Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво. Выпуск 159
"Неприкосновенный запас" #5

Дата публикации:  30 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Последний номер "НЗ" собирался и готовился накануне выборов, сегодня он читается постфактум, при том, что сюжеты и темы актуальности не утратили.

В заглавной рубрике ("Либеральное наследие") на этот раз Норберто Боббио - итальянский философ и пожизненный сенатор. Публикуемый текст "Правые и левые" (отрывки из одноименной книги) представляет своего рода ревизию сартровского mot про "две пустые коробки". Боббио описывает "сомнительную оппозицию" с точки зрения классического структурализма, - исходя из релевантности-нерелевантности разграничений итд. Суть, таким образом, не в банкротстве старых идеологий, не в появлении новых, но в самом принципе существования бинарных оппозиций, где один член немыслим без другого, с исчезновением "правого" "левое" перестает означать что бы то ни было, и vice versa.

По ходу дела происходит что-то вроде "конвергенции дисциплин" и политическая дихотомия подменяется различением иного рода: вместо "правого и левого" получаем "классическое и романтическое":

"Первое из них - это отношение критически настроенного наблюдателя, второе же характерно для человека, переживающего политику в первую очередь чувствами, а не разумом. Из шести великих идеологий, родившихся в XIX и XX веках, три - классические (консерватизм, либерализм, научный социализм), три - романтические (анархизм, фашизм и правый радикализм, традиционализм)".

Здесь Боббио ссылается на другого итальянца - Кофранческо, сам же он в качестве главного критерия избирает отношение к идее равенства (соответственно: Руссо vs Ницше), и разграничение между правыми и левыми, таким образом, соответствует различию между эгалитаризмом и антиэгалитаризмом.

Заметим здесь одно чисто филологическое недоразумение, простительное для итальянского автора и странное для редакции журнала: в качестве примера "односторонне сильной оппозиции", где "сильным по преимуществу является один из терминов", Боббио приводит, главным образом, "Войну и мир", наивно полагая, что "мир" в заглавии романа Толстого означает "отсутствие войны". Возможно, новейший итальянский переводчик в самом деле не искушен в сюжетах российской орфографической реформы, но со стороны второго - русского переводчика, а вместе с ним и редакции "НЗ", это наивность или вежливость?

Сюжет о "правых" и "левых" продолжается затем в политическом блоке, где Кирилл Рогов комментирует "идейные парадоксы русской демократической революции": фактически речь идет о разных оценках российской либерализации начала 90-х и о принципиальном разграничении электората "левых" ("Яблоко") и "правых" (СПС) демократов:

Активно приспосабливавшиеся к принудительной либерализации и включившиеся в процесс первоначального накопления слои, воспользовавшиеся свободами экономическими, оказались практически равнодушны к имеющимся политическим свободам, во всяком случае - к гражданским и гуманитарным формам их реализации. ... Напротив, идеология гражданского общества, общего блага и гуманитарных политических свобод была востребована именно теми, кто - выражаясь языком 1990-х - "не включился в рынок". И в значительной мере призвана была компенсировать их неспособность воспользоваться стихийными экономическими свободами.

Здесь же Александр Тарасов представляет "Левую сцену в России в начале XXI века". Если верить Тарасову, то на сцене этой лишь два действующих лица - КПРФ и некое собирательное tutti quanti.

И в том же "идеологическом" блоке Николай Митрохин различает уже не российских "правых" и "левых", а отдельные изводы российского национализма ("От "Памяти" к скинхедам Лужкова...").

В принципе, три главные "Темы" последнего номера "НЗ" формулируются неким политическим "промежутком", то есть разговор происходит "между политикой и...":

"между политикой и идеологией" обретаются современные российские политические партии - правые, левые, демократы, либералы, анархисты, националисты, коммунисты и жириновцы;

"между политикой и экономикой" возможно говорить о реформе, а также о... правых и левых, демократах, либералах, коммунистах, популистах итд.

Наконец, "между политикой и философией" мы находим одну анкету и один диалог. Сначала некоторые люди, чья профессия "политическая философия", отвечают на вопросы "НЗ" о предмете политической теории, затем Александр Пятигорский и Игорь Смирнов задают друг другу вопросы, так или иначе касающиеся актуальной политической "практики". Собственно, первый вопрос там был: почему бомбят Чечню? В ответе "почему?" заменяется на "кто?" - это называется "выявить другую сторону происходящего", и в результате выясняется, что Чечню бомбят американцы... в ноуменальном плане:

И.С.:.. В известном смысле мы можем даже утверждать, что бомбят Чечню американцы. Во всяком случае, они создали Кремлю благоприятные условия для проведения армейских операций на Кавказе, начавшихся осенью того же, 1999 года.

А.П.: Понятно. Но я думаю, что твоя степень объективизма приобретает какой-то иллюзорный характер. Разумеется, бомбят Чечню те, кто этого желает.

