Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск тридцать седьмой
Дата публикации:  3 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Для разнополых поклонников Даниэлы Стил в мартовской "Звезде" - окончание романа о "сломанной кукле" Нины Катерли. Содержание предыдущих серий см. здесь. Хэппи-энд с перспективой счастливого американского замужества. Потенциальный спаситель - похожий на Рузвельта мильонэр в коляске. В следующем - апрельском - номере снова женская проза, на этот раз без хэппи-энда, но с моралью: "Не родись красивой, а родись... итд" (Ирина Безладнова. "Такая женщина").

Женская поэзия в "Звезде" не столь предсказуема и работает на контрасте: от классической Инны Лиснянской до замысловатого вундеркинда Полины Барсковой, чья подборка зовется "История идеологии и поэзии, идеология истории и поэзии, поэзия идеологии и истории, или Вдогонку А.З." и похожа на все сразу: на кунсткамеру, на тесную антикварную лавку и на американский супермаркет:

Тристан тростниковой треской пробежал по кустам.
Затурканный турок, как тетерев, лезет на терем.
Автобус, похожий на булку, везeт в Петергоф.
Ты помнишь их рожи, тех статуй Большого фонтана?
Там Зубов с Ланским расслабляются в сумерках в гольф,
Дидро и Вольтер занимают на ром у Нептуна.

...

Люди, львы, куропатки, стервятники и стада √
Все легли под колeса. Все приползли сюда.
Ты будешь фотографировать? Я-то, конечно, - буду.

Перечни подробностей и списки всего, что приходит в голову, - не то от выдыхающегося постмодерна, не то - наоборот - от привычной петербургской интонации: что вижу, то пишу. Или - что помню, то пишу. (Забавный разговор на эту тему см. здесь.) А в том же номере "Звезды" петербургский поэт Александр Кушнер рассуждает приблизительно о том же - об эпосе и лирике ("С Гомером долго ты беседовал один..."). - Суть рассуждений сводится к тому, что эпос обречен, и что "Гомер сегодня писал бы лирические стихи". Кушнер пристрастен (как всегда), и аргументация уязвима. Ему покоя не дает, по всему судя, не эпос даже, но эпическая интонация, а в нарисованной картинке под названием "Торжество лирики" красноречиво отсутствуют очевидные тексты и очевидные фигуры. Но Кушнер, похоже, и сам это знает. И в конечном счете возникает такой вот вполне анекдотический point: "...Не случайно античные мотивы возникли в стихах двух-трех поэтов (третьим я назвал бы А.Пурина - поэта следующего поколения) в Ленинграде - Северной Пальмире". - Да ладно, пурин так пурин, а первые два? - спросите вы, потому как что за манера - начинать перечень с третьего (шестого, двадцать пятого) номера. Ответ в следующем абзаце:

Бродский говорил мне: "Александр, я всегда делаю стойку, когда встречаю в твоих стихах античные сюжеты". И я отвечал ему примерно то же.

No comment. Впрочем, как совершенно справедливо заметил по этому поводу Немзер: "...очень хороши цитаты из "Илиады" Гнедича и "Одиссеи" Жуковского".

В завершение сюжета о петербургских стихах и эпических (или наоборот - постмодернистских) перечнях предметов, их населяющих: "Звезда" #4 публикует три "петербургских сонета" Владимира Набокова.

Безлюдие. Остались только Бог,
рябь под мостом да музы в Эрмитаже,
да у ворот луна блестит все та же
на мраморных ногтях гигантских ног.

И это все. И это все на свете...

Кроме сюжета пиитического в "Звезде" обыкновенно присутствует сюжет публицистический. В #3 речь о смертной казни, организованной преступности и петровских реформах. - "Исторические чтения" в исполнении Ольги Чайковской по жанру ближе к ее же судебным очеркам в давнишней "Литгазете", что же до настоящей юридической коллизии, то она здесь обретает в большей степени литературное развитие - "Исповедь смертника" Вячеслава Шараевского с замечательной последовательностью воспроизводит известный конфликт: "Кто я - тварь дрожащая, или право имею?". Автор "Исповеди..." провел в камере смертников около трех лет, но ведь и тот, другой автор там побывал.

Еще один "человеческий документ" - "Я был на этой войне" Вячеслава Миронова, жутковатый комментарий к актуальному ныне судебному разбирательству: реальность чеченской войны здесь опрокидывает не только юридические или литературные, но и просто умопостигаемые человеческие нормы.

В #4 - антикоминтерновский лубок Бориса Носика "Кто ты - Майя?". Автор решительно пресекает всякую возможность романического сочувствия героине:

Встреча превзошла мои лучшие и худшие ожидания... Дело не в памяти - она ничего не забыла, все помнила, что было и 50, и 60, и 70 лет тому назад (ну, может, изредка кое-что путала и привирала). Просто предо мной предстал не тот человек, которого я ожидал увидеть, не та романтическая коктебельская вдовушка, о которой я услышал некогда на заснеженных подмосковных аллеях ... Все-таки Майе было сильно за 80, и у нее была борода. Не такая густая, как у молодого Волошина, не такая идейно выдержанная, как у Маркса и Энгельса, пожиже, но все-таки борода, на манер Достоевского.

У Носика получилась травестированная история "железной женщины" - княгини Марьи Павловны Кудашевой, мадам Ромен Ролан. В разделе переводов того же номера неожиданное для русских читателей Джорджа Оруэлла бытописание парижской нищеты ("Фунты лиха в Париже и Лондоне").

Увлекательным обещает стать филологический раздел "Звезды", где с недавних пор утвердился Игорь П. Смирнов. В #3 - короткое эссе о "платочке" как обязательной детали в сюжете об импровизации, в #4 - рецензия на выпущенное издательством "НЛО" "Насилие и священное" Рене Жирара. Кажется, субъективные и в строгом смысле слова неакадемические, однако всегда непредсказуемые и уместные "филологические комментарии" питерского философа из Констанцы Игоря П.Смирнова более чем достойная замена скандального "философского комментария" Бориса Парамонова, который "Звезду" покинул, о чем редакция извещает в реквизитах 3-го номера. В конце концов даже постфрейдизм имеет свои гитики.

Наконец, в том же 3-м номере "Звезда" обещает постоянную (раз в два месяца) рубрику "Из города Энн", где выступает другой мэтр западной славистики - постоянный житель Энн Арбора Омри Ронен. Возможно, следующий ее выпуск окажется в сети, мартовского там нет. Что жаль. Филологи такого класса редко комментируют Ильфа и Петрова, и здесь перед нами именно такой случай: мемуарно-филологическое прочтение "Одноэтажной Америки" и "Записных книжек" Ильфа.

"До Ильфа русские писатели не улавливали литературных возможностей, открывающихся при описании Америки. Между тем никто не написал еще об отзвуках и уроках "Одноэтажной Америки" в "Лолите" - великом американском романе об автомобильном путешествии иностранного литератора по Соединенным Штатам в обществе туземки".

Далее следует коллаж из цитат, при этом, как справедливо замечает Ронен, "не всякий читатель сразу скажет" - кто есть кто.

Поупражняйтесь и вы:

"В этих страшных местах две постели стоили нам десять долларов. Мухи становились в очередь на наружной стороне двери и успешно пробирались внутрь, как только дверь открывалась".

"После обеда мы заинтересовались духовной пищей, которой в аптеке тоже торговали. Здесь были дико раскрашенные открытки с видами местных достопримечательностей. Мы рассмотрели полку с книгами. Все это были романы: "Быть грешником - дело мужчины", "Пламя догоревшей любви", "Первая ночь", "Флирт женатых".

"По ночам высокие грузовики, усыпанные разноцветными огнями, как страшные гигантские новогодние елки, поднимались из мрака и громыхали мимо нашего запоздалого кара".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск тридцать шестой /25.04/
Скандал в академическом семействе; опять телега на славистику; юбилей деда Мороза. "НЛО" #47, 2001.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск тридцать пятый /16.04/
Советское кино для начитанных инженеров, пионерская игра "Зарница" и бестселлеры из пыльного мешка. "Новый мир" # 3.
Аделаида Метелкина, Пятьдесят девятый подход /12.04/
"Великий полдень" Сергея Морозова: Ein Buch fur Alle und Keinen.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск тридцать четвертый /09.04/
Постскриптум к интерактиву: все вычеркиваем; я сам лучше кинусь под паровоз, чем брошу на рельсы героя; литература, однако. "Знамя" # 3.
Аделаида Метелкина, Пятьдесят восьмой подход /06.04/
Селениты в колесе.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru