Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск 71
"Звезда" #12 (2001), #1 (2002)

Дата публикации:  18 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С чувством глубокого удовлетворения отметим, что питерская "Звезда" не закоснела в выбранном однажды сетевом формате (литературу - давать, все прочее - нет), что она сменила гнев на милость, и теперь в сетевой версии "Звезды", как и прежде было: всего понемногу. В #12 - один большой "Роман с героиней" и... без адюльтера, который подразумевался сюжетом. Интрига в том, что его таки не происходит. Не происходит даже намеченного инцеста, потому что несостоявшиеся любовники, в какой-то момент чуть было не оказавшиеся братом и сестрой, так и остаются друг другу... никем. Вернее, и не чужими тоже: писателем и героиней. Дело происходит в Греции, а автора "Романа с героиней" зовут Дмитрий Каралис. "Роман" здесь именно что в "романическом", а не в литературном своем значении, и "Роман с героиней" в журнальном оглавлении имеет подзаголовок "Повесть".

Все вышеперечисленное - инцест, адюльтеры и прочие богатые сюжетные возможности √ реализуется в другом предлинном романе, начало которого находим в 1-м номере "Звезды". Новый роман Михаила Чулаки называется "Примус", и это "роман с Героем". В буквальном смысле: героя этого романа зовут "Герой" - Герой Григорьевич Братеев. К концу первой части Герой остается без почки. При этом подразумеваются сомнительные морально-материальные приобретения; впрочем, Герой жив, роман не кончен. Впереди просматриваются какие-то сюжеты из жизни новых-старых русских.

В номере 12-м еще много стихов, о которых писать неинтересно, в номере 1-м большой цикл Александра Кушнера с суровым напутствием-прощанием уходящему веку:

Мы расстались спокойно и сухо.
Так, как будто ни слуха,
ни духа
От него нам не надо: зачем?
Ожила прошлогодняя муха
И летает, довольная всем.

Девятнадцатый был благосклонным
К кабинетным мечтам полусонным
И менял, как перчатки, мечты.
Восемнадцатый был просвещенным,
Верил в разум хотя бы, а ты?

Посмотри на себя, на плохого,
Коммуниста, фашиста сплошного,
В лучшем случае - авангардист.
Разве мама любила такого?
Прошлогодний, коричневый лист.

Но поскольку тот же автор написал однажды "Времена не выбирают", то заканчивается все соответствующим образом:

Все же мне его жаль, с его шагом
Твердокаменным, светом и мраком.
Разве я в нем не жил, не любил?
Разве он не явился под знаком
Огнедышащих версий и сил?

С Шостаковичем и Пастернаком
И припухлостью братских могил...

Аллюзии узнаваемы - на ... "Поэму без героя".

Затем следуют стихи о Тютчеве - зеркальное отражение "Путешествия" из январского "Нового мира". Только там Пушкин вдруг оборачивался Тютчевым, здесь все наоборот, но к настоящему Тютчеву отношения не имеет.

Насколько ж чужд сырой он, топкой волоките,
При всей его любви к России, спору нет!
И в этом он поэт немецкий, как хотите,
Шеллингианец он, - не то, что, скажем, Фет.
Осинник, шелести, и вы, кусты, шумите
Сильней перед дождем, скрипи, велосипед.

Это про какого-то другого поэта, мало ль было шеллингианцев на Руси, в самом деле. Вот хоть Ленский, например.

В том же номере "Звезды" стихи Светланы Кековой и батально-исторический цикл Дениса Шереметьева "27.06.1709".

Рассказ Андрея Столярова называется "Наука расставаний", и это монолог о безответной любви. Очень странное сочинение находим в #12-м: "Ликвидаторы", трагифарс в двух действиях Александра Волкова. Там любовный треугольник, огромные, в страницу величиной, ремарки, - такие, например:

...Несколько слов о ее внешности. Светлая шатенка холодного, нордического типа: высокая, с тонкими чертами лица, чем-то неуловимо напоминающего лик боттичеллиевской Венеры. Сама Наталья, по-видимому, давно заметила это сходство и почти подсознательно, порой того не замечая, подстроила свою пластику под этот романтический образ... и т.д.

Сложные отношения между любимыми нашими персонажами - старыми-новыми русскими. В конце все друг друга ликвидируют. Три трупа.

В "Новых переводах" "Сонеты" Жозе Мария де Эредиа и рассказ Ивлин Во.

Non-fiction 12-го номера выстроена вокруг солженицынского "Архипелага": архивный отдел открывается "Страницами семейной хроники" Симоны Ландау "На краю круга девятого". И завершается "Сказанием о тритоне" Игоря Сухих в рубрике "Книги ХХ века" с подзаголовком (1958-1968 "Архипелаг Гулаг" А.Солженицына) и эпиграфом из Варлама Шаламова: И - пусть на свете не жилец - / Я - челобитчик и истец / Невылазного горя....

В том же номере мемуарная проза Бориса Слуцкого, но, к сожаленью, не оцифрованная.

В январской "Звезде" в традиционной рубрике "Россия и Кавказ" "документальная повесть" ленинградского корреспондента о гражданской войне между грузинами и осетинами, начавшейся весной 1991 года и дипломатично именовавшейся в ту пору "вооруженным конфликтом": Виталий Кржишталович. "Осада".

Но преобладает в январской "Звезде" "филологическая эссеистика". Здесь "Новые виньетки" Александра Жолковского с воспоминаниями о школьном детстве:

Школа была мужская - образование оставалось раздельным, хотя где-то существовали и смешанные школы. (Когда пришло время записывать меня в школу, мама спросила, в какую я хочу: где одни мальчики или где мальчики и девочки? Где одни девочки, отвечал я.)

Там же забавный мемуар о даче в Купавне ("Дворянское гнездо"), поневоле заставивший вспомнить о позапрошлогоднем дачном романе Алексея Варламова, и история дружбы с Сергеем Гандлевским, "позаимствовавшим" заголовок для последнего романа:

- ... Все знают, что последние полгода я пишу повесть и ничего не читаю.
<...>
- Именно, хотя я всегда твердил, что такое повествование устарело.
- А как называется?
- "НРЗБ". Понимаете?
- Как не понять - у меня у самого есть такой рассказ, по нему и книжка озаглавлена.
Разговор принимал поистине мужской оборот. Слегка дрогнув, Сережа спросил:
- У вас в уголках?
- В каких уголках?
Сережа руками показал угловые скобки.
- Нет, но, думаю, и так ясно. А у вас ведь, небось, не просто заглавие, а сюжетный лейтмотив? - иезуитствовал я.
- Да, я и стихи для героя написал, там "нрзб" зарифмовано...
- У меня не зарифмовано, я взял пушкинские... Знаете, если я не дарил книжку, можно посмотреть на моем сайте. - Я повел рукой в сторону внутренних комнат.
Но Сережа, как написали бы мои любимые авторы, не сделал ни малейшей попытки предъявить стул.

И дежурные резиньяции писателя Z. о собственном "нарциссизме" очень кстати.

Статьи Льва Лосева "О любви Ахматовой к "Народу" в сетевой версии нет, зато есть Брайан Бойд с "Жизнью биографа". Название заставляет вспомнить о каком-нибудь вальсе Штрауса, потом понимаешь его как каламбур - "жизнь жизнеописателя", но пишет (вернее: говорит. - Это речь при вручении Премии Эйнгарда) самый знаменитый биограф Набокова, по большей части, все-таки не о себе, а о любимом своем персонаже.

Приблизительно о том же, но не о том, очередной выпуск именной рубрики Омри Ронена "Из города Энн". Статья называется "Vera", и посвящена она Вере Евсеевне Набоковой:

Их было четверо, Вера, Надежда, Любовь и Софья, но вторая, веселая и безответственная в молодости, стала злой святошей, искажавшей стихи и мысли спутника своей жизни после его мученической кончины; третья, "Прекрасная Дама", превратилась в банальную Нину Заречную; четвертая, семь раз переписавшая "Войну и мир" и пятнадцать раз беременевшая, - в литературную завистницу, сочинявшую бездарные романы, и только первая, по верному слову Г.А.Барабтарло, "непонятным для нас образом" "извлекла" (elicited) из творческого лона своего мужа его несравненные произведения.

Если говорить точно, то в логике этого номера "Звезды" эссе Омри Ронена рифмуется с "биографической" исповедью Бойда: оно посвящено книге Стейси Шифф о Вере Набоковой. В конце цитата из Стейси Шифф:

"С самых ранних лет до последних дней жизнь Веры Набоковой была пропитана литературой, к которой у нее был абсолютный слух, изумительная память и чувство почти религиозного преклонения. Но она не была писательницей. Она была просто жена (She was just a wife)".

Другая - постоянная именная рубрика "Звезды", "Прозрачное общество" Надежды Григорьевой, на этот раз посвящена Ирине Прохоровой и юбилейному номеру "НЛО".

Беседа с Ириной Прохоровой, главным редактором московского издательства "Новое литературное обозрение", где только что вышел юбилейный 50-й номер одноименного журнала, проходила в петербургском ресторане (неподалеку от Невского проспекта). Ирина, Александр Эткинд, Игорь Смирнов и я дошли туда пешком от гостиницы "Европейская". Собравшиеся мешали мне брать интервью, задавая свои собственные интересные вопросы, а у Ирины стыл лосось. Разговор шел, в основном, о кризисе интеллектуализма.

Разговор, надо сказать, шел, главным образом, об "НЛО", и он небезынтересен. Наверное, потому, что "собравшиеся мешали".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #92 /12.02/
О романе Сергея Гандлевского "[НРЗБ]". К роману следует, видимо, отнестись как к "роману-комментарию" о судьбе литературного поколения автора. Портрет поколения дан в его силе и в его слабостях: ежишься, вчитываясь и примеряя. А никуда не деться. Похоже.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 70 /11.02/
Неразборчивый портрет поколения; "аналитические опрощенцы"; "раскол в либералах" или "рынок интеллектуалов".
Виктор Ярошенко, "Вестник Европы" - новый журнал со старым названием /06.02/
Авторам хочется кушать, поэтому они бегают по всем журналам. Если хочешь иметь "своих" авторов, тогда должна быть совсем другая структура рынка. Журнал должен существовать как агентство, как издательство. (отзывы)
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #91 /05.02/
Античная эротика и отечественная порнография в философском боевике Валерия Пискунова.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 69 /04.02/
Пророк Иона и тунгусский метеорит, обезьяна как запретный плод, Селин голосом Жириновского и "новый русский ренессанс".
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru