Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Простодушное чтение (13)
Маргиналии С.К.

Дата публикации:  16 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"За два года существования журнала "Отечественные записки" выпущено 13 номеров. Один полный комплект номеров весит 10 кг 650 г, составляет стопку высотой 31 см, состоит из 5 764 страниц. Всего выпущено журналов общим весом 21 300 кг, объемом 11 млн. 528 стр. Положенные один на другой, они cоставили бы столб высотой 620 метров", - сообщила посетителям книжной выставки "Non-fiction" главный редактор "Отечественных записок" Татьяна Малкина на презентации очередного четырнадцатого номера журнала. И как бы слегка обескураженная монументальностью своего детища полувопросительно-полуутвердительно закончила: "Мы - журнал толстый. И до сих пор не знаем, достоинство это или недостаток?" - "Это судьба", - сказали Малкиной из публики.

Правильно сказали, но чересчур коротко. Здесь необходимы уточнения. "Отечественные записки" - толстый журнал во всех отношениях. И физически (см. выше). И исторически - как продолжатель имени, прерванного в 1884 году, под коим (именем) выходил сначала как "учено-литературный", а затем как "учено-литературный и политический ежемесячный журнал". И эстетически, если обратиться к сложившейся поэтике русского журнала. То есть содержательно и функционально.

Традиции толстого русского журнала были заложены в 30-е годы 19-го века первым в России состоявшимся журнальным проектом - "Библиотекой для чтения" Осипа Сенковского. Если вынуть из "Библиотеки для чтения" беллетристику и стихи, коих, кстати, там было совсем немного, а также моду и советы по ведению домашнего хозяйства, то перед нами будет тот тип толстого русского журнала, коим являются сегодня "Отечественные записки". Журнал не для развлекательного, а для серьезного чтения; журнал, предназначенный тем, кто действительно пытается разобраться в окружающей его реальности. Все номера тематические - "Государство и церковь", "Образование: фетиш или необходимость", "Налоги: философия и практика", "Правосудие в России", "Социальное государство" и т.д. Для каждого номера собирался коллектив специалистов по затронутой теме.

Можно сказать, что это экспертное издание. И соответственно этому - эстетика, то есть "монументальность" каждого номера, содержащего более 500 страниц. "Отечественные записки" возвращают смысл старинному русскому словосочетанию, которым пользуются до сих пор, но исключительно как метафорой, - "журнальная книжка". Это журнальные книжки. Почти тома. Удачно выбранный цвет (черный), строгое оформление в сочетании с характером издания делают эти журнальные книжки чем-то вроде дополнительных тематических томов к энциклопедии, представляя сегодняшний уровень нашего знания о той или иной проблеме. И, естественно, толщина, а также стильное оформление (графика), отсылающее к 19-му веку, это не только элементы модного дизайна, но еще и попытка восстановить навыки прежнего чтения, не в метро, - по диагонали такой журнал не почитаешь, он для домашнего чтения, неспешного и сосредоточенного.

И при этом перед нами отнюдь не новая форма справочного издания, но именно журнал. Потому как "Отечественные записки" пишут не только о некой проблеме из сегодняшнего дня, но и всегда о нашем сегодняшнем дне из этой проблемы. И авторский коллектив каждого номера - это не авторский состав тематической энциклопедии, работающей с ориентацией на некий канон энциклопедической статьи, написанной в бесстрастной тональности научного издания. Здесь сталкиваются мнения, здесь можно проследить внутреннюю полемику в подходах к проблемам, в оценках, выводах и т.д. Перед нами именно журнал.

Для иллюстрации √ последний, четырнадцатый, номер "Отечественных записок", посвященный теме "Ислам и Россия".

Тема актуальная. Но не только и не столько в том смысле, "как нам бороться с ними", как, например, у президента Буша, заявившего про "новый крестовый поход" иудео-христианской цивилизации на ислам, или как у Путина, утверждающего, что христианин теперь не может быть спокойным перед лицом мусульманина (даже мои вполне просвещенные друзья, слушая мои рассказы про древнюю мечеть в священном мусульманском городе Керуан (Тунис), спрашивают: а тебе не страшно было?). Актуальна эта тема еще и потому, что даже при нынешней нашей как бы обеспеченной средствами массовой информации "информированности" про ислам мы знаем гораздо меньше, чем знали культурные люди в 19-м веке. Боюсь, что для большинства моих соотечественников (и не только моих) образом ислама стал "пояс шахида", а не Коран и не яркая и драматичная судьба Мухаммеда, которыми так заворожен был тот же Пушкин, написавший свои подражания Корану. И перед номером стояли как бы взаимоисключающие задачи: с одной стороны - просветить, дать элементарные зачаточные сведения, и одновременно - представить сегодняшнее положение вопроса.

Первую задачу выполняет серия справок, составленных Владимиром Волковым и Алексеем Ковальчуком, о том, что есть ислам, мусульманин, кто такой Мухаммед (авторы ОЗ настаивают на варианте: Мухаммад), что такое Коран и Сунна, кто такие сунниты и шииты, кто такие русские мусульмане и т.д. Здесь же - результаты опросов, статистические справки и прочее.

Основной же объем журнала заняли статьи специалистов, именно специалистов, а не полемистов, работающих на уровне нынешней "культурологической геополитики". Читателя не должно обмануть задорное представление номера:

Кто прав в отношении "угрозы": те аналитики, которые считают, что источником угрозы являются радикальные религиозные маргиналы, или те исследователи, которые убеждены, что ислам как таковой несет ее в себе? Война ли это религиозных фанатиков, или амбициозных политиков, или нефтяных лобби? За что война - за территории? За деньги? За идеи? Прав ли пентагоновский генерал, получивший выволочку за заявление, из которого вытекало, что иракская война - следствие конфликта между иудео-христианскими и мусульманскими цивилизациями? Или ближе к жизни патриарх всея Руси, который наотрез отказывается пускать в Россию иудео-христианского Папу, но принимает у себя членов Исполкома Организации освобождения Палестины?

Материалы, составившие четырнадцатый номер журнала, ни в тональности, ни в стилистике не имеют вот такой экспрессивности, - разогретость присутствует, но внутри, в самой проблеме, а не в способе ее представления. Авторы, даже самые темпераментные или пишущие на "горячие темы" (историк Алексей Малашенко, размышляющий о современном исламе в контексте геополитических проблем; или Алексей Крымин и Георгий Энгельгард, пишущие об исламофобии как одной из новых форм ксенофобии; или философ Александр Игнатенко, обозревающий нынешний разброд правоверных по религиозно-политическим и часто экстремистским группам; и многие другие), предлагают, но не навязывают читателю свои выводы и суждения, они проводят читателя по материалу, давая ему возможность составить еще и собственное мнение. Авторы "Отечественных записок" в большинстве своем ориентируются не на пропаганду, не на внедрение очередной концепции, а на возможность поразмышлять вместе с читателем над проблемой.

Ну и подкрепляется все это достаточно разнообразным подбором публикаций, представляющих "голоса оттуда", - от небольших отрывков из "истории средневековых мусульман", до выдержек из книг современных исламских мыслителей, политиков и теологов, представляющих сегодняшнее состояние ислама и "исламского модернизма".

Иными словами, номер, достаточно репрезентативно представляющий состояние сегодняшнего знания об исламе и, в частности, исламе в России. И, что очень важно, ориентируясь на максимально широкого читателя, редакция не адаптирует (упрощает) для своей аудитории сложность затронутых проблем, а ищет и находит точку, где могут сойтись эксперт и широкий читатель. Потому как "Отечественные записки" - это не научный сборник, а журнал. Не больше. Но и не меньше.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 157 /16.12/
"Новый мир" #12, "Знамя" #12. "Да, это депрессия".
Сергей Костырко, Простодушное чтение (12) /09.12/
Эстерхази публично объявляет, что он - сын стукача. Факт частный, но под его пером факт этот превращающийся в некий образ.
Глеб Шульпяков, Руки прачки и никакой магии /09.12/
"Иностранная литература", # 11. Если направо-налево безысходный пейзаж ирландской провинции, хочешь не хочешь - начнешь закапываться.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 156 /09.12/
"Звезда" #10, "Октябрь" #10. Где мы живем и где не живем.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 155 /02.12/
"Арион" #3, "Урал" #11. Успокоительное чтиво для состоявшихся стариков и старушек.
предыдущая в начало следующая
Сергей Костырко
Сергей
КОСТЫРКО
sk@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru