Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 5: 1905
Дата публикации:  4 Апреля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

(при участии А.Отрощенко)

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ФРАЗА ГОДА | ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ | ПОЛЕМИКА | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ХРОНИКА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

То пело ль младенцу мечтанье?
Но все я той песни полн┘
Мне снится лучей трепетанье,
Шептанье угаданных волн.

Я видел ли в грезе сонной,
Младенцем, живой узор, -
Сень тающей сети зеленой,
С ней жидкого золота спор?

Как будто вечерние воды
Набросили зыбкий плен
На бледно-отсветные своды,
На мрамор обветренный стен.

И там, в незримом просторе,
За мшистой оградой плит, -
Я чую, - на плиты море
Волной золотою пылит┘

Чуть шепчет, - не шепчет, дышит,
И вспомнить, вспомнить велит, -
И знаки светом пишет,
И тайну родную сулит.

Вяч.Иванов. Из цикла "Из лабиринта". "Вопросы жизни" #2.

Фраза года

Вихрь, поднявшийся в современной России, взметнувший пыль, должен неминуемо создать призрак красного ужаса √ облака дыма и огня, - потому что свет, пронизывая пыль, зажигает ее.

А.Белый. Апокалипсис в русской поэзии. "Весы" #4.

Первая публикация

Верховский Ю. Поэтический дебют в "Зеленом сборнике" (СПб.).

Гумилев Н.С. Первый сборник стихов "Путь конквистадоров". - СПб.

Кузмин М.А. Дебют в печати: цикл сонетов и драматическая поэма "История рыцаря д'Алессио" в кн. "Зеленый сборник. Стихи и проза" (СПб.).

Ходасевич В.Ф. Поэтический дебют в альманахе "Гриф" (М.).

В 1905 году дебютировали В.Пяст и И.Северянин.

Полемика

Брюсов В. В защиту от одной похвалы. Открытое письмо Андрею Белому. "Весы" #5.

"Дорогой Андрей! Статья твоя┘ "Апокалипсис в русской поэзии", обличая, должно быть, по справедливости, мою "Музу" в том, что она √ "Великая Блудница на багряном звере", в то же время оказывает мне такую честь, которую я, по совести, принять не могу и от которой должен отказаться.

Назвав имена шести поэтов, Некрасова, Тютчева, Фета, Вл.Соловьева, меня и Блока, ты пишешь: "Только эти имена (после Пушкина и Лермонтова) и западают глубоко в душу; талант названных поэтов совпадает с провиденциальным положением их в общей системе национального творчества". Конечно, лестно оказаться в числе шести избранных, рядом с Тютчевым и Фетом, - но не понадеялся ли ты, Андрей, слишком на свой личный вкус┘ как хочешь, поэтов можно мерить только по достоинствам и недостаткам их поэзии, ни по чему другому. Если в глубинах русской поэзии суждено, как ты утверждаешь, зародиться новой, еще неведомой миру религии, если русская поэзия "провиденциальна", - то наиболее яркие представители этой поэзии и будут представителями "Апокалипсиса в русской поэзии". Если же этими представителями оказываются поэты второстепенные, это значит, что поэзия здесь ни при чем! И неужели Блок более являет собой русскую поэзию, чем Бальмонт, или неужели поэзия Баратынского имеет меньшее значение, чем моя? Ты расцениваешь поэтов по тому, как они относятся к "Жене, облеченной в солнце". Критики 60-х годов оценивали поэтов по их отношению к прогрессивным идеям своего времени. Те выкидывали из своей схемы Фета, ты √ Бальмонта. Право, разница небольшая. Оба метода подают друг другу руки. Но ты идешь до конца, ты говоришь: "только эти имена и западают глубоко в душу", - значит остальные не западают, не запоминаются. Нет, я решительно отказываюсь от чести быть в числе шести, если для этого должен забыть Кольцова, Баратынского, Бальмонта. Предпочитаю быть исключенным из представителей современной поэзии, вместе с Бальмонтом, чем числиться среди них с одним Блоком.

Вл. Соловьев (один из шести) сказал где-то:

Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять.

Я боюсь, что в твоей статье (в общем прекрасной, смелой, яркой) есть кое-где┘ злоупотребления присущим тебе правом".

Белый А. В защиту от одного нарекания. Открытое письмо Валерию Брюсову. "Весы" #6.

"Сущность твоих нареканий, Валерий, сводится к указанию на подмену у меня истинного художественного критерия религиозным┘ Но неужели ты думаешь, что независимость эстетического принципа исключает возможность применять к искусству иные методы┘ Область прекрасного, полагаю я, будучи формой проникновения в тайну мира, не должна брезгать никаким материалом, вводимым в эту форму. Религия, "скромно говоря", есть форма касания Тайны. Область ее тоже безгранична. Так почему же ты отнимаешь у меня право рассматривать, как преломилась та или иная религиозная идея в тех или иных эстетических формах. Или должен я снова и снова провозглашать независимость красоты?

Ты недоумеваешь, почему мной не упомянуты многие крупные поэты┘ Я должен заметить, что не касался этих глубокочтимых мною имен вовсе не потому, что им нет почетного места в моей схеме, а исключительно ввиду ее наглядности. Новизна и сложность моего взгляда требовала крайнего упрощения его, а такое упрощение достигалось лишь указанием на тех, кто изменял конфигурацию схемы, а не на тех, кто занимал в этой схеме хотя бы и почетные места".

Избранные цитаты

"Иногда она сидит бледная и такая грустная.

Кажется, живые глаза над своим гробом плачут.

Подойти бы приласкать тогда┘

Подойти бы┘

Но пробраться в дом никакой не было возможности, он был дорогой и недоступный.

Как-то сунулись всем кагалом, и тотчас полетели с лестницы.

"Всякая сволочь туда же, - кричал вдогонку Василий, стукнув Прометея в загорбок, - я вам, паршивцы, сволочь!"

И жгла недоступность.

Огненно-красным кольцом окруженный образ, непорочный, из ада звал к себе, рассекал с головы до пят и кликал, и тянул, и рвал на наслаждение, на гибель, на победу, в пропасть, в пожар, к причащению.

И Коля ходит по переулку под окнами дома и, стиснув зубы, думает крепко.

Темнеет.

Скрипач настраивает скрипку, играть пробует.

Земля обетованная!

Крылья мои белые, тяжелые вы в слипшихся комьях кровавой грязи┘

Земля обетованная┘

Крылья мои белые, живые вы, унесите, вознесите меня!"

А.Ремизов. Пруд. "Вопросы жизни" #4-12.

Хроника

Начинает выходить журнал "Вопросы жизни".

В Петербурге начинает выходить журнал "Русская жизнь". Редактор-издатель Н.П.Дучинский. Вышло всего 2 номера.

После сорокалетнего запрета цензурой в марте вышел в свет роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?".

В Петербурге начал выходить сатирический журнал "Зритель".

25 августа умер Евг.Соловьев (Андреевич).

27 августа умерла М.А.Лохвицкая.

24 октября состоялась премьера "Детей солнца" М.Горького.

27 октября в Петербурге вышел 1-й номер газеты "Новая жизнь".

13 ноября в Петербурге вышел 1-й номер сатирического журнала "Сигнал". Редактор К.И.Чуковский.

В ноябре в Москве вышел сатирический журнал "Зарево".

2 декабря в Петербурге начал выходить журнал сатиры "Жупел", после выхода трех номеров в 1906 году был запрещен.

В Петербурге начал выходить еженедельный кадетский журнал "Полярная звезда" под редакцией П.Струве.

В Петербурге, вместо закрытого "Сигнала", начал выходить литературный и сатирический журнал "Бурелом".

В декабре цензурой запрещен журнал "Русское богатство".

Действующие лица и исполнители

Измайлов А. Литературные заметки | Садовский Б. О старой и новой критике | Розанов В. Зачарованный лес | Мережковский Д. Петр и Алексей | Бальмонт К. Поэзия стихий | Сборник "Знание", кн. III | "Знание", кн. IV-VI | Зеленый Сборник | Северные цветы ассирийские | Андреевич. Опыт философии русской литературы | Рафалович С. Петербургские театры | Другие произведения

Измайлов А.

Литературные заметки. "Биржевые ведомости", 29 апреля.

"Прежние понятия о художественном и изящном брошены и осуждены, как сентиментальщина и романтизм. В чернильницах многих из современных беллетристов не чернила, а серная кислота и оцет, смешанный с желчью.

Это как бы отражение┘ более общего положения, которое определенно чувствуется в итоге близкого общения с современной беллетристикой, - склонности к резкому, острому и пряному. Трагическое, конечно, всегда было, есть и будет главным гвоздем, около которого вращается искусство. Но никогда, как ныне, беллетристы не были столь убийственны, - в том смысле, в каком Ноздрев был историческим, - то есть не жаждали крови, не переполняли до такой степени своих сборников убийствами, утоплениями, повешениями, стремлениями героев под поезд, не вдохновлялись в такую меру и силу хроникою городских происшествий. Как будто трагизм жизни только там, где льется кровь и раздаются выстрелы.

Возьмите для примера последний из сборников "Знания". В одном рассказе г. Телешов заставляет придурковатого паренька, натащившего на себя нероновскую мысль полюбоваться красотой горящего нежилого дома, спалить чуть не целый квартал и броситься вниз с высокой колокольни, на которой и его самого застал огонь. В другом, г. Серафимович заставляет утонуть своего ассенизационного героя. В третьем, г. Андреев бросает под поезд своего вора, ехавшего к проститутке┘

Вкус значительной части современного читателя и беллетриста сбит, как сбит вкус пьяницы. Язык не чувствует сливочного масла, нежных овощей и благородного вина. Нет ли обжигающего горло спирта? Нет ли горчицы, перца, уксуса и соли!.."


Садовский Борис

О старой и новой критике. "Весы" #9.

"Наша старая литература давно вымирает √ в этом теперь уже нет сомнения. Что касается старой критики, то ее вымирание началось еще раньше. Первым Белинский под конец жизни начал проводить в своих статьях чуждые литературе идеи, и из вдохновленного провидца-эстета быстро превратился в узко-либерального публициста. Его дело довершила знаменитая триада √ Чернышевский, Добролюбов и Писарев┘

Главной задачей новой критики должна быть полная беспристрастность. Журналисты отживающего типа чрезвычайно любят вытягивать из разбираемых произведений подкрепление собственным мыслям, искусно подтасовывая для этого нужные фразы, и вообще не прочь от шулерских приемов┘

У нас нет критики √ пора заявить об этом вслух. Лет семьдесят тому назад Белинский говорил, что у нас нет литературы, - теперь, через пятьдесят лет после Белинского, не оказалось критики┘ Весь необозримый исторический путь от 1850-х до 1900-х годов надо сплошь зачеркнуть, выкинуть, как пустое место".

"Упрекают нас, что мы заняты самокритикованием, и называют это саморекламированием. Смешной упрек. Критики оценивают в литературе то, что кажется им более важным, и естественно, что это более важное усматриваем мы у наших единомышленников. Г. П.Я. (П.Якубович. √ Е.О.) из "Русского богатства" не стесняется критиковать поэтов из "Русского богатства" или из журналов, сходных по направлению (см. его кн.: "Очерки русской поэзии" и "Русская муза"), восхваляя каких-то гг. Синегубов, Шрейтеров, Башкиных или г-жу Галину. Почему же сотрудники "Весов" лишены права говорить о сотрудниках "Весов"? Да к тому же, ах! наши статьи друг о друге скорее возбуждают обиду в критикуемом, чем благодарность" (В.Брюсов. "Весы" #5.)


Розанов В.В.

Зачарованный лес. "Весы" #2.

"Пол в человеке подобен зачарованному лесу, т. е. Лесу, который обставлен чарами и который сторожат чары. Приближающегося сюда эти чары усыпляют, или обманывают, или увлекают и иногда губят; в том и другом случае они проводят его и достигают главной своей цели √ не допускают человека войти в лес и осмотреть его. Еще других эти чары отталкивают, пугают. Показываются "страшилища", которых человек даже не смеет назвать; ни кисть, ни слово не смеют даже передать показавшегося. Человек бежит в ужасе и снова цель достигнута: зачарованный лес остался тайной┘

Пол, "страшилище порока", "чудище мерзостей", "Пандорин ящик", откуда излетают чумные ветры, веющие на мир, вдруг оказывается совсем, совсем не то: обителью непорочных, родником именно и специально непорочнейшего в мире и наконец прямо ковчегом, где сокровенно сохраняется какая-то вечная и неистощимая, льющаяся в мир святость".


Мережковский Д.С.

Петр и Алексей. - СПб. (последний том трилогии "Христос и Антихрист").

"Как все романы его трилогии, и "Петр" выдает огромную и добросовестнейшую подготовку. Если бы да настоящий творческий талант при такой подготовке, не наигранный полет вдохновения! Вечная трагедия Мережковского в том, что он несравнимо более человек ума, рассудочности, школы, трудолюбия и хорошо воспитанного вкуса, чем вдохновения, порыва, нутра, чувства. Это очень хороший мозаист, умеющий с усердием, иногда почти маловероятным, сочетать камешки, дающие в итоге нужную картину. Это опытный режиссер, который располагает большим умением располагать исторические фигуры и исторические декорации, выдвигая там, где нужно, характерные и красочные частности" (А.Измайлов. Литературные заметки. "Биржевые ведомости", 6 мая).


Бальмонт К.

Поэзия стихий. "Весы" #1.

"Есть на земле страна вечной Весны, она называется Мексикой. Есть страна в человеческой душе, где царит вечная Юность, ее называют Мечтой. Все красочно и свежо в неистощимой Мечте, все ярко, цветисто, и пышно в стране, где царит Весна┘

Колибри, птичка-мушка, бесстрашная, хоть малая,
Которой властью Солнца наряд цветистый дан,
Рубиновая фея, лазурная и алая,
Сманила смелых бросить родимый их Ацтлан┘

Мне явственно кажется, что очень давно я уже много раз был и в стране Мечты и в стране Мысли, и я лишь в силу закона сцепления причин и следствий, волею сурового закона кармы попал в холодный сумрак Севера, и огненные строки поют во мне┘

Огнепоклонником я прежде был когда-то,
Огнепоклонником останусь я всегда.
Мое индийское мышление богато
Разнообразием рассвета и заката,
Я между смертными √ падучая звезда┘

Я думаю, что Индийская Мудрость включает в себя все оттенки доступной человеку мудрости, многогранность Индийского Ума неисчерпаема, как в природе Индии есть все оттенки и противоположности, самые мертвые пустыни и самые цветущие оазисы┘

Моя любовь √ Земля, я с ней сплетен для пира,
Легенду мы поем из звуковых примет.
В кошмарных звездностях, в безмерных безднах Мира,
В алмазной плотности бессмертного Эфира √
Сон Жизни, Изумруд, Весна, Зеленый Свет!"


Сборник "Знание" за 1904 год, кн. III

"Истинный художник всегда находит новые приемы творчества. Сочетание красок, звуков, образов может быть бесконечно разнообразным. Тайны необходимых комбинаций открыты поэту. Гений находит не только новую гармонию, но и новый метод творчества┘

Одним из тех гениальных поэтов, которые указали новые пути для творчества, взорвали скалы и открыли за ними новые дали, был Эдгар По. Мелодии, им найденные, разрабатывались и разрабатываются во всемирной литературе целым рядом художников┘ Одним из наиболее талантливых подражателей Эдгара По нужно признать Леонида Андреева.

Этот художник воспользовался всеми творческими приемами автора "Молчания". Вслушайтесь внимательно в музыку и ритм прозы Эдгара По и сравните ее с прозой Андреева. Амплитуда фраз одна и та же! Один и тот же уклон синтаксиса! Одинаковое падение и полет образов!

Совпадение художественных приемов не ограничивается формальной стороной произведений этих писателей. Одна и та же тема волнует поэтов. Молчание и хаос √ вот к чему прикованы их души┘

Если Эдгар По характеризуется сосредоточенностью и суровостью своего таланта, у Леонида Андреева √ напротив √ преобладает какая-то славянская небрежность и порою какое-то прекраснодушие.

Музыка образов должна строго соответствовать внешней (звуковой) музыкальности. Леонид Андреев нередко нарушает этот закон, увлекается внешним ритмом, не совпадающим с темой. Причина такого рокового нарушения внешнего принципа кроется в самом отношении Андреева к миру. Он не понимает, что мир есть символ. Отсюда его постоянные отступления от того пути, по которому он бессознательно пошел, руководимый своим художественным чутьем. Позитивная тема трактуется, как символическая. Реализм не углубляется до мистицизма. Но несмотря на эти провалы Леонид Андреев все-таки остается лучшим современным прозаиком.

В третьем сборнике "Знания" Леонид Андреев выступил с новым рассказом. Эта повесть √ странное сочетание публицистики и беллетристики, исповеди и проповеди, святого безумия и простой ненормальности. "Красный смех" √ драгоценный психологический документ и любопытное литературное произведение.

Что сказать об остальных участниках "Сборника"?

Воспоминания о Чехове гг. Куприна и Бунина не лишены интереса и значения. Разумеется, приходится считаться с теми невольными искажениями личности писателя, которые роковым образом проникают вообще во всякую характеристику.

Еще два слова о стихотворении г. Скитальца. Этот писатель относится к разряду тех современных "поэтов", которые полагают, что стихи писать может всякий, умеющий находить плохие рифмы и слагать грубо размеренные строки"(Г.Чулков. "Вопросы жизни" #1).

"В сборнике "Знание" гг. Бунин и Куприн вспоминают о Чехове. Очерки у них вышли сильные, волнующие┘ Но мне кажется, что это совсем не их заслуга; мне кажется, что начни вспоминать о Чехове самый безнадежно пошлый, пустой человек, - и у того на лице появилось бы особое, благородное, серьезное выражение. Сияние личности Чехова осталось на всех, кто знал его┘

Очерк г. Куприна просто обаятелен. В нем за простыми, непритязательными описаниями скрывается какое-то особое, поэтичное очарование.

┘Мне хочется отметить в этих беглых заметках только одно место, щекотливое место, как его называет г. Куприн.

Оно многим покажется бестактным, неверным; многие поймут его односторонне; а между тем оно несомненно делает честь психологическому чутью г. Куприна. Он рассказывает, что при необычайной любви Чехова ко всему окружающему у него было все же где-то на дне его характера √ особое равнодушие, особое ровное чувство ко всему.

Здесь √ в этой именно стороне его характера кроется то загадочное свойство его таланта, которое людям близоруким показалось "индифферентностью"┘

Воспоминания г. Бунина √ не то, чтобы менее интересны, или менее значительны, они гораздо "бессильнее" купринских. Слишком уж сдержанный писатель √ Бунин, чтобы делиться с публикой своими воспоминаниями. Все кажется, будто он боится в тот или другой тон впасть, все ему хочется писать без "тона". Таково обычное свойство писаний г. Бунина, но и здесь оно как-то сгладилось от прикосновения нежного чеховского облика. Этот облик придал статье г. Бунина какую-то несвойственную ему лиричность, несвойственную мягкость┘

В этом чеховском "Сборнике" есть еще стихотворение Скитальца, посвященное Чехову. Оно с таким же успехом может быть посвящено и Некрасову, и Гоголю, и кому хотите. Оно как раз такое, как то, над которым смеялся Чехов в воспоминаниях г. Бунина: "на бой, на бой, в борьбу со тьмой!" Разве мало оскорбляли Чехова при жизни? И разве после смерти недостаточно было, что его везли в "вагоне для устриц"? Зачем же еще стихи г. Скитальца...

Новый рассказ Андреева √ рассказ из области той же патологической литературы, к которой в последнее время решительно склоняется молодой писатель. Психиатры оценят научно показания Андреева и разберутся в том, насколько они метки и соответствуют тем формам душевного недуга, какие тронул автор. Публицисты тронут новые стороны этого рассказа, бьющего в живые явления дня. Если отражения жизни в "Красном смехе" кошмарны, не надо забывать, что и действительность иногда выливается в страшные и кошмарные формы" (А.Измайлов. Литературные заметки. "Биржевые ведомости", 4 февраля).

"Даже после известных всем великолепных описаний войны "Красный смех" открывает нечто новое, дает совершенно необычную психологию войны, сливая ненормальность обстановки с ненормальностью душевного состояния участников. Это √ не описание, не картины войны, это √ итог ее, суммирование ужасов в один страшный вывод: безумие" (И. (И.Н.Игнатов), Литературные отголоски. "Русские ведомости", 10 февраля).


IV-VI сборники товарищества "Знание"

"Меня всегда это удивляло в Горьком. Человек вышел из самого водоворота живой, настоящей жизни, получил первые свои впечатления вдали от книг, вдали от журнальных направлений, от выдуманной, теоретической интеллигентской среды, и когда пришел "сюда", "наверх", принес с собой "оттуда", - из настоящей-то жизни, - какие-то теории, схемы какие-то, резонерство какое-то кабинетное. Он никогда не рассказывает, он всегда доказывает. Образы его никогда не живут сами по себе, они всегда иллюстрации каких-нибудь положений┘ У них подчиненное значение, служебное. На первом плане √ мораль, схема, теория.

Я не говорю, что это плохо, что этого не должно бы быть, я только удивляюсь, откуда взялась кабинетность и теоретичность у такого настоящего, почвенного человека, как Горький. "Варенька Олесова" √ доказывает преимущества душевной силы над культурной мыслью; "Челкаш" √ доказывает преимущество душевной силы над нравственностью; "Сокол" доказывает преимущество душевной силы над благоразумием и т.д., и т.д." (К.Чуковский. Заметки читателя. "Рассказ Филиппа Васильевича". "Одесские новости", 17 марта.)

"Самой значительной вещью в 4-6 кн. "Сборника" является, несомненно, "Поединок" г. Куприна┘ На фоне повальной деградации жизни, которая управляется одним принципом: день да ночь √ сутки прочь; на фоне заплатанной нужды и пошлости, повального разгула и азартной игры, взаимного ненавистничества в отношении людей равных┘ автор "Поединка" развертывает, ради контраста, личную драму своего центрального лица √ юного подпоручика Ромашова, который только полтора года как покинул скамейку кадетского корпуса в смутной уверенности, что теперь-то и начнется для него то, что называется "настоящей" жизнью" (А.Е.Редько. "Русское богатство" #10).

"Большая часть книги занята повестью А.Куприна "Поединок" из офицерской жизни в провинциальном городе. Написана повесть по "новому шаблону", удивительно, однако, напоминающему "старые шаблоны" романов┘ По приемам письма г. Куприн √ реалист, но его реализм состоит в стенографическом записывании слов и в фотографическом воспроизведении общего хода событий, причем все истинно характерное, даваемое в жизни интонацией голоса, игрой мускулов лица и тела, "веяньем мига" √ исчезает; это реализм, - дающий вместо живого тела труп" (Пентаур. "Весы" #5.)


Зеленый Сборник. - СПб.

"Поэты "Зеленого Сборника" ближе всего подходят к "эстетам". Они прежде всего хотят быть художниками┘

Наиболее разнообразен из числа участников г. Верховский. На сорока страницах, занятых им, есть порывания в самые противоположные стороны: он слагает строгие сонеты, пробует вольный стих ("Светит Месяц"), неверные созвучия ("Тени ночные"), новые метры ("Часто ты слышишь звуки"), перелагает сказания из Пролога┘ и т.д. √ но в этом многообразии еще нет ничего своего

Михаил Кузмин написал 13 сонетов, из которых может быть принят только первый (вступление). В такой строгой форме, как сонет, невозможны рифмы вроде "письмо" √ "дано", "твоя" √ "меня", выражения вроде "капль" (вместо "капель") или "струхающих" (от небывалого и безобразного глагола "струхать") или какофония вроде "вся та толпа". Почти все сонеты искажены бессильными неудачными окончаниями, во всех есть вставленные для склейки ненужные строфы и совершенно пустые по образам стихи, но в первых четверостишиях встречаются иногда и удачные, красивые строки" (В.Брюсов. "Весы" #1).


Северные цветы ассирийские. - М.

"В августовском номере "Вопросов жизни", журнала, как известно нашим читателям, объединяющего декадентов, эстетов и доморощенных мистиков с неоидеалистами, мы встретили по нашему адресу упрек в некультурности┘

Удрученные этим упреком, мы с жадностью ухватились за рекомендованные критиком "Вопросов жизни" произведения такого культурного типа, как "Северные цветы", в надежде здесь найти свет истинной культуры┘ И вот, что мы нашли себе в поучение и назидание. "Кикимора" г. А.Ремизова приветствовала нас со страниц "Ассирийских"┘

Несколько сконфуженные нашим непониманием культурного содержания этих странных созданий, мы все-таки храбро продолжали углубляться в "Ассирийские цветы" другого столпа "Вопросов жизни" г. Вяч.Иванова, который дал "Змеи и Солнце" и трагедию "Тантал", и были поражены открытием, что в мире все повторяется: незабвенной памяти Тредьяковский встал, как живой, в произведениях г. Вяч.Иванова и радостно закивал "главой"┘

Ничто не ново под луной, с грустью подумали мы, при виде тени Тредьяковского, которого менее всего ожидали встретить в саду "Ассирийских цветов" под ручку с Кикиморой, с одной стороны, и г-жею Гиппиус - с другой┘

Как ни ломай голову над всеми этими плодами разнузданности и развязного пренебрежения к здравому смыслу, но культуры тут нет и следа. Скорее какое-то вялое топтанье на одном месте, без малейшей попытки сказать что-либо новое. Вот уже двадцать лет как наши модернисты, с шумом и криком, выступили на арену с девизом "новое искусство" и √ ни с места. Все также г-жа Гиппиус силится превзойти самое себя в порнографии, все также г. Брюсов измышляет самые дикие словечки и невероятные положения, все также гг. Минские, Бальмонты, Вяч.Ивановы, купно с самоновейшими Чулковыми и Ремизовыми разыскивают всяких кикимор, а бедное новое искусство так и остается без движения" (А.Б. (А.Богданович). "Мир Божий" #10).


Андреевич

Опыт философии русской литературы. - СПб.

"Книга эта на всю литературу нашу смотрит, как на борьбу партикулярной фуражки с кокардой. Во всей русской литературе ей видится одна грандиозная аболиционистская идея, сказывающаяся всюду √ будь это сентиментализм, романтизм, реализм или нигилизм, будь это Михайловский, Лев Толстой или Горький. Это, как видите, книга, - страшно нужная для "настоящего времени, когда"┘ когда в сущности никакого настоящего времени нету, а есть только время будущее┘

Я, по крайней мере, не знаю другой книги, которая лучше бы выражала это настояще-будущее время, чем книга Андреевича.

Странное свойство таланта: читаешь его книгу, ни с чем почти не соглашаешься, душа твоя протестует почти против каждого его слова √ и все же ты у него в полной власти, он увлекает тебя за собою, волнует тебя неизъяснимым наслаждением и радостью┘

Он любит литературу, как женщину, и если, как это бывает в такой любви, не всегда любит ее за то, что есть в ней, а приписывает ей часто такие качества, которых у нее нет, но которые самому ему дороги √ что за беда, - это только говорит о святости и бескорыстии его любви" (К.Чуковский. Заметки читателя. О г. Евг.Соловьеве. "Одесские новости", 14 марта).


Рафалович С.

Петербургские театры. "Весы" #1.

"Горький рожден совершенно не для театра. Он не человек сценического синтеза; он никогда не улавливает той формы, которая нужна для драмы. Пьесы Горького в сущности только стены, увешенные изображениями отдельных лиц, из которых надлежало составить одну общую картину. Каждое отдельное лицо написано ярко, с силой. Но пьеса не написана совсем".


Другие произведения

Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. - Киев.

Бальмонт К. Фейные сказки. Детские песенки. - М.

Буренин В.П. Горе от глупости. - СПб.

Брюсов В. Stephanos. Стихи 1903-1905 гг. - М. (год указан 1906; книга вышла в последних числах декабря).

Иванов Вяч. Религия Диониса. "Вопросы жизни" #6-7.

Оптимист (О.Н.Чюмина). В ожидании. Фельетоны в стихах. - СПб.

Сологуб Ф. Мелкий бес. "Вопросы жизни" #6-11.

Толстой Л.Н. Великий грех. - М.

Блок А. Творчество Вячеслава Иванова. "Вопросы жизни" #4-5.

Нечаянная радость. "Вопросы жизни" #6.

Белый А. Луг зеленый. "Весы" #8.

Химеры. "Весы" #6.

Добролюбов А. Из книги невидимой. Стихи и проза. - М.

Амфитеатров А.В. Легенды публициста. - СПб.

Курганы. - СПб.

Минский М.Н. Религия будущего (Философские разговоры). - СПб.

Луначарский А. Этюды критические и полемические. - М.

Бельтов (Плеханов Г.В.). За двадцать лет. - СПб.

Подъячев С. Среди рабочих. - СПб.

Семенов С.Т. В родной деревне. - М.

Арцыбашев М. Рассказы, т. 1. - СПб.

Семенов Леонид. Собрание стихотворений. - СПб.

Дымов О. Солнцеворот. - СПб.

Юшкевич С. Рассказы, т. 2. - СПб.

Крандиевская А. То было раннею весною. - М.

Ничтожные. Рассказы. - М.

Боборыкин П.Д. Изгои. "Русская мысль" #1-2.

Сергеев-Ценский С.Н. Лида Виноградова. "Мир Божий" #2.

Серафимович А. Рассказы, т. 1. Издание второе. - СПб.

Тан. Стихотворения. Второе издание, дополненное. - СПб.

Нижегородский сборник.

Третий выпуск альманаха "Гриф". - М.

В защиту слова. - СПб.

VII сборник товарищества "Знание".

Песни свободы. - СПб.

"Весенний шум". Н. Новгород (сборник нижегородских поэтов-самоучек).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 4: 1904 /29.03/
Смерть Чехова и порубка вишневого сада; "Стихи о Прекрасной Даме" и "Символизм как миропонимание"; "Белый пудель" Куприна и "Конь блед" Брюсова; скиты скитальных скимнов и искания безвольных психопатов; декаденты накостыляли босякам; русский марксизм похищен из морга; Горький-Жванецкий, Горький-Байрон и Горький-Колумб. Выпуск подготовлен совместно с А.Отрощенко.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 3: 1903 /22.03/
Воскрешение ихтиозавров; дебют Александра Блока; пришел Лука и всем налгал; смерть автора "Смерти Тарелкина"; дождик в храме искусства; декаденты - это бешеные мухи; прозревающий Бальмонт, разнузданный Андрей Белый и полуфилософ Шестов.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 2: 1902 /14.03/
Вторая симфония Белого, "босяцкий академик", Андреев "в тумане", благодушный Бунин, реванш славянофильства. Фраза года: "Чело-век! Это √ великолепно! Это звучит... гордо!" Пьеса года: "На дне". Максима Горького - в академики! Русская поэзия начинается с Надсона.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 1: 1901 /07.03/
Фраза года: глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Книга года: Л.Андреев. Рассказы. Театральная постановка года: А.Чехов. Три сестры. Событие года: отлучение от церкви Л.Н.Толстого.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru