре характера, с автором рецензии - по манере суждения.) Разница между коммуникацией и трансляцией была роковым образом снивелирована, и многих этот опыт пришиб на всю жизнь. Какую газету нынче ни открой, какую кнопку телепульта ни надави - всюду экс-"сегодняшние" звезды продолжают охотиться за миражами; тонкой прошвой кровь отмежевала, как стенал поэт. Собственно, главная вина Гусинского передо мной и моими тогдашними коллегами заключается не в том, что он разогнал газету, а в том, что позволил существовать этому тлетворному оазису. Этому инкубатору компрачикосов, питомнику андроидов и гиноидов с клавиатурой вместо души и диском С вместо кишечника.

Я упрощаю, увы. Кабы истоки заразы было так легко локализовать, терапия тоже не представила бы трудностей. Поднять штатное расписание "Сегодня" за соответствующий период, сравнить с теперешним и всех, кто фигурирует в первом и отсутствует во втором, уничтожить физически. Сутки, ну двое от силы. Однако ж вот Лев Пирогов, например, под эту дератизацию точно не подпадет. А между тем его последние тексты пронизаны надрывной мелодией, которую ни с какой другой не спутаешь. "Как взрослые люди... ностальгируют по детству, а будучи детьми, ностальгировали по не-жизни..." Пирогову кажется, что он попросту переутомился. Если бы. Мне тоже было больно и муторно, когда я поняла, что из прерафаэлитской девушки превратилась в испорченный денотат. Мне жаль Льва, очень жаль, правда. Однако помочь ему я не умею. Помочь тут нельзя.




поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Пятидесятый подход /08.02/
Вразброс: "Экслибрис". Сюжет: переводчик Коган и отшельник Серапион.
Аделаида Метелкина, Сорок девятый подход /06.02/
ИД "Семь дней" и призрак бригадирши Сугробиной.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать шестой /05.02/
Две ключевые цитаты из Немзера; Fuck off America, или Уйти по-английски. "Новый мир" # 1.
Аделаида Метелкина, Сорок восьмой подход /02.02/
Коацервата накапать - и нитроглицерин под язык.
Аделаида Метелкина, Сорок седьмой подход /31.01/
Самокритика: живая шляпа. Сюжет: родом из детства.
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru