|
||
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь |
Журнальное чтиво: выпуск тридцать седьмой Дата публикации: 3 Мая 2001 получить по E-mail версия для печати Для разнополых поклонников Даниэлы Стил в мартовской "Звезде" - окончание романа о "сломанной кукле" Нины Катерли. Содержание предыдущих серий см. здесь. Хэппи-энд с перспективой счастливого американского замужества. Потенциальный спаситель - похожий на Рузвельта мильонэр в коляске. В следующем - апрельском - номере снова женская проза, на этот раз без хэппи-энда, но с моралью: "Не родись красивой, а родись... итд" (Ирина Безладнова. "Такая женщина"). Женская поэзия в "Звезде" не столь предсказуема и работает на контрасте: от классической Инны Лиснянской до замысловатого вундеркинда Полины Барсковой, чья подборка зовется "История идеологии и поэзии, идеология истории и поэзии, поэзия идеологии и истории, или Вдогонку А.З." и похожа на все сразу: на кунсткамеру, на тесную антикварную лавку и на американский супермаркет:
Перечни подробностей и списки всего, что приходит в голову, - не то от выдыхающегося постмодерна, не то - наоборот - от привычной петербургской интонации: что вижу, то пишу. Или - что помню, то пишу. (Забавный разговор на эту тему см. здесь.) А в том же номере "Звезды" петербургский поэт Александр Кушнер рассуждает приблизительно о том же - об эпосе и лирике ("С Гомером долго ты беседовал один..."). - Суть рассуждений сводится к тому, что эпос обречен, и что "Гомер сегодня писал бы лирические стихи". Кушнер пристрастен (как всегда), и аргументация уязвима. Ему покоя не дает, по всему судя, не эпос даже, но эпическая интонация, а в нарисованной картинке под названием "Торжество лирики" красноречиво отсутствуют очевидные тексты и очевидные фигуры. Но Кушнер, похоже, и сам это знает. И в конечном счете возникает такой вот вполне анекдотический point: "...Не случайно античные мотивы возникли в стихах двух-трех поэтов (третьим я назвал бы А.Пурина - поэта следующего поколения) в Ленинграде - Северной Пальмире". - Да ладно, пурин так пурин, а первые два? - спросите вы, потому как что за манера - начинать перечень с третьего (шестого, двадцать пятого) номера. Ответ в следующем абзаце:
No comment. Впрочем, как совершенно справедливо заметил по этому поводу Немзер: "...очень хороши цитаты из "Илиады" Гнедича и "Одиссеи" Жуковского". В завершение сюжета о петербургских стихах и эпических (или наоборот - постмодернистских) перечнях предметов, их населяющих: "Звезда" #4 публикует три "петербургских сонета" Владимира Набокова.
Кроме сюжета пиитического в "Звезде" обыкновенно присутствует сюжет публицистический. В #3 речь о смертной казни, организованной преступности и петровских реформах. - "Исторические чтения" в исполнении Ольги Чайковской по жанру ближе к ее же судебным очеркам в давнишней "Литгазете", что же до настоящей юридической коллизии, то она здесь обретает в большей степени литературное развитие - "Исповедь смертника" Вячеслава Шараевского с замечательной последовательностью воспроизводит известный конфликт: "Кто я - тварь дрожащая, или право имею?". Автор "Исповеди..." провел в камере смертников около трех лет, но ведь и тот, другой автор там побывал. Еще один "человеческий документ" - "Я был на этой войне" Вячеслава Миронова, жутковатый комментарий к актуальному ныне судебному разбирательству: реальность чеченской войны здесь опрокидывает не только юридические или литературные, но и просто умопостигаемые человеческие нормы. В #4 - антикоминтерновский лубок Бориса Носика "Кто ты - Майя?". Автор решительно пресекает всякую возможность романического сочувствия героине:
У Носика получилась травестированная история "железной женщины" - княгини Марьи Павловны Кудашевой, мадам Ромен Ролан. В разделе переводов того же номера неожиданное для русских читателей Джорджа Оруэлла бытописание парижской нищеты ("Фунты лиха в Париже и Лондоне"). Увлекательным обещает стать филологический раздел "Звезды", где с недавних пор утвердился Игорь П. Смирнов. В #3 - короткое эссе о "платочке" как обязательной детали в сюжете об импровизации, в #4 - рецензия на выпущенное издательством "НЛО" "Насилие и священное" Рене Жирара. Кажется, субъективные и в строгом смысле слова неакадемические, однако всегда непредсказуемые и уместные "филологические комментарии" питерского философа из Констанцы Игоря П.Смирнова более чем достойная замена скандального "философского комментария" Бориса Парамонова, который "Звезду" покинул, о чем редакция извещает в реквизитах 3-го номера. В конце концов даже постфрейдизм имеет свои гитики. Наконец, в том же 3-м номере "Звезда" обещает постоянную (раз в два месяца) рубрику "Из города Энн", где выступает другой мэтр западной славистики - постоянный житель Энн Арбора Омри Ронен. Возможно, следующий ее выпуск окажется в сети, мартовского там нет. Что жаль. Филологи такого класса редко комментируют Ильфа и Петрова, и здесь перед нами именно такой случай: мемуарно-филологическое прочтение "Одноэтажной Америки" и "Записных книжек" Ильфа.
Далее следует коллаж из цитат, при этом, как справедливо замечает Ронен, "не всякий читатель сразу скажет" - кто есть кто. Поупражняйтесь и вы:
поставить закладку написать отзыв
|
inna@inna.kiev.ua |
|
||