Русский Журнал / Круг чтения / Чтение без разбору
www.russ.ru/krug/razbor/20000714.html

Медведь, ты правильно сказал
Николай Заболоцкий. Безумный волк

Виктор Сонькин

Дата публикации:  14 Июля 2000

Экзаменатор. Хорошо, достаточно. Переходите ко второму вопросу.
Студентка. Вы знаете, у меня возникли сложности с формулировкой второго вопроса.
Экзаменатор. Как он формулируется?
Студентка. "Стихотворение Н.Заболоцкого "Безумный волк".
Экзаменатор. Вы не читали?
Студентка. Читала.
Экзаменатор. Плохо помните?
Студентка. Отлично помню, больше половины даже наизусть.
Экзаменатор. В чем тогда сложности?
Студентка. Ну тут не за что зацепиться, да? Это вы придумывали темы для билетов? Если бы было "композиция", или "идейные особенности", или "интертекстуальность"...
Экзаменатор. Не ругайтесь.
Студентка. Простите. А так √ непонятно, с чего начинать.
Экзаменатор. Импровизируйте.
Студентка. Попробую. Николай Алексеевич Заболоцкий родился в 1903 году...
Экзаменатор. Стоп, стоп. Там же не сказано √ биография Заболоцкого.
Студентка. (после паузы). Стихотворение "Безумный волк" написано как бы в срединный период творчества...
Экзаменатор (перебивает). Я же просил...
Студентка. Ох, простите. Стихотворение "Безумный волк" написано в срединный период творчества Заболоцкого - после "Столбцов", но до ареста и долгого творческого молчания. В это время Забо...
Экзаменатор. Нет, не годится. Не рассказывайте вокруг. Рассказывайте о самом стихотворении.
Студентка. В этом стихотворении Заболоцкий развивает ряд тем, важных для его творчества в целом: противопоставление творческой личности и косной среды, взаимоотношения природы и культуры, смену...
Экзаменатор. Опять вокруг. То есть это уже лучше, но вы идете от общего к частному. Начните прямо с текста. О чем он?
Студентка. Ну, я уже сказала √ противопоставление творческой личности...
Экзаменатор. Почему вы отвечаете не на тот вопрос, который я задаю? Давайте упростим: о ком это стихотворение?
Студентка (неуверенно). О волке?
Экзаменатор (радостно). Правильно! И что этот волк делает?
Студентка. В первой части стихотворения √ "Разговор с медведем" √ мы видим Волка в начале его, если можно так выразиться, творческого пути. Он еще не осознал силу собственных творческих стремлений и только чувствует необходимость смотреть на небо, потому что там сияет звезда Чигирь. Медведь олицетворяет косное, природное, традиционное начало; парадоксальным образом, негативная, высмеивающая реакция Медведя становится катализатором для перелома в жизни и судьбе Волка: "...видит Бог, / Медведь решиться мне помог".
Экзаменатор. Так, это уже лучше. Вы вот говорили про противопоставление природы и культуры. Как по-вашему, Медведь √ это чистая природа в нашем стихотворении?
Студенка (подумав): Пожалуй, нет. Он называет себя "коровий Ассурбанипал". Это все-таки образ из сферы культуры, а не природы. И, между прочим, именно Медведь дважды цитирует Гете.
Экзаменатор. Ну, это скорее антицитата... Хорошо, еще один вопрос: Волк в первой части одержим желанием увидеть Чигирь-звезду. А у Медведя есть заветное желание?
Студентка. Есть. "Я жрать хочу! Кусать желаю!"
Экзаменатор. Что мы видим во второй части?
Студентка. Во второй части мы видим Волка спустя десять лет. Он живет в избушке, одевается в рубаху и штаны, сочиняет стихи, ставит разные эксперименты.
Экзаменатор. Например?
Студентка. Он пытается превращать растения в животных и наоборот.
Экзаменатор. Зачем он это делает?
Студентка. Мне кажется, что растения в животных он превращает просто из любви к искусству. Тем более что верблюда из березы ему так и не удалось сделать. А вот когда он сам пытается стать растением и двенадцать суток стоит, засунув ногу в ямку, √ это осмысленный шаг. Он говорит: "Приятно жить счастливому растению... / а мы ногой безумной оторвались, / бежим туда-сюда, / а счастья нет как нет". Волк стремится к небытию, это ясно и из его последнего самоубийственного действия. Он просветлился за это время, стал своего рода бодхисатвой и готовится завершить свое кармическое существование.
Экзаменатор. То есть перейти в нирвану?
Студентка. Грубо говоря, да.
Экзаменатор. Ну что ж... интерпретация не хуже любой другой. Что происходит в третьей части?
Студентка. Мне третья часть совсем не нравится.
Экзаменатор. Может быть, это входило в намерения автора.
Студентка. Даже скорее всего. В первых двух частях действуют личности, в третьей √ коллектив, общество. В первых двух частях природа и культура не враждуют между собой... (оживляясь) О, я поняла! Смотрите: ведь на самом деле Волк и Медведь не противопоставлены, как культура и природа. Это просто два разных уровня проникновения в природу. Медведь действует поверхностно: "Мы живем под вольным дубом, / наслаждаясь знаньем грубым". Волк хочет увидеть звезду и узнать, "есть ли волки наверху". После своего отшельничества и попыток стать растением он еще сильнее срастается с природным идеалом; все его эксперименты и действия вообще √ не технократические: "Волк разговаривает с кукушкой, / дает деревьям имена". А в третьей части мы видим волков-инженеров, волков-докторов, студентов, музыкантов; Безумного они воспринимают своим предтечей, а на самом деле они пошли ровно в противоположную сторону. Поэтому волк-студент, который критикует "Безумного нелепые мечты", по сути дела, гораздо правильнее оценивает ситуацию, чем волк-Председатель, который его защищает.
Экзаменатор. Так почему же вам не нравится эта часть?
Студентка. Я теперь поняла, почему. Потому что там начинается сплошная идеология и все идеи Безумного последовательно извращаются. Мне его жалко.
Экзаменатор. Ну видите, не такой уж сложный вопрос. Честно говоря, я с вами не согласен √ мне-то кажется, что они именно развивают идеи Безумного Волка, а не извращают их, √ но это несущественно, интерпретировать можно по-всякому. А кто такой Гарпагон, которого Волк упоминает в своих последних словах?
Студентка. Не знаю.
Экзаменатор. Переходите к третьему вопросу.



Web-присутствие

Полный текст стихотворения - тут.

Вообще, с веб-присутствием Заболоцкого дела обстоят гораздо лучше, чем можно предположить. Вот избранные страницы:

- Монография о жизни и творчестве, кажется, достаточно аккуратная, хотя и относящаяся к очень традиционному "литературоведению". Автор - А.Ф.Авдеева;

- Шестнадцать (на самом деле пятнадцать, "Любите живопись, поэты" продублировано) стихотворений на "Стихии" Маши Школьниковой;

- Заболоцкий в проекте "Русская поэзия 1960-х годов как гипертекст", независимый проект Марии Левченко на Рутении;

- "Хроники Харона", энциклопедия избранных смертей - рассказ о смерти Заболоцкого (со слов сына Никиты);

- Револьд Банчуков, "Грани жизни и творчества Николая Заболоцкого";

- Никита Заболоцкий, "Поэзия, завещанная потомкам" в библиотеке Мошкова;

- Юрий Кац, "Читайте, деревья, стихи Гезиода": Заболоцкий и геология;

- ОБЭРИУ. Страничка с британского сервера, но по-русски. Особой ценности не представляет.

- Кто такой Гарпагон.