Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво. Выпуск 135
"Новый мир" #6, "Октябрь" #4, 5

Дата публикации:  24 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На этот раз, как и было обещано, июньский "Новый мир", который заканчивает публикацию "Третьего дыхания" Валерия Попова (о начале "Чтиво" сообщало в прошлом месяце). "Третье дыхание" - история о жизни без хэппи-энда. Но и без отчаяния. Вероятно, она призвана дать ответ - или наоборот - поставить некий знак препинания в самой знаменитой фразе питерского писателя Попова "Жизнь удалась":

"Жизнь удалась, хата богата, супруга упруга!" Сам же когда-то это начертал! Теперь - отвечаем. Волокем эту фразу - хотя уже тяжело!

Очевидная параллель, надо думать, житийная. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл там был таков: "Доколе, батюшка, будут нам муки эти? - До самыя смерти, Марковна, до самыя смерти". У Попова же ответ в названии: в последний момент откроется третье дыхание и... все утопчется:

Потом я топтал в манеже навоз - не испытывая, кстати, никаких мучений. Все равно все утопчу - в золото. В крайнем случае - в медь.

По контрасту в том же номере "НМ" благополучный голландский рассказ Марины Палей "Вода и пламень". Затем, опять же, на контрасте: принимающих водные процедуры скучающих голландских фермеров сменяют советские лагерники: Виктор Панов. "И там жили". Там - это на зоне.

О последнем "НМ" уместно было бы писать на фоне последних же номеров "Знамени", но не всегда получается. Однако очередной выпуск солженицынской "Литературной коллекции" напрямую апеллирует к давним (1995-го) и недавним архивным "самойловским" подачам в "Знамени": Солженицын комментирует "Дневники" - противоречиво, с оговорками и без ("немало рассуждений обо мне; я на них не отзываюсь". Однако "отзывается"). С неизменными инвективами в адрес столичной образованщины и предсказуемыми "примечаниями" по "еврейскому вопросу". С придирчивой ревизией военного пути Самойлова.

Однако заканчивает замечательной в своем роде цитатой:

"Терпимость" - любимая категория и высшая ценность Самойлова. "На переходе к терпимому обществу мы должны прежде всего научиться уважать любое другое мнение, даже не нравящееся нам".

Дай-то Бог. Всем нам.

В иной тональности, но, кажется в большем соответствии с провозглашенным здесь пафосом терпимости - исторической, прежде всего, - выдержаны "Комментарии". В "Знамени" такая рубрика зовется "Книга как повод". В "НМ" "поводом" к "комментариям" Аллы Латыниной стала книга Станислава Рассадина "Самоубийцы" ("Повесть о том, как мы жили и что читали"). Книга о 60-х, и Алла Латынина справедливо усомнилась в моральности самой позиции сурового судьи, равно и в правомерности очередного "суда над советской интеллигенцией":

Конформизм советской интеллигенции уже достаточно разоблачен, осужден, припечатан. Вот только до сих пор не найден ответ на вопрос, почему эта трусливая интеллигенция создала литературу, оказавшуюся в конечном счете, по брошенному как-то замечанию Анатолия Смелянского, "могильщиком советской власти".

Более всего радует, честно говоря, то, что Алла Латынина и Александр Солженицын оказываются, в конечном счете, под одной обложкой в сегодняшнем "НМ".

Между тем в "философском" отделе Кирилл Якимец и Анна Арутюнян пытаются ответить на вопрос "За что мы не любим Америку?". Вернее так: Анна Арутюнян сообщает тривиальные и многократно проговоренные общие места про левые глупости в американских университетах, а Кирилл Якимец объясняет, почему, при всем при этом и несмотря на все на это, Россия сегодня должна "прорубить окно" в эту самую Америку ("Pax Americana", который, по Якимцу, не более чем часть "Pax Britannica"). Только в "НМ" обратный порядок подачи: там за Анной Арутюнян "последнее слово".

Дежурное - по четным - "Кинообозрение" Игоря Манцова про русские и нерусские "антирусские" фильмы о войне. Любимый кинообозреватель "Нового мира", отсмотрев голливудский блокбастер о советской подводной лодке и рогожкинскую "Кукушку", призывает зрителей-читателей "определиться с насущными целями и задачами, в том числе с политикой и врагами".

Приблизительно к тому же и с тем же пафосом зовут постоянные персонажи новомирской "Периодики", но, похоже, в этой кунсткамере пополнение. Составитель с упорством, достойным лучшего применения, приводит выписки из без малого трех десятков выпусков "Моей истории русской литературы" Маруси Климовой, что на "Топосе". Для того, чтобы однажды удивиться, достаточно выписать один раз. Не исключено, что здесь интерес антропологического свойства, но все равно чересчур...

А в пандан последнему "НМ" на этот раз апрельский и майский номера "Октября", где самым заметным представляется как раз таки "шестидесятнический" архив: в архивах 5-го номера неожиданная проза Алексея Арбузова - повесть "Деньги", немножко чеховская, немножко бунинская, - о бесполезной любви и бесполезном наследстве. Повесть - из начала прошлого века, а весь ее фон очень хорошо объясняет биографическое предисловие Кирилла Арбузова.

И совсем другой Арбузов в коротком мемуаре Леонида Хейфеца "Куда уходят дни". Здесь Арбузов - любимец студийцев-шестидесятников и характерный эпиграф: "Шестидесятые - они принесут счастье людям".

В продолжающихся рубриках "Октября" "Путевой журнал" с постоянными авторами и метафорической географией, а с некоторых пор еще и светская кулинария от Анатолия Наймана и Галины Наринской. В последнем номере все желающие могут узнать, о чем следует говорить, поедая рыбный суп.

В 4-м "Октябре" есть качественные стихи, длинный роман и очередная сказка Людмилы Петрушевской, но выделим апологетический очерк-миф Сергея Солоуха "Одна любовь, один проект". Это про метро.

Майский номер "Октября" открывает постоянный его автор Давид Маркиш с подборкой рассказов под общим названием "Убить Марко Поло".

Марко Поло - это козел. А рассказ, давший название подборке, про то, как два журналиста - израильтянин и американец - отправились в "охотничью экспедицию". Кроме них на Марко Поло охотился еще егерь дядя Жора, а происходит это все на фоне озера Иссык-Куль у подножья Хан-Тенгри. Рассказ забавный, но по жанру очевидно отличается от прочих: это анекдот от первого лица, автор - израильский литератор и журналист Давид Маркиш, оказавшийся в экзотических обстоятельствах, и фокус там в целом иронический. Чего не скажешь про остальные рассказы из той же "октябрьской" подборки: они "притчеобразны", с характерным "неомифологическим" налетом - этакий местечковый Маркес (возможно, это не лучшая аналогия, но рифма напрашивалась).

Другая проза 5-го "Октября" - "Уроки родной истории" от Вячеслава Пьецуха с кокетливым подзаголовком "Пособие для юношества, агностиков и вообще". "Уроки" пытаются быть занимательными, мораль не слишком глубокомысленна и "юношей" не нагружает. Как то:

Но если бы наши владыки читали книги, то идеализм у нас не перетекал бы с такой легкостью в материализм и власть была бы последовательнее и стройней.

...

Судя по тому, что матерная брань вдруг стала в России лексической нормой, будущее нашей страны затруднительно предсказать...

В том же номере имеем малую, "человеческую" историю - "Светопреставление" Игоря Клеха. Это повесть о детстве, отрочестве и неизбежных "университетах". Время действия - поздние шестидесятые. Название следует понимать как метафору "метода": автор представляет себя осветителем, играющим прожекторами на театре собственной памяти.

Кажется, ревизия 60-х - под разным знаком и с разной целью - стала своего рода сюжетной канвой этого выпуска "Чтива". А о стихах мы пока не поминали вовсе, между тем в апрельском номере "Октября" большая статья Юрия Ракиты о сетевой поэзии: изначальный пафос в том, что на фоне абсолютного, якобы, безразличия к поэзии в офф-лайне, в Сети, напротив, наблюдается необычайный всплеск, своего рода "новые шестидесятые" и "виртуальные стадионы". Статья, соответственно, называется "Кремниевый век русской поэзии", и забавна, кроме всего прочего, тем, что автор пытается применить докинзову "мемическую" модель (из "Эгоистического гена") к графоманским "пирамидам" "Стихов.ру". И там же - ода электронному Сверхпоэту:

...Мы работаем, как негры,
Мы друг другу треплем нервы
И подруга нам не Муза,
А позорная Яга,
Но мерещится порою
Вот какая чертовщина
(И пугающая где-то,
И забавная притом):
Мы - огромная машина
По созданию Поэта -
Он возникнет - мы исчезнем,
Просто растворившись в нем.
Будет тысячеголовым
Зеркало и Голос мира -
Гениальный и бедовый
Анонимный Сверхпоэт,
Блудный внук Козьмы Пруткова
По прозванию СТИХИРА
Оправдает наши споры,
Графомании и бред.

На выходе там проблематичный оптимизм на предмет того, что это и есть поэзия ХХI века.

И хоть заканчивать следует на подобной оптимистической ноте, но... разум противится, и мы поступим иначе. Мы процитируем - в качестве последнего бонуса - Бахыта Кенжеева из июньского "НМ":

Когда с сомнением и стыдом
ты воротишься в отчий дом,
сдаваясь нехотя на милость
минувшего, мой бренный друг, -
очнешься, осознавши вдруг,
что все не просто изменилось,
а - навсегда. И сам нальешь
за первый снег, за первый дождь
поникших зим, погибших весен,
истлевших осеней. Они
не повторятся, извини...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 134 /17.06/
"Знамя" #6. "Призрак театра" и другие призраки.
Мария Порядина, "Хороших и разных" или однообразных? /10.06/
Детская периодика. В целом среди литературно-художественных журналов для детей нет откровенно плохих. Но мы-то хотим каждый журнал видеть безупречно хорошим! На что бы подписалась лично я? На "Мурзилку" - по привычке, на "Костер" - из уважения и на "Микки-Маус" - из вредности.
Ревекка Фрумкина, "Глубокий обморок сирени..." /10.06/
"Критическая масса". Обозрение. 2003, #1. Кулик явил себя, скромно упоминая времена, когда он "был собакой".
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 133 /10.06/
"Неприкосновенный запас" #2. Экономика и реальность; переписка из двух углов.
Наталья Самутина, Самая интеллектуальная мебель /03.06/
"Синий диван", #2. Относительный триумф Ле Пена, и безусловный триумф Масяни.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru