Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск 99
"Новый мир" #9, "Октябрь" #8

Дата публикации:  16 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Это предпоследний выпуск "Чтива" - не перед концом (хотя колумнисты РЖ в самом деле разбегаются как не скажу кто не скажу откуда), но перед 100-м, в общем-то - юбилейным, после которого "Чтиво" уйдет на недлинные, но заслуженные каникулы.

А в этом, 99-м, будут сентябрьский "Новый мир" и августовский "Октябрь". "Октябрь" в Сети всегда запаздывает, с другой стороны, "Октябрь" этот самый так устроен, что для полноценного обзора его всегда как-то не достает: страниц вроде много, а говорить не о чем. Наверное, ключевой позицией последнего номера следует полагать помещенное в рубрике "Литературная критика" короткое эссе (нон-фикшн!) Василия Аксенова "Чудо или чудачество. О судьбе романа". Суть его в том, что роман умер, умер как фикшн, но нон-фикшн пусть да не здравствует!

"Прошли те времена, когда романы рождали сенсацию, когда фигура романиста была в моде, создавала определенный стиль, окрашивала, так сказать, эпоху. Романтический - и в некотором смысле суперменский - ореол развеялся. Нынче, если романиста спрашивают, чем он занимается, он, может быть, и не соврет, но пробормочет в смущении: "Пишу романы, с вашего позволения". Может быть, он даже не уточнит жанр, а скажет: "Пишу фикшн". Американцам не надо знать, что "фикшн", то есть "фикция", - по-русски "ложь". Только этого еще не хватало: и без того на тебя смотрят либо как на чудака, либо как на старомодного плута.

"Ну и о чем эта ваша фикшн, эти романы?" - спрашивают романиста. Он мямлит, смущенно растягивает слова: "Трудно, знаете ли, так сразу сказать. Это, в общем-то, романы самовыражения". Собеседник изумлен: "Са-мо-вы-ра-же-ния? Пишете книги о самом себе? У вас какая-нибудь захватывающая история за плечами?" Романисту тут ничего не остается, как нахлобучить шляпу и слинять. По дороге с незадавшейся вечеринки он будет, словно заклинание, твердить: "Эмма Бовари - это я, это я, это не кто иной, как самовыражающийся автор".

Впрочем, аксеновское нон-фикшн тоже вполне "самовыражающееся". Его наболевшую идею легко списать на неуспех последнего романа, разрыв с издателем и соответствующую депрессию, а попытку "объективного" анализа и весь псевдофилологический флер, в который эта самая попытка окрашена, - на американское профессорство автора со всеми вытекающими, как то: Бахтин есть Бахтин есть Бахтин плюс немножко Дьердя Лукача, "этого выдающегося интеллектуала коммунистической эры".

Между тем, если что стопроцентно подтверждает "тревожную мысль" о смерти фикшн, так это журнал "Октябрь", с некоторых пор превратившийся в филиал ОРТ (Радзинского с тайнами и загадками истории здесь сменил Виталий Вульф с театральными байками) и - по совместительству - провинциальное издательство из раньшего времени. "Октябрь" с некоторых пор заполняет сотни страниц огромными романами, предназначенными для чего угодно, возможно, даже для чтения, но если нужно найти очевидное и безусловное подтверждение "смерти фикшн", то лучше не найдешь. Августовский номер порадовал нас "Тингой" Владимира Скрипкина: там про художников, пророков, женщин, Азию и проч., с красотами стиля, вроде:

"Глазки светло брызнули, полыхнули в лицо, зубки белыми камешками сверкнули на темном поле, встали в ровненький белый заборчик... и т.д".

И кроме Вульфа со Скрипкиным в отделе фикшн "Октября" Вячеслав Пьецух со "Сравнительными комментариями к пословицам русского народа". Автор задается вопросом: "отчего это в гуще народной сравнительно давно не складываются этические формулы, которые получили у нас название пословиц, отчего национальное самосознание точно истратилось и молчит?", затем сам себе отвечает пространно и апокалиптически:

"...Пословицы потому больше не являются из гущи народной, что история прекратила движение свое и даже сдала назад. Тогда от соборной мысли отнюдь не следует ожидать новых этических формул, поскольку они и так оказываются в избытке, поскольку современный русак если остановится только на правиле "Не пойман - не вор", и то получится перебор. Между тем сильно похоже на то, что наша культура развивается по убывающей, ибо квалифицированный читатель постепенно вымирает, телевидение безнаказанно дебилизирует простака (все-таки между дебилом и простаком известная разница существует), властитель дум в России давно не поэт, а думец с Охотного ряда, и, в общем, дело идет к тому, что, как сто лет назад, русак перестанет понимать фразу, если в ней больше десяти слов".

Но в какой-то момент неожиданно выясняется, что не иссякла еще гуща народная, и порождает все ж иногда какие-никакие "этические формулы" как то: "Утром выпил - весь день свободен".

Такова была фикшн или, скажем по-русски - проза августовского "Октября". Картина неутешительная. Однако в "Новом мире" все иначе. В сентябрьском "НМ" прозы много, она - на все вкусы, большая, малая и средняя. И при том она - женская. Вернее, все авторы отдела на этот раз - дамы, а проза очень разная. Поклонники Ирины Полянской, очарованные когда-то "Прохождением тени" и разочарованные "Читающей водой", получили новый роман, и он называется "Горизонт событий". Первый роман был о музыке и о любви, второй был про иллюзии и иллюзионы, надо думать. Последний роман - об истории. И о нелюбви. Собственно, весь роман, насколько это сейчас понятно (окончание следует), призван доказать неправоту эпиграфа. Эпиграф - из мемуаров декабриста Н.Лорера. Он таков:

"Я не стану описывать исторических ошибок нашего времени... Кто их не знает, кто их не видит! Они не касаются моей жизни".

Героиня нового романа Ирины Полянской - учительница истории, и она, похоже, сходит с ума, перестает улавливать связь и смысл, потому что большая история мстит через малую. Эксперименты по "смешению каст" и сведению несводимого прошли через семью и обратили ее в ад, прошлое в конечном счете покушается на будущее, отнимая детей. Впрочем, на сегодняшний день мы еще не знаем, чем закончится роман. Но, кажется, все же самое неудачное в "Горизонте событий" - вставная глава о ФЭДе, Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, сажающем лавровое дерево в Ватикане. Вообще, с аллегориями там, похоже, перебор.

Проза "среднего жанра" - очередная повесть от Виктории Токаревой "Своя правда". Здесь в первую очередь "женская история" (как всегда), но с попыткой выхода на большую историю: развал Союза, конец стабильности, Баку, беженцы, новые-старые русские и т.д. Все очень локально, тем не менее, и логика прямо противоположная большому жанру: малая история побеждает большую, и токаревская героиня (а токаревские героини, старые и новые, в общем мало отличаются друг от друга) выживает при любых обстоятельствах.

И в качестве "малой прозы" совсем короткие житейские рассказы Нины Горлановой о том, что "жизнь прекрасна, прекрасна" несмотря ни на что.

Нон-фикшн сентябрьского "НМ" тоже определяется темами историческими, точнее - годовщиной 11 сентября. В этой рубрике Александр Неклесса с "Трансмутацией истории", и он сообщает нам, что "христианская цивилизация" как "форма человеческого общежития пребывает сейчас в состоянии системного кризиса и трансмутации". Для вящей интриги в начале заявлено, что подобные "трансмутации" случаются с нашей цивилизацией каждые 500 лет.

В "Литературной критике" последнего номера Ольга Славникова с присущей ей премией "Дебют", каковой "Дебют" она неизменно защищает от всевозможных оппонентов. "Дебют" всегда прав, а "дебютанты" - "ревизоры современной российской словесности", - так это надо понимать. "Дебют" прав по праву юного возраста (случился каламбур, но что ж поделаешь):

"Правота молодости основана не на экспертизе, не на знании того, чего, к примеру, не знает тридцатипятилетний человек, а на свободе. Что это за свобода? Вы меня не купите ни на какую вашу художественность и прочую ботву, говорит нам тинейджер. Ваши критерии и авторитеты мне фиолетовы. Всякого, кто пытается меня лечить, я посылаю на. Меня цепляет только то, что цепляет на самом деле, и книжку, если вообще захочу почитать, я выберу сам".

Замечательно, что сама критик-идеолог вполне адекватна своей тинейджерской премии и тоже свободна. От лишних познаний тридцатипятилетних людей, например. Вот отличный пассаж:

"Я женщина, и значит, я права", - писала одна уральская поэтесса, и это, пожалуй, единственная ее строчка, которую некоторое количество людей знает наизусть". Некоторое количество людей в самом деле знает наизусть эту строчку. По той единственной причине, что автор ее - не "одна уральская поэтесса", а один петербургский поэт начала века, оригинал был во втором лице и без дурацкого слова "значит".

Логическое продолжение разговора о "правоте" "Дебюта" - "оправдание" еще одного премиального сюжета, к которому причастна Ольга Славникова:

"Самое приятное и лестное, что может ожидать от жизни "олдовый" романист, - стать кумиром "продвинутой молодежи". Если это происходит, автор чувствует себя защищенным от всякой экспертизы: гротескный случай с "Господином Гексогеном" господина Проханова тому пример. Как бы уже состоялось то главное, ради чего писалась книга: поверх голов удивленных экспертов пролетели флюиды, к автору пошла встречная волна, и разговоры о качестве литературы сделались неуместны".

Лучшая позиция критического отдела "НМ" - безусловно, рецензия Алексея Зверева на постновский "Страх" ("Зеленые игры"). Немножко "из пушки по воробьям", но должен же время от времени происходить мастер-класс в этом жанре, и кто-то должен был продемонстрировать, что это возможно: убедительно доказать неубедительность очередного "парада цитат".

Кино на этот раз обозревает Наталья Сиривля, что определенно лучше, чем второй запасной кинообозреватель "НМ". Кино она обозревает плохое. То есть кино Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина. Фильм посвящен юбилею первого "жигуленка-копейки", и там как нельзя к месту излюбленные сорокинские черви-опарыши, лилипуты-карлики и "авторитетная" кантовская фраза про "звездное небо над нами и моральный закон внутри нас".

Сетевой обозреватель "НМ" занимается на этот раз поисками словаря рифм. Словаря рифм он в Рунете не находит, зато находит обратный словарь Зализняка. Казалось бы, чего еще? Но он продолжает искать словарь рифм. Находит терминологический словарь Квятковского почему-то и ссылки на него не дает.

А в "Периодике" Андрея Василевского появилась новая позиция: "Fакел детям не игрушка". Журнал для тех, кому больше всех надо. Учредитель - Федерация Интернет Образования. Главный редактор Юрий Грымов. И там же (в "Периодике", а не в "Fакеле...") свод "фантастических" интервью Александра Проханова:

"Playboy" спрашивает, что писатель сажает на даче. Ответ: "Коноплю, мак...".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Костырко, Обозрение С.К. # 122 (прощальное) /10.09/
Последнее "Обозрение С.К.". Об Александрийской библиотеке как модели книжной культуры на все времена; о некоторых аспектах противостояния Сети и Книги, которое может трансформироваться в создание новой всемирной Александрийской библиотеки (по материалам "Интеллектуального форума" # 10); о новом проекте Журнального зала.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 98 /09.09/
"Неприкосновенный запас" # 2, 3. Философия для внутреннего употребления; привычные вывихи.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #121 /03.09/
Китайские медитации в художественной прозе Бориса Вахтина, наблюдавшего Китай времен культурной революции; о западной мысли, туманной и отвлеченной, и о восточной - такой же туманной и отвлеченной; и о вполне реальной, жизненной конкретике обеих этих мыслей ("Звезда", # 8).
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 97 /02.09/
"Знамя" #8, 9. Литературный текст - подробности письмом - нечто о реализме - почти без брезгливости.
Сергей Костырко, Обозрение С. К. # 120 /29.08/
История вызревания концепции "закрытых систем" - "Автобиография" Артура Кестлера в "Иностранной литературе" (## 7, 8).
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru