Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20000517_vek.html

Век = текст. Выпуск 10: 1910
Егор Отрощенко

Дата публикации:  18 Мая 2000
СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ХРОНИКА | СОБЫТИЕ ГОДА | РУБЕЖИ | КНИГА ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Заклятие смехом


О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, Смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Виктор Хлебников. Студия импрессионистов, кн. 1-ая. - СПб.

Хроника

В Петербурге начинает выходить иллюстрированный еженедельник "Солнце России" под редакцией Я.Василевского.

9 января по требованию Синода были запрещены представления пьесы Л.Андреева "Анатэма".

17 января исполнилось 50 лет со дня рождения А.П.Чехова.

10 февраля в Ташкенте от черной оспы скончалась В.Ф.Комиссаржевская.

1 апреля умер М.А.Врубель.

В.Я.Брюсов становится во главе отдела беллетристики журнала "Русская мысль".

Событие года

28 октября в 6 часов утра Л.Н.Толстой в сопровождении доктора Д.П.Маковицкого покинул Ясную Поляну. Вечером 31 октября Толстой, почувствовав себя плохо, вынужден был прервать поездку по железной дороге и остановиться на станции Астапово.

7 ноября умер Л.Н.Толстой.

Рубежи

Более чем символичным представляется совпадение в 1910 году трех важнейших событий: 1. Смерть Л.Толстого. 2. Выход двух первых сборников футуристов (правда, это название литературного направления появилось у нас позднее) "Садок судей" и "Студия импрессионистов", кн. 1. 3. Появление книги А.Белого "Символизм", явно обозначившей кризис указанного в заглавии явления.

Книга года

Студия импрессионистов. Кн. 1. Под редакцией Н.И.Кульбина. - СПб.

Авторы: Н.Кульбин ("Свободное искусство, как основа жизни"), А.Балльер ("WAJANG. Явайский кукольный театр"), Л.Ш.√Р. ("Восточный мотив"), А.Гидони ("Царевна и луна"), А.Борисяк ("О живописи музыки" и стихи), М.Риглер (стихи), В.Нечаев (стихи), Д.Бурлюк (стихи), Н.Бурлюк (стихи), В.Хлебников (стихи), Н.Евреинов ("Представление любви. Монодрама в 3-х действиях").

"Свободный ветер гонит стоячую воду, творит новые отражения. Вы, кому не дано возмущать воду, не мутите своей лужи: отражение больше лужи. Чтите ангела купели Силоамской" (Ред. Студия импрессионистов. Кн. 1. - СПб.).

"Искусство без разума - неразумное искусство.

Художник изображает все существенные для него свойства предмета, напр., живописец не ограничивается цветом и формой, а передает и психику, движения, звук, аромат и т.д.

Художник творит нечто, раздражающее творческое воображение зрителя; картину творят совместно художник и зритель.

Красота - процесс приятного для ценителей искусства.

Добро - процесс приятного для всех (по возможности).

Красота и добро - переживание приятного.

Красота и добро однородны.

Красота для человека - часть добра.

Добро человека - часть большой красоты.

Красота и добро в единении трех измерений психики.

Сознание = слово = правда.

Чувство = музыка = любовь.

Воля = пластика = смелость" (Н.Кульбин. Свободное искусство, как основа жизни. "Студия импрессионистов". Кн. 1. - СПб.).


Гроза (Набросок)


Встало...
Высилось,
Белело.
Ширилось
Круглилось,
Потемнело -
Поползло┘
Надвигалось.
Закрывало.
Придавило.
Притаилось.
Задрожало -
Началось┘
Заблистало,
Загремело,
Засвистало!
- "Как хлестало!"
Разверзалось,
Низвергало
И смыкалось!
Грохотало.
Серо-мглело,
Отдыхало┘
Налетало,
Застилало,
Выло, вило,
Бесновалось!
Пригибало,
Прочь сметало!
- "Вон, убило┘"


Утомилось.
Посветлело,
Отпустило -
Прояснело.
Отлетело,
Оглянулось.
Погрозило.
Опустилось.
Потускнело.
Разошлось...
............
Мигало
Долго
По краям
Звездистой ночи.


(А.Борисяк. "Студия импрессионистов". Кн. 1. - СПб.)

Действующие лица и исполнители

Кузмин М. О прекрасной ясности; "Первая" и "Вторая" книги рассказов | Антон Крайний. Свой (Валерий Брюсов) | Мережковский Д. Больная Россия | XXIX сборник "Знания" | Гофман В. Искус | Грин А. Рассказы | Волошин М. Стихотворения | Саша Черный. Сатиры | Тэффи. Семь огней | Анненский И. Кипарисовый ларец | Другие произведения

Кузмин М.

О прекрасной ясности. Заметки о прозе. "Аполлон" #4.

"...Если бы я мог кому-нибудь дать наставление, я бы сказал так: "Друг мой, имея талант, - то есть уменье по-своему, по-новому видеть мир, память художника, способное отличать нужное от случайного, правдоподобную выдумку, - пишите логично, соблюдая чистоту народной речи, имея свой слог, ясно чувствуйте соответствие данной формы с известным содержанием и приличествующим ей языком, будьте искусным зодчим как в мелочах, так и в целом, будьте понятны в ваших выражениях". Любимому же другу на ухо сказал бы: "Если вы совестливый художник, молитесь, чтобы ваш хаос (если вы хаотичны) просветился и устроился, или покуда сдерживайте его ясной формой: в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов, любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи - прекрасной ясности".


Первая книга рассказов. - М. (Год указан 1909).

Вторая книга рассказов. - М.

"Кузмин из всех писателей-поэтов своего литературного поколения - наиболее яркий живописец слова. Все описания его┘ дают нам иллюзию пространства, освещенного солнцем или трепетными огнями, воздуха, напоенного ароматами. И почти везде у него чувствуется движение, слышатся звуки жизни.

У Кузмина есть редкий дар схватывать характерные живописные черты. Я вижу у него не только пейзажи, - я вижу фигуры его людей, их лица. Но, вглядываясь, я замечаю, что это лишь художественно сделанные маски: у них пустые глаза, за ними нет настоящей человеческой души, со всем бесконечным разнообразием ее переживаний, страданий, трепещущих интересов. Жизнь идет мимо Кузмина: он дальнозорок, он не видит того, что творится кругом, в нашей изнывающей и безумствующей современности.

Чувствительный и фривольный, утонченный и порою тривиально-игривый, он все же кажется душевно неподвижным, словно загипнотизированным. И есть что-то жуткое в том взгляде, которым глядит на нас из его художественных вещей, и который, также как у некоторых его героев, представляет "соединение пристальности и рассеянности, остроты и слепоты" (Л.Гуревич. Заметки о современной русской литературе. Дальнозоркие. "Русская мысль" #3).


Антон Крайний (З.Гиппиус)

Свой. (Валерий Брюсов, человек-поэт). "Русская мысль" #2.

"Каждый невольно выбирает из Брюсова то, что ему кажется наиболее близким, понятным. И каждый ошибается, потому, что в Брюсове нет ничего близкого другим: в нем все чуждо, он весь свой, и только свой. Если даже и есть в нем нечуждые кому-нибудь черты, то все равно, взятые отдельно, оторванные насильно от полного облика этого человека-поэта, они утрачивают смысл. Брюсов слишком целен, в цельности ясен и прост, - не примитивной простотой, а какой-то своей, "за-сложной", если позволено так выразиться, которую не всегда видят, как простоту.

Не надо забывать, что он, прежде всего, - свой. Вот почти единственное прилагательное, которое прилагается к Брюсову. (Кстати, даже и не прилагательное). Но зато я не знаю, есть ли другой человек-поэт, кого бы можно было в такой странной мере, с такой полнотой назвать "своим"; для себя - своим, для других - чужим.

"Гармония соответствует геометрии" (О.Вейнингер, "Последние слова") - да, действительно, есть тут какая-то связь. Не потому ли мы вспоминаем о прекрасной геометрии, прикасаясь к прекрасной поэзии В.Брюсова, что поэт и человек - чистой гармонии? Природно-замкнутый, природно-самодовлеющий, в себе - совершенный круг, чуждая музыка без мелодии и ритма, связный звон стеклянных крыльев в позднюю, солнечную ночь - вот, что мне напоминает В.Брюсов и его стихи.

Казалось бы, если так, всего проще надеть на Брюсова ярлык "индивидуалиста". Мало ли их среди современных писателей и поэтов. Легкомысленное определение! Между замкнуто гармоническим существом человека-поэта Брюсова и так называемым "индивидуалистом", самым крайним, - громадная разница. Индивидуалист, одинокий, - всегда или гордится своей обособленностью, или от нее страдает; но он ее видит и судит, ощущает, как неравновесие; внутренняя же гармония Брюсова так совершенна, так природна, что он едва, разве, может отметить свою отдельность и удивительную отличность, но не мог бы ни радоваться ей, ни ею печалиться. Он таков, именно таков, - и больше ничего".


Мережковский Д.

Больная Россия. - СПб.

"Автор сделал с своей стороны все возможное, чтобы его книжка читалась меньше. Все время надо пробираться сквозь настоящий лес неожиданных, большею частью чисто словесных сближений разнородных понятий, преодолевать капризную игру антитез и сравнений, притягиваемых за волосы - и это иногда прямо неприятно раздражает┘ Читатель не найдет в статьях г. Мережковского ни связного изложения мировоззрения самого автора, ни определение "болезни" России.

И все-таки, несмотря на отсутствие подлинной, к сердцу идущей простоты, несмотря не несносно колючую форму настроений г. Мережковского, его книга - признак времени, местами - яркое отражение общих всем и глубоко мучительных переживаний" (Ч.В-ский (Ч.Ветринский). "Вестник Европы" #3).


XXIX сборник "Знания". - СПб.

Продолжение повести М.Горького "Городок Окуров. Хроника", "Веселый батя" И.Касаткина.

"Последние вещи М. Горького - повесть "Лето" и хроника "Городок Окуров" - не вызвали ни в публике, ни в печати того напряженного интереса, тех горячих толков, которые еще так недавно встречали каждое новое произведение популярного писателя. И это равнодушие понятно: ни "Лето", ни "Городок Окуров" не отмечены печатью того яркого, своеобразного таланта, который некогда столь быстро создал Горькому широкую известность. Как будто отлетел от писателя его добрый гений, как будто иссяк источник творческого вдохновения, и художественной силы. Повторилось то, что случалось каждый раз, как Горькому-художнику становился поперек дороги Горький-пропагандист. А за последнее время такое прискорбное недоразумение выходит почти каждый раз, как капрейский изгнанник берется за перо. В прошлом году неуклюжие попытки сочетать социал-демократическую доктрину с религиозными исканиями легли безвкусными кляксами на интересную во многих отношениях повесть "Исповедь". Теперь тенденциозное и доктринерское задание заставило писателя выжать из себя две совсем уже слабые вещи" (С.А.Адрианов. Критические наброски. Вестник Европы, #2).


Гофман В.

Искус. Новые стихи. - СПб.

"Манерной и расплывчатой мечтательностью проникнут весь сборник В.Гофмана. Это сказывается и на самой форме стихотворений, многословных, напоминающих Бальмонта, но лишенных его свободной непосредственности. Можно было бы привести много примеров такой холодной декламации, бесцветных повторений. Между тем, В.Гофман легко владеет стихом, он достигает музыкальности - но и только" (Вл.Волькенштейн. "Современный мир" #2).

"В.Гофман сумел сохранить то лучшее, что было в его ранних стихах: певучесть. Его стихи почти все - поют. И в этом отношении, в непосредственном даре певучего стиха, у В.Гофмана среди современных поэтов мало соперников: К.Бальмонт, А.Блок, кто еще? Вместе с тем основной недостаток своей юношеской поэзии, ее бессодержательность, В.Гофман в новой книге в значительной мере преодолел. С годами его муза стала серьезнее, вдумчивее. У В.Гофмана, по-видимому, пропала охота писать стихи по всякому поводу, только потому, что он легко даются. Его стихотворения стали более сжатыми; в них гораздо меньше, чем прежде, "пустых" (в художественном отношении) стихов и строф; а прежнее жеманство, так вредившее стихам г. Гофмана, незаметно перешло в изящество" (В.Брюсов. "Русская мысль" #2).


Грин А.С.

Рассказы. Т. 1. - СПб.

"С огромной и ненасытной жаждой жизни", Грин не нашел, однако, в ней удовлетворения и отвернулся от нее. Он ушел от живой жизни и попал┘ в паноптикум.

Да, Грину принадлежит бесспорная честь открытия нового паноптикума, - этой чести никто не отнимет от него. Но, признаюсь, я не рад этому открытию, особенно теперь, когда новое учреждение еще так плохо, так неуютно и так небрежно оборудовано.

Я вообще не поклонник стилизации, и если в искусных руках великих мастеров она интересует меня, как занимательный фокус, то превращаемая Ауслендерами, Ремизовыми и им подобными в ремесло, она представляется мне скверной профанацией искусства.

Рядом своих рассказов ("Штурман "Четырех ветров", "Окно в лесу", "Происшествие в улице Пса", "Остров Рено", "Колония Ланфиер") Грин открывает новый вид стилизации под Брет-Гарта и Киплинга. Для этого ему пришлось изучить и пустить в оборот техническую, морскую и охотничью терминологию. Но одними словами соблазнить читателя нельзя. Чуткий читатель с первых же слов рассказчика поймет, что фокус, который ему показывают, производится неумелыми руками и заранее обречен на неудачу" (Вл.Кранихфельд. Литературные отклики. Литературная экскурсия. "Современный мир" #5).


Волошин М.

Стихотворения. 1900-1910. - М.

"Г. Волошин с любовью воспринял множество культурных интересов и литературных влияний┘ Его собственная индивидуальность, однако, представляется загадочной. Его лучшие стихи и строфы поражают своим экзотическим содержанием┘ книга г. Волошина, - изысканная, сложная, но лишенная поэтической силы - интересный документ в истории литературных исканий нашего времени" (Вл.Волькенштейн. "Современный мир" #4).

"Стихи М.Волошина не столько признания души, сколько создания искусства; это литература, но хорошая литература. У М.Волошина вовсе нет непосредственности Верлена или Бальмонта; он не затем слагает свои строфы, чтобы выразить то или иное пережитое им чувство, но его переживания дают ему материал, чтобы сделать в стихах тот или иной опыт художника. М.Волошин никогда не забывает о читателе и пишет лишь тогда, когда ему есть что сказать или показать читателю нового, такого, что еще не было сказано или испробовано в русской поэзии┘ Стихи┘ сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего, но именно так, как не знает к алмазу жалости гранящий его ювелир" (В.Брюсов. "Русская мысль" #5).


Саша Черный

Сатиры. - СПб.

"Не всегда ровные, не всегда выдержанные, иногда даже излишне грубоватые, сатиры Саши Черного убеждают нас в том, что мы имеем дело с настоящим поэтом, овладевшим всеми тайнами стиха... В лире поэта - не только легкие и звучные, но и умные струны.

Называя Сашу Черного типичнейшим представителем молодой литературы, я имею в виду счастливое и яркое сочетание в его сатире двух особенностей последней. При полном отрицании современности, при явно враждебном к ней отношении, он в то же время как будто до краев переполнен тем чувством здоровой жизнерадостности, которое одно таит в себе могучие ростки будущего. Современность отрицается не потому, что ей противопоставляется одетое в романтический ореол прошлое, а потому, что она засорена пережитками прошлого, которые и мешают ей развить заложенные в нее возможности.

Не без успеха испробовавший свои силы в области политической и социальной сатиры (см., напр., "Невольное признание", "Там внутри", "Победа" и др.), Саша Черный, насколько он обнаружил себя в рассматриваемом сборнике, является по преимуществу сатириком нашей размагниченной интеллигенции и ее быта" (Вл.Кранихфельд. Литературные отклики. Литературная экскурсия. "Современный мир" #5).


Тэффи

Семь огней. - СПб.

"...Стихи г-жи Тэффи - ряд общих мест модернизма. Если угодно, в стихах г-жи Тэффи много красивого, красочного, эффектного; но это красота дорогих косметик, красочность десятой копии, эффекты ловкого режиссера. У всех поэтов, от Гейне до Блока, от Леконта де-Лиля до Бальмонта, позаимствованы г-жой Тэффи образы, эпитеты и приемы, и не без искусности слажены в строфы и новые стихотворения.

"Семью огнями" называет г-жа Тэффи семь камней: сапфир, аметист, александрит, рубин, изумруд, алмаз, топаз. Увы, ожерелье г-жи Тэффи - из камней поддельных" (В.Брюсов. "Русская мысль" #6).


Анненский И.

Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная). - М.

"Стихи покойного И.Анненского - неожиданный дар читателям. Ученый филолог, внимательный и серьезный переводчик Еврипида увлекся новыми поэтическими формами и много потрудился над стихами.

В эстетическом отношении книга г. Анненского чрезвычайно уязвима; но все же она интересна, как неожиданное проявление разносторонней личности" (В.В-н (В.Волькенштейн). "Современный мир" #5).

"Истинный поэт, тонкий критик, исключительный эрудит, человек во всем и всегда оригинальный, на других не похожий, И.Анненский должен был, наконец, обратить на себя внимание и "большой публики".

Его можно упрекнуть в чем угодно, только не в банальности и не в подражательности. Манера письма И.Анненского - резко импрессионистическая; он все изображает не таким, каким он это знает, но таким, каким ему это кажется, притом кажется именно сейчас, в данный миг" (В.Брюсов. "Русская мысль" #6).


Другие произведения

Гумилев Н. Жемчуга. Стихи. - М.

Гиппиус З. Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909. - М.

Белый А. Символизм. Книга статей. - М.

Луг зеленый. Книга статей. - М.

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 3. - М.

Бунин И. Сочинения. Т. 6. Стихотворения и рассказы. 1907-1909. - СПб.

Деревня. "Современный мир" #3, 10, 11. В этом же году в Москве выпущено отдельное издание.

Эллис (Л.Л.Кобылинский). Русские символисты. Бальмонт, В.Брюсов, А.Белый. - М.

Сивачев М. На суд читателя. Записки литературного Макара. Вып. 1. - М.

Толстой Л.Н. Три дня в деревне (Бродячие люди. Живущие и умирающие. Подати). "Вестник Европы" #9.

Толстой А. Сочинения. Кн. 1. - СПб.

За синими реками. - М. (Год указан 1911).

Сургучев И. Рассказы. Т. 1. - СПб.

Эренбург И. Стихи. - Париж.

Цветаева М. Вечерний альбом. - М. (первый сборник стихов Цветаевой).

Северянин И. Колье принцессы. Первая тетрадь третьего тома стихов. - СПб.

Коцюбинский М. Рассказы. Т. 2. - СПб. (Год указан 1911).

Шмелев И. Рассказы. Т. 1. - СПб.

Измайлов А. Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн, Горький, Сологуб, Ясинский, Брюсов, Салиас, Соловьев. Характеристики, встречи, портреты, автографы. - М. (Год указан 1911).

Сологуб Ф. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т. 4, "Рассказы". Т. 5, "Стихи". Т. 6, "Мелкий бес. Роман". Т. 7, "Рассказы". Т. 8, "Драматические произведения". Т. 9, "Стихи". Т. 10, "Сказочки и статьи". - СПб.

Сергеев-Ценский С. Н. Собрание сочинений, тт. 1-5. - СПб.

Мережковский Д. Собрание стихов. 1883-1910". - СПб.

Короленко В. История моего современника. Т. 2, "Студенческие годы". "Русское богатство" #1, 2.

Скиталец. Рассказы. Т. 3. - СПб.

Соловьев С. Апрель. Вторая книга стихов. - М.

Аверченко А. Юмористические рассказы. - СПб.

Рассказы (юмористические). Кн. 1. - СПб.

Веселые устрицы. Юмористические рассказы. - СПб.

Зайчики на стене. Кн. 2. - СПб.

Тэффи. Юмористические рассказы. Кн. 1. - СПб.

Городецкий С. Рассказы. Кн. 2. - СПб.

Садок судей. (1 сборник). - СПб. (В.Каменский, Е.Назен, Н.Бурлюк, Е.Гуро, С.Мясоедов, Д.Бурлюк, В.Хлебников).

Друкарь. Литературный сборник. Под редакцией Н.Д.Телешова. (Л.Толстой, Н.Златовратский, Е.Чириков, В.Вересаев, И.Бунин, А.Серафимович, Скиталец, Н.Телешов, Б.Зайцев, Ф.И.Шаляпин).

Л. Н. Толстой. Биография, характеристика, воспоминания (жизнь, личность, творчество). - М. (П.И.Бирюков, В.В.Каллаш, П.А.Сергеенко, Н.И.Тимковский и др.)

Земля. 4-й сборник. - М. (М.Арцыбашев - "У последней черты", ч. 1., Ш.Аш - "Земля", Е.Чириков - "Дом Кочергиных").

Юбилейный чеховский сборник. - М. (М.Неведомский, В.Розанов, Н.Абрамович и др.)

XXX сборник "Знания". - СПб. (И.Касаткин - "С докукой", Н.Гарин - "Заяц", И.Бунин - стихи).

XXXI сборник "Знания". - СПб. (В.Язвицкий - "В Тайболе", И.Шмелев - "Под горами". В этом и предыдущем сборниках напечатана 1-я часть повести Горького "Жизнь Матвея Кожемякина" под названием "Городок Окуров. Хроника", с подзаголовком "Матвей Кожемякин").

XXXII сборник "Знания". - СПб. (М.Горький - "Чудаки", Е.Милицына - "В ожидании приговора", Я.Окунев - "Дарья Авилова с сыновьями").

XXXIII сборник "Знания". - СПб. (М.Горький - "Васса Железнова", С.Гусев-Оренбургский - "Рыцарь Ланчелот", А.Черемнов - "Крым", Л.Никифорова - "Артель").

Альманах "Любовь". - СПб. (А.Блок - "Песнь Ада", О.Дымов - "Пути любви", В.Гофман - "Марго", Г.Чулков - "Фамарь", С.Городецкий - "В петле", А.Н.Толстой - "Два анекдота об одном и том же", Е.В.Аничков - "Любовь городская и любовь деревенская").

Альманах издательства "Шиповник". Кн. 12. - СПб. (Б.Зайцев - "Заря", Ф.Сологуб - "Путь в Дамаск", А.Толстой - "Заволжье", Н.Минский - "Малый соблазн. Пьеса для чтения").

Альманах издательства "Шиповник". Кн. 13. - СПб. (Л.Андреев - "Gaudeamus", Б.Зайцев - "Смерть", А.Толстой - "Сватовство", А.Ремизов - "Крестовые сестры", Саша Черный - стихи).

Альманах для всех. Кн. 1. - СПб. (А.Ремизов - "Неуемный бубен", А.Толстой - "Два друга", Г.Чулков - "Адония", Ф.Сологуб - стихи).