Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение online < Вы здесь
Крепись, Аркадий!
Дата публикации:  13 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Озверели совсем (это я про некрологи). Здесь, и здесь, и здесь, и здесь даже. А ну как потом окажется, что все это военная хитрость? Вроде раздвоения личности? Вон даже Паркер, и тот двоится (а уж на что цельный вроде бы человек). Здесь плачет, здесь вроде и не плачет (только надо до конца дочитать), а наоборот совсем. Обознатушки-перепрятушки? Нет, ребята, пулемет я вам не дам.

Но тем не менее жизнь продолжается. И все в ней происходит так, как и должно происходить: медленно и неправильно. Главные слова прошедших полутора недель: несоответствие и непонимание.

Еду на днях (точнее, в воскресенье вечером) в трамвае от Шаболовки до Университета. Еду долго и необычно, потому что привык к метро, а в метро не слышно ничего, здесь же сижу и постигаю жизнь во всей ее сугубости. На остановке где-то в районе Даниловского монастыря в трамвай входит мужик лет сорока и встречает знакомого - такого же в смысле, возраста. Спрашивает: как, мол, дела. А тот отвечает: дела, дескать, хорошо, работаю на заводе, вот квартиру недавно получил. Серьезно так сказал, не шутя. На заводе. Квартиру. И алаверды ему: то есть, мол, сам-то как? Первый начинает на жизнь жаловаться: мол, на автобусе, все на том же, уже двадцатый год, надоело, мол. А тот, который квартиру получил, ему: дескать, надоело - не надоело, а автобус - самое надежное, так что, дескать, крепись, Аркадий. Я сижу в трамвае и думаю вот о чем. Если на заводе - квартиру, а автобус - самое надежное, надежнее даже, чем завод, то что же тому, который на автобусе? Думаю еще: может, скажет? Нет, не сказал. Наверное, такое ему, о чем в трамвае и говорить-то нельзя. Работу, что ли, поменять? Если в автобусный парк не возьмут, то хотя бы на завод, чтобы квартиру. От добра добра не ищут.

Вот, например, Курицын. Практически великий человек, в орфографию вклад внес, а тоже. Стал вроде ресторанного критика (теперь еще и в РЖ). Дело это, впрочем, можно только приветствовать, особенно в свете вышеупомянутого несоответствия. Если с заводом не повезет, тоже в ресторанные критики подамся. Все интереснее. Да и модно. Фрай вон тоже - про еду. Про холодец. То есть неспроста. А если поскрести, то вообще окажется, что ресторанная критика обладает всеми свойствами литературной. Вот, например, обнаружился такой ее экземпляр (забавный, кстати, дядя и лицо знакомое).

(Вообще, похоже, по ссылкам этим все равно никто не ходит, так что лучше цитировать, как все нормальные люди.)

"Существующая московская ресторанная критика меня не убеждает. Есть патриарх жанра Дарья Цивина, которая уперто, вопреки всему не-желтому миру, называет суши и сашими "суси и сасими" и часто со всезнающим видом пишет о том, чего явно не знает вообще. Есть молодой человек Алексей Зимин в "Ведомостях", страдающий комплексом литератора: своей витиеватостью его заметки превосходят поток сознания Максима Соколова; я в них вообще ничего не могу понять. Советую юноше прочесть труд Б.И.Зингермана об описании еды у русских классиков".

Дальше вообще песня:

"Подобно музыке new age, кухня fusion исповедует смятение стен между национальной жратвой и соединение всякого разного в единый пан-гурманизм. Синтез вертится на двух уровнях. Во-первых, этническом - это когда, например, франко-итальянская копченая утка подается с китайской прозрачной лапшой или тайские тигровые креветки с соусом из кавказской аджики. Во-вторых, на уровне вкусовом - когда к той же утке с целлофаном добавляется сладкий мармелад из красных бобов, к медовой груше - сыр рокфор, к жареному морскому черту - копченая свинина и т.п."

Вот чем заниматься надо. А тут... комментарии, рецензии, работа жюри. Чем, собственно, ресторанная критика не чтение? А в данном случае не online? Почитаешь так, и ощущение неправильности жизни усугубляется. Хорошо еще дождь не целый день идет, а так, иногда. Есть время, чтобы прийти в себя, пусть и немного его (времени).

Пока же - тратимся впустую. Есть еще наивные люди, которые ждут, что закончатся "Тенета". Говорят, что Делицын даже приехал в Москву (хотя всякое говорят про Делицына и давно уже говорят). Сам же Делицын пишет в гостевых "Тенет", что никак в ОГИ попасть не может. Это не главное. Главное - он знает про ОГИ. Стало быть, не пропала даром ресторанная критика Курицына.

С другой стороны, наивные люди правы. "Тенета" по сути своей есть пылесос, точнее - вампир, высосавший всю кровь из сетевой литературы по меньшей мере на год. Сброс сточных вод, экологическая катастрофа, а никакой не Деррида. Так что чем скорее это закончится, тем скорее начнется как бы настоящая, так сказать, жизнь. То есть опять же Деррида. Будем надеяться, что к ноябрьским успеют.

Один всего человек все правильно делает - Дмитрий Кузьмин. А вот Лев Пирогов не понял, что Кузьмин все делает правильно. Лев Пирогов не понял, зачем Кузьмин написал статью. Удивился:

"Поскольку я не претендую на место в истории литературы, не склонен к употреблению слова "иерархия" и даже слово "скушно" в отличие от Димы пишу через "ч", главный пафос статьи протек мимо моих мозгов".

Странный. Покажите мне человека, который, будучи в здравом уме, заявил бы, что претендует на место в истории литературы. Я таких не встречал. Да и не в этом дело. Дело в том, что снова открылся "Литературный дневник", некогда самим же Кузьминым и закрытый по причине острой нехватки писчебумажного материала. А поскольку в одну реку дважды не войти, Дмитрий Кузьмин написал и опубликовал в РЖ эту статью, в которой и объяснил (не открытым, конечно, текстом, но мы-то тоже не лыком шиты), для чего все это людям дано. Доходчиво, кстати, объяснил:

"Вообще проблема ориентации в лавинообразно возрастающем потоке новых текстов не раз провозглашалась одной из главных культурных проблем как уходящего, так и грядущего веков, и ясно, что единственный способ справиться с ней - это максимально структурировать пространство культуры, институционализировать различные происходящие в нем процессы. В связи с этим такое огромное значение приобрела во второй половине века деятельность по созданию метатекстов (впереди, как и в ряде других общекультурных процессов, оказалось изобразительное искусство, в котором фигура галериста становится едва ли не центральной еще в 60-70-х). Применительно к литературе: трудно переоценить ту роль, которую могут сыграть в обустройстве литературного пространства редактор журнала, составитель книжной серии, куратор литературного клуба, оргкомитет литературной премии, - если, разумеется, в своей деятельности они проводят какую-либо последовательную, осознанную линию, если осуществляемый ими проект концептуален".

То есть что это за процесс такой без структурирующего органа? Вроде и не процесс вовсе. А Кузьмину структурировать по чину положено. Он и структурирует. Только вот что-то вспоминается похожее, совсем, вроде бы, недавно виденное, про структурирование. Где? Может, здесь? Бардак, короче, в литпроцессе. Сплошной самотек. Ключевое слово (и здесь, и здесь) - "культуртрегер".

Да, Пирогов, к слову сказать, не один такой не понявший. Фрай тоже про Кузьмина не впилил. Про "Дневник" написал, а про статью - ни полслова. У них, похоже, разделение труда на www.guelman.ru: агентство "РуЛиНет" программными статьями не интересуется, а Лев - "Литературным дневником". Хотя, конечно, тут сам Кузьмин не до конца довернул, слишком тонко то есть сработал. Не по нашим подмерзшим с первыми заморозками умам. Грубее надо было. Прямее. Кондовее. Завод - квартира. И чтоб в одном районе. Чтоб на трамвай сел - и на работу. А потом с трамвая - и домой. А то до меня тоже, если честно, не сразу дошло.

Кстати, как говорит Фрай, "когда верстался выпуск", "Литературный дневник" опубликовал наш, вернее, их ответ Пирогову, в котором Дмитрий Кузьмин еще раз на все то же намекнул. Для тупых. Но - ну что тут делать! - опять по-свойски, так что ничего не понять простому человеку. В трамваях больше ездить надо, в трам-ва-ях.

А люди тем временем пишут письма. Посмотрите, говорят, уважаемый (хоть бы по имени раз назвали, жалко им, что ли?) какой у меня классный литературный сайт! Ну я и смотрю. А что делать? Вы пишите, дорогие, пишите.

Словом, Аркадий, ты того, слышь, ты крепись!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Кирилл Куталов-Постолль, Подведение итогов /26.07/
Последний обзор Макса Фрая; за нами наблюдают; диплом господина Схелтйенса; Jean Baudrillard has been framed!; метод или информация о методе?; cетевого в сети нет; скандалист Паркер; Высоцкий на самом деле жив; пора в отпуск.
Кирилл Куталов-Постолль, Лаборатория тестирования реальности /12.07/
Адские машины сетературы; роман, не предназначенный для чтения; пример несуществующего - новая проза о войне; вселяющая слабую надежду виртуальность оффлайна; Сергей Костырко, интернет и литература: нас, похоже, и в самом деле нет.
Кирилл Куталов-Постолль, После бури /05.07/
Очередная эпоха "бури и натиска" в рулинете закончилась. Костырко мог бы, да не хочет, Кузьмин есть Кузьмин, Дорфман продолжает наступление по всем фронтам, Фрай тождествен себе, Курицын тоже, Вербицкий снизил активность до минимума, Лев Пирогов ушел в тень.
Кирилл Куталов-Постолль, Критики /17.05/
Сетевой нон-фикшн вместо привычного следования за литературой скорее служит ей буксиром, превращается из толкователя в первопроходца.
Кирилл Куталов-Постолль, Писатель, сделанный Павичем /10.05/
В сети "Атлас, составленный небом" идеально смотрелся бы, если бы на него был переход с персональной странички Милорада Павича. Роман идеально укладывается в концепцию гипертекста. Но, изданный на бумаге, он не вписывается ни в одну привычную схему.
предыдущая в начало следующая
Кирилл Куталов-Постолль
Кирилл
КУТАЛОВ-ПОСТОЛЛЬ
kutalov@lenin.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение online' на Subscribe.ru