Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20030117_frum.html

Террорист живет этажом выше
"Неприкосновенный запас", 6 (26), 2002.

Ревекка Фрумкина

Дата публикации:  17 Января 2003

Ислам. Мусульмане. Исламизм. Суфизм. Халифат. Шариат. Джихад. Шииты. Сунниты. Вахаббиты. Сатанинские стихи. Шамиль. Горцы. Аллах акбар.

Что мы, непрофессионалы, знаем об исламе? Ничего, кроме набора слов, которые мы не в силах наполнить смыслом. Понятно, что отныне не знать - нельзя. Именно в этом я усмотрела message рецензируемого номера НЗ. Вне зависимости от уже ставшего привычным разбиения тома на тематические блоки, в восприятии читателя НЗ #6 разделится на две части: первая и главная - ислам и вокруг; вторая - важная, но в композиции данного номера скорее сопутствующая, - Россия как образец трагического конфликта между государством и обществом (по крайней мере, так я поняла столкновение позиций А.Ахиезера и его оппонента Акселя Кене, начатое статьей Кене еще в НЗ #3 (2002)).

Рядовой читатель, сколь бы он ни был вдумчив и любопытен, в качестве актуального содержания своей духовной и душевной жизни все-таки имеет не размышления о вероисповедных особенностях ислама и даже не страх увидеть за углом человека с зеленой повязкой на лбу, а куда более простые и приземленные материи, будь то семейные радости, служебные горести или бытовые заботы в связи с отключенным отоплением. Люди едут на отдых в Турцию и Эмираты, думая о перспективе разумно потратить "свои кровные", а вовсе не о том, что это - светские государства. Кстати говоря, никто сегодня не знает, что, собственно, возможно и что невозможно в светском государстве, в отличие от стран, где церковь или вероучение отождествляется с государством.

Поэтому мне представляется, что нашему читателю нелегко оценить пропасть взаимоотрицания, разделяющую исламоведа из Парижа Жиля Кепеля (К "мусульманской демократии"?) и исламоведа из Геттингена Бассама Тиби (статья "Является ли ислам политической религией?" с кратким, но емким предисловием для русских читателей). Признаюсь, что я "на стороне" Тиби против Кепеля. Не исключено, впрочем, что причина здесь прежде всего в четкости, с которой Тиби изложил свое видение сегодняшних проблем мусульманского мира. Именно эту статью я горячо рекомендую читателю, желающему хоть как-то упорядочить свои представления о содержании конфликта между исламизмом и остальным миром и преодолеть стереотипы, которыми нас усердно снабжают медиа всех мастей.

Именно с целью предложить читателю факты вместо клише редакторы поместили на полях основных публикаций несколько статей (разумеется, с купюрами) из энциклопедических изданий по исламу с толкованиями таких понятий, как сунна, сунниты, шииты, ваххабиты, джихад. По крайней мере, получаешь возможность ощутить глубину собственного невежества...

Российский взгляд на сосуществование с иноконфессиональными соседями как внутри России, так и вне ее, представлен статьями антропологов Мариэтты Степанянц и Валерия Тишкова и интервью с исламоведом Алексеем Малашенко. Эти авторы постарались по возможности беспристрастно оценить реальные угрозы цивилизационных конфликтов и феномен "богатого" терроризма.

События с захватом заложников в Москве описаны на авторских страницах Алексея Левинсона, озаглавленных "Театр ужаса". Базируясь на данных ВЦИОМ, автор представил выразительную картину того, как этот ужас был пережит и осмыслен нашими согражданами; прежде всего - с помощью нашего же телевидения. Прогноз безрадостный: 72 % соотечественников считает, что события на Дубровке либо приведут к обострению положения в Чечне, либо все там останется по-прежнему. Как полагает А.Левинсон (а он автор осведомленный, но притом свободный от искушения стать Кассандрой), финал истории с захватом заложников на Дубровке сломал не только образ хеппи-энда, но и рамку солидарности вокруг центральных символических фигур России. Не пропустите этот материал, читатель.

"Исламская" тема имеет, так сказать, вариации в рамках постоянного раздела НЗ "Очерки нравов" - и это действительно очерковые заметки немца Яна Бута об Иране и комментарии к собственным работам фотографа (и актера) турецкого происхождения Мехмета Унала, давно живущего в Германии. "Нравы" удачно сопровождены фотографиями. Отмечу отрадное обстоятельство: наконец-то редакция сподвиглась дать изобразительный ряд, в том числе - представив работы неизвестной у нас, но знаменитой на Западе американской фотохудожницы иранского происхождения Ширин Нешат.

Другой тип вариаций на "исламскую" тему собран в блоке, посвященном российским фильмам о чеченской войне. Статьи Оксаны Саркисовой и Галины Зверевой сами по себе хороши и написаны со знанием дела. Я, однако, отступлю от приличествующей рецензенту позиции профессиональной беспристрастности и не рискну обсуждать предложенные там разборы. Потому что если упомянутые фильмы смотреть не как бутафорию, а как настоящее кино, то есть по меньшей мере с эмоциональной включенностью, то болезненность проблемы, которую я бы обозначила "война как убийство" + "армия как зона" блокирует необходимую остраненность. Вообразите на мгновение, что на дворе - прошлое тысячелетие, точнее - 1942-й, на экране кинотеатра - "Иваново детство", а что в зале?.. Впрочем, душою перенестись назад, в 1942-й, могут лишь ровесники Ивана, - то есть мои ровесники. То-то и оно.

Что касается документалистики, то, с моей точки зрения, современные технические возможности настолько приблизили документальное кино к художественному, что критерии "киноправды" окончательно размылись.

В разделе, посвященном новым книгам, есть солидный обзор "наших", то есть опубликованных в СНГ, книг об исламе и мусульманском мире, написанный политологом Диной Малышевой, - своего рода краткий путеводитель, обнаруживающий различные, порой, плохо совместимые представления серьезных авторов о сути исламизма и фундаментализма, о роли экономических и политических факторов в самоопределении идеологов мусульманского мира. Имеется и несколько подробных рецензий на отдельные книги, среди которых особого внимания заслуживает сборник документов "Ислам в Российской империи" (М., 2001), созданный тщанием Д.Ю.Арапова.

И, чтобы закончить по принципу last but not least "исламскую " тему: открывает номер статья Эрнеста Геллнера, написанная еще в 1973 году, но отнюдь не утратившая значимости. Так вот ее я бы советовала читать последней - иначе пафос автора может оказаться не вполне понятен.

Возвращаясь к сугубо российским проблемам, откроем еще раз блок статей "Дебаты о российской государственности". Александр Янов в переписке с американским политологом Ларри Вульфом (издательство НЛО обещает в наступившем году подарить нам его книгу "Изобретая Восточную Европу") обсуждает вечную, но от того не менее наболевшую тему о том, куда идет Россия - приближается к Европе и европейскому типу общественного устройства или?.. Может быть, вам, читатель, надоело об этом читать и слушать. Но вот давеча одного немецкого журналиста прямо с нашей границы завернули обратно, ликвидировав визу. За что? Не то написал. Так что обсуждение гарантий свободы, которые акцентирует Янов, на Руси вовсе не гарантировано. Поучительное чтение, право же.

Что касается спора Акселя Кене с Александром Ахиезером, то, как мне показалось, диалога не вышло, и не по вине Кене. Кене четко отделяет политическую теорию - а его занимает именно она - от актуальной политической ситуации и ее социально-антропологических и прочих атрибутов, привязанных к времени и месту. Однако поди раздели это в сегодняшней России! Поэтому Ахиезер ему не собеседник - в силу разницы в предметах обсуждения, они говорят на разных языках.

В замечательно полезной рубрике "Новые институции" рассказано о Московской высшей школе социальных и экономических наук (чтобы читатель не запутался, скажу, что это та Школа, где ректором является Теодор Шанин). Рассказано подробно, с перечислением факультетов и забавными оценками деятельности школы, как их сформулировал один из ее выпускников. Там же читатель найдет все способы получить более детальные сведения - почтовый адрес, ссылку на сайт и т.п. Это здорово, потому что в наших условиях попытки получить элементарную информацию слишком часто прерываются из-за ощущения, что овчинка выделки не стоит.

В предыдущем номере НЗ (#5) был помещен подробный обзор венгерской периодики, который я не могла оценить в силу полного отсутствия у меня хоть какого-либо фона. В рецензируемом номере обзор польской периодики сопровожден подзаголовком "Роль гуманитарной периодики в Польше последних лет". Этот текст я прочла с интересом и пользой для себя, поскольку в не столь далеком прошлом именно польская гуманитарная периодика в немалой степени заменяла нам отсутствующие у нас издания того типа, которые нынче Ф.Дзядко обозревает в рубрике "Российские интеллектуальные журналы".

К сожалению, Андрей Зорин не будет нас далее баловать своими авторскими страницами. Я все же надеюсь, что он отдохнет - и передумает.

А номер удался. Только вкушать его материалы лучше по принципу шведского стола - с чувством и расстановкой. Выйдет больше толку.