Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Обозрение С.К. #104 (сетевое)
Путевые заметки (сугубо информативные), сделанные во время путешествия по Интернету в компании с философом по имени Ортега-и-Гассет, - философия, история, "таинственные картинки", автомобильные дороги и "Союз офицеров"

Дата публикации:  7 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Я обнаружил, что в работе над Обозрениями мне все больше нравится ее заключительный этап, техническая ее часть - поиски ссылок. Тут иногда приходится ограничивать себя очень жестко. Потому как вбитое в поисковое окошечко Яндекса или Аппорта имя или слово иногда заводит уж совсем в неожиданные места. И каждый раз даешь себе слово начать работу по созданию своего собственного каталога интернет-ресурсов. И каждый раз откладываешь на потом. Время поджимает - нужно сдавать очередное обозрение Проскурину.

Но намерение, так сказать, "накапливается" (опять же классики стыдят, дескать, "ленивы мы, нелюбопытны", "поневоле жалеешь о том, что у нас так мало записывают"), и я, наконец, решил запротоколировать очередное путешествие. В предлагаемом ниже отчете будет только краткий перечень сайтов с информацией об их содержимом. Надеюсь, кому-нибудь этот перечень окажется полезным.

...На этот раз мне понадобилась справка о жизни испанского писателя-философа Ортеги-и-Гассета. Я вбил в Яндекс имя и пустил поиск.

Скажу сразу - биографии философа я не нашел. Только тексты. Улов был хороший (об это ниже), но в этом путешествии был еще дополнительный интерес - новые окрестности Интернета, которые открывались по ходу путешествия. Думаю, что испанский классик с репутацией высоколобого сноба, не любящего "массовую" (во всех смыслах этого слова) культуру, удивился бы последующей судьбе своих текстов.

1. Начало было почти предсказуемым. Первой оказалась ссылка на сайт Максима Мошкова - 19 работ философа: "Адам в раю", "Три картины о вине", "Размышления о "Дон Кихоте", "Воля к барокко", "Дегуманизация искусства", "Мысли о романе" и т.д.

2. Следующая ссылка привела меня на сайт журнала "Логос". Статья "Что такое философия" (перевод и предисловие Б.Пардо-Айусо, О.Никифорова).

Ну и, соответственно, прогулялся по страницам сайта. Их немного: "Библиотека", "Архив журнала "Логос"", "Новости", "События, выступления...", "Отдел рецензий", "Champferudien" .

В "Архиве" выставлены восемь выпусков журнала, с 1991 по 1998 год, по номеру за каждый год, восьмой номер в двух книгах.

"Библиотека", небольшая, но отборная: М.Хайдеггер - "Кант и проблема метафизики", "Тождество и различие", "Избранные тексты" ("Бытие и время", "Исток художественного творения", Ректорская речь, "Слова Ницше "Бог мертв", "Время картины мира")"; Лакан - "Функция и поле речи и языка"; Кожев - "Идея смерти в философии Гегеля"; М.Шелер - "Избранное"; Витгенштейн - "Трактат. Философские исследования. Техника поэтического высказывания. Слепой Эдип: тексты"; Г.Дебор - "Общество спектакля"; Васильева Т. - "Путь к Платону"; Хакинг Й. - "Представление и вмешательство"; Жильсон Э. - "Философ и теология"; Кети Чухрукидзе - "Модели утопии ХХ века".

Страница "Новости" содержала только одну фраза, дышавшую философским умиротворением: "Отсутствие новостей - самая хорошая новость".

Просмотренный сайт не единственное представительство "Логоса" в Интернете. Есть еще один сайт этого журнала.

Разделы: "Номер" (полная версия последнего номера журнала), "К Печати" (некоторые материалы готовящегося к выпуску номера), "Personalia" (страницы авторов журнала: Кирилла Кобрина, Виктора Молчанова, Николая Плотникова, Алексея Плуцера-Сарно и Дмитрия Шушарина), "Портфель" (статьи, не включенные в печатную версию журнала), "Архивы" (номера журналов начиная с 1991 года), "Подписка" и "Ресурсы". Самый представительный раздел "Архив" - 29 номеров журнала (до # 3, 2001).

(Примечание С. К.: При установке этого Обозрения приведенные выше ссылки на "старый" "Логос" не заработали - при том, что все поисковые системы исправно выдавали нам означенные выше адреса. Причиной может быть временное зависание сервера (ремонт или праздники); потому мы не стали вынимать эту информацию из текста, в надежде, что сайт заработает - уж больно там хорошо подобрана библиотека.)

(Примечание Олега Проскурина: Домен anthropology.ru отключен по неясным причинам. 3 июня 2002 года домен может быть занят другой организацией. Редакция "Круга чтения" искренне желает коллегам из "Логоса" успешно преодолеть временные трудности - если они есть.)

3. Следующая ссылка привела меня на сайт "Института Философии Российской академии наук". Забегая вперед, скажу сразу, охарактеризовать его можно очень коротко: самый большой философский ресурс в русском Интернете (во всяком случае, из тех, что встречались мне).

Оформлен сайт аскетично, только перечни разделов ("Структура", "Сотрудники", "Библиотека", "Философские ресурсы", "Поиск", "Карта сайта"). Я открыл "Библиотеку". Разделы: "Издания ИФРАН", "Алфавитный каталог", "Обновления", отдельной колонкой под общим названием "Подача текстов" подразделы: "Онтология и эпистемология", "Философия языка, философия сознания, философия науки", "Социальная и политическая философия", "Антропология и культурология", "Этика, эстетика", "Философия религии", "Философия в образовании", "Восточная философия". "Текстовые ресурсы Сети".

В "Алфавитном каталоге" библиотеки (очень советую поставить эту ссылку в ваше "Избранное") классика мировая и отечественная, современная русская и зарубежная философия. Более полутора тысяч произведений; сохраненный мною в текстовом файле каталог содержал сорок восемь страниц. Список от Марка Аврелия, Теодора Адорно, Аксакова и Асмуса до Эпикура, Михаила Эпштейна, Д. Юма, К.-Г. Юнга, Р.Якобсона.

Аристотель, Асмус, Барт, Бахтин, Башляр, Бердяев, Бибихин, Бородай, Булгаков, Гайденко, Гегель, Гоббс, Гуссерль, Декарт, Делез, Дидро, Друскин, Ильин, Камю, Кант, Леонтьев, Лосев, Мамардашвили, Маньковская, Монтень, Ницше, Платон, Поппер, Прокл, Рыклин, Сартр, Сведенборг, Сенокосов, Сковорода, Соловьев, Тертуллиан, Флоренский, Франк, Фрейд, Фромм, Хайдеггер, Хомяков, Шестов и т.д. и т.д.

Хосе Ортега-и-Гассет представлен 21-й работой. Собственно, если б я искал только его тексты, то на этих двух сайтах можно было бы и остановиться. Того, что представлено здесь, а также в ссылках раздела "Текстовые ресурсы Сети", более чем достаточно.

4. Далее меня ожидало небольшое приключение. Я пошел за ссылкой "Хосе Ортега-и-Гассет. Три картины о вине". На черном экране появился перечень, в котором, кроме "Трех картин о вине", названия нескольких эссе Ортеги-и-Гассета об эстетике: "О точке зрения в искусстве", "Дегуманизация искусства", "Две главные метафоры" и др., а также "Восстание масс" и "Размышления о "Дон Кихоте".

Понять, на каком сайте я нахожусь, было трудно, и в адресной строке я убрал из адреса все его коленца, оставив только корневую часть kharoozo.narod.ru, и попал на страницу, где меня попросили представиться (я вписал в соответствующем окошке свое имя), ну а затем открылась следующая страница с жутковатым текстом: "Телерадиокорпорация сила бога сегодня приветствует Вас на своем сайте, null. Вы зашли сюда впервые. Ваш компьютер запеленгован и на его жесткий диск отправлена специальная программа, которая в течение трех или даже семи минут погрузит Вас в гипнотический транс, плавно переходящий в глубокий и тяжелый сон, очнувшись от которого Вы обнаружите себя посреди пустыни Сахара без еды, питья и людей. Приходите к нам еще, телерадиокорпорация сила бога сегодня любит Вас!". На всякий случай, я немного напрягся, но решил продолжать и щелкнул по надписи "Enter" - мелькнула черная страница с ободряющей надписью "Не самый плохой выбор", и после следующего щелчка мышки на черном экране возникли пять графических работ, каждая из которых представительствовала от целой серии. Нужно было только щелкнуть по картинке, скажем, с профилем Ленина - и на экран загружалась целая Лениниана: Ленин в вурдалачьем обличии, Ленин - маковая головка и проч. Другие "галереи" были не такими гротескными - скорее графическая лирика, пейзажная, портретная и проч.

Я вернулся назад и щелкнул по плавающей на экране монограмме, основу которой составляла буква S, и открыл что-то вроде списка страниц, из которого понял, что нахожусь на сайте художника. Попытка скачать эту страничку на жесткий диск кончилась ничем, компьютер мой завис, пришлось перезагружаться. На уже знакомой странице меня встретила надпись: "Ага, а ведь это опять Вы, Костырко. Вы зашли сюда (с этого компьютера) 2-й раз. OK. А теперь послушайте ранее неизвестное произведение композитора Брамса - трио для двух аппретированных фортепиано и натянутой на швабру бельевой веревки, - публикуется впервые". Но музыку я слушать не стал, а открыл, наконец, страницу, где хозяин представляется гостям: 1967 рождения. Казахстан. 1984 - Учебные художественные заведения - ДХШ, ХГФ, пединститут. 1989 - 1990 - Преподавательская деятельность. Живопись, история изобразительных искусств. 1991 - 1994 Выставки с творческой группой "Hot Dog" (С.-Петербург)". Перформансы, творческие встречи, хэппининги, работа в технике "Гранж", выставки в галерее "Гильдия Мастеров" (С.-Петербург), переезд в Москву, частные галереи Голландии, Германии, Италии, Америки, Японии.... Почти вся жизнь художника, только вот имени его я так и не обнаружил.

А графика здесь любопытная. Особенно серия "Любовь индейца". А также хороша вот эта, уже сугубо интернетовская форма представления и себя, и своего творчества, которая входит, собственно, и в само художественное содержание представленного. Это один из проектов, на материале которых можно говорить о виртуальных формах - если не самого изобразительного искусства, то о формах его подачи.

5. Похожая ситуация возникла у меня и когда я открыл следующую ссылку в Яндексе: "Хосе Ортега-и-Гассет "Восстание масс". Естественно, открылась страница с оглавлением книги "Восстание масс". И опять, никаких опознавательных знаков сайта, на котором нахожусь. И я повторил свои действия, зашел в "корень адреса". Оказалось - сайт "Территориальное управление автомобильных дорог Администрации Новосибирской области". В перечне разделов на его титульной странице ("Атлас дорог", "Закрытые автодороги", "Крупногабаритный и тяжеловесный груз"), никаких намеков на возможность пребывания здесь испанского философа не обнаружилось, и тем не менее... Это к вопросу о снобизме знаменитого испанца.

Далее я вернул адресу следующее "коленце", и на экране высветилась титульная страница сайта "История России" со знакомым уже по странице Ортеги-и-Гассета шрифтовым оформлением. Название что говорить, широкозахватное, такое же, как лесные просторы с картины Шишкина, использованной автором сайта в оформлении титула.

Это сайт авторский: редактор-составитель - историк Андрей Раковский. Свою задачу он определил так: " помочь историкам и любителям истории облегчить доступ к литературе, необходимой им для работы или изучения истории".

Концепция:

"Меня не устраивает ситуация, когда одни исторические легенды просто подменяются другими. Порождая очередной штамп в массовом сознании. С учетом же того, что история очень политизированная наука, то дальше эти штампы используются разными сторонами...

По каждому событию будет даваться все многообразие оценок, которое только можно дать. Естественно в меру моих возможностей и наличия материала..."

Вступление обязывающее.

Я начинаю просматривать разделы.

Скажу сразу, только знакомство с разделами этого сайта и его содержанием заняло у меня около часа. Тематический каталог содержал 17 позиций ("История как наука", "Всемирная история", "История России", "История религии", "Исторические гипотезы", "Альтернативная история", "Сомнительная история", "Историческая мифология" и так далее). Каждый раздел каталога содержал подразделы, скажем "История как наука" группировал свои материалы, распределив их в подразделы: "Методология истории", "Философия и история", "Постижение истории", "Науки, пересекающиеся с историей", "Историография". И выход к собственно текстам уже был с этих страниц. Скажем, со страницы "Методология истории" - к работам Марка Блока "Апология истории", А.Я.Гуревича "Историк конца XX века в поисках метода" и "Территория историка", Г.И.Зверева "Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории", В.В.Ильина "Гуманитарные основания истории как процесса" и т. д. (всего здесь двенадцать работ).

И огромное (насколько я понял, листая страницы разделов, посвященных собственно историческим событиям) количество уже не только научных монографий, мемуаров и воспоминаний, но и собственно документов. Вот, например, названия некоторых из раздела "Российская империя в годы правления Александра I": "Манифест 12-го сентября 1801 года (о присоединении Грузии)", "Просительные пункты и клятвенное обещание Ибраим-хана Шушинского и Карабагского при вступлении в подданство России (14 мая 1805 года)", "Манифест 20-го марта 1808 года. О покорении шведской Финляндии", "Конституционная Хартия Царства Польского 1815 года", "Собственноручная прокламация ген. Ермолова жителям ханства Шекинского, от 31 июля 1819 года" и тому подобное. Иными словами, ресурс огромен. Нашлось место и для Ортеги-и-Гассета.

6. Ну и здесь, отложив на время поиски биографии Ортеги-и-Гассета, я, воспользовавшись рекомендацией Раковского, включившего этот сайт как наиболее близкий по тематике и задачам в свой основной каталог, отправился обозревать страницы "Хроноса". Как выяснилось, тоже необозримые.

Возможно, эти два сайта - самые монументальные исторические проекты в нашем Интеренте. Сайт "Хронос" - это не больше не меньше как попытка создать в Интернете Всемирную Хронологию, сопроводив ее множеством специальных исторических разделов. Редактор-составитель сайта - Вячеслав Румянцев

От редактора-составителя:

"ХРОНОС существует в сети с 20 января 2000 года... рассчитан на ознакомление с мировой историей и культурой непрерывно в пределах одного массива информации с единым пользовательским интерфейсом. Постоянно пополняется несколько сотен хронологических таблиц (и несколько десятков генеалогических таблиц) с гиперссылками, ведущими из соответствующих строчек-событий в этих таблицах к разнообразным историческим материалам. Постоянно пополняется справочная система по персоналиям, по этнонимам, и прочие указатели..."

Напоследок я заглянул в Библиотеку (названия 142 исторических монографий, плюс список библиографических указателей по исторической литературе) и в биографический раздел историков (46 историков от Константина Аксакова и Артемия Арциховского до Августа Шлецера и Михаила Щербатова).

Ну, для полноты картины, здесь к этим двум историческим сайтам - еще один, ссылка на который дана в "Хроносе": "Библиотека исторических источников (МГУ) /"Исторический факультет МГУ"/.

7. Сайт "Искусство метафоры" оказался философским авторским сайтом, причем автор, как и на "http:// kharoozo.narod.ru /", так себя и не назвал.

Разделов немного: "Авторская страница" (автор объясняет замысел проекта), "Мнения о метафоре" (обзор мнений - "Многие считают метафору простой игрой слов, другие ее почитают таинственным феноменом, уловляющим в сети ума глубокие истины, недоступные никак иначе"), "Метафорические чтения" (литература о метафоре), "Разное - Miscellaneous", "Полезные ссылки" ("Увы, практически все ссылки - на англоязычные сайты, поскольку достаточно интересных русскоязычных ресурсов автор почти не нашел. Зато за бугром проблемой метафоры очень активно занимаются, много ее обсуждают, причем, как ни странно, математики и специалисты в области вычислительных методов. Полагаю, они просто поняли, что проблема искусственного интеллекта не может более решаться без анализа применения метафор. Кроме того, в этом разделе ссылки на метафорически организованные сайты - есть и такие. Там есть на что взглянуть, весьма поучительно").

Тема проекта - метафора как феномен восприятия и языка:

"Область интересов автора не ограничивается метафорой, скорее метафора для него - символическая тема, раскрывая которую можно попутно осветить многие другие интересующие автора предметы, такие как восприятие человека, феномен внимания, гештальты, природа искусства, механизмы мышления, дополнительные логическому или дедуктивному мышлению и многие другие".

На сайте выставлена работа самого автора о метафоре "Хвост ящерки", и та литература, чтение которой, по его мнению, помогает в размышлениях на предложенные темы: Джордж Лакофф, Марк Джонсон - "Метафоры, которыми мы живем", Дональд Дэвидсон - "Что означают метафоры", Макс Блэк - "Метафора", Хосе Ортега-и-Гассет - "Две главные метафоры" (виновник нашего появления на этом сайте; правда, по мнению автора, "он не достаточно формален, и в его статьях слишком много поэзии, но именно в этом особенность метафоры: ее невозможно охватить точной наукой, чтобы рассказать о ней, приходится прибегать к художественным средствам"), Макс Вертгеймер - "Гештальт-теория" и "Законы организации в перцептуальных формах" (обе работы в переводе автора сайта), Эбрахам и Эдит Лачинс "Изоморфизм в гештальт-теории", Сергей Эйзентшейн "За кадром".

Вот, казалось бы, место и контекст, в котором могут и должны появляться работы такого философа, как Ортега-и-Гассет.

Но не будем торопиться.

8. "Ортега-и-Гассет. Человек и люди", прочитал я очередную ссылку в Яндексе, щелкнул мышкой, и первыми словами, которые возникли передо мной на экране, были: "Аналитическая группа Чувашского регионального отделения Общероссийской политической организации Союз офицеров". Это название сайта.

Ну а ниже текст:

"Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века... Ортега не отрицал ни содержательности, ни общественной значимости искусства; напротив, в великих произведениях прошлого он пытался обнаружить образное претворение исторических судеб нации. Поддерживая авангардистские художественные эксперименты, он ценил в них прежде всего протест против буржуазного опошления искусства, против влияния натурализма".

На сайте представлены работы "Человек и люди", "Восстание масс" и "Дегуманизация искусства", составившие в свое время книгу "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник" (М., "Радуга", 1991, 639 стр.), одну из первых, вышедших в России. Издание было подготовлено Инной Артуровной Тертерян, специалистом по испанской культуре, членом Испанской Королевской академии литературы и языка. Представление книги Ортеги-и-Гассета начинается с воспроизведения издательского предисловия, добрыми словами вспоминающего И.А.Тертерян.

Тексты представлены достойно.

Я сходил на титульную страницу сайта. Там в качестве девиза и эпиграфа гордый слоган: "Горе народу, которым правят те, кто должен ходить в лакеях!". Прекрасная фраза. Не знаю, чья, но вполне могла принадлежать и испанскому философу.

Тем более что сайт предполагает не только агитацию, но и определенное размышления. "Мы не претендуем на знание истины - представленные далее материалы достаточно субъективны, эмоциональны и предназначены в основном для того, чтобы заставить читающего задуматься". Это хорошо, потому как дальше идут размашистые и категоричные суждения про нынешнее состояние нашего народа как жертвы эксперимента его врагов (в том числе - и "гумантариев"), и хорошо бы понять, что именно имеется в виду под словом "эксперимент". Тут трезвый взгляд Ортеги-и-Гассета очень даже был бы полезен.

Ну и кто скажет, что философии нет места в жизни? В любой жизни.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, "Се вид отечества, лубок..." /06.05/
Отечественные записки, 2002, #3. Журнал и тематический сборник хороши тогда, когда соположение материалов за счет выстроенного контекста создает для темы новую оптику. В очередном томе ОЗ - обратная ситуация: наиболее внятными оказываются именно те статьи, которые в контексте не нуждаются. В этом - неудача номера.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 81 /06.05/
"Арион" #1, 2002. Взгляд и нечто, Пригов и Галилей, Блок и "Крокодил".
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #103 /30.04/
Чтение рассказов Корнеля Филиповича - "Иностранная литература", #4.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 80 /29.04/
"Знамя" #4, 2002. "Бедные люди", "прежние слова" и изверг молодого рабочего.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #102 /23.04/
Богема и революция в молодой литературе - Владимир Токмаков и Александр Силаев.
предыдущая в начало следующая
Сергей Костырко
Сергей
КОСТЫРКО
sk@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru