Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво. Выпуск 155
"Арион" #3, "Урал" #11

Дата публикации:  2 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На этот раз у нас 3-й "Арион", представляющий более двух десятков стихотворцев, знаменитых, именитых и неведомых, и последний "Урал", где совершенно невероятное - рекордное, в самом деле, - количество всевозможных стихов, рассказов, повестей и пьес, один киносценарий, один роман и одно "эссе" под названием "Методика изготовления горбуна". "Эссе" - жанр модный, самоупоительный и... безнадежный на сегодняшний день, "Методика..." уральца Александра Фуфлыгина в этом смысле характерна и поучительна:

Спасибо судьбе: я вооружен цитатами; фигуры расставлены: применяю защиту Филидора, хотя и пробую эти игры на зуб второй раз в жизни; цейтнот дает знать о себе, я поспешаю, задаю текстам запахи судеб, однако пока не пахнет и не воняет, а чуть попахивает. Начинаю верить в то, что настоящая борьба происходит не между белыми и черными, не между героями романа, а между игроками, между автором и читателем. Вбегаю в цирк моего воображения, шпрехшталмейстерствуя, с эстрадно-театральными подвываниями докладываю мысль замершей округ зрительской братии... итд.

"Цирковая" метафора как нельзя кстати: так и видишь честный пот старательного автора-акробата, вот только в цирке пот искупается простодушным праздником, а здесь "пахнет" одним лишь потом.

Что до прочих авторов "Урала", которых на этот раз едва ли не на порядок больше чем обычно, то есть нечто общее, что "заединяет" их под одной обложкой: им около тридцати, и каждый второй из них - студент или выпускник Екатеринбургского театрального института, курс "Литературное творчество". Вероятно, последний номер "Урала" - своего рода испытательный стенд или Выставка достижений "литературного курса", и вот мы имеем:

"Черно-белый" и предсказуемый киносценарий "Город мой" о нижнетагильских наркоманах, пьесу о скинхэдах с эпиграфом из Ницше, песнями Виктора Цоя и частыми ремарками "Ржач" (в смысле: "смех"), еще одну пьесу с любовным треугольником и оборотнем, но главный сюжет там - борьба с крысами, еще другую пьесу про мертвецов и глюки, впрочем, можно сказать иначе: про души покойников, явившиеся на девятый день; некоторое количество повестей: одна приблизительно про то же, что и пьесы с киносценарием, + гомосексуализм + антураж из сериала "Скорая помощь" + СПИД, и вот концовка, она же - диагноз:

При патологоанатомическом исследовании диагностированы двухсторонний инфильтративный туберкулез легких, распространенная саркома Капоши, криптоспоридиоз кишечника, ретинит, сердечная недостаточность.

Все.

Другая повесть под названием "Глупая улитка", - в жанре reality show, про врача-окулиста Эдуарда, его красавицу-жену Элеонору и некрасивую медсестру Лопатину. Наконец, третья повесть "Миф" о репортерских буднях с эпиграфом из Саллюстия. Есть еще роман, но в нем, по счастью, абзаца три и ... "продолжение в 2004-м году", и около десятка рассказов, разных и в общем-то нескучных: про корриду в Мексике, про киприота-самоубийцу, про человека-собаку, про сбычу мечт уральских девушек и про летающие тарелки.

Стихов в последнем номере "Урала" тоже изрядное количество, но мы выделим "рыбацкого поэта Дмитрия Шкарина", представившего здесь "Успокоительное чтиво для состоявшихся стариков и старушек":

Возрадуйтесь, друзья,
Я слышал глас небесный.
Он мне сказал: "Нельзя
Иметь рассудок пресный.

Ум должен быть остер,
Хитер и интересен.
Зажги в мозгах костер.
Мозгам костер полезен!"

И я поджег мозги.
Мозги сгорели тут же.
Сижу, кругом ни зги,
Тьмы не бывает глубже.

Зато во мне царит
Высокий штиль сознанья.
Последний смысл убит.
Спи, плод образованья!

Теперь имеет смысл обратиться к "журналу поэзии" "Арион" - его #3 удачнее прочих, и открывается он "Опытом неведенья" Инны Лиснянской. Затем следует "скромный" Александр Кушнер:

А вы поэт какого века?
Подумав, я сказал, что прошлого.
Он пострашнее печенега,
Но, может быть, в нем меньше пошлого.
И, приглядевшись к новым ценникам,
Шагну под сень того сельмага,
Где стану младшим современником
Ахматовой и Пастернака...

А после - обретающийся в веке, пожалуй, позапрошлом, хромающий на падежи и слегка травестирующий романтиков Виталий Науменко, - здесь прием в том, чтобы свести очень приблизительную "высокую цитату" с последними достижениями "анималистского", или - как сказал бы другой автор "Ариона" Данила Давыдов - "инфантильного", стихотворчества:

Меня вино не веселит,
и Дельвиг нежный мне не пишет,
осталось пенье аонид,
которое никто не слышит -

в холодном воздухе большом, -
где листья юные мелькают,
и ходят тучи нагишом,
и кувырком собаки лают.

В той же "хоровой" рубрике "Ариона" до(пере)говаривающий Ходасевича Аркадий Штыпель:

...почему-почему? потому!
по всему, что не здесь и не с нами
ни случись! по тюрьму да суму,
по потьму с голубыми глазами -
ибо речь непостижна уму.

...

Ты умрешь - он умрет - я умру
с волосами - костями - ногтями.
Нет бы юркнуть в сухую нору,
в золотую дыру меж мирами;
подобру - поутру, -

и не такой скромный как Кушнер, однако же "безличный поэт" Александр Левченко:

Поэт выходит из дома!
И мировая культура приходит в движенье,
Политики игры свои оставляют,
Влюбленные - отвлекаются от совокупленья.

Поэт идет по городу,
Чувствуя взгляды восторженные,
Ему дарят улыбки девушки
И дядьки нетрадиционные.

А вот бьют его в морду дубинами
Милиционеры встречные,
Но, узнав Поэта, смущаются
И автографы просят застенчиво.

Это своего рода "пост-пригов" или тупиковый ответ на сакраментальный вопрос "Как писать стихи после концептуализма?".

Но в целом "регулярный" "арионовский" хор на этот раз все больше "аукается" цитатами из века Серебряного (и даже "приблизительный Дельвиг" мало что меняет), так что несколько особняком там один лишь Дмитрий Пастернак с обстоятельной производственной сагой о разгрузке сахара.

А в "ars poetica" последнего "Ариона" подробная рецензия Дмитрия Бака на "неоклассическую" антологию "тридцатилетних" (составитель Глеб Шульпяков), апология "буржуазной" поэзии от Алексея Алехина и "пубертатно-инфантильной" от неизменного и непременного Данилы Давыдова (бывают ли вообще другие темы и другие слова?). Данила Давыдов ссылается на некоторое количество своих статей о том же и о тех же в "Арионе" и не ссылается на немалое количество точно таких же своих статей в разных прочих изданиях, но по сути давыдовский "Инфантилизм как поэтическое кредо" - ответ Игорю Шайтанову, в свое время не оценившему "дебютный" сборник "инфантилов". Шайтанов и здесь оставляет за собой последнее слово: "поэзия может быть инфантильной, но критика, даже выше всего ставящая инфантилизм, не имеет на это права".

В "Ойкумене" конспективная история русской поэзии Израиля ("Слева от Босфора").

Поэт-математик Владимир Губайловский, как всегда, в "Арионе" поверяет "алгебру гармонией" или "гармонию алгеброй" - такая его рубрика. На этот раз он открывает нечто о "бесфабульной поэме", к каковой относятся... "Граф Нулин" и "Домик в Коломне", а еще - вы будете смеяться - первая глава "Онегина".

Наконец, в "Анналах" Генрих Сапгир: о его отношениях с авангардом - вступительная статья Алексея Алехина. Затем стихи из книги "Проверка реальности":

Бледнеет мир С незримых гор
Меня Пронизывает Светом
Который Свет И тот Сапгир
Со мной Беседует Об этом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 154 /25.11/
"Знамя" #11, "Новый мир" #11. Казнить нельзя помиловать.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 153 /18.11/
"Неприкосновенный запас" #4, "Потяг-76". "Европа должна быть на быке, а где бык, там и bullshit".
Сергей Костырко, Простодушное чтение (11) /18.11/
Я знаю только, что та самая рука, которая предназначалась для написания высокохудожественной прозы, набрасывала конспектики докладов про тот вред, который наносит русской культуре сочинения литературных подонков Зощенко и Ахматовой.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 152 /11.11/
"Звезда" #9, "Октябрь" #9. Нечто об еже.
Сергей Костырко, Простодушное чтение (10) /11.11/
Уткин как будто не знает, что сегодня так уже не пишут. Что все это - литературная архаика. Что вот так, напрямую, писать "за жизнь" без позы усталой самоиронии, без игры со словом и образом, нынешние литературные приличия вроде как не позволяют.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru