Русский Журнал
/ Круг чтения / Чтение без разбору www.russ.ru/krug/razbor/20011130.html |
Гадание Иосиф Бродский. Стихотворения. (Екатеринбург, У-Фактория, 2001) ![]() Виктор Сонькин ![]() Дата публикации: 30 Ноября 2001 Обычно я не указываю выходные данные книги - это все-таки не обзор книжных новинок, это чтение без разбору, глупо сообщать, где и когда издали "Тимура и его команду". Но, оглядываясь на свой недавний круг чтения, я в очередной раз грустно признал, что в рамки этой рубрики он не укладывается. Я прочитал две книжки, купленные в аэропорту - политико-судебный роман под названием "Protect and Defend" ("Защищать и защищать"), очень-очень длинный и очень-очень скучный; книжку по, условно говоря, истории науки - "Охотники на динозавров", о зарождении палеонтологии в довикторианской и викторианской Англии - я бы и сам хотел написать что-то похожее по жанру, только, опять же, не такое скучное; "Взятие Измаила", которое все-таки почти что новинка, и к тому же про него наверняка написали столько глупостей (а жаль), что множить их не хочется; ну и Гаспарова ("Об античной поэзии", "Занимательная Греция" - нет, не по первому разу), которого я читаю всегда. Зима потому что. Значит, надо написать про что-нибудь уже читанное; и такое, что можно быстро освежить в памяти. То есть что-нибудь, написанное в столбик; стихи. (Стихи пишутся в столбик потому, что так их легче запомнить. Запоминать стихи нужно потому, что это - текст повышенной важности, сакральный, например. Чтобы прибавить сакральности, поугасшей за последние пять тысяч лет, надо добавить еще какой-нибудь потусторонний элемент - например, гадание.) Гадается так. Берется генератор случайных чисел (педанты, возможно, меня поправят - псевдослучайных; охотно верю). Задаются крайние значения - в нашем случае страница 5, на которую вынесено стихотворение "Я входил вместо дикого зверя в клетку" (оно иногда публикуется с посвящением В.Г., которого, кстати, я от всей души поздравляю), иногда без, здесь - без) и страница 577, после которой тексты повышенной важности кончаются и начинаются эссе. Я попросил 10 результатов. Вот что получилось: 344, 109, 392, 254, 142, 379, 213, 481, 52, 279 Ну, посмотрим. 344 Чем безнадежней, тем как-то / проще... "Строфы". Это стихотворение о попытке выплеснуть боль из души. Способов два: географический ("cветило ушло в другое / полушарие") и литературный ("Я, как мог, обессмертил / то, что не удержал"). Хорошо, конечно, если кто-то может так обессмертить. У этого обессмерчивания хотя бы появляется самостоятельная ценность. А еще есть третий способ - временной ("чтобы кончить цикладской / вещью без черт лица"). Но о нем - вскользь, скороговоркой: видимо, в его действенность не очень верится. Еще интересно, что расшатанный трехударный дольник в строфах с 17 по 24 сменяется довольно четким двухстопным анапестом (как в стихотворении "Ни страны, ни погоста"). Потом снова расшатывается. Объяснить затрудняемся, просто любопытно. "Это хуже, чем детям / сделанное бо-бо. / Потому что за этим / не следует ничего". 109 Что видишь? Море? Несколько морей? "Горбунов и Горчаков", XIV, "Разговор в разговоре". Не буду про это ничего говорить. Это надо перечитывать долго и внимательно, а понятнее все равно не станет. Вспомнилась мельком брошенная по этому поводу гаспаровская фразочка - "обэриутский ампир". Вот-вот. 392 Капитан отличается от Адмиралтейства "Новый Жюль Верн" О, это текст, имеющий, что называется, большую сентиментальную ценность - потому что первыми стихами Бродского, которые я увидел, была подборка в "Новом...", кажется, "...мире" - в том числе вот это. Хорош ли такой выбор для первого знакомства (наряду с "Письмами римскому другу")? Наверное, неплох: стихотворение сюжетное и длинное (но не настолько утомительно-длинное, как какие-нибудь "Горбунов и Горчаков"), местами очень смешное, с точки зрения стиха - неклассическое, но не пугающе. Запоминается. Ну, в столбик написано. "И потом наступает осень, за ней - зима". 254 На этой странице оказалась фотография: с прищуренными глазами, в кепке, на фоне малоразличимой городской стены. Может быть, конечно, глаза не прищурены. Судя по одежде (там еще угадывается плащ не то пальто) - не май месяц; то есть вряд ли солнце бьет в глаза. И вообще тона приглушенные, сумрачные. Может быть, он просто моргнул, когда фотограф нажимал на спуск. Интересно, чья это фотография. Кто его увидел таким, ироничным, чуть улыбающимся, в хорошем настроении. Кто его поставил так, что свет, падающий на кепку, образует почти нимб? Кто - М.Лемхин, Б.Шварцман, А.Либерман, М.Копелев или Б.Янгфельд? Кто-то из них вот. Спасибо. 142 о правде - то есть, стану потрошить "Посвящается Ялте" Когда-то я делал доклад о синтаксисе русского пятистопного ямба. В сущности, одного этого стихотворения хватило бы для того, чтобы сделать какие-то - осторожные, но интересные - выводы. Напомню, что это детектив, история убийства, рассказанная разными лицами (в основном - подозреваемыми). И вот оказывается, что в монологе подростка (который и есть убийца), самом сбивчивом, путаном и эмоциональном - синтаксическая строгость значительно выше, чем во всех остальных отрывках. То есть традиционных для Бродского резких переносов в нем меньше (хотя они есть - то есть дело не в том, что подростку этот прием вовсе недоступен). Мысль о компенсации напрашивается сама собой - стих ведет за собой поэта не меньше, возможно, больше, чем поэт ведет за собой стих. В русской поэзии есть еще один известный текст, построенный совершенно по тому же принципу, - расследование убийства, о котором рассказывают разные люди; это поэма Кузмина "Лазарь" (а она в свою очередь, предполагают исследователи, восходит к поэме Роберта Браунинга "Кольцо и книга"). Более того, одна из частей этой поэмы (рассказ сыщика) так похожа на стиль Бродского, что от этого делается не по себе (вплоть до почти дословных перекличек с "Остановкой в пустыне"). К теме моего доклада оно не имело никакого отношения, но я об этом упомянул. Потом похвастался коллеге; он сказал, что это уже кто-то заметил. Я очень расстроился. 379 И когда бы меня схватили в итоге за шпионаж "Развивая Платона" Зачем, собственно, так уж хотеть жить в таком городе? С Оперой, Футбольным клубом, Библиотекой, Вокзалом и т.д.? Все эти приметы, от тирана в ложе до портрета хозяйки в гостиной, есть в любом городе - если поискать; а иногда и искать не надо. Может быть, просто потому, что он - другой. Что свой надоел, а чужой - подавно. Что там, по крайней мере, есть кофейня с недурным бланманже. Может быть, просто - "Я хотел бы жить, Фортунатус". 213 Имяреку, тебе - потому что не станет за труд "На смерть друга" Ох, ну это просто - читать на одном дыхании, пропустить через себя этот анапест и эти асфодели, послать кому-нибудь безымянный поклон с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно. 481 Вечер. Развалины геометрии. Как-то все довольно мрачно получается. "Человек отличается только степенью / отчаянья от самого себя". Линеен ли этот процесс - увеличивается ли отчаянье с каждым прожитым часом? В этом ли заключается взросление, мужание (специалисты по гендерному подходу, а что происходит с другой половиной человечества?), старение? "Настоящему, чтобы обернуться будущим, / требуется вчера". Это, видимо, такая инструкция. 52 вашего творца. Все двери "Послание к стихам" Раннее, очень самоуверенное стихотворение, простительное только гению, причем именно юному; гению, которому еще не стыдно знать, что он гений. При этом - подражание Кантемиру с цитатой из оного; при этом - фирменное употребление глагола "суть" в единственном числе ("корчиться в земле суть пытка"); при этом, стилизуя "Послание" под силлабический стих Кантемира, Бродский не соблюдает главного принципа: строки его неравносложны. Но на слух мы это воспринять не можем, привычка ушла. А Кантемир бы повесился. 279 Я, кажется, пою одной тебе.
Внутренний центон. Из рифмованного стиха - белый, из северной деревни - в южный город, из бессонницы в спячку. Гадание - один из способов провидеть будущее. Но не очень надежный. "Настоящему, чтобы обернуться будущим, / требуется вчера". |
![]() |
||
![]() |
||