Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск 87
"Знамя" #6; "Новый мир" #6

Дата публикации:  24 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Июньский "Новый мир" открывается подборкой "смогиста" Владимира Алейникова ("Вызванное из боли") с пуантом-парафразой из Баратынского:

...Чтоб неизбежность не страшила
Чего-то смутного вдали,
Чтоб вновь свой подвиг совершила
Душа на краешке земли.

В июньском "Знамени" "Пироскаф" Тимура Кибирова с цитатами и эпиграфами из того же автора ("Другие времена, другие вдохновенья...").

"Пироскаф" - напомним мы читателям - это из последних "итальянских" стихов Баратынского, про морское путешествие и надежды на vita nova:

Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов,
Прежде чем руки марсельских матросов
Подняли якорь, надежды символ.

А кибировский "Пироскаф", вероятно, завершенье его же "итальянских" циклов:

Нет - увы, - никакой я не зайка уже
(ни в смысле Чуковского, ни, тем боле, Киркорова),
и не вещая птица над Ледой.
Вот сравненье другое,
не простое, а золотое,
вот метафора сказочно точная:
его били-били - не разбили
дед и баба
(т.е. всякие объективные
социально-политические
и социокультурные
тяготы и лишения),
а мышка бежала
(ах, ты, мышка моя!),
хвостиком махнула -
оно и упало.
И разбилось.
И что уж теперь завывать-призывать
всю королевскую рать?

Это "вариации" - не столько из Баратынского даже, это скорее считалка-матрешка про Шалтая-Болтая, что свалился во сне.

А открывается 6-й номер "Знамени" "Бетулой пендулой" Виктора Коваля (это "береза плакучая" по латыни), там про березу эту самую, про всякие "депрессанты" и "супердепрессанты" и про галлюцинаторный футбол в подземном переходе. Тоже в своем роде "считалка".

И в том же июньском "Знамени" новые - на высокой и трагической ноте - "Разговоры с богом" Геннадия Русакова и "роман-монолог" Нины Горлановой "Нельзя. Можно. Нельзя". Это и привычный, и непривычный для Нины Горлановой жанр: всегдашние горлановские "монологи" - короткие истории из семейной саги. Здесь же - ни много ни мало - мемуарная книга. Почему-то близкая по времени и ощущению ассоциация - мемуарные подачи Мариэтты Чудаковой в РЖ. Приблизительно то же время, и персонажи похожи: отличницы, активистки, комсомолки и красавицы-гуманитарки. Только одно дело - Москва и МГУ, другое - пермская глубинка. Опять же, кроме обычных у Горлановой житийно-аввакумовских коллизий, здесь очевидные историко-литературные сюжеты, своего рода "культурное гнездо" по Пиксанову. Вот юный студент Леонид Юзефович читает Гумилева по спискам, Анатолий Королев защищает диплом по Андрею Белому, а Нина Горланова пишет первый роман, подражая... Булгакову. Кажется, лишь Юзефович остался верен себе...

Кстати говоря, и "смогист" Алейников - пермяк, а в "Знамени" стихи еще одного пермяка - Всеволода Константинова ("Учитель географии"). Только Константинов - из следующего поколения.

"Новый мир" радует такими вот стихами:

я протянул ему руку а он в ответ свою
в асбестовой перчатке боясь обжечься...
а вчера вдруг приснился трифонов
стоит в саду здоровается так вежливо
ну как спрашиваю вам здесь работается
временами отвечает и улыбается загадочно...
а до этого когда ездил где-то по германии
вдруг увидел себя лежащим в гробу
прямо перед печкой крематория
рядом другие жмурики лежат все спокойны вроде
вдруг подходят мордовороты ну типичные такие
из морга с огромными клещами
понимаю что собираются меня резать...итд.

То был Александр Шаталов с "Продолжением жизни". Еще там есть Олег Хлебников, плетущий паутину из мыльно-юзерского сленга ("Осенний E-mail бича"). У него @ вместо ***, тараканы в сети и еще:

Имя Бога
теперь начинается с www
и точка. И к чату его
путь-дорога
ни в мониторе, ни в голове
не помещается. Эти сети
снова притащат нам мертвеца -
будто бы и не бывало на свете
воскресшего пришлеца.

О прозе последнего "НМ" говорить как-то тоскливо. Очередному юному дарованию уже вынес приговор Андрей Немзер, и, кажется, не впервые.

Мне менее всего интересны идеологические причины и основания, по которым редакция "Нового мира" назначила сегодня писателем "нового искреннего реалиста" Сергея Шаргунова. Наверное, все же за то, что он точно так же, как и другой воспитанник этой самой редакции, кинообозреватель Игорь Манцов, любит все здоровое и почвенное и материт на чем свет нехорошую "богему" из московских клубов. Но возможно ли всерьез читать эти старательно-метафорические упражнения, ученические в лучшем случае. А в худшем - откровенно графоманские:

...Кислотный ад. Обдолбанная толпа увивалась вокруг своей мелодии, все тонуло в вонючем дыму. А над головами утопающих навис узкий балкончик, и среди дымных клубов я приметил ВРАГОВ. Это были тертые московские диджеи. Пронаркоманенные насквозь, они о чем-то липко совещались, я различил сизые рты. Слиплись на балконе... Я их раздавил своим быстрым взглядом, размазал их по потолку.
...Сидел я у стеклянной стены, за которой мрачно пенилось море и кроваво мигал маяк. А здесь все гремело и рыдало неудержимым весельем ... и т.д.

"Море смеялось", - как говаривал один "реалистический" писатель.

А вот другая история, утопия, к сожаленью, однако поучительно:

"Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника. Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал". Михаил Иванович перелистнул себя. "Одинокая усталая туча медленно ползла по предзакатному багровому небу, обжигая иссиня-черное вымя о пылающие крыши домов..." - вздрогнул - как будто ожегся сам, вспотел, стал опять читать Пушкина... потом опять себя... потом опять Пушкина... себя... Пушкина... себя... Пушкина...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Михаил Иванович сошел с ума. Он уничтожил все им написанное - и напечатанное, и ненапечатанное, и черновики, и беловики, и даже изодрал в клочья стопу чистой бумаги, - купил академический шестнадцатитомник Пушкина и читает его насквозь: сказки, поэмы, повести, письма, долговые расписки... Дойдя до конца шестнадцатого тома, он возвращается к первому и начинает читать с начала.

Это говорит в журнале "Знамя" лауреат премии Ивана Петровича Белкина Сергей Бабаян.

В свете всего вышесказанного не хочется думать, что редакторам "НМ" окончательно изменил вкус и здравый смысл, похоже, главный мотив, которым руководствуются эти воспитатели и воспитательницы: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не ширялось".

А вот последние заклинания от шаргуновского одноклубника Игоря Манцова:

И в эту страшную, решающую для Родины минуту я шепчу, точно заклинание: если нет Закона, если молчит Бог, если сатанеет и разлагается одураченный народ, значит, вся надежда на тебя! Есть бастионы, которых мы не сдадим никогда: свадьбы, похороны, дети. Семья, ответственность, верность, любовь. Браток, брат-3, мститель, ангел истребления, заряжай.

Все очень серьезно. Все дико запущено. Как сказано в том же журнале: ни в мониторе не помещается, ни в голове.

Так что отдыхает глаз на Акунине, разыгрывающем "Гамлета". Это еще одна считалка-матрешка из всех классических текстов, какие только бывают. Ключевая фраза вот:

Как глупо, как бессмысленно задернет
Свой занавес насмешница судьба!
Я думал, что в трагедии играю,
А сам же в буффонаду угодил.

Вообще-то, это скорее кукольный театр, а дергает за ниточки старый знакомый по имени Гораций фон Дорн.

Самым живым текстом последнего "НМ" представляется "Книга о Шостаковиче", смонтированная Виктором Ардовым из рассказов дочери и сына. Там, кстати, бытовой комментарий к знаменитой повести Андрея Дмитриева "Дорога обратно":

Это происходило году эдак в 1952-м, в июне, в самом начале лета. Мы должны были переехать из Москвы в Комарово, и отец решил попутно посетить пушкинские места. По мере приближения к знаменитому заповеднику дорога становилась все оживленнее: грузовики с людьми, легковые машины... И все это двигалось в одном с нами направлении.

В самом Михайловском мы обнаружили целое море людей.

Отец умилялся:

- Вы посмотрите, как чтут великого поэта!.. Я и предположить не мог, что у него столько поклонников...

В здании музея нас встретил экскурсовод. Отец представился ему и говорит:

- Как удачно мы приехали... Сегодня у вас столько почитателей поэта...

- Да при чем тут поэт? - Экскурсовод руками всплеснул. - Наплевать им на Пушкина! Пьянствовать они сюда приехали. Ведь сегодня - "девятая пятница", раньше это был престольный праздник в Святогорском монастыре. В этот день тут спокон веку гульба.

Чтоб закончить с пушкинским сюжетом: в том же номере "НМ" Максим Шапир открывает глаза всем читателям: "Какого "Онегина" мы читаем?". Понятное дело, неправильного. Потому что за текстологию там отвечает трусливый конъюнктурщик Б.В.Томашевский. Кстати, светлый образ и положительный пример для этого автора (Шапира. - И.Б.) - исполненный гражданского мужества... Д.Д. Благой. Кто понимал, тот плакал.

Самой увлекательной non-fiction июньских номеров "Знамени" и "НМ" я полагаю "Гимн Языку" Николая Работнова: это идеальная - в смысле "NYRB" - рецензия на "Феномен науки" В.Турчина с чисто математическими парадоксами, как то:

На просьбу объяснить, откуда взялась Вселенная, служители всех религий и верующие отвечают: ее создал Бог. Но - независимо от того, есть Бог или нет! - этот ответ не объясняет происхождение Вселенной. Создатель всегда сложнее любого своего создания - с этим многие согласятся интуитивно, но есть еще и соответствующая кибернетическая теорема. Так что концепция Бога - в проблеме происхождения Вселенной - антиобъяснение, движение в сторону, противоположную объяснению. В частности потому, что неизбежен вопрос - а кто создал Бога? Если нас устраивает ответ, что происхождение Бога непостижимо или что "Он был всегда", то почему не удовлетвориться этим ответом на шаг раньше?

Далее там следует столь же головокружительный парадокс, который формулируется следующим образом: "религию можно назвать ложью, только если Бог существует".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Костырко, Обозрение С. К. # 110 /18.06/
Фандорин против Шекспира - о "Гамлете" Бориса Акунина ("Новый мир", # 6).
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 86 /17.06/
Бумажный "НЗ", "Октябрь" #4, #5, 2002. В остатке у "НЗ"; Империя зла, полюбишь и козла; "прямая лирика" и литературные прения non-stop.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. # 109 /13.06/
О вере в человеке как "благородном пренебрежении мудростью" - рассказ Фазиля Искандера "Сон о Боге и дьяволе" ("Знамя", # 6).
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 85 /11.06/
Неприкосновенный запас #1 (21), 2002. Homo Apoliticus, средний, средненький и крайний класс.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #108 /07.06/
Литературный проект "Путевой Журнал" ("Октябрь" #4) - чтение эстетического манифеста с комментариями.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru