Русский Журнал
/ Круг чтения / Периодика www.russ.ru/krug/period/20020123_sk.html |
Обозрение С.К. #89 О феномене русского толстого журнала Сергей Костырко Дата публикации: 23 Января 2002 Объявленная в "Круге чтения" "неделя про журналы" провоцирует. А тут как раз и статья Инны Булкиной. Мой коллега, размышляющий о феномене сегодняшних толстых журналов, приходит к выводу, что сегодня - время литературы факта, а не собственно художественной литературы. И соответственно, будущее обеспечено тем журналам, которые правильно сориентировались в нынешней ситуации. Скажем, НЗ или ИФ. Короче, жизнеспособность традиционного толстого литературного журнала - под сомнением. Для обоснования дается историческая справка:
То есть журнал следует рассматривать, как некий культурно-общественный институт, изначально состоявший на "государевой службе". Как нечто сугубо прикладное, функциональное, предназначенное для вразумления народа своего с помощью литературы, а попутно еще и "направляющее литературный процесс". Следы этих функций невытравимы из деятельности нынешних толстых журналов. Что и определяет некий налет архаичности на их деятельности сегодня. Предложенная схема имеет, разумеется, отношение к феномену русского толстого журнала, но - по касательной. Здесь явление более сложное, никак не укладывающееся в предложенное определение. Поэтому я хотел бы предложить другое, неизбежно (по причинам места) схематичное описание истории возникновения и содержания феномена русского толстого журнала. На мой взгляд, эта схема все же ближе к реальностям русской литературно-журнальной жизни. А во-вторых, она имеет самое прямое отношение к современным толстым журналам и к месту, которое они занимают в сегодняшней России. Итак:
Разумеется, предложенная мною схема справедлива в основном по отношению к русским журналам ХIХ века. ХХ век в России внес свои поправки, и существенные. В частности, в советские времена, когда литература стала частью "общепролетарского дела", заказчиком был уже не читатель, а власть. Возможно, наши представления о толстом журнале как раз и сбиваются памятью о недавнем периоде, когда журнал был органом не общественной и литературной жизни, а почти исключительно - идеологическим органом власти. (Разумеется, здесь необходимо уточнение: в 60-е годы, когда в России начала возрождаться общественная жизнь и общественная мысль, некоторые журналы ("Новый мир", "Юность", "Наш современник") вернули себе некоторые традиционные черты русского толстого журнала.) Но времена изменились. Общественная жизнь переместилась туда, где ей и полагается быть, - в газеты, на телевидение, в деятельность политических партий, общественных, религиозных, культурных и прочих организаций. Сегодня журнал, хочет он этого или нет, обречен быть прежде всего литературным явлением. А общественным явлением он может быть только в той степени, в какой общественным явлением может оказаться нынешняя литература. То есть в журналах осталась собственно литература. Не больше. Но, простите, и не меньше. Потому как литература никогда не сводилась только к служению общественным идеям. Гражданское служение литературы было уже больше по части "прикладной науки", а не фундаментальной. Против кого или за кого писали, скажем, Толстой или Чехов? Против кого или за кого писали Трифонов или Битов? Понятно, против кого и за кого пишут, скажем, Проханов или Кабаков, ну а что нам делать с прозой Славниковой, Дмитриева, Ермакова, Бутова, с эссеистикой Ольги Шамборант, с поэзией Кушнера или Павловой? Список писателей, тексты которых сейчас являются стержневыми для книжек наших ведущих журналов, можно продолжать долго. Ну и в чем выражается их (и журналов, публикующих эти тексты) "наивно-дидактическая задача исправления нравов"? Нет, в определенном смысле слова, конечно, культура душевной, духовной и интеллектуальной жизни, развитая литературой, в конечном счете, определяет и нравственные установки. Но, согласитесь, сводить содержание современной литературы к "нраво-учению" было бы странно. Скорее как раз "НЗ" и "ИФ", которых мой коллега противопоставил толстым литературным журналам, ориентирующихся на fiction, и которые уже в силу этого как бы свободны от "наивно-дидактической задачи", как раз эти журналы и ориентированы - первый почти "программно", вполне отрефлектированно (почитайте хотя бы статьи Андрея Зорина), а второй в силу специфики той работы, которой занимается, - на задачу вразумления своего читателя. Но по отношению к этой их работе я бы не стал пользоваться иронической интонацией, с которой упоминаются "наивно-дидактические задачи" - это делается на очень даже достойном уровне. Что же касается, претензий журналов на "руководство литературным процессом", то здесь повторяю: журнал не в состоянии вообще его определять, он может в той или иной степени отражать его. Это раз. И второе: сама Булкина неожиданно, как бы даже вопреки логике (и тональности, в которой упоминаются в ее тексте толстые журналы), высказывает вполне здравые суждения: "...литературные журналы никуда не денутся. Они останутся - в нынешнем своем количестве: от трех до пяти - памятниками самим себе. Но, кроме того, они будут работать на литературный процесс, как они это делают и делали. И бесконечные разговоры о том, что, дескать, литературные журналы не поспевают за издательствами и именно поэтому сходят со сцены, кажется, все же легкомысленны и безосновательны. Литературные журналы в принципе не призваны составлять конкуренцию издательствам. Они скорее помогают: предваряют, анонсируют и пытаются обозначить ситуацию - для тех издателей, которые относятся к этим вещам сознательно. Те есть литературные журналы переходят в лабораторный режим (как ни парадоксально это звучит)". Абсолютно согласен с моим коллегой, хотя и не могу удержаться от одного уже частного вопроса относительно самой логики процитированного пассажа: так все-таки - журналы останутся "памятниками самим себе" или литературными работниками? С пафосом Булкиной, обличающей сами претензии на водительство, открытое учительство в жизни и литературе толстых журналов, согласен на все сто процентов. Я - за равноправные взаимоотношения читателя и писателя (читателя и журнала), за взаимоотношения двух собеседников, размышляющих об одном, а никак не за взаимоотношения учителя (писателя, журнала) и ученика (читателя). Тут мы, видимо, расходимся с Булкиной в оценке самих литературных фактов. Для меня, например, художественная убедительность текста, увлекающая читателя и уже тем самым воздействующая на него, не является актом водительства. И соответственно, никаких претензий на менторство в деятельности толстого журнала, сумевшего самим уровнем публикуемых текстов собрать вокруг себя аудиторию, я не вижу. А что касается толстых литературных журналов вообще, то они, видимо, будут существовать в России столько, сколько существует в ней литература. И в качестве P.S. Последнее десятилетие с какой-то непонятной радостью и воодушевлением многие мои коллеги объявляют смерть толстых журналов. Не могу разделить этой радости. Дело в том, что другого места для литературы и литературной жизни у нас уже почти нет. Посмотрите, как стремительно сократились литературно-критические разделы газет. Там, даже в самых культурных из них ("Время новостей", "Время МН", "Известия", "Газета" и т.п.), литература оттеснена премьерами музыкальными, театральными, антикварными аукционами, показами мод и т.д. Литературная жизнь представлена краткими полуаннотационными заметками и сюжетами премиально-банкетными. То есть литература значима для СМИ только в той степени, в какой она, литература, является частью светской жизни. Не более того. Развернутая аналитическая рецензия на роман или книгу - почти экзотика. Надежды на то, что эти потери может возместить Интернет, пока слабы. Слишком специфическое пространство. Максимум, который может дать Интернет, - это оперативное оповещение о появлении и характере того или иного текста. Не более того. Для сосредоточенного чтения Интернет мало приспособлен. Сегодняшняя же реальность такова: нравится нам это или не нравится, а основной вес, основная работа по обеспечению существования литературы и литературной жизни, по-прежнему - на толстых литературных журналах. Попытки, которым я очень сочувствую, некоторых издательств ("Амфора", "ОЛМА-Пресс", "ЭКСМО-Пресс") наладить издание "не обкатанной" в журналах новейшей литературы внушают оптимизм. Но - осторожный. Как правило, на книжном рынке лидируют писатели, имена которых известными и популярны стали опять же благодаря журналам (Т.Толстая, В.Пелевин и т. д.). И потому энтузиазм, с которым некоторые мои коллеги хоронят толстые журналы, кажется мне самоубийственным. Если, конечно, не считать его за вот такую парадоксально выражаемую глубинную непоколебимую уверенность в несокрушимости толстых литературных журналов, то есть - как бы их ни гнобили, ничего с ними не сделается. |