Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век = текст. Выпуск 2: 1902
Дата публикации:  14 Марта 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ФРАЗА ГОДА | КНИГА ГОДА | ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГОДА | СКАНДАЛ ГОДА | ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ | ПОЛЕМИКА | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ХРОНИКА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Сны

Все дождик да дождик┘ Все так же качается
Под мокрым балконом верхушка сосны┘
О, дни мои мертвые! Ночь надвигается √
И я оживаю. И жизнь моя √ сны.

И вплоть до зари, пробуждения вестницы, -
Я в мире свершений. Я радостно сплю.
Вот узкие окна┘ И белые лестницы┘
И все, кто мне дорог┘ И все, что люблю.

Притихшие дети, веселые странники,
И те, кто боялся, что сил не дано┘
Все ныне со мною, все ныне избранники,
Одною любовью мы слиты в одно.

Какие тяжелые волны курения,
Какие цветы небывалой весны,
Какие молитвы, какие служения┘
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘.
Какие живые, великие сны!


З.Гиппиус. "Журнал для всех" #2



Фраза года

Чело-век! Это √ великолепно! Это звучит┘ гордо!

М.Горький. На дне. Впервые напечатано отдельной книгой, под заглавием "На дне жизни", издательством Мархлевского в Мюнхене, без указания года; поступило в продажу в конце декабря.



Книга года

А.Белый. Симфония. (2-ая, драматическая). - М.



Театральная постановка года

М.Горький. На дне. Премьера состоялась 18 декабря в Московском Художественном театре.

"Необычность сюжета пьесы "На дне", популярность автора ее, блестящее исполнение ролей лучшими артистами Художественного театра, литературные достоинства самой пьесы, присутствие, наконец, в театре самого автора - все это не могло не наэлектризовать публики, наполнившей вчера Художественный театр. Успех пьесы обозначился уже после первого акта, когда стали настойчиво вызывать автора. Появление М.Горького сопровождалось громом аплодисментов, и ему пришлось выходить несколько раз на вызовы. Овации по адресу М.Горького приняли особенно бурный характер после финальной сцены 3 акта. Публика все время оставалась в зрительном зале, бесконечное число раз вызывая автора. Такую же овацию устроили М.Горькому и по окончании пьесы. Из исполнителей наибольший успех имели: г-жи Книппер и Андреева и гг. Станиславский, Москвин и Качалов" (Без подписи. "Курьер", 19 декабря).



Скандал года

25 февраля Академией наук в почетные академики разряда изящной словесности избраны М.Горький и А.В.Сухово-Кобылин.

"Нет сомнения, что сегодня все газеты полны Максимом Горьким┘

Максим Горький - во всех падежах и самых разнообразных соусах √ в пародиях, биографиях и анекдотах┘

"Босяцкий академик", "Торжество в Марьиной роще", "Сенсация на Хитровке", "От печки в академию".

Сенсация, действительно, страшная.

Если бы два месяца тому назад кто-нибудь серьезно предложил Максима Горького в академики √ шутника назвали бы еретиком и, пожалуй, даже нашли в такой шутке издевательство над писателем" ("Курьер", 2 марта).

10 марта в "Правительственном вестнике" опубликовано сообщение, что "ввиду обстоятельств, которые не были известны" Академии наук, выборы Горького, "привлеченного к дознанию в порядке ст. 1035 устава уголовного судопроизводства, объявляются недействительными".



Первая публикация

А.Белый. Симфония (2-ая, драматическая). - М.

А.М.Ремизов. Перевод книги А.Роде "Гауптман и Ницше" (совместно с В.Э.Мейерхольдом). - М.



Полемика

А.Плетнев. Максим Горький. Критический очерк. - СПб.

"Говорят, что Горький "идеализирует описываемый им общественный слой". Мы этого не думаем. Без сомнения, и среди этих людей есть "главари", есть и "быдло", как во всяком обществе. До некоторой степени выведенные типы смахивают более на "интеллигентный пролетариат", чем на подлинных "босяков". Но кто может ручаться, что оно не так в действительности, что ученье и свет не начинают постепенно проникать с верхушек в глубокий народный слой? Рассказы Горького осветили внезапным лучом тот "темный народ", на который "интеллигенты" привыкли смотреть как на бездушную, почти скотоподобную массу. Отсюда √ и огромное впечатление этого откровения своего рода".

Михаил Москаль (М.М.Митрофанов). Оправдание зла. Пафос М. Горького. -М.

"Два выдающихся явления нашего времени можем наблюдать мы в русском обществе и литературе. Проявление хулиганства в интеллигентной среде и необычайный успех произведений Максима Горького┘

Произведения М.Горького, в основе которых лежит тенденция хулиганства, то есть оправдания зла┘ следует признать нехорошими книгами, которые способны создать не одного хулигана. Итак, мы связываем два факта - хулиганство и сочинительство Горького - в одно целое течение русской жизни┘

Горький, отвечая расслабленной и необузданной воле человека, льстит слуху, наполняя душу читателя лживыми и скверными баснями и образами; отсюда и успех его.

Изображая тоску, искание настоящей жизни, Горький так и не показал нам ни настоящей жизни, ни настоящих людей. Отрицая существующие формы жизни, Горький ничего не сказал и не создал положительного. И погромче Горького были витии-отрицатели, да не сделали пользы людям, а причинили им зло, разрушив в их душах идеалы и веру.

Пафос Горького теперь становится для нас вполне понятен. Пафос его - это тоска о чем-то неопределенном и хулиганство, то есть разрушение существующих форм, разрушение дикое и бесцельное, разрушение для разрушения.

Отрицая художественное достоинство в большинстве произведений Горького, мы должны отдать полную дань справедливости его таланту. Горький обладает огромным писательским талантом и редкой по широте фантазией, и только благодаря своему отрицательному настроению не мог создать ничего положительного".



Избранные цитаты

Зайцев Б. Волки. "Курьер", 3 марта

"Это тянулось уже с неделю. Почти каждый день их обкладывали и стреляли. Высохшие, с облезлыми боками, из-под которых злобно торчали ребра, с помутневшими глазами, похожие на каких-то призраков в белых, холодных полях √ они лезли без разбору и куда попало, как только их подымали с лежки, и бессмысленно метались и бродили все по одной и той же местности. А охотники стреляли их уверенно и аккуратно. Днем они тяжело залегали в мало-мальски крепких кустарниках, икали от голода и зализывали раны, а вечером собирались по нескольку и гуськом бродили по бесконечным, пустым полям; темное, злое небо висело над белым снегом, и они угрюмо плелись по этому небу, а оно безостановочно убегало от них и все было такое же далекое и мрачное".



Хроника

12 марта умер писатель-народник Ф.Д.Нефедов.

24 марта скончался Г.И.Успенский.

31 марта скончался редактор журнала "Мир Божий" В.П.Острогорский.

Действующие лица и исполнители

Бунин И. Новые стихотворения | Гиппиус З. Третья книга рассказов | Анненский И. Царь Иксион | "Северные цветы на 1902 год" | Белый А. Симфония (2-ая, драматическая); Формы искусства | Струве П. На разные темы (1893-1901) | Брюсов В. Ненужная правда. (По поводу Московского Художественного театра) | Андреев Л. В тумане | Первые выпуски сборников "Заря" и "Москва" | Волынский А. Современная поэзия | Шулятиков В. Несколько слов о литературном "оскудении" | Другие произведения


Шестов Л.

Философия трагедии (Ницше и Достоевский). "Мир искусства" #2, 4-9.

"Ненормальность! Вот страшное слово, которым люди науки пугали и до сих пор продолжают пугать всякого, кто еще не отказался от умирающей надежды найти в мире что-нибудь иное, кроме статистики и "железной необходимости". Всякий, кто пытается взглянуть на жизнь иначе, нежели этого требует современное мировоззрение, может и должен знать, что его зачислят в ненормальные люди. Зачислят √ было бы еще ничего, может быть даже знаком отличия! Весь ужас в том, что никто, решительно никто из ныне живущих, по-видимому, сам не в силах долго выносить мысль о возможности иного миропонимания. Каждый раз, когда ему приходит на ум, что современные истины √ все же суть только истины своего времени, и что наши "убеждения" могут быть столь же ложны, как и верования самых отдаленных предков наших, √ ему самому начинает казаться, что он покинул единственно правильный путь и прямо идет к ненормальности┘

Есть область человеческого духа, которая не видела еще добровольцев: туда люди идут лишь поневоле.

Это и есть область трагедии. Человек, побывавший там, начинает иначе думать, иначе чувствовать, иначе желать. Все, что дорого и близко всем людям, становится для него ненужным и чуждым┘

Нет большего заблуждения, чем распространенное в русской публике мнение, что писатель существует для читателя. Наоборот √ читатель существует для писателя. Достоевский и Ницше говорят не затем, чтобы распространить среди людей свои убеждения и просветить ближних. Они сами ищут света, они не верят себе, что то, что им кажется светом, есть точно свет, а не обманчивый блуждающий огонек или хуже того √ галлюцинация их расстроенного воображения. Они зовут к себе читателя, как свидетеля, они от него хотят получить право думать по-своему, надеяться √ право существовать.

Идеализм и теория познания прямо возвещают им: вы безумцы, вы безнравственные, осужденные, погибшие люди. И они апеллируют к последней возможной инстанции, в надежде, что этот страшный приговор будет отменен┘

Может быть, большинство читателей не хочет этого знать, но сочинения Достоевского и Ницше заключают в себе не ответ, а вопрос. Вопрос: имеют ли надежды те люди, которые отвергнуты наукой и моралью, то есть возможна ли философия трагедии?"



Бунин И.

Новые стихотворения. - М.

"Г. Бунин состоял прежде на амплуа описателей природы √ род, строго говоря, совершенно немыслимый в поэзии. Бунину, как и многим пишущим стихи, казалось, что достаточно описать точно и подробно тот вечер, или то взморье, или тот лес, где он пережил горестное или радостное чувство, чтобы это чувство передалось читателю. Но у поэзии нет и не может быть иного содержания кроме души человека.

В "Новых стихотворениях" г. Бунин неожиданно переходит на иную дорогу. Он перенимает темы парнасцев и первых декадентов. Это не случайное явление. Оно показывает, что и новое искусство способно на "вульгаризацию", что ему суждено перейти не только на вывески и плакаты, но и в обиход текущей журнальной литературы.

Если первые его стихи могли иметь значение для ценителей "стихов о природе", то "Новые стихотворения" будут несомненно интересны тем, кто не знаком с их иностранными и русскими оригиналами┘

Образцы г. Бунина √ это вчерашний день литературы" (Аврелий (В.Брюсов). "Новый путь", 1903, #1).

"Настоящим призванием симпатичного, но очень скромного дарования г. Бунина и было, думается нам, - рисовать бесхитростные картинки родной природы, утренние и вечерние зори, весенние половодья, занесенные снегом хутора, жизнерадостные настроения молодой здоровой души. К сожалению, - как это нередко случается с нашими талантами последнего времени, - поэту захотелось подняться выше своих способностей; быть может лавры г. Бальмонта не давали ему спокойно спать┘

Но как ни замирает он, подобно г. Бальмонту, как ни рычит, подобно поэтам из "Скорпиона", ничего не выходит. И по очень простой причине. Сдается нам, г. Бунин √ человек от природы благодушный, вполне нормальный, без всяких бурь и зияющих пропастей в душе" (Без подписи. "Русское богатство" #7).



Гиппиус З.

Третья книга рассказов. - СПб.

"┘В общем "Третья книга" рассказов г-жи Гиппиус отдает такой щемящей скукой, что бедного автора становится жалко. Только злая скука может выжимать такие, например, признания: "Что же такое декаденты, настоящие, страшные?.. Декаденты √ это те, которые дошли до раздвоения и не удержались, упали в пленительность предельной дисгармонии, и гибнут, потому что для них уже нет соединения. Декадентов губит их тело. Декадентов губит их душа. То, что, соединяясь, дает силу, - в раздельности √ только две слабости. Два кинжала, доточенные до тонкости ломкой иглы; два кинжала, которые можно бы перековать в один меч!" Право, нужно скучать, как "фаянсовый мопс", чтобы дописаться до такого словоизвержения" (А.Б. (А.Богданович). "Мир Божий" #7.)



Анненский И. Ф.

Царь Иксион. Трагедия в 5-ти действиях, с музыкальным антрактом. - СПб.

"В настоящую минуту русский театр или, вернее, русское искусство переживает в истории своего развития в высшей степени знаменательный момент.

Автор "Меланиппы-философа" выпустил в свет новое свое произведение "Царь Иксион".

То впечатление, какое выносит читатель этой пьесы, можно сравнить разве с настроением слушателя ораторий Себастиана Баха. Известно, что Гете, слушая баховскую Matthaus-Passion, "как бы присутствовал при сотворении мира". Хаос музыкальных элементов могучею рукой приводится в стройный порядок, впервые проясняются законы, ставшие впоследствии краеугольными камнями для творений Моцарта, Бетховена.

Главное значение "Царя Иксиона", а также "Меланиппы-философа" основано но тех принципиальных вопросах драматической эстетики, которые затрагивает в этих трагедиях И.Ф.Анненский, и практическим разрешением которых они являются" (П.Соколов. Царь Иксион. "Московские ведомости", 1 мая).



"Северные цветы на 1902 год". - М.

"Трудно что-нибудь сказать о физиономии альманаха, в котором наряду с Розановым √ участвует Волынский, наряду с Мережковским √ Балтрушайтис. Я вовсе не имею ввиду размеры отдельных участников альманаха. Я указываю лишь на то, что все помещенное в этом сборнике пестро и разнокалиберно, а потому вряд ли может быть рассматриваемо, как нечто единое и цельное по духу и направлению┘

Будущие критики и читатели с точностью определят размер каждого дарования. Пока же надо лишь давать возможность каждому дарованию высказаться полностью, без компромиссов, без подлаживания ко вкусам всесильных критиков или публики. С этой точки зрения издательская деятельность "Скорпиона" очень симпатична и заслуживает всякого одобрения. Талантов она не создаст, но может хоть несколько поднять художественный уровень нашей литературы" (Д.Философов. "Мир искусства" #4).

"Издатели "Северных цветов на 1902 год" настаивают на отсутствии всякой партийности в выборе материала", - говорится в предисловии к сборнику. Партийности, как выражения определенных общественных убеждений или взглядов на искусство, в нем, пожалуй, и нет, потому что в помещенных там беллетристических и стихотворных образцах едва ли можно найти признаки каких-нибудь определенных "убеждений". Но вкусы издателей ясны, и они настолько очевидно проглядывают в выборе беллетристического материала, что ни один "партийный" журнал не представляет такого однообразия рассказов, как беспартийный альманах "Северные цветы" (Без подписи. "Русские ведомости", 22 апреля).



Белый А.

Симфония (2-ая, драматическая). - М.

"1. Стояла душная страда. Мостовая ослепительно сверкала.

2. Трещали извозчики, подставляя жаркому солнцу истертые, синие спины.

3. Дворники поднимали прах столбом, не смущаясь гримасами прохожих, гогоча коричнево-пыльными лицами.

4. На тротуарах бежали истощенные жаром разночинцы и подозрительные мещане.

5. Все были бледны и надо всеми нависал свод голубой, серо-синий, то серый, то черный, полный музыкальной скуки, вечной скуки, с солнцем-глазом посреди.

6. Оттуда лились потоки металлической раскаленности.

7. Всякий бежал неизвестно куда и зачем, боясь смотреть в глаза правде.

1. Поэт писал стихотворение о любви, но затруднялся в выборе рифм, но посадил чернильную кляксу, но, обратив очи к окну, испугался небесной скуки.

2. Ему улыбался свод серо-синий с солнцем-глазом посреди".

"Одно из чрезвычайно характерных "некритических" явлений √ изданная книгоиздательством "Скорпион" "Симфония" А.Белого┘

Она, вообще, ни на что не похожа, говоря без всякого желания каламбурить. А.Белый не имеет себе предшественников ни в форме, ни в содержании, как, вероятно, не будет иметь и последователей. Это нечто совсем выходящее из ряда. Беллетристика это или философия? Повесть или очерки? Кто герой произведения? Какая его основная мысль? Как передать словами схему авторского замысла? Как связать воедино разрозненные мысли, полумысли и просто строчки, расскочившиеся на 220 страниц?

"Понять невозможно ее", - этот стих был бы недурным эпиграфом к "Симфонии"┘

Москва стала Патмосом декадентов и родиною их апокалипсисов. Не дело критики мешать им или оценивать. Может быть их оценят и изучат в другом месте. Литературный обозреватель вправе отметить эти труды, как известное знамение времени, и пройти мимо" (А.Измайлов. Литературные впечатления. "Биржевые ведомости", 6 августа).

"По странному капризу издателей новое издание осмеивает многое из предыдущих творений, изданных тем же "Скорпионом".

"Симфония" смеется над беллетристикой "настроения", над современными мистическими тенденциями, над стремлениями славить в Достоевском не столько великого психолога, сколько посредственного пономаря┘ тот, кто прочтет "Симфонию", навеки, кажется нам, будет застрахован от восхищения перед рассказами, в которых "музыкально" повествуется о том, как ветер срывался с крыш" (И. (И.Н.Игнатов) Литературные новости. "Русские ведомости", 9 мая).



Формы искусства. "Мир искусства" #12.

"Располагая изящные искусства в порядке их совершенства, мы получаем следующие пять главных форм: 1) зодчество, 2) скульптура, 3) живопись, 4) поэзия, 5) музыка.

Каждая форма искусства не совершенно замкнута. Элементы, присущие всем формам, причудливо переплетаются в каждой форме. Выдвигаясь на первый план, они образуют, так сказать, центр этой формы┘ Элементы более совершенной формы, проникая в форму менее совершенную, одухотворяют ее. И обратно.

Характерно, что каждое вышележащее искусство заключает в себе все нижележащие, переводя их на свой язык. Искусства формы в том смысле заключены в живописи, что она, будучи в состоянии передать на плоскости эти формы, присоединяет еще возможность красочной передачи их. Поэзия, заключая в себе изображение всей действительности, заключает и пространственные формы. Музыка┘ обнимает собою всевозможные комбинации действительности┘ В XIX столетии музыка развивалась быстро и мощно. Теперь она невольно обращает на себя внимание. Она влияет.

Является невольная мысль о дальнейшем характере этого влияния. Не будут ли стремиться все формы искусства все более и более занять место обертонов по отношению к основному тону, то есть музыке?"



Струве П.

На разные темы (1893-1901). Сборник статей. - СПб.

"Сборник статей П.Б.Струве представляет собою самое крупное литературное явление за этот год. Струве по праву занимал и занимает первое место среди молодого поколения писателей, вступивших в литературу в середине 90-х годов. Его кругозор гораздо шире поля зрения его соратников по перу; он уважает и ценит теоретическую мысль и литературу вообще и имеет смелость додумывать свои мысли до конца; лежащий перед нами сборник статей обнаруживает в авторе крупный публицистический талант" (С.Прокопович. "Образование" #10).



Брюсов В.

Ненужная правда. (По поводу Московского Художественного театра). "Мир искусства" #4.

"Не только театральное, но и никакое другое искусство не может избегнуть условности формы, не может превратиться в воссоздание действительности┘

Везде где искусство, там и условность. Бороться против этого столь же нелепо, как требовать, чтобы наука обходилась без логики, объясняла явления мира вне причинной связи.

Театру пора перестать подделывать действительность┘ Сцена должна давать все, что поможет зрителю легчайшим образом восстановить в воображении обстановку, требуемую фабулой пьесы┘ Если хотят изобразить ветер, не надо свистать за кулисами в свистелку и дергать занавеску веревочкой: изобразить бурю должны сами актеры, ведя себя так, как всегда поступают люди в сильный ветер. Нет надобности уничтожать обстановку, но она должна быть сознательно условной. Она должна быть, так сказать, стилизована.

Творческие чувства составляют единственную реальность, единственную действительность на земле. Все внешнее, по слову поэта, "только сон, только сон мимолетный". Дайте нам в театре быть сопричастными высшей истине, глубочайшей реальности. Дайте артисту его место, поставьте его на пьедестал сцены, чтобы он властвовал ею, как художник.

Своим творчеством он дает содержание драматическому представлению. А в обстановке стремитесь не к правде, а к правдоподобности. От ненужной правды современных сцен я зову к сознательной условности античного театра".



Андреев Л.

В тумане. "Журнал для всех" #12.

"Г. Андреев не владеет ни своим замыслом, ни чертами подробностей в рассказах √ он, начиная писать, делается их рабом. Та, если хотите бескорыстная, любовь к грязи, зародыш которой живет почти в каждом человеке, - в г. Андрееве и его произведениях достигла пышного, едва ли не болезненного развития. Он как будто сидит на краю дороги после осеннего дождя, медленно забирает рукой жидкую грязь и, сжимая пальцы, любуется, как она чмокает и ползет вниз. В этом нет ничего, кроме властно покоряющего, своеобразного наслаждения: это обратный, но тоже беспримесный, - эстетизм. Напрасно хотят навязать г. Андрееву какие-то мысли, тенденцию, мораль: он "чистый" художник. И напрасно думают восхищенные им, что они восхищены силою, с которой изображен "презренный" порок и "возмутительные" условия жизни. Ничего этого нет. Они просто смотрят, как чмокает грязь между пальцами, как упоен ею сидящий при дороге, - и понемногу заражаются этим упоением, потому что все к нему склонны. Это и есть та сладость, тайная и действительно страшная, которая прежде была забиваема и скрываема, а теперь, так или иначе, сделалась дозволенной" (Антон Крайний (З. Гиппиус). "Новый путь", 1903, #2).



"Заря. Русско-славянский сборник. Выпуск 1". - М.; "Москва. Литературно-политический сборник. Выпуск 1". - М.

"Благословите, братцы, старину сказать.

В великой книге Божией написана судьба нашей родины, - так верили в старину на Руси, и древняя родная мысль наша тревожно и страстно всматривалась в темные дали будущего, те дали, где лист за листом будет раскрываться великая хартия судеб вселенной┘"

Откуда это? Что значит этот величаво-гаерский тон, смесь раешника с дьячком? √ спросит изумленный читатель. Это √ "благовест" о "возрождении" России, ни больше ни меньше, как возвещают нам два сборника┘ "Заря" и "Москва", в которых провозглашается всему миру русскому о новом чуде добром и радостном, о славянофильском походе на всякого врага и супостата, заполонившего ныне "святую Русь". Ударяя в бубны и тимпаны, или по-московски, "во все колокола", кучка до сих пор неведомых миру славянофилов, каким-то чудом уцелевшая от общего разгрома, постигшего (по их словам) "святую Русь", собралась втуне и влюбе и, "напрягши ум, наморщивши чело", с потугами и усилиями, отвечающими важности задачи, выпустила два сборника, полные предостережений, мудрых указаний и восторженных откровений.

Оживление славянофильства √ вот что прежде всего знаменуют эти сборники, которые не стоят одиноко, но к ним примыкают и другие однозначущие явления┘ Признаемся, - мы думали, что славянофильство есть мертвый исторический термин, обозначающий давно отжившее историческое явление. Оказывается, - это далеко не так; оно, по крайней мере, само заявляет, что живо и несет в себе не что-нибудь иное, как "возрождение России" (А.Б. (А.Богданович). Критические заметки. "Мир Божий" #9).



Волынский А.

Современная поэзия. "Северные цветы на 1902 год".

"Молодая русская поэзия начинается с Надсона. Этот талантливый человек взошел на высоту непостижимой популярности. Книга его стихотворений разошлась в огромном количестве экземпляров. Он рано умер от чахотки, но имя его надолго осталось в глазах молодого поколения окруженным каким-то сиянием.

Глубже и гораздо самобытнее, чем талант Надсона, талант Минского. Он первый наметил в русской поэзии какие-то новые настроения и бросил тень будущего декадентства.

Мережковский может быть назван прекрасным версификатором, так же как и прекрасным стилистом в прозе.

После Минского и Мережковского нужно поставить г-жу Гиппиус┘ Это настоящая поэтесса ощущений, не сильная, несколько однотонная, но тонкая и самобытная.

Самым крупным декадентским поэтом современности нужно признать Бальмонта. Бальмонт пользуется, с теми или другими оговорками, всеобщим признанием┘ В самом деле, несмотря на риторику несколько искусственного демонизма, на претенциозные измышления в заглавиях и темах, поэзия Бальмонта все-таки полна своей прелести.

Говоря о современной русской поэзии, необходимо поставить на особенное, высокое место большой, может быть даже замечательный талант Фофанова. Куда ни посмотришь, нельзя не видеть этой крупной, мерцающей звезды. Иногда кажется даже, что со временем он заслонит собою всех других молодых русских поэтов, потому что в нем громадная непосредственность, какой нет ни у одного из декадентских поэтов, творчество которых проникнуто не только идейностью, но и рассудочностью.

Что-то родственное Фофанову представляет собою Льдов. Но это прежде всего убежденный и пламенный идеалист┘ Какой-то кантианец в русской поэзии, с некоторою наивностью и большою сердечностью!

Нельзя также не отметить прелестного, чисто эротического таланта Лохвицкой. Среди современных поэтов она занимает совершенно самостоятельное место┘

Есть еще несколько поэтов, не лишенных дарования, хотя не настолько крупных и не настолько определившихся, чтобы говорить о них в отдельности. Таковы Лебедев, Бунин, Федоров, Шуф, Тан, Мельшин-Якубович, которые все усердно работают в современной журналистике и издают сборники своих вещей".



Шулятиков В.

Несколько слов о литературном "оскудении". "Курьер", 18 марта.

"Пессимистический взгляд на современное состояние русской беллетристики получил, как известно, весьма широкое распространение. "Литературное безвременье" √ вот предмет постоянных жалоб, раздающихся и в обществе, и в печати┘

Что современная русская беллетристическая литература переживает период кризиса, не подлежит ни малейшему сомнению. Не подлежит так же сомнению, что она приобретает характер совершенно отличный от того, какой имела раньше.

Русское интеллигентное общество привыкло с давних пор смотреть на беллетриста, как на мудреца, призванного разрешать запросы жизни┘ современные беллетристы не могут многому научить читателя. Напротив, они сами только учатся жить. Они стоят перед лицом растущей жизни как бы в недоумении √ они спешат лишь наблюдать ее, спешат передавать читателю свои первые, поразившие их впечатления, отмечать, но не выяснять противоречия, на которые они наталкиваются".



Другие произведения

Вересаев В.В. На повороте. "Мир Божий" #1-3.

Рассказы. Том II. - СПб.

Найденов С. Дети Ванюшина. - СПб.

Куприн А. В цирке. "Мир Божий" #1.

Болото. "Мир Божий" #12.

Андреев Л. Бездна. "Курьер", 10 января.

Второе, дополненное издание "Рассказов".

Зайцев Б. Земля. "Курьер", 20 января.

Гора Угрюмая. "Курьер", 6 октября.

Бунин И. Рассказы. Т. 1. - СПб.

Чириков Е. Роман в клетке. "Русская мысль" #1.

Свирский А.И. Преступник (записки арестанта) и рассказы. - СПб.

Добролюбов В.А. Ложь гг. Энгельгардта и Розанова о Н.А.Добролюбове, Н.Г.Чернышевском и духовенстве. - СПб.

Соловьев Е. Очерки по истории русской литературы XIX века. - СПб.

Энгельгардт Н. История русской литературы XIX столетия. Том первый. 1800-1850. - СПб.

Мезьер А.В. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно. Библиографический указатель. Часть II. Русская словесность XVIII и XIX столетия. С предисловием Н.А.Рубакина. - СПб.

Горький М. Мещане. Сцены в доме Бессеменова. Драматический эскиз в 4 актах. - СПб.

Джемс Линч (Л.Андреев) и Сергей Глаголь (С.Голоушев). Под впечатлением Художественного театра. - М.

Первая книга Скитальца "Рассказы и песни. Том первый". - СПб.

Белоусов И.А. В родных полях. Стихотворения. - М.

Чехов А.П. Архиерей. "Журнал для всех" #4.

Боборыкин П. Исповедники. "Вестник Европы" #1-4.

Сборник "Книга рассказов и стихотворений". - М.

Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Том 2. Религия Л. Толстого и Достоевского. - СПб.

Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись. Часть II. - СПб.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. - СПб.

Перцов П. Первый сборник. Славянофильство. √ Литература и театр. √ Путевые очерки. - СПб.

Сборник "Проблемы идеализма". - М.

Мейснер А.Ф. Стихотворения. - СПб.

Авсеенко В. Люди и жизнь. Повести и рассказы. - СПб.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 1: 1901 /07.03/
Фраза года: глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Книга года: Л.Андреев. Рассказы. Театральная постановка года: А.Чехов. Три сестры. Событие года: отлучение от церкви Л.Н.Толстого.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru