Русский Журнал
/ Круг чтения / Чтение без разбору www.russ.ru/krug/razbor/20010316.html |
Век воли не видать Александр Романович Беляев. Голова профессора Доуэля ![]() Линор Горалик ![]() Дата публикации: 16 Марта 2001 Сухая статья с комментариями0Aлександр Романович Беляев, человек страстный и энергичный, провел свою жизнь в бесконечной борьбе духа и тела. Борьба началась еще в раннем детстве, когда маленький Саша загорелся мечтой о полетах и предпринял много рискованных попыток1 эту мечту осуществить. Несколько раз последствиями его попыток становились довольно тяжелые увечья, однако мальчик не сдавался вплоть до зрелого возраста, принесшего ему, наконец, радость знакомства с первыми аэропланами. Противостояние стремлений разума и возможностей плоти стало наваждением, преследовавшим Беляева до конца его дней. В 1916 году у Александра, бывшего и до того весьма болезненным молодым человеком, обнаруживают костный туберкулез. Шесть лет в постели (из них три - в гипсе) странным образом идут на пользу Беляеву. Потратив это время на интенсивную интеллектуальную деятельность2, как-то: изучение языков, естественных наук, медицины, механики и электротехники, - Александр создает базис, на котором впоследствии будут строиться его романы. Собственно, когда в 1925 году Беляев публикует рассказ "Голова профессора Доуэля"3 (позже он будет переработан в роман и немедленно опубликован), он говорит, что текст носит характер автобиографический: о жизни духа вне жизни тела. Рассказ-роман о Доуэле стал первым опытом Беляева в области фантастики; сам же Беляев сделался при этом отцом "фантастики ближнего прицела", жанра, где речь идет об очень недалеком будущем, светлом для нас, страшном для них. Даже на "Голову" принято смотреть как на идеологический роман: алчные до славы капиталисты пытаются задушить голос простых и честных тружеников путем перекрывания воздушного крана, ведущего к голосовым связкам. Мне же лично более интересным представляется совсем иной аспект повествования, касающийся скорее психологии, а не идеологии героев, а именно - борьба индивидуума за свободу. В самом деле, если рассмотреть "Голову профессора Доуэля" с точки зрения поведения героев книги, окажется, что тема борьбы за свободу (и, в частности, за свободу распоряжаться собственным телом) муссируется в романе с исключительной интенсивностью: - голова профессора Доуэля хочет смерти как избавления, но получить ее не может; - и так далее и тому подобное. Обилие фраз вроде "Я бы предпочла смерть такому воскресению", "Я предпочитал смерть жизни", "Угасавшая жизнь вернулась в голову Доуэля... Доуэль... посмотрел на Лоран с выражением недоумения и как будто даже разочарования" также наводит на мысль об одержимости автора вопросом о праве личности на свободу и о цене, которую за эту свободу стоит - или не стоит - платить. Так, недолечившаяся Брике платит за короткий период вольной жизни возвращением в прежний ад - ее голова опять остается без тела. Другая "голова" в паноптикуме Керна - фермер Тома - расплачивается жизнью за попытку обрести хоть некоторую свободу распоряжаться остатками собственной плоти: пытаясь задержать ртом воздушную струю, он нарушил контакт тканей собственной головы и питающих ее трубок. Очевидно, постоянно терзавшие писателя недуги сделали тему выбора между смертью и страданием одной из ключевых для него; впоследствии ее отголоски звучат в "Ариэле", "Человеке, потерявшем/нашедшем свое лицо", "Хойти-тойти", но нигде эта тема не проявляется так ясно, как в "Доуэле". Несколько сцен заставляют меня содрогаться всякий раз, когда роман приходится перечитывать: сцена с жуком, ползущим по лицу профессора9, непосредственно сцена пыток беспомощной головы (повторенная в ходе повествования не один раз) и все те сцены, где несчастным головам перекрывают кран подачи воздуха к голосовым связкам - чтоб замолчали. Как человек, преследуемый страхом перед физической беспомощностью - такой, при которой невозможно осуществить собственное право на смерть, - я всегда воспринимала эти сцены как отголоски или триггеры собственных кошмаров; видимо, Беляев был одержим схожим ужасом10. Однако самой яркой иллюстрацией к "свободоволевой" стороне романа является его последняя фраза. Опросив с десяток людей на тему судьбы профессора Керна11 после публичного разоблачения его ужасных преступлений, я выяснила, что судьбы этой никто не помнит. На самом же деле роман кончается так: "- Ну что ж, - прервал тягостное молчание следователь, и, обернувшись к Керну, произнес: - Прошу следовать за мною в кабинет! Мне надо снять с вас допрос. (...) Из кабинета Керна раздался выстрел"12. Сложно было бы предположить, что следователь ни с того ни с сего стрелял в Керна. Точно так же сложно предположить, что Керн стрелял в следователя в помещении полном людей и с двумя полицейскими в дверях13. Остается только одна версия: профессор Керн, человек, много знающий о свободе и несвободе, застрелился, предпочтя смерть тюрьме0. Круг замкнулся.
Web-присутствие Текст "Головы" лежит у Мошкова, но поиск по словам, например, "голова доуэль", дает результаты гораздо более захватывающие, чем сам роман. Образ "головы профессора Доуэля" так плотно вписан в современную культуру, что находится и рассказ Сапгира (там дразнят "головой Доуэля на колесах" девочку в инвалидном кресле), и натужные КВНовские шутки (одна другой ужаснее), и биография Умара Джабраилова... Лично меня больше всего умилил материал "Об использовании литературных произведений на уроках биологии". Поиск же по имени "Александр Беляев" выдает материалы о множестве тезок фантаста - от "Мастера Рейки линии Света" до мэра Северодвинска. Еще интереснее результаты поиска по фразе "голова без тела": оказывается, в области фантастики этот образ много кем использовался. Желающие могут развлечься составлением списка. |
![]() |
||
![]() |
||