Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
"Отечественные записки" - инструмент для разрешения семейных проблем
Беседовал Олег Проскурин

Дата публикации:  29 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Русский Журнал: Скажите, как вы рискнули начать издание нового журнала в эпоху, когда все вокруг кричат о том, что толстый журнал умер?

Татьяна Малкина: Прежде всего, я абсолютный сторонник бумажных изданий. Не знаю, с чем это связано, - это, наверное, какие-то физиологические особенности, - но я люблю сам вид книги. И вообще мне нравится держать в руках то, что я читаю. Мне трудно читать с монитора. В Интернет я залезаю только по крайней нужде. Блуждать по электронным форумам у меня нет времени. А между тем у меня накопилось довольно много вопросов к жизни. Я и подумала: а что если попытаться найти людей, которые эту жизнь всерьез изучают? Оперативной информации мне хватает. Ее дают газеты и еженедельники. Мне скорее не хватает анализа, систематизированной информации. Это, наверное, зависит от того, как человек устроен. Я человек логический, мне нужно, чтобы все было разложено по полочкам, разъяснено... Мне, к примеру, интересно узнать, что происходит в Русской православной церкви, что происходит с образованием. У меня появились дети. Они еще маленькие, но меня уже волнует вопрос, в какую школу я отдам своего ребенка через два с половиной года...

РЖ: Получается, что журнал - это в известном смысле инструмент для разрешения собственных семейных проблем?

ТМ: Конечно.

РЖ: Толстые "Отечественные записки" существенно отличаются по своей структуре от того, что принято называть "толстым журналом" в русской традиции. Здесь, например, нет беллетристики, на первый план выходят статьи специального характера. Вы не боитесь, что такой необычный толстый журнал не найдет достаточного количества читателей?

ТМ: Да нет, как-то не очень боюсь. Я вообще в последнюю очередь думала о том, найдет ли он достаточное количество читателей или нет. Потому что рассуждения о высокой интеллектуальной миссии толстых журналов, интернет-ресурсов и тому подобного - все они мне кажутся немножко от лукавого. Ну, не верю я, что кто бы то ни было делает это для некоего читателя...

РЖ: В былые времена количеством подписчиков определялся бюджет журнала.

ТМ: Безусловно. Но на сегодняшний день ни у одного журнала (исключая, может быть, попсовый глянец) бюджет не определяется количеством подписчиков или покупателей. Ни одно сколько-нибудь качественное издание не в состоянии выжить как коммерческий проект. Тема эта бесконечно интересная. Она ведет нас к проблеме свободы прессы в России - проблеме, которую так любят сейчас муссировать. Между тем, дело совсем не в цензуре и государственных репрессиях. Свобода прессы в России отсутствует не в силу какого-то политического давления, а просто из-за того, что нет никакого экономического базиса для ее существования. Нет развитого рекламного рынка, поскольку нет потребности в рекламе. Ну, и так далее.

РЖ: Если бы я был корреспондентом желтой газеты, я бы непременно задал вам вопрос: а каковы же источники финансирования "Отечественных записок"?

ТМ: Журнал финансируется на меценатской основе. Очевидно, информация о предметах, с которыми мы встречаемся каждый день, и аналитическая экспертиза проблем, которые иногда представляются неразрешимыми, интересны не только мне, но и еще каким-то людям, которые готовы на это тратить деньги. Спасибо им большое за это. Ничего более стабильного за "Отечественными записками" пока не стоит.

РЖ: Ваш журнал имеет название, которое активизирует сразу несколько пластов культурно-исторической памяти и ко многому обязывает. Какими соображениями вы руководствовались, когда выбирали этот обязывающий заголовок?

ТМ: Я, наверное, сейчас страшно разочарую вас и ваших читателей. Я сделала этот обязывающий жест во многом вынужденно. Первоначально у меня не было идеи называть журнал ни "Вестником Европы", ни "Отечественными записками". Но в связи с регистрацией возникла специфическая проблема. Мы часто говорим о том, что СМИ у нас очень много, но вряд ли представляем себе, до какой степени много. Если взять толковый словарь русского языка и пойти с ним в орган под названием Министерство печати, где и регистрируются СМИ, то выяснится, что все значимые существительные и половина прилагательных уже заняты. Я, честно говоря, первоначально хотела назвать журнал "Территория". Это название мне казалось привлекательным по разным причинам. Однако выяснилось, что где-то уже существует СМИ под названием "Территория"...

