Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение без разбору < Вы здесь
Такого поэта нет
Эдуард Асадов. Избранные стихотворения

Дата публикации:  18 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

ы скоро научитесь различать, где поэзия, где вообще не поэзия. Cкажем, Асадов, такого поэта нет", - учил учитель литературы. И сейчас, открывая сборник лучших стихов Асадова, я вспоминаю: читать его не полагалось будущему филологу, а уж если читать, то стебаться: писались пародии, школьники издевались, играли по книжке, кто отгадает банальную или глупую асадовскую рифму: рожки - ножки, пожарище - товарищи, прогулок - переулок, бессонный - бездонный, можно - невозможно, верно - наверно - и все сходилось, к радостному смеху играющих. Шура - дура (встретилось дважды, в поэме "Шурка" и где-то еще), овечьи - человечьи, улицу - курицу, Казбек - человек (много раз, в разных падежах и контекстах), попадались и откровенно пушкинские рифмы (грехи - стихи, может - тревожит, тризне - жизни, вновь - любовь), и с маяковинкой (славно я - главная, градус - порадуюсь), и разлапистые евтушенко-вознесенские, и нарочито-неловкие (тайное - обручальное, чванство - начальство, новом - домом), и в ужасающем количестве - грамматические, и, наоборот, вдруг богатые, крепкие, показывающие, что парень если хочет - может, несмотря на ярлык "не поэзии".

Все говорили: "Такого поэта - нет", - и все питали к нему довольно сильные чувства: сарказм, раздражение, ненависть. Все знали, что он, такой, существует, прошел всю войну, на войне потерял зрение, слепой поэт, человек-легенда, автор Стихов о рыжей дворняге, автор исполненных катарсиса стихов - "не стихов" о любви... Они студентами были, они друг друга любили... Сатана... Проверяйте любовь, проверяйте... Все эти и другие стихи не могли оставить самого бесчувственного сухаря и чурбана равнодушным. В миллионах советских школ девчонки переписывали их в песенники, сколько бы им ни бубнили учителя, что это "не поэзия". Да и бубнили ли? Простые учителя в простых школах наверняка не бубнили. Девочек (а в простых школах - и учителей) не пугали смешные рифмы, просодический хаос (беспечное чередование абаб, абба и аабб, да еще с нефиксированным распределением мужских и женских клаузул, "невозможным" для русской поэзии), утрированно-графоманское отношение к ритму (корявенький дольник чаще всего), к стиху и строфике, слова для рифмы.

Как "литературная репутация" Асадов практически не существует. Его отторгает не только традиционный "интеллигентский" канон, но и любой из известных "антиканонов". Он не идет как "советский" трэш, а мог бы: "Так вспыхни и брызни во все концы, // Наш гнев, наша дружба и светлый разум, // Чтоб все шовинисты и подлецы // Везде, как клопы, передохли разом!" Не заподозришь его ни в "концепте" (ср. Сорокин, Кибиров), ни в перестроечном стебе Коркии или Иртеньева, ни в по-своему искреннем у-нас-была-великая-эпоха - дискурсе другого Эдуарда (Савенко). И.Ратушинская, И.Елагин или Наум Коржавин, авторы абсолютно немандельштамных стихов, высокомерно не сочтут Асадова за поэта, отчасти из-за просодии, отчасти из-за нехватки крутого статуса диссидента.

А кто еще так много и непосредственно писал о любви? Не той, о которой нарочно написаны горы книг. О той, которая есть в реальной жизни. Они студентами были, они друг друга любили. Ютясь в коммуналке, тихо учили уроки, а когда она ляжет, он и посудку помоет, и пол подметет, если она устала. Соседи-злословы ее называли лентяйкой, его - издеваясь - "хозяйкой". Они не знали, что, может, такой и бывает истинная любовь. Но вот она изменяет ему, целуя другого парня, и что же наш герой сделал? Не взял ни гвоздя, ни рубахи, // А молча шагнул назад. И тут соседи сказали: нельзя быть таким Отелло. Подумаешь, целовалась, немножко взыграла кровь. Не знали, какая бывает истинная любовь.

Такая, как у героев "лирической поэмы" Галина. Эта любовь прошла даже испытание "предательством". Геолог Андрей Громов не выдерживает проверки разлукой и в одной экспедиции отдается красивой Татьяне. Сначала Танин взгляд был чем-то вроде лорда: // Не смеялся он и не страдал, // А при встрече холодно и гордо // словно б вам два пальца подавал. Но Таня потом меняется (Где ледок ее спокойных глаз? // Почему так ласково к Андрею // вдруг прильнула девушка сейчас?) - и тут выясняется, что она уже пять лет влюблена в Андрея и ждет его несмотря на то, что он женился на Гале. Галя же в это время лежит в больнице после внезапного нападения хулиганов. Кстати, никто из мужчин не пришел на помощь, в том числе бухгалтер Николай Иваныч, что живет на первом этаже и любит, окно раскрывши - для рифмы! - на ночь, покурить, листая - тут уж точно для рифмы!!! - Беранже. С тех пор у Гали по всему лицу (от уха к носу) проходит некрасивый шрам, так отпугнувший Андрея. Андрей уходит, а Галя рожает ему ребенка и поначалу не прощает (понимаешь, ты предал не меня одну, но нас двоих, нас уже было трое, ты, я и он, сын), а потом, в последней катартической сцене, мы видим, как любовь к сыну примиряет стареющих мать и отца.

Вообще, материнство и отцовство - в числе верховных святынь в поэтическом мире Асадова и в жизненном коде его "лирического героя". Одно из стихотворений - тост - описывает, как влюбленные парень с девушкой отличаются от "просто" парня и девушки, потом "супруги" (так в тексте) - от "просто" влюбленных и, наконец, потом, когда появляется уже смешной птенец, тогда "мать и отец" - это важнее, значительнее, чем "просто влюбленные" и даже чем "просто" "супруги".

В другом стихотворении говорится об армянке Шаганэ Нерсесовне Тальян, размышляющей о том, что было бы, если бы она не отказала Есенину: они бы с Есениным, может быть, поженились, и тогда бы не было никакого Англетера. В философском стихотворении "Любовь и трусость" Асадов дает супругам отличное объяснение их ссор, за которое иначе пришлось бы платить семейному психотерапевту. Ссоры появились оттого, что в супружеской жизни, как черти, вылезают недостатки, скрываемые прежде, при влюбленности, из "трусости". Что ж, сложно бывает в семье, в том числе и с изменами. Вот молодая жена инженера, // душа семейства и командир √ физически не изменяла, но, когда обнимала мужа, представляла себя в объятьях то адмирала, то киноактера, // но только, увы, не его самого. И кто знает, может быть, как раз вот такая измена - // самая худшая из измен!

Или - парень в тайге убил белку, а автор жалеет, лучше бы промахнулся парень в эту красоту. В стихотворении Долголетие поэт удивляется, как долго, более ста лет, живут люди в горском поселке, где мирно блеют кудрявые "шашлыки" (вах! - П.К.) // да кричит в можжевельнике чибис-птица. И обещает, что если мы перестанем все время нервничать и научимся постоянно // наши нервы и радости сберегать, // вот тогда уже нас прилетят изучать // представители славного Дагестана! (еще один вах, слушай: Магомет придет к горе - П.К.).

А стихотворение Сатана настолько трогательное, что его невозможно пересказать, а только можно привести целиком. Я этого не буду делать, оно есть в каждом - каждом!!! - девичьем песеннике, и, если хотите, перечитайте Асадова. Девушка все твердит парню: "У, сатана! Как я тебя ненавижу!" А сама любит. Не так ли мы, дети "интеллигентных" родителей, втайне любим Асадова, поэта вне стилей, канонов, литературных конвенций? Культура нам повелела стесняться Асадова и читать со вкусом породистые стихи, ухоженные, как доги и ньюфаундленды. Стихи Асадова подобны рыжей дворняге - той, брошенной кем-то и верной. Читательские письма к нему - те тысячи, миллионы, по выражению самого поэта, писем светлых и высоких - бесспорный патент на право называться поэтом реально народным.

Недавно один знакомый писатель (не Асадов!) сказал мне: "Вот я пишу, а интернет не люблю, потому что в любой момент какая-то дура ответит мне, скажет свое мнение о моем творчестве, а меня не волнует это, зачем мне интернет". Я его проблему не понял, у меня другая ситуация, дуры меня не читают. А Асадова, кстати, читали все: дуры и умные, врачи и инженеры, фабричные девчата и летчики-космонавты, а особенно - студенты и школьники, их песенники, повторяю, полны Асадовым. Синтетический автор, он сразу сделал тот катарсис, тот драйв, который частями делали походная песня, кондово-советский стих, повестушка в журнале "Юность", потрепанный томик Пушкина или Есенина и многое, многое другое. Поэт отвязный, крутой, не подвластный культуре, ни то, ни это, ничто из известного нам, поэт апофатический, такого нет больше. Такого поэта нет.




Асадов на "Стихии"
23 стихотворения Асадова
Приют одинокой души: Эдуард Асадов, Сильва Капутикян, Вильям Шекспир, Ассорти и другие
Vic Homepage: Эдуард Асадов, Денис Давыдов, Юлия Друнина и Разное. Есть "Сатана".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Сонькин, Автор сценария /11.08/
"Мальчики кровавые в глазах" √ это никакие не мальчики (тогда бы они были "окровавленные"), а цветные пятна, которые мутят зрение перед обмороком или эпилептическим припадком. "Борис Годунов" Пушкина.
Виктор Сонькин, Месть доктора Уотсона /04.08/
Десятки невинно осужденных людей вышли из тюрем благодаря открытию, которое сделал Джеймс Уотсон.
Александра Борисенко, Ностальгическое чтение /28.07/
В нашей стране Ремарк достался тому поколению, к которому вернулась простая, освобождающая истина: человек всегда важнее идеи. Романтическому поколению.
Дмитрий Иванов, Хищный человек /21.07/
"Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом". "Отцы и дети" Тургенева.
Виктор Сонькин, Медведь, ты правильно сказал /14.07/
Имею я желанье хохотать, но воздержусь, чтоб волка не обидеть. "Безумный волк" Николая Заболоцкого.
предыдущая в начало следующая
Псой Короленко
Псой
КОРОЛЕНКО
Молодежный филолог и акын
urport@cityline.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение без разбору' на Subscribe.ru