Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение без разбору < Вы здесь
Стратегический расчет и человеческий фактор
Петр Ершов. Конек-горбунок

Дата публикации:  4 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Он мне никогда не нравился. Во-первых, я люблю уродов в основном когда они в банках, за стеклом, с бирочкой, с видом тихим и умиротворенным. Тогда я не так остро ощущаю, как грань тонка и как природе надо быть благодарной, что ростом не в три вершка и уши не в аршин. А когда они скачут по долам, дают советы и вмешиваются в политические дела - мне неприятно. У меня возникает чувство вины за сочетание моей лени с моим здоровьем.

Во-вторых, мне постоянно кажется, что он слегка издевается над Иваном. Так по-дружески. Мне кажется, что Иван действует ему на нервы. Что он взял над Иваном шефство, потому что считает Ивана пародией на самого себя (именно так, а не наоборот). Что вот пришли два Ивановых брата и его собственных двух братьев, прекрасных коней золотогривых, украли, а его, плесень горбатую, даже и брать не захотели. И вот ему погано и обидно. И тут является сам Иван, с губой отвисшей и рожей сапогом, и еще не знает, что братцы родные его кинули на двух лошадок. И так Коньку становится больно за них двоих - себя и Ивана, третьих лишних, - что он позволяет этому великовозрастному обормоту взгромоздиться себе на корявый круп, вцепиться в уши и нестись за местью во весь опор.

Я думаю, его собственные отношения с его собственными братьями тоже были не фонтан. И он, стоя в балагане, небось познал насмешки, презрение, недоверие и тычки копытом со стороны своих единоутробных. Он рос и копил злобу, и Иван, ежедневно приносивший корм и чистивший им холку, вызывал у него смесь раздражения и жалости, - но в то же время и эмпатии, какую вызывают у нас люди с той же бедой, что у нас. Однако, подросши, Конек понял, что Ивана так же мучает желание объегорить своих братьев, как его, Конька - желание объегорить своих. Тогда, мне представляется, Конек и сказал себе: "Вот передо мной мой глупый, слабый, наивный товарищ по несчастью. Он не обладает ни моей смекалкой, ни моими дипломатическими способностями, ни моей магической силой. Но он человек. Он может открыть мне многие двери. Кроме того, он, бедняга, мне по-своему симпатичен. Я сделаю его счастливым - он сделает меня царем". Так была решена судьба Ивана.

Нельзя сказать, что Ивану с Коньком приходилось сладко. Характером Конек больше походил на хорошую жену, чем на боевого товарища. Часто Иван лежал в стоге сена на царской конюшне и думал: "Если он еще раз скажет: "Говорил я тебе - не бери жар-птицево перо!" - я развернусь и пойду искать себе другое средство передвижения". Действительно, каждый раз, когда Ивану нужна была помощь Конька, тот начинал монолог со слов: "Не хочется лишний раз напоминать тебе об этом, но все началось с того пера, которое я просил тебя не брать..." Ивана это нервировало, как нервировало бы любого нормального человека. Однако помогать Конек честно помогал, да и те же монологи заканчивались обычно признаниями в любви и верности, - и Иван не торопился уходить. Что вполне нормально для давних, стабильных отношений.

С другой стороны, нельзя сказать, чтобы Коньку легко жилось с Иваном. Помимо привычки сутками дрыхнуть и ничего не делать, пока не заставят, Иван имел удивительный талант попадать в неприятности, спасать же его, конечно, приходилось Коньку. На это, кстати, Конек не сильно жаловался - в своих далеко идущих планах на трон он четко понимал, что без всех этих перипетий статус и рейтинг Ивана росли бы гораздо медленнее. Гораздо неприятнее для Конька была манера Ивана бросаться Коньку на впалую грудь и не по-мужски обливаться слезами каждый раз, когда наступал каюк. В такие моменты Конек готов был идти на любые жертвы, только бы прекратился этот выматывающий душу вой. И шел.

В то же время эти жертвы не смущали Конька. С каждым новым, более тяжелым заданием он ощущал свое приближение к престолу. По ночам, в бессонном ожидании Царицы или в долгом пути к океану с дураком на спине, или даже в теплом уюте царского хлева Конек рисовал себе картины будущего благоденствия: Иван сидит на троне в царской короне, с бессмысленным, как обычно, взглядом, - а он, Конек, отдает приказы и принимает послов, и все знают, кто тут на самом деле царь. Особенно часто Конек представлял себе такую картину: приходит конюх и говорит: так, мол, и так, батюшка царь, не вели казнить, вели слово молвить. Иван смотрит на Конька, Конек кивает, Иван говорит: "Молви, только не соври". Конюх начинает докладывать: мол, у тебя в царском стойле стоят два коня, гривы золотые повылазили, жемчужины с копыт осыпались, только зря овес едят, не пустить ли их на колбасу? Иван смотрит на Конька, Конек на секунду задумывается и говорит: "Нет. Братьев - не могу. Пусть стоят". Ради этой секунды раздумья Конек все и терпел.

В результате самым трагичным во всей истории оказалось то, что Конек совершил просчет, типичный для многих великих стратегов: он не учел человеческого фактора. Во-первых, на последнем этапе, готовя убийство царя через сварение заживо, Конек доверился разговорам Ивана о том, что у Царицы "сухотка" и что она не в Ивановом вкусе. Во-вторых, он недооценил саму Царицу: ему не приходило в голову, что у этой пятнадцатилетней девочки могут быть виды на престол, - и что она так бесцеремонно, так прямо заявит о них народу. Он также не учитывал готовности народа пойти за молодыми и красивыми, а не за мудрыми и достойными.

Как Конек пережил внезапный брак Ивана с Царицей, крушение собственных надежд, чувство провала - Ершов умалчивает. Однако существует народная сказка о горбатой лошади, которую цыгане водили по ярмаркам и которая грубо пререкалась с мужиками человеческим голосом. В сказке говорилось, что лошадь часто похвалялась своей прошлой службой у царя и пела "Распрекрасные вы очи!", если поднести ей водки.

Он это был или не он - не знаю. Мне все равно. Мне он никогда не нравился.



Web-присутствие-I (Линор Горалик)

- Все о борьбе за престол. Пошаговая стратегия
- Все о скoлиозе
- Все о говорящих лошадях
- Все об умственной отсталости
- Все о браках с пятнадцатилетними девочками

Web-присутствие-II (Виктор Сонькин)

Полный текст сказки Ершова можно найти на сайте skazka.com.ru.

185-летию со дня рождения автора сказки посвящена статья Геннадия Красникова из "Независимой газеты" с задумчивым названием "Поэты рождаются в провинции". Только почему-то под этим заголовком по редакторскому недосмотру написано "К 185-летию Павла Ершова.

Про Конька-Горбунка детский режиссер Александр Роу поставил фильм; есть, кроме того, фильм-балет на музыку Родиона Щедрина с Плисецкой и Васильевым.

Спектаклей по мотивам ершовской сказки - видимо-невидимо. Вот лишь некоторые из них: молодежный театр-студия "Верим!", скоморошье гулянье в двух частях; С.Прокофьева, Г.Сапгир, "Конек-горбунок " (Ставрополь); в Петербургском ТЮЗе восстановлен классический спектакль по "Коньку-Горбунку".

По касательной: воспоминания ученого-дендролога, ветерана войны Сергея Потапова о лошадях на фронте ("Воспоминание о Коньке-Горбунке"). Шизофреническая страни чка Сергея Дацюка на геоситях, посмотрите сами. Бард(ша?) Татьяна Пучко, в ее репертуаре - песня "Конек-Горбунок". Некая уральская лента, клон Ленты.Ру, сообщила< /a> в августе текущего года, что в Тобольске пропал памятник Петру Ершову, "и теперь автор известного "Конька-горбунка" разыскивается местным УВД... в пунктах приема цветных металлов" ("известный "Конек-горбунок" почему-то напомнил мне "биографию известного Чернышевского" из "Дара", а вот это многоточие после "УВД" изображает интонацию, которой в речи не бывает).Трагическое известие (февраль 2000 г., газета "Сегодня") - убит художник Виктор Дувидов, иллюстратор детских книжек, в том числе "Конька-Горбунка".

Еще немного шизофрении и паранормальности. Книга о том, что настоящий автор "Конька-Горбунка" - Пушкин (а как же, наше все). Валерий Демин, "Тайны русского народа: в поисках истоков Руси" (сочинение из серии "Хрен жили русы").

И напоследок - немного маркетинга. Саранский механический завод выпускает детские велосипеды "Конек-горбунок" (с горбатыми седлами, что ли?). Программистская фирма "ТЕКОН" выпускает программный продукт "Конек-Горбунок" (судя по туманному описанию, он делает все, примерно как Конек-Горбунок). А учительница начальных классов Ирина Бурова объясняет детям 17-ю статью Декларации прав человека (про имущество), а потом проверяет, поняли ли они, что Конек-Горбунок эту семнадцатую статью нарушал.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Сонькин, Тайна, которой не было /27.10/
Из-за Черных Гор нападает проклятый буржуин, и спасать страну приходится ценой гибели сначала отцов, потом старших братьев, а потом и мальчишей. Только тогда, когда генофонд уничтожен полностью, на сцену врываются конные отряды с красными знаменами. Как цензура такую сказку вообще пропустила?
Виктор Сонькин, Царство любви /20.10/
Ни до, ни после Кузмина никто в русской поэзии не мог писать о любви такими пронзительными словами. Он попал в какую-то щель, в тектонический сдвиг между условностью девятнадцатого века (или восемнадцатого, столь ему дорогого) и закомплексованностью двадцатого.
Александра Веселова, Мальчики стреляют /06.10/
Если просто травить морские анекдоты, непринужденно жонглируя словами, и даже рвать при этом тельняшку на груди, получится Александр Розенбаум. А в прозе Сергея Колбасьева ощущается то "благородство духа", которое, по мнению Бродского, присуще всем трем составляющим российской славы, а значит, и традиции петербургской-ленинградской маринистики, этой триадой порожденной.
Евгений Майзель, Николай Носов Forever /29.09/
Освоив грамоту и полюбив чтение, Незнайка отошел от реальности и предпочитает нормальный сказочный галлюциноз. Тусуется в основном с Кнопочкой, малышкой начитанной и склонной к оккультизму. Перед нами бдение глубоко погруженных и неотрадиционалистски настроенных наркотов - "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" по-соцреалистически.
Виктор Сонькин, Антропофобный злобный зверь /22.09/
Небольшая повесть, лишенная сюжетного драйва, убедительных героев, стилистического блеска, элементарной логики, научной изобретательности, да и просто писательского обаяния, стала неотъемлемой частью европейского культурного наследия и вот уже почти двести лет в той или иной форме владеет умами. Это странно и нелестно для нас. "Франкенштейн" Мэри Шелли.
предыдущая в начало следующая
Линор Горалик
Линор
ГОРАЛИК
linor@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение без разбору' на Subscribe.ru