И.С.: На феноменальном уровне - да. А в плане ноуменальном... Что значит ноумен, Саша? Он итог сравнения явлений, в результате чего мы получаем инвариант. Парадигму, в которой нам теперь приходится жить, задает Америка...

Далее там небольшой экскурс в историю Америки:

А.П.: ...Мне на досуге пришлось заняться историей этой страны - Соединенных Штатов. Ты не можешь себе представить, чем были Соединенные Штаты в середине XVIII века. По степени образованности, по уровню того, что ты называешь тухлым словом "культура", это была катастрофа. ... Джефферсон говорил, что он не может ходить в Конгресс, потому что там никто не моется и все, извините, пердят. И он там дышать не мог - он носил с собой набор духов, которые все время нюхал, чтобы не слышать запаха Конгресса.

Затем разговор касается исторической роли элит - русской и американской, затем Гражданской войны и пугачевщины (Чечня в этом свете - пугачевщина: "...чем это не новая пугачевщина?! Мое сравнение не придется по душе жителям Ичкерии. Чеченцам давно пора осознать, что они по уши влипли в историю России, и что они не столько выступают за автономию своей республики, сколько участвуют, скажем так, в диахроническом развертывании Московско-Петербургско-Московской империи").

Под конец собеседники выясняют, что есть "бессмысленная подстановка" и дают философское определение Америки:

Давай закончим с Америкой. Она идеальный объект - для других. Но как таковая она - идеальный субъект, возникающий в результате имитаций, которые как бы устраняют тело подражателя, не давая, однако, ничего взамен чужого тела, лишь копируемого, остающегося отчужденным от "я"...

То была политическая философия.

О политической экономике довольно неожиданно размышляет Евгений Сабуров (авторская колонка "гуманитарной экономики"): речь там о "литературоцентризме". В зачине сообщается некое общее место про то, что литература в России взяла на себя роль политического волеизъявления, философии, социологии и прочего всего. Потом выясняется, что пресловутый "литературоцентризм", а также Толстой с Достоевским виноваты в "непрозрачности" российской экономики, в "карнавальности" российских выборов, в "двойственности" российской общественной жизни, а также... в аресте Ходорковского:

"Ходорковский сделал "Юкос" прозрачным. Он признался. Он публично заявил о своей собственности. Он посягнул на самое дорогое. Он замахнулся на нашу двойственность", иными словами, он посягнул на все то, "что воспитала в нас русская литература".

Другой автор "НЗ" точно также полагает, что "дело ЮКОСа" возникло в силу "прозрачности", но эта "прозрачность" иного рода: речь о "прозрачности" границ между политикой и экономикой. Арест Ходорковского здесь "служит примером "управления" насилием, то есть использования значимых для обычных постсоветских граждан нерешенных проблем, для укрепления вертикали власти" (Антон Олейник. "Казнить - нельзя - миловать").

Еще одно не столь громкое, однако знаковое "дело о ВЦИОМе" комментирует в своей колонке Алексей Левинсон. Здесь излагается конспективная история советско-российских социологических институций вообще и ВЦИОМа в частности, после чего следует вопрос: "Кому мешал ВЦИОМ?". Перечислив имеющиеся в наличии разноречивые версии, Левинсон выбирает самую на первый взгляд парадоксальную: "Согласно этой версии, ВЦИОМ мешал не завышать, а занижать показатели, говорящие о стабильности президентского положения". Версия принадлежит Юрию Леваде, и сообщил он ее, напоминает Левинсон, за несколько дней до того, как Глеб Павловский опубликовал записку про заговор силовиков, намеренных подчинить себе президента.

"Впрочем, есть и другая версия, более лестная для либералов, - продолжает тот же Левинсон. - А именно: все та же центральная власть увидела, что названное меньшинство, а также закордонная общественность не согласны молча сносить "наезды" на ВЦИОМ, на ЮКОС, и решила крикунов успокоить. И успокоила.

И государственный ВЦИОМ под руководством Валерия Федорова объявил, что рейтинг Владимира Путина достиг 80%".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Костырко, Простодушное чтение (14) /24.12/
Всегда есть магистральное направление современной литературы - то, про что говорят. Про "Байки" Трегубовой. Про нового Акунина. Про Мураками и Перес-Реверте. Ну, где тут говорить о собственно литературе?
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 158 /23.12/
"Звезда" #11, "Нева" #11. "Жанр", "мейнстрим" и "переводное".
Сергей Костырко, Простодушное чтение (13) /16.12/
Журнал толстый во всех отношениях.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 157 /16.12/
"Новый мир" #12, "Знамя" #12. "Да, это депрессия".
Сергей Костырко, Простодушное чтение (12) /09.12/
Эстерхази публично объявляет, что он - сын стукача. Факт частный, но под его пером факт этот превращающийся в некий образ.
предыдущая в начало  
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru