Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск тридцатый
Дата публикации:  11 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

везда" ударилась в поэзию; январский номер открывает Олег Охапкин с жалобным стишком про маленькую птичку, которая одна - залог душевного здоровья:

А ну как птичка петь не будет,
И снова залетейский мрак
Войдет мне в душу и разбудит
Психиатрический гулаг...

Сменяет Охапкина Александр Кушнер, а "Кушнер - все Кушнер", (так Немзер говорит!). Впрочем, на этот раз Кушнер непонятно с какой радости решил стилизоваться под Маяковского. Получился Евтушенко. Называется все это "Дослушайте!". Еще Кушнер написал стихи про Анненского, порадовав редкой рифмой:

Две подружки: сверкает пупок,
Оголен загорелый животик,
О, вакханок таких бы не мог
Он найти и в пыли библиотек!

В том же номере - "дикопись" знаменитого поэта Елены Шварц. Зато в феврале "Звезда" ставит на первую позицию незамысловатые стихи некоего малоизвестного автора - Вяч.Вс.Иванова - о Пушкине. Стихотворений всего два, и под каждым проставлены дата, точное время и состояние души написавшего. Например: "Бессонница 21-22 декабря, 2000".

Далее - Глеб Горбовский со стихами более чем характерными. Про этого, в своем роде классического поэта принято говорить, что он пишет хорошо, но редко - или слабо, но часто. В "Звезде" Горбовский все же относительно ровен - расслаблен и похож на самого себя:

Я по прямой иду сутуло,
я Невский - не переношу.
Кривоколенный переулок
мне по душе, пока дышу.
Там я расправлю грудь и плечи
и даже голову вздыму!
Кривоколенный, друг сердечный,
в плевках табачных и в дыму.
С домов облезлых, с подворотен
я считываю номера,
и каждый номер мне угоден,
созвучна каждая дыра.
А по прямой, как по дорожке
ковровой, вечностью влеком,
ты, как Гагарин, только ложный,
идешь с развязанным шнурком...

Самое нехарактерное, что может случиться с Горбовским, - Госпремия.

Чтоб закончить разговор о стихах - вот Александр Симоновский с простыми, как дверь, метафорами начинающего юзера:

Золотая рыбка беспомощна в мире новом.
Я хочу, как пользователь опальный,
чтоб не сеть была, а любовь глобальной,
коль уж я не запрограммирован - зарифмован.

На самом деле - отличная тема: как литература - от Тучкова до Вознесенского - осваивает новую культурную реальность? Забавные вещи получаются. Кто Он - наш ангел ли хранитель, или коварный искуситель... или чудесный помощник, как в очередном опусе постоянного автора журнала "Звезда", заслуженной женско-мелодраматической писательницы Нины Катерли? Героиня ее последней душераздирающей повести "Дневник сломанной куклы" длинноногая красавица-блондинка Катя Синицына, изнасилованная сожителем матери дядей Гришей, выкидывается в окошко, ломает позвоночник, начинает писать трогательные стихи, сидя в инвалидном кресле, и находит настоящего папу - американского профессора - при помощи "сервера Alta Vista".

Похоже, стараниями AltaVist'ы свершится хеппи-энд, - на то перед нами и "женская проза". А вот вроде бы "мужская": Борис Липин, "Нацменка". Рассказ про то, что Запад есть Запад, а Кавказ есть Кавказ, и им не сойтись никак. Хеппи-энда не будет (и AltaVist'ы тоже). Будет - незатейливая семейная история и вообще незатейливая проза, зато с богатыми культурными антиномиями, в своем роде "Бэла". Вот только несчастная "нацменка" безымянна.

Настоящие кавказские сюжеты разыгрываются, как правило, в другой постоянной рубрике "Звезды": она так и называется "Россия и Кавказ", ведет ее Яков Гордин. На сей раз вместо традиционных "исторических чтений" редактор журнала представляет книгу чеченских репортажей французской журналистки Анн Нива "Сволочная война": "Анн Нива - не судья, не интерпретатор, не идеолог. Она - свидетель. И в этом ценность ее работы".

В январском номере в той же рубрике - большая статья Альберта Баранова "Депопуляция - социальный вызов государству": из серии "Что с нами будет?", но без пафоса. С пафосом этот глобальный вопрос вынесен на обложку. Ответить на него предложено двум десяткам разных лиц - от Сергея Аверинцева до Ирины Хакамады. Журнальные редакции по соображениям, им одним ведомым, находят такого рода опросы небесполезными (об иных заблуждениях, свойственных толстожурнальным редакциям, - в следующий раз); в результате мы имеем в общей сложности пятнадцать вопросов об "историческом опыте", "эсхатологических предчувствиях", "мировом прогрессе" и три сотни ответов: иногда адекватных

("Андрей Битов, писатель (С.-Петербург-Москва): "На все пятнадцать вопросов, хоть они разумны, хочется ответить: нет, - чтобы не раздувать лишний раз щеки и не говорить благоглупости"),

иногда - неожиданных

("Владимир Войнович, писатель (Москва-Мюнхен)" полагает, что "никогда конец света не выглядел столь неизбежным, как сейчас", "Лев Лосев, поэт, литературовед (Ханновер, США)" отвечает цитатой из Милоша: "А другого конца света тебе и не будет").

В нетрадиционном разделе под эксклюзивным названием "Такая вот история" (# 2) - Александр Эткинд с историей про "бедную Зину": "Дочь Троцкого, влюбленная в отца, покончила с собой в ходе психоанализа". No comment.

Больше о февральской "Звезде" не будем. А будем - о январской: она много удачнее. Здесь много хорошей прозы. Хорошей потому прежде всего, что без "актуальных" амбиций и претензий на мейнстрим. Наталья Толстая с короткими рассказами,не столько "женскими", сколько "бытописательными", и отличный "шпионский детектив" А.Горянина, смешной и увлекательный. Последний, впрочем, местами напоминает анекдоты про Штирлица. Или пародию на анекдоты про Штирлица. Саспенс - в том, что до самого конца не известен сакраментальный объект контрабанды. А когда все становится понятно, сюжет переворачивается с ног на голову. Главное свойство непредсказуемой истории, посвященной Дуне Смирновой, - в том, что это не fiction в буквальном смысле слова. Это live-story с подзаголовком "Записки...".

Почти в том же жанре и столь же непредсказуем лаконичный мемуар Льва Лосева об отце. Текст начинается замечательно: "Мой дядя - мне всегда хотелось написать текст, который начинался бы словами "мой дядя"..." Итак, "дядя" явился в классическом зачине, а дальше - история про то, как советский поэт Владимир Лившиц придумал английского поэта Джемса Клиффорда, а тот начал пользоваться всеобщей популярностью, стал чуть ли не любимым "фронтовым поэтом" Виктора Астафьева. Лосевские воспоминания и "заметки о потайной жизни" А.Горянина в принципе сродни друг другу: они о том, какие фантомы способна была породить советская реальность и какие она открывала возможности для "тайной свободы".

И, наконец, последнее, что следует сказать о январском номере: появилась очередная набоковская публикация - подготовленное Александром Долининым и Брайаном Бойдом ""Второе добавление к "Дару"". Условное название этой небольшой главки - "Отцовские бабочки". В ней, кроме подробных сведений о бабочках, можно обнаружить набоковскую "естественную классификацию" и теорию "происхождения видов" - с "видовыми кольцами", "родовой шарообразностью" и даже "пузырями видов" (все это в противовес линейной эволюции). Суть не в теории, а в последней подсказке, проговоренной пушкинской цитате, открывающей смысл заглавия:

"...мой отец с кем-то, с гостем или со своим братом, не могу разобрать, медленно, судя по тиxо двигавшимся голосам, шел через площадку сада, и в какую-то минуту его голос приблизился, проxодя под раскрытым окном; и словно произнося монолог, - потому что в темноте паxучего черного прошлого я потерял его случайного собеседника, мой отец важно и весело выговорил: "Да, конечно, напрасно сказал: случайный, и случайно сказал: напрасный, я тут заодно с дуxовенством , тем более что для всеx растений и животныx, с которыми мне приxодилось сталкиваться, это безусловный и настоящий..." Ожидаемого ударения не последовало. Голос, смеясь, ушел в темноту, - но теперь я вдруг вспомнил заглавие книги".

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Lента 1 /06.03/
Материалы о литературе в сетевых и бумажных СМИ.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать девятый /05.03/
Горбатый карлик под столом, или Теология - служанка исторического материализма; Явное облегчение после пьявок, или Серебряный Век в магическом ореоле Советской Власти. "Новое литературное обозрение" # 46.
Аделаида Метелкина, Зимняя птица /28.02/
Заметка фенолога и попытка суицида.
Аделаида Метелкина, Пятьдесят шестой подход /22.02/
Сюжет: Черчесов. Вразброс: "Экслибрис".
Аделаида Метелкина, Пятьдесят пятый подход /21.02/
Переулки Олега Павлова; переправы Дмитрия Кузьмина.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru