Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Lента 2
Материалы о литературе в сетевых и бумажных СМИ

Дата публикации:  12 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ссылки

Весна. Пишущие о словесности понемногу соскальзывают на поэзию.

Сразу три мартовских рукоделья поступили с женского этажа:

вольное эссе г-жи Н "О читателе стихов";

рассудочный топик г-жи I "Конец перспективы" ("А какая может быть героика в политкорректную засушенную эпоху постмодернизма?");

и обаятельно-непричесанный отклик г-жи J на энэлошную антологию "Время "Ч".

Бумажный литобозреватель K прежде смертельно обижался на меня за то, что я цитировала лишь политические, а не искусствоведческие фрагменты его публикаций. Точно по заказу, в сегодняшнем тексте K-специалист предстает во всеоружии своего инструментария. Анализируя стилистико-содержательную структуру книги Дмитрия Воденникова "Как надо жить - чтоб быть любимым", он отмечает "в имидже" Д.В. "трещины, грозящие... изрядными смысловыми глубинами". А с автором сборника "Амур и др." (М.: ОГИ, 2001) K разбирается еще изящней, еще непринужденней: "Если кто заболел, то необходимо лежать, а если Евгении Лавут это неизвестно, остается только ей посочувствовать". Вот он, настоящий критический класс, экстремальная высота и благородство аргументации.

Правда, в нечаянный и неравный спор с K вступает поэт и культуролог L, напечатавший в цветном еженедельнике рецензию на ту же книгу Е.Лавут. И степень таланта, и возраст лирической героини оцениваются здесь совсем иначе.

Еще один поэт и культуролог, M, помещает - опять-таки - в цветном еженедельнике на редкость добротный обзор пяти более или менее свежих (в том числе и стихотворных, вешний ветер всюду веет) изданий, среди которых - "Пир" Владимира Сорокина. В связи с "Пиром" Сорокина уже раз пятнадцать печатно обвиняли в инерционности. Последней это сделала крупный критик N не далее чем в минувшую среду: "Хоть бы кто-нибудь объяснил мне... каким образом самоповтор, самоцитата и пережевывание ранее съеденного сообщают "литературному вампиру"... статус мегазвезды?" Вот M и объясняет - доходчиво и здраво: "Это бы сошло за недостаток, если Сорокина привычно числить в авангардистах... Это не новая книга, это еще одна книга". И впрямь: требовать от писателя каких-то непрерывных свершений, рекордов, шагов вперед, прыжков выше головы - манера даже не авангардистская, а какая-то... извините меня... советская. Оставим Сорокина в покое - у нас есть Людмила Петрушевская, которая аж со "Времени ночь" только и делает что повторяется и при этом (а то и благодаря этому) остается мегазвездой. Да и вообще (набрала воздуху в легкие)...

Полемика

Правило номер один: полемика непродуктивна.

Сводки

Весна. Ломаются не только льды на Москва-реке, но и устойчивые амплуа. Какие-то - по внутренним, эволюционным причинам, какие-то - по внешним: революционным.

Вячеслав Курицын уже недели полторы - главный редактор информационной службы интернет-магазина "Озон". Мне это Славино решение представляется... как бы помягче... опрометчивым. Впрочем, "Курицын-weekly" для РЖ он вроде обещал делать в прежнем режиме, а остальное - совсем не моя забота.

Ведущая рубрики "Переписка с Дуней Смирновой" сказала аудитории журнала "Афиша" прочувствованное "прости". "Мне хочется извиниться... Драматургия невозможна без конфликта. Ну вот и приходилось конфликтовать. Иначе вам самим было бы неинтересно". Что-то слышится родное... Но - правило номер два: запрет на гнилую исповедальность.

