Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение без разбору < Вы здесь
Хорошего медведя должно быть много
Борис Заходер. Винни-Пух и все, все, все

Дата публикации:  17 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

- Следы, - сказал Пух. - Появился третий зверь!
- Пух, - взвизгнул Пятачок, - ты думаешь, это еще один Бука?
- Нет, не думаю, - сказал Пух, - потому что следы совсем другие... Это, может быть, два Буки, а один, скажем... скажем, Бяка... Или же, наоборот, два Бяки, а один, скажем... скажем, Бука... Надо идти за ними, ничего не поделаешь.

Заходер умер. Винни-Пух осиротел.

Понятное дело, что милновский Винни-Пух нам всем не Винни-Пух: и песни он поет в лучших традициях английской детской литературы имени Льюиса Кэрролла, и швы у него на попе видны на созданном "Диснеем" портрете. Наш Винни-Пух урчит урчалки голосом Леонова и кается в лучших традициях русской интеллигенции: "Я даже не знал, что я такой глупый простофиля! Я самый бестолковый медвежонок на свете!"

За это-то мы его и любим: за нежность, за непритязательность, за опилки в голове. За то, что рядом с ним даже кристоферы робины могут чувствовать себя Очень Большими Существами. Будь наша воля - мы бы на таких винни-пухах женились. Народная любовь к Винни и компании оказалась столь сильной, что обитатели Дремучего Леса и его окрестностей прочно вплелись в современную русскую культуру, став национальными героями вроде поручика Ржевского или Васильиваныча с Петькой, - точно так же, по правде сказать, как и зверюшки из One Hundred Acre Wood у себя на родине.

"Культурный миф" персонажей Милна и Заходера оказался чуть ли не сильнее их собственной, изначальной популярности. Выражается это в том, что взрослый человек, скорее всего, затруднится ответить на вопрос о том, кто такой Слонопотам, - но зато с легкостью вспомнит пару-тройку анекдотов из серии "Уйди, свинья, не видишь, плохо мне..." Литературоведы посвятили сексуальности Пятачка больше серьезных исследований, чем вся компания Кристофера Робина - Восточному полюсу. Рассматривать миф этой книги, таким образом, становится интереснее, чем саму книгу; разнообразие и многогранность этого мифа поражают воображение на фоне самих историй о Винни-Пухе и всех, всех, всех, таких простых и непритязательных.

Если начинать с анекдотов, то необходимо отметить странный факт: по сравнению с анекдотами о Наташе Ростовой, о Буратино или о Шерлоке Холмсе анекдоты о Винни-Пухе очень слабо отражают исконные характеристики книжных героев. Если в анекдотах о великом сыщике неизменно фигурирует его умопомрачительная проницательность наравне с умопомрачительной же недалекостью Ватсона, то в анекдотах о плюшевом медведе речь очень редко идет о его ограниченных умственных способностях или о панковском восприятии мира осликом Иа-Иа. "Пятачка спрашивают: почему у тебя повязка на глазу и ноги нет? - Да это я с Винни на глаз поспорил, что он мне ногу оторвет..." Смешные анекдоты, правда, тоже есть, но они как-то строятся на уровне цитат, а не на уровне подражания характерам: "Летит Винни-Пух на воздушном шаре и поет: Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь... Открывается дупло, а там сидит оса - небритая, в телогрейке, в ушанке с одним ухом... И говорит: "Сдается мне, плюшевый, что никакая ты не тучка, а мент позорный..."

Зато расширенные варианты анекдотов - пародийные истории, написанные всякими несерьезными людьми, - восхищают разнообразием тем и детальным знакомством пародистов с текстом. правда, используемые приемы обычно нехитры: либо все хорошие оказываются на самом деле плохими - и наоборот, либо история напоминает краткий сценарий фильма о встрече школьного класса через десять лет после выпуска: все повзрослели, расстались с мечтами и скурвились: "Винни на мгновение оторвался от клавиатуры, чтобы вытереть лапой потный лоб. Сегодня ему на редкость везло. Несколько дней назад за банку из-под меда с двумя проводками и лампочкой на крышке, которую Кролик сослепу принял за высокоскоростной модем, он подбил его поковыряться ломом в распаячной коробке международной телефонной сети САВА-International. Кролика засадили на пятнадцать суток, но теперь все счета за звонки за бугор, в соседний Лес, приходили на Дуб, Пчелам, отчего те сильно злились и обещали в будущем году поднять котировки на мед втрое". (Андрей Щербаков, "9600 бод и все-все-все"; на самом деле это сиквел из шести частей. Кроме Романа О Хакерских Буднях, существуют Легенда О Добывании Спиртных Напитков, Сага О Борьбе За Правое Дело и Сценарий О Жизни В Третьем Тысячелетии. Видимо, придуманное Милном замкнутое сообщество исключительно подходит для всякого рода социальных экспериментов: четкие типажи, простые связи, ненавязчивая жизненная среда, постоянная жажда деятельности - просто какая-то контрольная группа на выезде.

Более Серьезные Люди, одержимые Пухоманческим Пятачколюбием, не чморят бедных зверушек, а, наоборот, развивают и расширяют созданную Милном реальность на радость себе подобным. Винни-Пух идет искать Кристофера Робина; Кристофер Робин возвращается; в лесу появляется новый мальчик взамен Кристофера Робина; таких книг есть штук пять или шесть. Трогательно выглядит надпись на обложках: Inspired by A.A.Miln. Понимаю - фразеологизм; однако мне так и видятся дамские романы с надписью "Вдохновлено последней серией "Династии". Шутки шутками, но продолжения эти бывают очень и очень симпатичными, - чего не скажешь о другой категории книжек про Винни-Пуха, а именно - о категории этаких ужасных цитатников, предназначенных для преподнесения любимым людям (видимо, с опилками в голове). Судя по заголовкам этих книг, одаривать ими надо "со смыслом", как третьей кадрилью. Pooh's Little Fitness Book - все, что Миленький Медвежонок сказал о пользе лазанья и кувыркания; Pooh's Little Friendship Book - угадайте с трех раз, о чем; Pooh's 101 Uses For A Honey Pot - страшно даже подумать, кому такая книга может быть полезна... Однако на то создатели этих книг и Серьезные Люди: в качестве торговой марки Винни действительно очень хорош, даже нарезанный на кусочки и засунутый в розовую обложку.

Однако есть в мире Еще Более Серьезные Люди. Вместо того чтобы подражать или продолжать милновские идеи, они проникаются духом Дремучего Леса и привносят этот дух в свои книжки на Совершенно Взрослые Темы. Winnie-the-Pooh on Management, книга, "в которой Очень Важный Медвежонок и его друзья знакомятся с Очень Важной Темой", "использует героев историй А.А.Милна для разъяснения таких понятий, как создание ясных целей, сильное руководство, необходимость точной информации, хорошие взаимоотношения и прочих базовых принципов успешного руководства". Winnie-the-Pooh on Problem Solving, в свою очередь, гарантирует, что "Пух - и вы - научитесь всем необходимым основам практического решения задач, основам, одинаково легко применимым для спасения Тигры, застрявшего на высоком дереве, и для решения многих проблем, возникающих перед нами в комплексном, быстро меняющемся мире вокруг нас". Две других нашумевших книжки - Tao of Pooh и Tе of Piglet - преподают ни много ни мало основы даосизма... Лично мне от всего этого как-то делается нехорошо. Однако есть и просто Пугающе Серьезные Люди, и уж по сравнению с их разработками "Книга Пуха о трезвой и здоровой жизни" кажется просто коммерческой шуткой в особо крупным масштабах.

Пугающе Серьезные Люди посвящают глубокие исследования непосредственно самому Пуху и его компании и открывают в жизни плюшевых зверюшек такие темные глубины бессознательного, что у читателя возникает впечатление предпочтительности, скажем, "Лолиты" или "Жюльетты" в качестве чтения чадам на сон грядущий. Так, замечательный Руднев создает собственный перевод Винни и включает его в книгу "Винни Пух и философия обыденного языка". Здесь выясняется, что Пух - холерик, а Пятачок - психастеник и что у последнего, кстати, латентно-женская модель поведения. Другой шедевр подобного рода - трактат С.Савченко "Сага о Винни-Пухе как объект соционического исследования", начинающийся с утверждения, что "Винни-Пух - Дама Мечей, Пятачок - Рыцарь Кубков, Кролик - Король Пентаклей, Сова - Дама Пентаклей, Ослик Иа - Паж Мечей". Пережившему эту фразу позже будет предложен пассаж: "...Но если Винни - иррациональный логик и экстраверт, а Пятачок - интуитив и иррациональный этик, то кто же тогда Винни?.." Страшно сказать - плюшевый медведь с опилками в голове. Это ничего, что я так кощунствую?

Если прибавить ко всем вышеописанным разноплановым литературным произведениям факт постоянного косвенного присутствия Винни и прочих Друзей и Знакомых Кролика в жизни простого обывателя, то можно будет говорить о какой-то просто психологической диверсии Милна-Заходера в наше слабое сознание. Есть конфетка и шоколадка; попсовая песенка и музыкальная группка; есть звуковая схема для Windows, наконец. Не говоря уже о манере "Диснея" рожать по мультику с милновскими героями в год и о засилии сумочек, маечек и наклеечек с соответствующими мордашками из обоих - советского и американского - сериалов. Винни, безусловно, рулит. Но мог ли Милн (или Заходер) подумать, что он будет рулить так уверенно и таким большим транспортом?

Даже в качестве общественной фигуры Винни еще часто попадает на "морды" новостных лент. Его портрет маслом куплен за $177,000 на Сотбис, британские мусульмане требуют разлучить его с Пятачком, за его плюшевый оригинал два года назад шла чуть ли не политическая борьба. Серьезные и Несерьезные Люди в равной мере ценят великолепного Винни-Пуха, - Глупенького Медвежонка, Прекрасного Товарища и Великолепную Торговую марку. Что обнадеживает.

Заходер умер. Винни-Пух жив.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Сонькин, Сдать на слом /10.11/
Это получилось случайно. Никаких параллелей с текущими событиями я не имел в виду, просто решил перечитать рассказ, который когда-то в детстве произвел на меня сильное впечатление. "Терминус" Станислава Лема.
Линор Горалик, Стратегический расчет и человеческий фактор /04.11/
Вот пришли два Ивановых брата и его собственных двух братьев, прекрасных коней золотогривых, украли, а его, плесень горбатую, даже и брать не захотели. И вот ему погано и обидно. "Конек-горбунок" П.Ершова.
Виктор Сонькин, Тайна, которой не было /27.10/
Из-за Черных Гор нападает проклятый буржуин, и спасать страну приходится ценой гибели сначала отцов, потом старших братьев, а потом и мальчишей. Только тогда, когда генофонд уничтожен полностью, на сцену врываются конные отряды с красными знаменами. Как цензура такую сказку вообще пропустила?
Виктор Сонькин, Царство любви /20.10/
Ни до, ни после Кузмина никто в русской поэзии не мог писать о любви такими пронзительными словами. Он попал в какую-то щель, в тектонический сдвиг между условностью девятнадцатого века (или восемнадцатого, столь ему дорогого) и закомплексованностью двадцатого.
Александра Веселова, Мальчики стреляют /06.10/
Если просто травить морские анекдоты, непринужденно жонглируя словами, и даже рвать при этом тельняшку на груди, получится Александр Розенбаум. А в прозе Сергея Колбасьева ощущается то "благородство духа", которое, по мнению Бродского, присуще всем трем составляющим российской славы, а значит, и традиции петербургской-ленинградской маринистики, этой триадой порожденной.
предыдущая в начало следующая
Линор Горалик
Линор
ГОРАЛИК
linor@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение без разбору' на Subscribe.ru