Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20000531_vek.html

Век = текст. Выпуск 12: 1912
Егор Отрощенко

Дата публикации:  31 Мая 2000
СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | О ФУТУРИЗМЕ | ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ | ХРОНИКА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Шаги Командора

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...

Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?

Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.

Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.

А.Блок. "Русская мысль" #11.

О футуристах

Манифест

Академия ЭГОПОЭЗИИ
(Вселенский Футуризм)
19 Ego 12
Предтечи: К.М.Фофанов и Мирра Лохвицкая.

Скрижали:

1. Восславление Эгоизма:
.....1. Единица - Эгоизм.
.....2. Божество - Единица.
.....3. Человек - дробь Бога.
.....4. Рождение - отдробление от Вечности.
.....5. Жизнь - дробь Вне Вечности.
.....6. Смерть - воздробление.
.....7. Человек - Эгоист.
2. Интуиция. Теософия.
3. Мысль до безумия: Безумие индивидуально.
4. Призма стиля - реставрация спектра мысли.
5. Душа - Истина.

Ректорат:
Игорь Северянин,
Константин Олимпов
(К.К.Фофанов),
Георгий Иванов,
Грааль-Арельский.

(Листовка. СПб.).

"...Есть небольшая группа дебютантов, которые во что бы то ни стало хотят сказать "новое слово", выйти на путь, которым еще не ступал никто. Я имею в виду наших "его футуристов"... кроме небольших брошюр со стихами, они издают "чрезнедельную газету" - Петербургский Глашатай, в которой подвергают резкой критике все современное искусство...

Сколько мы понимаем задачу, поставленную нашими футуристами, она ближайшим образом сводится к выражению души современного человека, жителя большого города, одной из всесветных, космополитических столиц. Условия нашей жизни, в общении с избранными нашим веком книгами, в неизбежном одиночестве каждого мыслящего человека, среди чопорных салонов, с необходимым посещением то пышных вернисажей, то еще недавно модных "полетов", то ресторанов, то летних садов... - создали особый склад души, особый тип. Найти лирику этой души, выразить ее на ей свойственном языке - вот к чему стремится наш футуризм... Самая "обстановка" поэзии футуристов иная, нежели та, которая со времен романтиков продолжает считаться единственно поэтической: не моря и скалы, не весенние цветы и закатная тишь, даже не трагизм и противоречия Верхарновского города, но "желтая гостиная из серого клена", "будуар нарумяненной Нелли", "шалэ березовый, совсем игрушечный", "моторный лимузин", "карета куртизанки", и в соответствии с этим - "блестящий файв-о-клок", "крем-де-мандарин", "коктэбли", "конефетти"..." (В.Брюсов. Сегодняшний день русской поэзии. "Русская мысль" #7).

Первая публикация

Кузьмина-Караваева Е. Скифские черепки. Стихи. - СПб.

"Е.Кузьмина-Караваева принадлежит к числу поэтов-однодумов. Ее задача - создать скифский эпос, но еще слишком много юношеского лиризма в ее душе, слишком мало глазомера и решительности определившегося и потому смелого таланта...

Общая призрачность в соединении с гипнотизирующей четкостью какой-нибудь одной подробности - отличительное свойство Кузьминой-Караваевой:


Над далью - дерево в дыму
И призрачность морей
Теперь я знаю, что пойму
Немую речь зверей..."

(Н.Гумилев. "Аполлон" #3-4).

Хроника

В "Нижегородском листке" от 5 февраля в заметке "Циркуляр "эгофутуризма" приведена разосланная по редакциям программа "Академии Эгопоэзии", подписанная "ректоратом" - И.Северянин, К.Олимпов (К.К.Фофанов), Георгий Иванов и Грааль-Арельский (С.С.Петров).

12 февраля появился первый номер газеты эго-футуристов "Петербургский глашатай", выпущенный той же группой лиц (издатель И.В.Игнатьев).

С октября в Петербурге начинает выходить журнал "Гиперборей" (ред.-изд. М.Лозинский): "Гиперборей" видит прежде всего насущную необходимость в закреплении и продолжении насущных побед эпохи, известной под именем декадентства или модернизма".

9 декабря вышел первый номер газеты "Русская молва", сотрудники: К.К.Арсеньев, А.Блок, Л.Я.Гуревич, В.В.Муйжель, В.А.Маклаков, С.Ф.Ольденбург, А.М.Ремизов, Б.А.Садовский, П.Б.Струве и др.

В ноябре в кабаре "Бродячая собака" впервые выступил с чтением своих стихов В.Маяковский.

В Петербурге вышла первая книга нового журнала "Заветы" под ред. В.М.Чернова и В.С.Миролюбова.

В ноябре в Петербурге на средства М.И.Терещенко основано книгоиздательство "Сирин", посвященное пропаганде новой литературы и нового искусства. Руководит делами Р.В.Иванов-Разумник, заведует художественной частью Л.С.Бакст.

В Москве вышел первый номер журнала "Труды и дни", двухмесячника издательства "Мусагет" под ред. А.Белого и Э.Метнера, при участии А.Блока, Вяч.Иванова и при сотрудничестве В.Брюсова, В.О.Нилендера, С.Соловьева, Ф.Степуна, Эллиса, Б.В.Яковенко и др.

4 мая умер П.В.Засодимский.

11 августа умер А.С.Суворин.

2 ноября умер Д.Н.Мамин-Сибиряк.

Действующие лица и исполнители

Блок А. "Нечаянная радость", "Снежная ночь" и "Ночные часы" | Бальмонт К. Зарево зорь | Кузмин М. Осенние озера | Шульговский Н. Лучи и грезы | Гиппиус З. Лунные муравьи | Ахматова А. Вечер | Гумилев Н. Чужое небо | Радимов П. Полевые Псалмы | Воинов К. Миниатюры | Клюев Н. Братские песни | Толстой Ал. Хромой барин | Балтрушайтис Ю. Горная тропа | Тэффи. И стало так... | Лундберг Е. Лирика Федора Сологуба | Другие произведения

Блок А.

Собрание стихотворений. Книга 2. Нечаянная радость. 1904-1906. - М.

Собрание стихотворений. Книга 3. Снежная ночь. 1907-1910. - М.

Ночные часы. Четвертый сборник стихов. - М.

"Перед Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его "петь и плакать" своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельное...

Как никто, умеет Блок соединять в одной две темы, не противопоставляя их друг другу, а сливая их химически. В "Итальянских стихах" - величавое и светлое прошлое и "некий ветр, сквозь бархат черный поющий о будущей жизни", в "Куликовом поле" - нашествие татар и историю влюбленного воина русской рати. Этот прием открывает нам безмерные горизонты в области поэзии. Вообще Блок является одним из чудотворцев русского стиха" (Н.Гумилев. "Аполлон" #1).


Бальмонт К.

Зарево зорь. - М.

"Есть лирические поэты, лиризм которых не поглощает, однако, всех сил их души, не исчерпывает всего их сознания, всей творческой воли...

В противоположность этим универсальным поэтам, лиризм которых лишь один из методов их многообразного мировосприятия и только одна из психологий их сложной души, - есть иные лирики... - я назвал бы их обреченными, - только лирики всегда и во всем, в слове и в жизни равно...

С первого вступления своего выделяются они своеобразной манерой творчества. Эта манера - естественная, органическая форма, непосредственное выражение их своеприродного существа...

Поистине, Бальмонту принадлежит победная пальма и дельфийский лавр, за то, что он - поэт, только поэт всегда и во всем, и каждое дыхание его жизни - поэзия, и каждый звук его свирели - дыхание жизни; за то, что его стих, певучий и "перепевный", исполнен негой и лаской тающих, легких как мелодичный шелест тростника, внутренних созвучий и отзвуков; за то, наконец, что его безумная, блуждающая муза обрела волшебные слова восторга солнечного и буйного хмеля, сделавшие бодрыми наши первые шаги за порогом нового столетия и превратившая, как луч майского солнца, родную поэзию в весенний сад, в вертоград зеленый" (Вяч.Иванов. О лиризме Бальмонта. "Аполлон" #3-4).

"Найдется ли еще один такой солнцепоклонник, как Бальмонт, кто "посвятил бы солнцу все свои мечты"?..

Безумие ли это или гениальность - видеть отражение своего лица во всем, что приняло лучи солнца? Но он искренен - такую искренность не подделаешь! Он чувствует свое "я": в коромысле с нежными крыльями, в снежинке пушистой, в "линии света ласковой дальней луны", - во всем он чувствует свое "я" и как бы растворяется в природе, не умирая...

И с наивностью гения он предлагает бедным людям - "быть, как солнце!" И тут же как брат беспечный, но ласковый, подает совет неокрыленной душе:


Если грустно тебе,
Ты не думай, мой друг.
Весь очерчен в судьбе
Твой назначенный круг,
Разве думает лес!
Разве плачет о чем?
Он живет для чудес,
Озаренный лучем..."

(О.Миртов. Бальмонт. "Новая жизнь" #3-4).


Кузмин М.

Осенние озера. Вторая книга стихов. - М.

"...Ни шири, ни глубины нет в поэзии Кузмина; его лирика - отражение души, замкнутой в круг однообразных и несложных, но утонченных переживаний...

Исходная точка для понимания поэзии Кузмина кроется в следующем отрывке из его стихотворения:


Бледны все имена и стары все названья,
Любовь же каждый раз нова.
Могу ли передать твои очарованья,
Когда так немощны слова...

И не только новых слов, но и новых, неизведанных любовных ощущений ищет Кузмин, ибо "стареются слова, но сердце не стареет, оно по-прежнему горит". "Глашатай любви", горению сердца посвящает он большинство стихотворений в "Осенних озерах" и не как рыцарь любви, а как маньяк, всегда и везде влекомый повелительным призывом: "люби!" (В.Ховин. "Новая жизнь" #10).


Шульговский Н.Н.

Лучи и грезы. - СПб.

"Почти все стихотворения Шульговского слезливо-сентиментальны. Такими словами, как "грезы", "колясочка", "перекладинка", "слезинки", "сладенький", - пестрят страницы сборника "Лучи и грезы"... Отрава жалобности впиталась в стихи Шульговского и породила пошловатые, не дающие настроения строки, вроде:


Майские лучи шумящей пеленою
Безмолвный стан роскошно облекут...

Другой недостаток сборника - его поэтическая неуравновешенность...

А между тем, Шульговскому нельзя отказать в некоторой доле дарования. Отдельные строки... позволяют догадываться о нем" (Без подписи. "Современник" #5).


Гиппиус З.

Лунные муравьи. Шестая книга рассказов. - М.

"З.Гиппиус избрала себе форму писаний, соединяющую рассказ с публицистическим фельетоном... Нам кажется, что все ее рассказы суть фельетоны, ставящие вопросы, которые иногда интересуют автора, а иногда просто им придуманы на случай...

Думается, что никаких таких проституток, офицеров и сестер милосердия не было, и говорили они совсем не то, и поступали не вполне так, как хочет З.Гиппиус, так что подтверждением ее доводам они никак не служат и остаются только одни эти доводы г-жи Гиппиус, ни к чему нас не обязывающие, да фальшивые куклы, да раскидистые фельетоны" (М.Кузмин. "Аполлон" #3-4).


Ахматова А.

Вечер. Стихи. - СПб.

"Голос, запевший в стихах Анны Ахматовой, вещает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация - тонкая и чуть капризная. Эта грация, это не столько манерность, сколько видимость манерности, кажется нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлинный лирик всегда ранен, а Анна Ахматова - подлинный лирик...

Не трудно найти литературную генеалогию Анны Ахматовой. Конечно, должны вспомниться (из русских поэтов) И.Анненский, Кузмин, Сологуб и Блок.

Рядом с этой лирической обнаженностью - причудливые загадки (вроде прекрасного сближения обручального кольца с осиным жалом) и изысканные образы" (Вас.Гиппиус. "Новая жизнь" #3).

"Анна Ахматова умеет по большой дороге современной художественной культуры идти с такой самобытной независимостью личной жизни, как будто бы эта большая дорога была причудливой тропинкой ее заповедного сада...

В стихах Анны Ахматовой очень много "японского" искусства. Та же разорванность перспективы, то же совершенное пренебрежение к "пустому" пространству, отделяющему первый план от заднего плана; то же умение в сложном пейзаже найти те три дерева, которые наполнят растительностью целую местность, или тот единственный, едва намеченный конус, который даст ощущение чрезвычайной гористости...

Анна Ахматова живет в небольшом, но запутанном лабиринте своих ощущений, изысканность которых не однообразна, ибо она умеет и совсем просто соединить свою тоску со свечой на окне дома, куда она больше не вернется, или с едва скользящими во льду следами того, кто больше не придет" (В.Чудовский. По поводу стихов Анны Ахматовой. "Аполлон" #5).


Гумилев Н.

Чужое небо. Третья книга стихов. - СПб.

"О "Чужом небе" Гумилева, как о книге поэзии, можно было бы не говорить совсем, потому что ее автор, прежде всего, не поэт. В стихах у него отсутствует совершенно магический трепет поэзии, веяние живого духа, того, что принято называть вдохновением...

Сами по себе, стихотворения г. Гумилева не плохи: они хорошо сделаны и могут легко сойти за ... почти поэзию. Вот в этом-то роковом почти и скрывается непереходимая пропасть между живой поэзией и мертвыми стихами г. Гумилева...

Чего только не придумывает г. Гумилев, чтобы походить на поэта! Спазмами сочинительства он думает искупить роковое отсутствие вдохновения и таланта" (Б.Садовский. "Современник" #4).


Радимов П.

Полевые Псалмы. Стихи. - Казань.

"П.Радимов... появился в печати в первый раз. Радостно видеть, что в его книге есть все качества, необходимые для хорошего поэта, хотя они еще не связаны между собой, хотя в них много срывов и угловатостей...

Автор смело подходит к теме и, хорошо или плохо, но старается использовать ее до конца" (Н.Гумилев. "Аполлон" #5).


Воинов К.Н.

Миниатюры. - СПб.

"Беззубая и туманная сатира, дешевая мещанская мораль, бедность воображения, серый вообще и местами напыщенный язык (например, "миазмы предрассудков и аромат любви") - вот, что такое "Миниатюры" г. Воинова. Это сама пошлость и банальность" (Н.Л. "Новая жизнь" #5).


Клюев Н.

Братские песни. Книга вторая. - М.

"До сих пор ни критика, ни публика не знает как относиться к Н.Клюеву. Что он - экзотическая птица, странный гротеск, только крестьянин - по удивительной случайности пишущий безукоризненные стихи, или провозвестник новой силы народной культуры?" (Н.Гумилев. "Аполлон" #6).


Толстой А.Н.

Хромой барин. (1-й сб. ИТП. - СПб.).

"Повесть А.Толстого "Хромой барин" отмечена всеми недостатками и достоинствами этого автора. Я не знаю сейчас другого беллетриста, которому при столь богатых изобразительных способностях было бы так мало присуще подлинное творчество или хотя бы то, что на писательском языке называется "выдумкой". Одни и те же герои - вернее, один-два типа, - однородные положения часто анекдотического характера, в конце концов, мало убедительное, знание среды... нет, это не то подлинное знание, которое заинтересовывает нас" (А.Чеботаревская. "Новая жизнь" #4).


Балтрушайтис Ю.

Горная тропа. Вторая книга стихов. - М.

"Все творчество поэта выдержано по своей равномерной и часто раздражающей отвлеченности. Он смотрит на мир глазами сомнамбулы, и все вещи проходят мимо него, не задевая его и не волнуя. Гораздо больше он любит отвлеченные понятия и часто находит для них эпитеты верные и певучие. Его стих, простой и точный, прекрасно передает холодное волнение поэта" (Без подписи. "Гиперборей" #1-2).


Тэффи

И стало так... - СПб.

"Г-жа Тэффи... отличается от своих собратий по ремеслу и перу... весьма ценным даром: она не ищет поводов к смеху... Темой ее неистощимых по мягкому, всегда незлобивому, почти элегическому юмору, тонко-наблюдательных и по существу остроумных рассказов, служит всегда - не личность, но обычность, обыденность, повседневность серой, будничной жизни... Описывает ли она "фабрику красоты", предлагающую за внушительную цену прибор для "омолаживания век"... или магазинный ажиотаж "в сезон", когда продавщице ничего не стоит "водрузить над бледным измученным лицом пожилой женщины яркий зеленый колпак с угрожающими перьями... везде мы видим у г-жи Тэффи подлинный художественный юмор, чистый, незлобивый смех - но никогда злорадствующую насмешку" (А.Чеботаревская. "Новая жизнь" #5).


Лундберг Е.

Лирика Федора Сологуба. "Русская мысль" #4.

"Голос Сологуба звучит так издалека, что требуется некоторая остановка мысли, чтобы вспомнить, что поэт еще среди живых... Его внутренний опыт - единственный в своем роде опыт поэта: жестокая рука давно уже оборвала все нити, связывавшие его с землею, и оставила подобно дереву с подрубленными корнями...

Было время, он помнил и жалел о своем падении. Позже, в усилении теней, в усилении боли нашел он новое таинство. Но плоть устала, притупилось и жало боли... Сологуб отрекся и от боли. Покорность судьбе и странное успокоение показали ему, что мятежность должна погаснуть:


О, если б яростным желаньям
Была действительность дана,
Каким бы тягостным страданьям
Земля была обречена, -

Неожиданно сумел он забыть о себе и подумать о пользах земли, как бы оправдывая то, что судьба связала ему руки".


Другие произведения

Шмелев И. Рассказы. Том 2. - СПб.

Рассказы. Том 3. - М.

Городецкий С. Ива. Пятая книга стихов. - СПб.

Крученых А. Старинная любовь. - М.

Зенкевич М. Дикая порфира. - СПб.

Яблочков Г. Рассказы. - СПб.

Сологуб Ф. Слаще яда. "Новая жизнь" #4-11.

Крученых А. и Хлебников В. Игра в аду. Поэма. - М.

Горький М. Сказки. - М. (на титульном листе - 1913).

Рукавишников И. Проклятый род. - СПб.

Эренбург И. Одуванчики. Стихи. - Париж.

Новиков И. Рассказы (1905-1912). - М.

Пришвин М. Рассказы. Том 1. - СПб. (на титульном листе - 1911).

Очерки. Том 2. - СПб.

Бунин И. Рассказы и стихотворения (1907-1910). - М.

Суходол. Повести и рассказы. - М.

Мережковский Д. Александр Первый. Части 3, 4, 5. "Русская мысль" #1, 3-4, 10-12.

Чапыгин А. Нелюдимые. Рассказы. - СПб.

Нарбут Вл. Аллилуйя. Стихи. - СПб.

Северянин И. Качалка грезэтки, брошюра 33. - СПб.

Цветаева М. Волшебный фонарь. Вторая книга стихов. - М.

Толстой А.Н. Сочинения, том второй. Рассказы. - СПб.

Зенкевич М. Дикая природа. - СПб.

Розанов В. Уединенное (почти на праве рукописи). - СПб.

Иванов Вяч. Cor ardens. Часть вторая. Любовь и смерть. - М.

Брюсов В. Зеркало теней. Стихи 1909-1911гг. - М.

Алтарь победы. Повесть 4 века. "Русская мысль" #1-10.

Грааль-Арельский. Эгопоэзия в поэзии. - СПб.

Олимпов К. (Фофанов К.К.). Аэропланные поэзы. - СПб.

Грин А. Приключения Гинча. "Новая жизнь" #3-4.

Столица Л. Лада. - М.

Биск А. Рассыпанное ожерелье. Стихи. - СПб.

Гиппиус З. Солнечное Рождество. "Новая жизнь" #5.

Посмертные художественные произведения Л.Н.Толстого. Том 3. Под ред. В.Г.Черткова. - М.

1-й том шеститомного собр. "Писем А.П.Чехова". - М.

ХХХVIII и ХХХIХ сборники "Знания". - СПб. ("Сказка" и "Случай из жизни Макара" М.Горького, "Осень" и "Усталость" А.Блока, "Захар Воробьев" И.Бунина, "Губернатор" Сургучева и др.)

8-й сборник "Земля". - М. (М.Арцыбашев - "У последней черты", Е.Чириков - "Утро жизни", Ф.Сологуб - "Звериный быт", Саша Черный - "Первое знакомство").

9-й сборник "Земля". - М. (М.Арцыбашев - "Сильнее смерти", В.Винниченко - "На весах жизни").

10-й сборник "Земля". - М. (М.Арцыбашев - "Деревянный чурбан", Ф.Сологуб - "Дым и пепел", С.Юшкевич - "Вышла из круга").

Альманах издательства "Шиповник", кн. 17. - СПб. (О.Дымов - "Томление духа", Тэффи - стихи, А.Ремизов - "Докука и балагурье").

Альманах издательства "Шиповник", кн. 18. - СПб. (Ф.Сологуб - "Заложники жизни", А.Ремизов - "Пятая язва" и др.).

1-й сборник Издательского товарищества писателей (ИТП). - СПб. (И.Бунин - "Ночной разговор", С.Сергеев-Ценский - "Медвежонок", Ал.Толстой - "Хромой барин", И.Шмелев - "Пугливая тишина", В.Брюсов - "Призраки", В.Вересаев - "К Пану").

Орлы над пропастью. Предзимний альманах. - СПб. (стихи Ф.Сологуба, В.Брюсова, И.Северянина, А.Скалдина и др.)