РЖ: Подождите. Так ведь и журнал под названием "Отечественные записки" выходил, причем недавно!

ТМ: Действительно, был такой литературно-художественный журнал. Я его никогда в глаза не видела, к стыду своему. Совсем недавно его упоминала Валерия Ильинична Новодворская в своей пламенной речи. Как журнал диссидентского сообщества. Но существующий закон, с одной стороны, запрещает дублировать названия, а с другой - как-то ограничивает учредителей и издателей СМИ: издания обязаны выходить периодически, в противном случае лицензия аннулируется. Там есть какой-то ценз, кажется два раза в год. А журнал, зарегистрированный как "Отечественные записки", этому цензу перестал соответствовать. По-видимому, он уже несколько лет не выходил. И когда в Министерстве печати были забракованы, уже, кажется, 25 вариантов предложенных нами названий, выяснилось, что как раз "Отечественные записки" свободны. И я приняла это название - после некоторых колебаний, связанных с тем, что я не намеревалась примерять на себя шапку Мономаха. Да и Некрасова не люблю. Но, в конце концов, "Отечественные записки" - если попытаться забыть то, что мы проходили в институтах, университетах и школах, - это такое хорошее, достойное сочетание слов. Простое, не выпендрежное. И для программы нашего журнала в общем вполне пригодное.

РЖ: Кстати о программе. Вы задумывали журнал как форум, где должны будут высказываться мнения экспертов по значимым для нашей жизни вопросам. Что такое "экспертное сообщество" в вашем понимании? Это люди совершенно разных (подчас - противоположных) позиций? Или же "Отечественные записки" будут строиться по типу изданий, которые назывались раньше "журналом с направлением"?

ТМ: Я против идеи журнала с направлением. Я думаю, что для селекции материалов достаточно обычного вкуса. Это основной ограничитель. Ясно, что мы ни при каких обстоятельствах не будем пропагандировать фашизм, национальную рознь и тому подобное, но это тоже скорее дело вкуса, нежели идеологической позиции. Поскольку мне лично чужды эти вкусовые проявления, постольку можно быть уверенным, что ничего подобного в нашем журнале не будет. Главный критерий, по которому мы выбираем авторов, далек от идеологии.

РЖ: Каков же этот критерий?

ТМ: Понимает ли автор то, о чем он говорит.

РЖ: То есть, в сущности, профессионализм?

ТМ: Да. В состоянии ли автор аргументировать свою позицию, какой бы она ни была. А идея, которой я особенно дорожу, - это то, что мы должны привлекать в качестве авторов настоящих специалистов. Можно даже определить это по-другому: "не журналистов". Я сама журналист и у меня есть право судить о ценности журналистских текстов. Мне кажется, ценность журналистской экспертизы приближается к нулю.

РЖ: Вот как?

ТМ: Нет, не "вообще", конечно. Понятно, что "вообще" журналист нужен. Но не для издания нашего типа. Журналист - это профессия, профанирующая по определению. В принципе, любому журналисту знакома ситуация, когда в газете дают задание написать про что угодно. Про то, как устроено образование или как устроена вселенная. Ну, и что? Напишет.

РЖ: Первый номер "Отечественных записок" посвящен положению в Русской православной церкви. Второй будет посвящен образованию...

ТМ: Второй и третий. Мы правильно угадали важность образовательного сюжета: материалов набралось на такой академический фолиант, который пришлось разбивать на два номера.

РЖ: Четвертый номер будет посвящен "картинам мира". Следовательно, вы намерены организовывать все выпуски вокруг одной центральной темы?

ТМ: Да.

РЖ: А вы не боитесь, что это превратит номера "Отечественных записок" в тематические сборники и что, таким образом, круг их потенциальных читателей еще более сузится?..

ТМ: Конечно, известная опасноть такого рода есть. Избежать ее мы пытаемся с помощью "Свободной тетрадки"...

РЖ: "Свободная тетрадка" - это что такое?

ТМ: У нас две трети материалов посвящены основной теме, а треть посвящена совсем разным.

РЖ: Это то, что в первом номере помещено под рубриками "Новый мир", "Страна ОЗ" и "Старый мир"?

ТМ: Да. Мы будем стараться продолжать и всячески совершенствовать эту тетрадку. Попытаемся возродить так называемый физиологический очерк, документально-фактическое описание того, что происходит на просторах родины. Вроде "Острова Сахалина" Чехова.

РЖ: Означают ли ваши слова, что журнал намерен экспериментировать с литературными формами, возвращать или прививать нашей журналистике те жанры, которые она забыла или о которых никогда не знала?

ТМ: Безусловно. Мы очень хотим, чтобы у нас это получилось.

РЖ: Что еще, помимо физиологического очерка, вы предполагаете культивировать?

ТМ: У нас во 2 номере будет, к примеру, такой текст. Очень молодой автор, девушка невероятной красоты, собрала и обработала материалы всех архивов, имеющих отношение к Горкам Ленинским. Она сначала даже не хотела вставлять в получившийся текст ни одного своего слова. Мы чуть ли не насильно заставили ее написать один абзац предисловия. Удивительным образом этот текст, созданный из архивных документов, оказывает потрясающее воздействие на читателей. Просто хочется плакать. Такой вот неожиданный и необычный опыт получился.

РЖ: Почему необычный? У нас в 20-е годы XX века культивировался похожий жанр - документальный монтаж. Целые книги выходили, построенные на этом принципе. Этот жанр был очень популярен, и одно время некоторые критики даже считали, что он вытеснит традиционную беллетристику. Правда, потом эта форма забылась. Теперь вы, стало быть, пытаетесь ее возродить.

ТМ: Пытаемся.

РЖ: Если судить по первому вышедшему номеру, "Отечественные записки" претендуют на особую типографскую и оформительскую элегантность. Прекрасная черная обложка, классические гравюры в качестве иллюстраций┘ Намереваетесь ли вы продолжать издание в том же эстетическом русле?

ТМ: Да, мы собираемся продолжать в том же русле. Жизнь, конечно, может внести свои коррективы, но я надеюсь, что мы ее поборем. Что касается обложки (дорогое удовольствие, кстати), то мне изначально было ясно, что она должна быть либо черной, либо белой. Мой идеал оформления книжки очень простой. Я с детства любовалась книжками издательства "Галлимар". Они мне и сейчас кажутся самыми красивыми на свете. Ими я и вдохновлялась. Я хотела, чтобы издание выглядело очень просто, "вообще без ничего", но чтобы это было каким-то непостижимым образом похоже на "Галлимар". Вот и все.

РЖ: Как вы считаете, получилось?

ТМ: По-моему, да. Мне очень нравится наш макет. Что касается гравюр, тут есть свои сложности. Большинство гравюр - религиозного характера, что не всегда подходит к содержанию журнала. Непонятно, на сколько лет жизни "Отечественных записок" хватит библиотеки классических гравюр. Ну, что-нибудь придумаем.

РЖ: Судя по вашему ответу, "Отечественные записки" предполагается выпускать так долго, что за годы издания журнала мировые запасы классических гравюр истощатся...

ТМ: Конечно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, Новый журнал: Отечественные записки. М., #1 2001 /29.01/
К этому изданию не подходят оценки, уместные по отношению к журналу. Все тексты основной части монофоничны и беспристрастны. Оформление ОЗ не только нетрадиционно для русского "толстого" журнала, но одновременно элегантно и загадочно.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #90 /29.01/
Декабрьская "Иностранка": Грэм Грин против своих биографов; Ромен Гари - экзистенциальное отчаяние как форма литературной респектабельности.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 68 /28.01/
Риторика после 11 сентября, Солженицын и евреи, император Франц-Иосиф, Бивис и Батт-Хед, лекарство от одиночества из девяти букв.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #89 /23.01/
Последнее десятилетие с какой-то непонятной радостью и воодушевлением многие мои коллеги объявляют смерть толстых журналов. Не могу разделить этой радости. Другого места для литературы и литературной жизни у нас уже почти нет.
Ирина Прохорова, О научной смелости и интеллектуальной растерянности /21.01/
НЛО: изменение траектории? Нам пора находить более светский язык для выражения на общем европейском рынке тех проблем, которые волнуют всех.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Малкина
Татьяна
МАЛКИНА
Главный редактор "Отечественных записок"
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru