|
||
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь |
Журнальное чтиво: выпуск 76 "Звезда" #2, 3 (2002) Дата публикации: 1 Апреля 2002 получить по E-mail версия для печати В последних номерах "Звезды" литература, как это зачастую в питерском журнале бывает, всерьез проигрывает всему, что кроме. Причина даже не в исключительно слабом литературном отделе, а просто в очень хорошей non-fiction. В февральском номере окончание "романа с Героем" - "Примуса" Михаила Чулаки. О том, что это роман о Герое (Герой - имя главного героя), мы уже писали прежде. Прием, видимо, призван обозначить "героя нашего времени", и наш "герой" - не Печорин, отнюдь. Похоже, роман писался несколько раньше, нежели вопрос о "герое нашего времени" и "лишнем человеке" в конце концов решился в пользу последнего. И, соответственно, устарел:
Итак, герой по имени Герой становится гением бизнеса, торгует пирамидами (буквально! то есть прием тот же, что и с именем персонажа), проходит огонь и воду, в финале его ждут медные трубы. Герой чуть ли не становится меценатом и заказывает "произведения искусства", где "героями" были бы "богатые и удачливые". Не исключено, что "роман о Герое" - первый такого рода опыт. Да, там еще есть одна сюжетная мелочь: Герой, чтобы доказать самому себе свою героическую сущность, сам заказывает и сам исполняет убийство. Жертва - негодяй, и, наверное, это должно решить какую-никакую моральную проблему. В завершение - хэппи-энд, зло наказано, Герой торжествует. "Ну, конечно, он между нас - очень первый!" То была последняя фраза романа о Герое под названием "Примус". А открывается #2 торжественным "представлением" юного дарования: Александр Кушнер являет публике шестнадцатилетнюю Ксению Дьяконову с такими вот стихами:
Александра Кушнера, как и следовало ожидать, пленяет "выпуклость, зрительная и осязательная достоверность", с которой "предстают" в этих стихах "улицы, соборы, пейзажи и комнатные вещи". Если добавить еще любимые кушнеровские метры (со скидкой на сбивчивость в ударениях - от детской неопытности), то перед нами очередной питерский клон. Между тем Александр Кушнер совершенно искренне желает (и к нему можно только присоединиться), "чтобы дар Ксении Дьяконовой был поддержан ее судьбой и приходом на сцену нового поэтического поколения". Нового и оригинального, скажем так. Иначе зачем ... еще один кушнер? Следующая поэтическая позиция совсем другого рода (и другого поколения - это принципиально, как сейчас увидим!): Михаил Яснов (род. в 1946-м), более известный как переводчик французских "проклятых":
И там же:
Мартовский номер открывает Олег Охапкин, со стихами о том, что жизнь грустна и что она уходит. А вот другой поэт того же питерского поколения:
Это был Евгений Каминский, а за ним в мартовском номере следует Александр Фролов со стихами до боли знакомыми. Это не первый случай, когда в одних толстых журналах появляются стихи, уже выходившие прежде... в других журналах. Стихи Александра Фролова чуть раньше "Звезды" "выстрелили" в "Арионе". Накладочка вышла. В том же номере "Звезды" две повести: монологический "Отступник" Павла Мейлахса и "Марш авиаторов" Сергея Иванова - в самом деле, про авиаторов, но "марш" в миноре. В февральской "Звезде" печальный рассказ Марины Бонч-Осмоловской ("День из жизни старика на Беркендейл, 42") - о старом человеке в старой стране. В "Новых перводах" замечательная лекция Мартинуса Нейхофа "О собственном творчестве", подробный, шаг за шагом, конспект того, что думает человек, прежде чем сообщить свою мысль вслух. В большом мемориальном отделе "Незаконченные разговоры с Александром Володиным" Николая Крыщука ("Грустный человек") и короткая статья Б.Ф.Егорова о Ю.М.Лотмане и З.Г.Минц. И там же "Портреты по памяти" Николая Ковалева: художники порой очень увлекательно пишут о художниках. А своеобразным лейтмотивом февральской "Звезды" стала "русская Венеция": Тютчев и Гумилев на поэтической обложке и "опыт академического комментария" к "Веницейской жизни..." Мандельштама М.Л.Гаспарова и Омри Ронена, где равно замечательны комментарий и обоснование его необходимости. В Сети ничего такого нет, а сам академический комментарий находится в сакраментальной рубрике "Эссеистика и критика". В следующем номере в той же рубрике статья И.Белобровцевой "Поэт R-13 и другие государственные поэты". Она о Маяковском в романе Замятина "Мы". Не сказать чтоб очень убедительно, опять же, методологический "хоровод" из М.Бахтина, А.Рейтблата и Б.Дубина, который почему-то назван Дубовым. В марте "Звезда" отмечает юбилей Лидии Яковлевны Гинзбург (100-летие!). Здесь подготовленная Д.Устиновым публикация "Из записных книжек" 1925-1934 гг. и несколько мемуарных статей (Елена Кумпан и Елена Невзглядова). Своего рода эпиграф к этой публикации "Звезды" - из Елены Кумпан:
По большому счету, литературный круг питерского журнала - и есть те самые "молодые друзья" Лидии Гинзбург. Другой настойчивый мотив "гинзбурговских" меморий - грань между писательством и "филоложеством" ("Маяковский говорил нам (Коварскому, Боре <Бухштабу>, мне): "Работайте на современной литературе. Бросьте заниматься филоложеством"). Соответственно, статья Алексея Машевского о собственной прозе автора монографии "О психологической прозе". Проза Гинзбург, по Алексею Машевскому, - продолжение опытов Пруста и Кафки и опровержение бахтинской теории романа. Кажется, из этой колоды выпадает один из любимых персонажей Лидии Гинзбург - Герцен. Что же до реального пересечения писательства и "филоложества", то агрессивное отторжение происходило - и происходит - с другой, скажем так, стороны:
В том же мартовском номере статья Игоря Кузьмичева памяти Вадима Шефнера, умершего в начале года ("Стойкость"). И завершает номер лучшая, безусловно, рубрика "Звезды" - "Из города Энн" Омри Ронена. На этот раз ("Март") речь идет о марте 1953-го, но не только. В замечательной онегинской традиции, где-то в середине пути ("Из города Энн" продолжается уже более полугода) автор определяет жанр своих сочинений:
И вот отличный mot по случаю старой детской книжки ("Маугли", "Школьная библиотека", сокращенный перевод с английского С.Займовского, рисунки В.Ватагина, ЦК ВЛКСМ, Издательство детской литературы, М.-Л., 1941):
поставить закладку написать отзыв
|
inna@inna.kiev.ua |
|
||