Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение online < Вы здесь
Такая неделя
Дата публикации:  16 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Неделя, начавшаяся с понедельника, 13, не могла продолжаться так, чтобы все чувствовали себя комфортно и спокойно. Должно было в конечном итоге произойти нечто, похожее на то, что описано ниже.

Во-первых. То, что интернет-магазин "оЗон" публикует у себя некие не имеющие непосредственного отношения к процессу покупки книг тексты, известно всем. Другое дело, что смысл и назначение той или иной публикации на "оЗоне" делаются все менее и менее очевидными (по крайней мере - мне). Из самого неочевидного, что появилось в последнее время, - разумеется, отмеченная уже Курицыным поэма Андрея Вознесенского ru. Собственно, к сказанному Курицыным добавить как бы и нечего (что тут вообще скажешь - страшная сила это самое искусство), разве вот только несколько мыслей по поводу того, что читает в сети сам Андрей Вознесенский. На это указывает следующая строка:

На Zeмфиру фыркнешь с презрением

Ассоциации отчетливы: это, конечно же, тексты на "Ленине" и некоторые выступления на "Тенетах". Строчка же

Сиганешь с этажа? Схохмишь?

явно указывает на то, что Андрей Вознесенский в курсе истории с Баяном Ширяновым, то есть "Русский журнал" он также иногда читает. То же, что помимо двух этих строк, никакой информации не несет.

Во-вторых. По прочтении различных рубрик "оЗона" у меня возник вопрос: зачем Линор Горалик пишет тексты, подобные вот этому? Бесхитростного желания поделиться впечатлениями от прочитанного за этим явно не стоит, поскольку нетрудно заметить, что данный текст также содержит очень мало не то что полезной, а вообще информации. Концептуального подхода к теме также не наблюдается. Такое ощущение, что Линор Горалик сказали, что "вторые роли" - это типа круто, и она поверила и пустилась во все тяжкие, описывая, по ее мнению, неглавных персонажей. Сказать сказали, а вот объяснить что к чему - забыли; в результате приходится с грустью констатировать, что тему Линор Горалик, грубо говоря, запорола. Потому что зачем нужно развивать тему "вторых ролей", кроме как для того, чтобы показать, что на самом деле они первые, а не вторые, - мне непонятно. Поскольку сама концепция "вторых ролей" предполагает именно это, то есть смещение центра тяжести произведения с "как бы главного" на "как бы второстепенное" и прочтение текста уже исходя из этого смещения. Писать же о Клавдии Даниловой так, как пишет Линор Горалик, то есть по-прежнему исходя из понимания Данилова как центральной фигуры повествования, есть еретическое удвоение сущностей. Вторые роли остаются вторыми, первые - первыми, ничего, кроме того, что Клавдия - "красивая женщина", с этой позиции произнести невозможно. Линор Горалик это и произносит. Несколько раз. (Почему, кстати, никто не замечает, что инициалы Клавдии - КПД?)

Все-таки, думается мне, тексты эти являются скорее порождением чистой и бескорыстной любви Линор Горалик к самой себе, нежели чем бы то ни было еще. Любви настолько большой, что за нее, как и за красоту Клавдии, можно многое простить.

Есть, правда, и другой еще вариант. Поясню на примере (вместо "в-третьих").

"Сетевая словесность" опубликовала рассказ Сергея Дунаева "Родина". Читая его, я, признаться, испытал довольно двойственное ощущение: мне никак не удавалось отделаться от мысли, что нечто подобное я уже где-то видел. Дочитав до конца, я понял, что и где именно. Отчетливо вспомнились сотни конвертов, папок и прочих бумагосодержащих емкостей, загромождавших редакцию "Книжного обозрения", мешавших проходу и вообще внушавших страх (впрочем, некоторыми соображениями на эту тему я уже поделился здесь). Я не могу похвастаться личным знакомством с Сергеем Б.Дунаевым, но отчего-то мне кажется, что все написанное в рассказе - всерьез. Особенно всерьез в рассказе финал. Отдыхающий на берегу Волги герой сперва видит белый пароход "Россия", а затем мальчика, запускающего бумажного змея с надписью "Россия":

"Я долго стоял и смотрел на удаляющуюся в голубую дымку белую громадину, на улепетывающие ноги пацанов, на кружащегося в небе змея с красивыми, развевающимися по воздуху лентами: красной, голубой и белой. Потом я набросил на плечи рубашку, вскарабкался по песчаному холму наверх, пересек тропинку, по которой только что пробежали мальчишки, немного прошел по густой изумрудной траве, сел на нагретый догоряча жарким полуденным солнцем березовый пенек и заплакал..."

Такие дела, как сказал по сходному поводу Макс Фрай.
Впрочем, есть и хорошие новости.

Обновляется "ОбсЕрвер". Обновляется как зверь - за два дня четыре новых текста. И не беда, что два последних - не совсем новые. Зато совсем новые - два первых.

Поскольку себя рекламировать мне скучно, советую читать Чувмила:

"В небе парила большая птица, и тень от ее силуэта отражалась на внутренней стороне моих век".

Прошу обратить внимание на то, что действие рассказа происходит во сне, и процитированную финальную фразу надо понимать как описание именно фрагмента сновидения, а не первых секунд пробуждения; поскольку "тень" "отражалась" - следовательно, источник света находился в этот момент внутри головы сновидца, как, собственно, и птица, а может быть, даже и небо. Это важно, поскольку пробуждения в рассказе нет вовсе.

Следующая хорошая новость состоит в том, что на сайте "Митиного журнала" опубликована "Наука ДП" Уильяма Берроуза.

"И вот наш герой достает пушку держит ее обеими руками целится стреляет с шести футов и попадает МакГи Два-Ствола точно в живот. Тяжелая пуля отбрасывает МакГи к стене. Он умудряется выстрелить только раз и сбивает люстру. Парень стреляет снова одна пуля пробивает МакГи печень другая попадает в грудь".

Тема новостей на данный момент исчерпана. Неделя должна закончиться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Кирилл Куталов-Постолль, Несколько слов о телах /13.11/
Нужно ли писать о Париже? Алексей Смирнов: тело как внутренний враг. Моник Виттинг: уничтожение мужчин. Денис Яцутко: сочинитель тел. Как русская литература скрипт поломала.
Кирилл Куталов-Постолль, Комната с видом на войну /08.11/
О вреде праздников и о тех, кто отбивает у нас хлеб. Не все то порнография, что блестит (несколько слов о сути явления). Просмотр новостей как современная версия чтения. Современная военная проза: состояние и потенциал.
Кирилл Куталов-Постолль, За себя и за того парня /02.11/
Вот пуля пролетела - и ага. Одна на двоих тайна доц. Сердюченко и Д.Дорфмана. Пустота в искусстве. Виолончель на "Словесности". Крестовый поход на "Редакторе.Ру".
Кирилл Куталов-Постолль, Смутное время /30.10/
Обмен "Русской правды" на Ясу (начало цитаты). Ненормативный Сапгир. Неудачники рунета. Садизм обыкновенный. Сайт, который меня удивил. История КПСС. Обмен "Русской правды" на Ясу (конец цитаты).
Кирилл Куталов-Постолль, Свербит, но не чихнешь /26.10/
Чувства приговоренного к расстрелу. Что нам сделать для человечества? Нелюди не матерятся. О том, чему уподобить чтение сетевых альманахов. Хельм или Хольм? Приятная мерзость.
предыдущая в начало следующая
Кирилл Куталов-Постолль
Кирилл
КУТАЛОВ-ПОСТОЛЛЬ
kutalov@lenin.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение online' на Subscribe.ru