Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво. Выпуск 145
"Новый мир" #8

Дата публикации:  2 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сегодня будет "Новый мир", августовский номер, - в гордом одиночестве, хотя на полноценный выпуск он один явно не тянет. Однако сентябрьских номеров еще нет, и пары ему не подобралось.

Открывает восьмую книжку "НМ" дебютантка Александра Мочалова, и представляет ее главный редактор Андрей Василевский:

"Вятская художница Александра Мочалова - одна из тех, в ком есть не только, что называется, способности, но и дарование (дар=подарок), что не очевидно даже среди студентов Литинститута.

У нее есть и голос, и слух - поэтический (по аналогии с музыкальным).

Она пишет долгие красивые стихотворения".

Александра Мочалова в самом деле сочиняет долгие натюрморты в стихах, но не так, как Кушнер, иначе - медленно, печально и в "размере головокруженья":

... Не знаю я, ладонь или ладья В замедленном скольжении мгновенья На краешек поставит бытия, Как натюрморт, мое стихотворенье. Вот очертания приобрела Серебряного кораблекрушенья Темно-коричневая палуба стола. Сто лет назад я рядом с ней плыла В размере головокруженья.

Другие стихи 8-го "НМ" - довольно энергичная грамматическая метафизика от Натальи Ванханен (цикл называется "Одни наречья"):

Жизнь - сплошной суетливый глагол - не всегда удается возвысить, часто смысл унизительно гол: гнать, держать, не дышать и зависеть. Смерть не знает глагольной возни, синь бездонна, и море безбрежно, и витают наречья одни: пусто, сыро, легко, безмятежно.

В отделе прозы короткие рассказы Георгия Калинина, лирико-патетические, скажем так. Вот рассказ под названием "Такая рыба с хвостом". Собственно сюжет - детская этимология слова "Гитлер": "Сегодня утром под мостом поймали Гитлера с хвостом". Далее следует диалог:

- Откуда это у тебя?

- Это мы в садике сочинили.

- А кто такой Гитлер, знаешь?

...

- Это такая рыба.

И вот концовка - наша папа громко плачет:

"А мне уже застило и жгло глаза, и - спазмы в горле. Ах, сынок, в какой страшный мир ты попал...".

В рубрике "Опыты" еще более короткие рассказы Александра Образцова. Автор адресуется... Петру Яковлевичу Чаадаеву: "Вы, Петр Яковлевич, не видели всех этих ужасов. Но предупреждали о них. Может быть, немного резко...итд.". Такое было "предисловие", за ним короткие байки-размышлизмы под заголовками, вроде: "Нужна ли народу литература", и с "вечными вопросами", как-то: "Может ли народ существовать без Данте, Тютчева, Фолкнера?". Ответы, надо думать, оригинальны.

Еще более оригинальна новая версия "Колобка", предложенная Владимиром Холкиным (в тех же "Опытах"): перед нами философская притча "Поэт и Судьба". Поэт, то бишь Колобок, поет свою беззаботную песню Зайцу, а Судьба оборачивается к нему Лисой.

"Обыденные, дотошно перечисляемые подробности его нисхождения в жизнь отнюдь не напрасно так длинны (если держать перед глазами все, малое совсем, поле сказки). Это - постепенные ступени судьбы. Не случайно прыжки и качение Колобка начинаются сверху вниз - с куцего подоконника в густоту дня и дороги: в гущу жизни. Их (этих ступеней) счисленный, зримый перечень завершается разливанным в неведомой своей безбрежности и философски глубоким "дальше и дальше".

Все это море разливанное досужей "философии" происходит на полном серьезе. Как ни трудно в это поверить.

"Реальная проза" 8-го номера скорее non-fiction: "Реабилитация, или Письма из Испании". Это в самом деле письма. Автор - бывший наркоман - проходит курс реабилитации в христианском центре "Reto", что в Испании. Реабилитация состоит в тяжелых физических и "духоподъемных" нагрузках. Первые перенести, как выяснилось, проще.

По смежности - "Колумбийские впечатления" Алены Андреевой, печатавшейся прежде "Нового мира" в "актуальных повременных изданиях". Что чувствуется. Перед нами бодрый многостраничный репортаж (стиль "Комсомольской правды", формат "Нового мира") о маленьком гордом народе, тяготах гражданской войны, преступных наркодельцах и "хороших ребятах, настоящих друзьях" с "калашниковым" наперевес.

"Большую прозу" или "главный художественный удар" в этом номере "НМ" представляет Владимир Маканин. Новая повесть называется "Без политики" и начинается эффектно:

"Cтарый хер, я сидел на краешке ее постели. Весь в луне - как в коко не чистого серебра". Т.е. надо думать, перед нами опять сенильная эротика. Потом по ходу являются танки и Белый дом. Потом наркотики опять же. Печально узнаваемая вариация на тему прошлогоднего новомирского рассказа "Неадекватен"). Главный персонаж все тот же - похотливый старый лунатик... пронырливый, как коростель. Вместо красавицы-жены нового русского, красавица-дочь нового русского. Танки, Белый дом и модные наркотики - актуальная декорация. Андрей Немзер обсуждать "новинку" отказался, на том основании, что, мол, даже грабить неохота - хоть профессию меняй.

Остается лишь предположить, что нас ждет что-то на манер эпоса от "старика Алабина", "новый Сатирикон" в таком вот "неадекватном" исполнении.

На этой нерадостной ноте заканчиваем с литературой августовского "НМ" и обращаемся к литературной критике. Здесь Алла Латынина в очередь с остальными разоблачает "Евангелие от Чхартишвили" (т.е. последний апокриф "от Пелагеи") - "Христос и машина времени" - но лишь затем, чтобы в конечном счете защитить любимого массами "автора ретродетективов" от обвинений в "кощунстве" ("где есть место фантастике как современному массовому жанру - там нет места вере. Вот почему мне кажется, что говорить о кощунстве в романе Акунина неуместно. В его эвклидовом мире параллельные прямые не пересекаются"). В развязке короткой и остроумной статьи выясняется, что Акунин играется не с Евангелием, но с расхожими текстами и механизмами масскульта. А мораль там такова:

"Может, как предположил Андрей Немзер, и в самом деле в великие писатели хочет или просто "гусей дразнит". Гусям надо быть умнее и не гоготать попусту, а в великие писатели, создав неудачный детектив, не попадешь. Скорее наоборот: так можно лишиться и званий остроумного беллетриста, тонкого стилизатора, кумира читающей публики".

В 8-м "НМ" новый выпуск солженицынской "Литературной коллекции" (неуместная на фоне солженицынского пафоса ассоциация, но чем дальше, тем более все это заставляет вспомнить энтомологическую эпиграмму Пушкина). На этот раз "на булавке" Василий Гроссман, но Солженицын к нему много снисходительнее, нежели к прошлым своим персонажам:

"Я так понимаю: во всех лжах этого романа - нет цинизма. Гроссман годами трудился над ним и верил, что в высшем (а не примитивном частном) понимании - смысл событий именно таков, а не то уродливое, жестокое, нескладное, что так часто происходит в советской жизни. (Тому должно было сильно помочь, что, как пишет Липкин, сын меньшевика Гроссман долгое время был марксистом и свободен от религиозных представлений. После скорой за тем смерти Сталина Гроссман что-то выбрасывал, от чего-то книгу облегчал, - но это не может касаться нашего тут разбора: мы рассматриваем книгу такой, как она предназначалась читателям при Сталине, какой появилась впервые в свет и оставалась бы, если б Сталин не умер тотчас".

Августовский "НМ" - четный, так что любимый кинообозреватель "Нового мира" опять не подкачал. Рвет в клочья "интеллигентские сопли" и любит Подорогу. Правда, подкачал Подорога (хвалил Германа). Но любимый кинообозреватель великодушно прощает ему эту минутную слабость, все же Подорога не бегбедер. С последним трудно не согласиться. В конце там хорошая оговорка - по Фрейду: "Прихожу античитатель, я, хватаюсь за голову (спасибо, не за пистолет!)".

Затем любимые книжки Дмитрия Быкова: в "плюсе" там Веллер и половина ван Зайчика (которая Рыбаков), а с "минусе" Стивен Кинг (где уж ихнему теляти...).

Затем тот же Быков, в избытке процитированный в "Периодике" Андрея Василевского в паре с присущим ему Егором Холмогоровым. Между тем, регулярный лектюр главного редактора "НМ" заметно пополнился: теперь, кроме обязательных "Консерватора", "Спецназа России" и РЖ, и наряду с "Седмицей" и "Топосом", мы имеем "литературно-публицистический журнал" "Лехаим", "научно-публицистический журнал" "Энтелехия" (Кострома) и замечательную в своем роде литературную газету "Складчина" из Омска.

А в "WWW-обозрении" Наталья Конрадова сообщает разные очевидности о "графомании в Сети". Самые неочевидные очевидности - это "старомодность": провициальный графоман читает Маркеса-Борхеса, а из "наших" - Пелевина (т.е. начал и закончил образовываться в 80-х), а также "индекс упоминания", или, проще говоря, частота сочетания "графоман+Лев Толстой". Почему это так - объяснить несложно, но стоит ли...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 144 /26.08/
"Неприкосновенный запас" #3 (29). Оттенки российского капитализма и американское жесткое порно глазами феминистки.
Сергей Костырко, Простодушное чтение (2) /26.08/
Похоже, что про реальную литературу шестидесятых годов нынешнее поколение молодых литераторов знает очень мало. Точнее - ничего не знает.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 143 /19.08/
"Уральская новь" #16, "Октябрь" #7. Уральская антология нон-стоп; ближневосточная война и Русский мiр.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 142 /12.08/
"Урал" ##7,8. Шестикрылый осьмирук и Стойкий оловянный солдатик.
Леонид Костюков, Толстые журналы к 2003 году /06.08/
Какой образ читателя культивирует толстый журнал? Это тот самый читатель, что и 20 лет назад. Не его духовный сын, а он сам. Если ориентироваться на него, то надо быть готовыми к снижению тиража до нуля. Обновление журнала должно начаться с объявления авторам об отказе от прежних обязательств и упразднения позорного списка на обложке.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru