|
||
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь |
Недоверие Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ Дата публикации: 20 Февраля 2001 получить по E-mail версия для печати Вчера большая премия им. Аполлона Григорьева была присуждена поэтическому сборнику Веры Павловой "Четвертый сон" (М.: Захаров, 2000). Примерно на треть эта книжка - "избранное"; в нее вошли многие ранее публиковавшиеся тексты. Многие, но не все. Нет, например, такого: Воздух ноздрями пряла, Зато есть - такое (новое): Елены Шварц костлявы пескари. Шварц - питерская поэтесса; Кекова - саратовская. Обе - лауреатки престижных литературных наград, премии Андрея Белого и "аполлонгригорьевки" соответственно. Чего про Ахматову и Цветаеву, увы, не скажешь. Вот и Андрей Немзер, автор наиболее на данный момент развернутого комментария к премиальным итогам, этих фамилий не упоминает. А Кекову и Шварц - да: в длинном перечне представительниц "женской составляющей русской словесности"; Верина победа - это-де и их общая победа, "двойной праздник", pars pro toto. Вовремя, выходит, Павлова одумалась: едва перестала подпихивать локтями бессмертных и позиционировалась в текущем литпроцессе по трезвомысленному признаку м/ж, - ее и поощрили. Выпьем же, как говорится, за виновницу торжества и за всех присутствующих здесь дам. Я бы выпила (я за идеалы политкорректности и на плаху пойду), кабы не сомневалась, что настоящий герой дня - именно дама. Боюсь, истинного лауреата "григорьевки" с женщиной можно спутать разве лишь после сто пятнадцатого тоста. Да и то если он, лауреат, предварительно сбреет усы. "Говорилось об инерционности нынешних стихов, превращении необузданного одинокого поэта в "литературную гранд-даму" и даже о "коммерциализации", - пишет Немзер. - Особо виноватили Павлову за то, что она посмела издаться у "Захарова"... Полагаю: сколько бы скверных (с чьей-либо точки зрения) книг "Захаров" ни выпустил, это не превращает его продукцию в однородную массу. Чтобы видеть в "Четвертом сне" лишь "издательский проект" и не видеть ясной авторской воли (отбор текстов, выверенность композиции, не говоря уж о "стихах как таковых"), нужна особая оптика. По-моему, раздраженная... Дозвольте уж нам любить и новую Павлову..." "Говорилось", "виноватили" - это все о вашей покорной слуге (во множественном числе почему-то). Правда, Веру я как раз не попрекала; Вера тут - фигура страдательная. Чтобы в этом убедиться, не нужно никакой "особой оптики", нужно простое эмпирическое знание: и в "Небесном животном", и во "Втором языке", и в "Четвертом сне" Павловой принадлежат только "стихи как таковые", а "отбор текстов" и "выверенность композиции" - целиком на совести составителя; этим-то уникальным свойством данный конкретный автор и выделяется из "однородной массы". Такой уж Вера галатейный поэт. Тысячеликий, сверхплодовитый, - и оттого концептуально податливый. Предположим, Немзер не знаком с теми интервью, где Игорь Валентинович хвалится, что составил "Четвертый сон" собственноручно, - так все равно ведь сквозь всякую страницу сборника просвечивает захаровская жеманно-пошлая, ханжески-лебезливая физиономия. Желаете ее любить? Любите на здоровье, я в вас камень не брошу; политкорректность - мой рулевой. Похоже, эти гендерные квипрокво - точечное проявление масштабных флуктуаций в ноосфере. К концу зимы часто выдаются такие неделя или две: перед глазами граждан колышется сизое марево, шкалят датчики, важные документы испаряются из запертых секретеров, невозможно пройти по ровному месту, не споткнувшись, и сочинить текст, ничего не переврав. То ли экзистенциальная усталость, то ли банальный авитаминоз. Остается расслабиться, фиксировать неприятности по мере их поступления, пощипывать себя за бедро и уповать на блицкриг весны.
Просто внимательно смотрите на экран и сверяйтесь с собственной эрудицией. Нашедшему пять ляпов - сладкий приз: интервью Алины Рябоволовой с Тимуром Кибировым в еженедельнике "iностранец": "...Я бы хотел... Я бы хотел получать большую пенсию... Не знаю, как кто. Но работать я не люблю... Что же касается неточности... Мне просто нужно, чтоб так было, и я могу вам сказать, для чего - для ощущения этой вот легкости, нелитературности, ненапыщенности... ну, чтоб болтовня была". Единственный, кто честно сознался. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||