В том же номере "Афиши" наличествует текст Льва Данилкина о романе Бориса Акунина "Пелагия и Черный Монах". Симпатичны в нем два момента: а) это первый случай, когда книжный обозреватель Данилкин откровенно манкирует своими обязанностями: о рецензируемой книге как таковой в рецензии - практически ни слова; б) отталкиваясь от постулата "сказка ложь, да в ней намек" (сочиненная Данилкиным сказка этому закону, вполне вероятно, не подчиняется: темна вода), поневоле придешь к сенсационной гипотезе: уж не разочаровался ли Григорий Чхартишвили в Борисе Акунине, не задумал ли свернуть одноименный проект? Я не разделяю тотально негативных суждений Андрея Левкина о "Черном Монахе"; по-моему, вступительная часть романа очень удачна (заключительная, правда, сводит весь эффект на нет). Однако ж если моя гипотеза верна, передайте Григорию Шалвовичу мои искренние поздравления. Мужественный и рациональный поступок.

Впору поздравить и еженедельную газету "Книжное обозрение", которая на днях обрела нарядный цветной макет и еще более явственный коммерческо-деловой уклон. Вдобавок, говорят, в сети вот-вот появится электронная версия "КО". Стану ссылаться.

"Время MN" поздравлять, увы, не с чем: похоже, к концу марта это СМИ тихо перестанет существовать. Обидно прежде всего за блестящие авторские колонки - Nota bene Александра Агеева и "Телетени" Славы Тарощиной.

Некоторые проблемы появились также у популярного журнала "Итоги". Газета "Ведомости" прокомментировала ситуацию в том духе, что президент ИД "Семь дней" Дмитрий Бирюков чужд политики и печется исключительно об экономической выгоде; он-де всегда "позиционировал себя как бизнесмен". Я согласна - если допустить, что слово "бизнесмен" "Ведомости" употребляют в качестве эвфемистической замены выражения "первостатейная сволочь". С Бирюковым все было понятно давно и сразу; единственное, что нынче всерьез режет мой слух, - это трагические рулады о журналистской солидарности и зажиме свободного творчества, выводимые главным редактором "Итогов" Сергеем Пархоменко. В 1996-м, снизу вверх наблюдая за тем, как президент ИД, близкий друг Пархоменкиного работодателя и кумира В.Гусинского, грабит и херит газету "Сегодня", Сергей насчет цеховой солидарности скромно помалкивал. Зато после августовского кризиса, в разгар сокращения штатов негосударственных СМИ, Пархоменко опубликовал фанфарную editorial, в которой назвал сии массовые увольнения необходимой санацией. Этого на всю жизнь памятного номера "Итогов" у меня сейчас нет под рукой, точно процитировать не могу, но за общий смысл и за конкретную "санацию" отвечаю.

У меня под рукой нет, а у Сергея - на сто процентов есть; самое время ему перечитать ту свою колонку. Перечитав же, раскрыть Екклесиаста: род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки, и тот, кто позиционировал себя как супернезависимый журналист, непременно окажется всего-навсего зубом в чужой пасти; кариозным клыком. Молчали б вы, Сережа, в тряпочку. Не вам апеллировать к esprit de corps. Закон джунглей - в вашей же чеканной формулировке - суров. Полость рта, хоть ты тресни, должна регулярно санироваться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск тридцатый /11.03/
Литература и интернет: хеппи-энд при помощи Alta Vist'ы; литература и апокалипсис: другого конца света у нас для вас нет. "Звезда" ## 1-2.
Аделаида Метелкина, Lента 1 /06.03/
Материалы о литературе в сетевых и бумажных СМИ.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать девятый /05.03/
Горбатый карлик под столом, или Теология - служанка исторического материализма; Явное облегчение после пьявок, или Серебряный Век в магическом ореоле Советской Власти. "Новое литературное обозрение" # 46.
Аделаида Метелкина, Зимняя птица /28.02/
Заметка фенолога и попытка суицида.
Аделаида Метелкина, Пятьдесят шестой подход /22.02/
Сюжет: Черчесов. Вразброс: "Экслибрис".
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru