Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20000607_vek.html

Век = текст. Выпуск 13: 1913
Егор Отрощенко

Дата публикации:  6 Июня 2000
СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ФРАЗА ГОДА | ХРОНИКА | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Кэнзели

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена -
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.


Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники! и найдется ли пара Вам?


Ножки плэдом закутайте дорогим ягуаровым,
И садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем муаровым -
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!...

И.Северянин (Громокипящий кубок. Поэзы. - М.)

Фраза года

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.

Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников. Пощечина общественному вкусу.

Хроника

21 февраля опубликован "Именной высочайший указ правительствующему Сенату (в знаменование 300-летия Романовых)", в котором объявлена амнистия лицам, привлекавшимся за "преступные деяния, учиненные посредством печати". Амнистии подлежат В.Короленко, М.Горький, К.Бальмонт, Н.Минский, В.Водовозов, В.Семевский, А.Пешехонов, А.Амфитеатров и др.

26 апреля на 36-м году жизни умерла Е.Г.Гуро.

20 августа вышел последний номер газеты "Русская молва", закрытой за антиправительственное направление.

13 октября в зале Общества любителей художеств состоялся вечер "футуристов-речетворцев", собравший неимоверное количество публики. Два "столпа футуризма" - Д.Бурлюк и В.Хлебников - не могли выступать по болезни. На эстраду поднялся Маяковский, облекшийся в кофту ярко-желтого цвета с черными полосами. Тезисы его доклада: "Ходячий вкус и рычаги речи", "Лики городов в зрачках речетворца", "Berceuse [Колыбельная] оркестром водосточных труб", "Египтяне и греки, гладящие черных сухих кошек", "Складки жира в креслах", "Пестрые лохмотья наших душ". Н.Бурлюк зачитал доклад Д.Бурлюка "Доители изнуренных жаб", то есть идей. А.Крученых прочел два доклада, назвав, между прочим, единственным положительным типом русской литературы Передонова. После докладов футуристы читали стихи. Все было рассчитано на скандал, но "добродушная московская публика... только весело хохотала" (Вечер футуристов. "Русское слово", 15 октября).

2 декабря в петербургском Луна-парке состоялось первое представление трагедии В.Маяковского "Владимир Маяковский"; автор режиссировал спектакль и исполнял главную роль. Художники - П.Филонов и И.Школьник.

Избранные цитаты

Елена Гуро

Из цикла "Небесные верблюжата"

Посвящается Ольге Громозовой

Газетное объявление: Верблюжьего пуха, особо теплые фуфайки, кальсоны, чулки, и наживотнички.

Это делается так: ловят в засаду молодых светлых духов, длинноватых и добрых, похожих на золотистых долговязых верблюжат, покрытых пухом святого сияния - сгоняют их в кучу, щелкая по воздуху бичом, и нежные добродушные созданья, слишком добрые, чтобы понять, как это делают боль, толпятся, теснятся, протягивая друг через друга шеи, жмутся о грубую загородку, теряя с себя в тесноте свой нежный пух.

Этот-то пух небесных верблюжат, особо теплый весенним живоносным теплом, и собирают потом с земли и ткут из него фуфайки.

- А как же бедных бедных верблюжат так и убьют? - спросили меня с беспокойством.

- Чего их убивать, их погоняют, погоняют, пока пух с них пообобьется, да и выпустят обратно в небо до следующего раза, а пух у них отрастает в одну минуту еще лучше прежнего.

Действующие лица и исполнители

ФУТУРИСТЫ | АКМЕИСТЫ | ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Футуристы


Садок судей | Пощечина общественному вкусу | Дохлая луна | Крученых А. Помада | Крученых А. и Хлебников В. Слово как таковое | Гнедов Василиск. Смерть искусству | Без цитат

Альманах "Садок судей", II (СПб.).

Б.Лившиц, В.Хлебников, Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых, Е.Гуро, Е.Низен, Милица. Рисунки Е.Гуро, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Д. и В. Бурлюков.

"Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

А) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания.

В) в почерке прилагая составляющую поэтического импульса.

С) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "само-письма".

6. Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы - выдвинута впервые и осознана.

7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления) согласные, - краска, звук, запах.

8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер - живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках - всякое движение: - рождает новый свободный ритм поэту.

9. Передняя рифма - (Давид Бурлюк) средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.

10. Богатство словаря поэта - его оправдание.

11. Мы считаем слово творцом мира, слово, умирая, рождает миф и наоборот.

12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности - воспеты нами.

13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

Мы новые люди новой жизни.

Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А.Крученых".


Пощечина общественному вкусу. В защиту свободного искусства. Стихи, проза, статьи. - М.

Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, А.Крученых, В.Кандинский, Б.Лившиц, В.Маяковский, В.Хлебников.

"Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (слово - новшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д.Бурлюк
Александр Крученых
В.Маяковский
Виктор Хлебников"


"Почему?

"Никто оттуда не выходил.

"Никто?

"Никто.

"Ни один?

"Нет.

"Да! А как я проходил мимо, один все-таки там стоял.

"Перед дверью?

"Перед дверью. Стоит и руки расставил.

"Да! Это потому, что он не хочет никого впустить.

"Никто туда не входил?

"Никто.

"Тот, который руки расставил, тот там был?

"Внутри?

"Да внутри.

"Не знаю. Он руки расставил только затем, чтобы никто туда не вошел.

"Его туда поставили, чтоб никто туда внутрь не вошел? Того, который расставил руки?

"Нет. Он пришел сам, стал и руки расставил.

"И никто, никто, никто оттуда не выходил?

"Никто, никто.

В.В.Кандинский".


Дохлая луна. Альманах. - М.

Б.Н.Лившиц, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский, Н. и Д. Бурлюки, В.В.Хлебников.

"...Если ошибка думать, что... принципы (футуристического искусства. - Е.О.) уже нашли полное осуществление в произведениях поэтов, их признающих, то гораздо большее уклонение от истины - утверждение, что новое течение сводится, в конечном счете, к словотворчеству в тесном смысле этого слова. Напрасно не в меру прозорливые и услужливые друзья, с усердием, достойным лучшей участи, помогающие нам конструироваться, толкают нас на этот путь. Применяя к узкому своему пониманию происходящее у них на виду, они, верим, вполне добросовестно упускают самое ценное, что есть в новом течении - его основу: изменение угла зрения на поэтическое произведение. Если "Пушкин, Достоевский, Толстой и пр. сбрасываются с парохода современности" не потому, что "мы во власти новых тем", а потому, что под новым углом зрения, в новом ракурсе их произведения утратили значительную долю своего, отныне незаконного, обаяния, то, равным образом, не в согласованности или несогласованности с духом русского языка наших неологизмов, или с академическим синтаксисом - нашего предложения, не в способах нахождения новой рифмы, не в сочетании слов, казавшихся несоединимыми, следует искать, как это делает, напр., В.Брюсов, сущность и мерило ценности нового течения. Все это - на периферии последнего, все это лишь средства нашего переходящего сегодня, от которых мы, может быть, завтра без ущерба для нашей поэзии откажемся. Но что непроходимой пропастью отделяет нас от наших предшественников и современников - это исключительный акцент, какой мы ставим на впервые свободном - нами освобожденном - творческом слове" (Б.Лившиц).


Крученых А.

Помада. Стихотворения. Рис. М.Ларионова. - М.



Небо душно и пахнет
сизью и выменем
О полюбите пощадите
вы меня

собою и вами
Я и так уж распят
степью и ивами

А.Крученых совместно с Е.Луневым.


Крученых А. и Хлебников В.

Слово как таковое. - М.

"...У писателей до нас инструментовка была совсем иная, напр. -


По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел...

Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на


па-па-па
пи-пи-пи
ти-ти-ти
и т.п.

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок.

Мы дали образец иного звуко- и словосочетания:


дыр бул щыл
убещур
скум
вы со бу
р л эз

(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).

Не безголосая томная сливочная тянучка поэзии (пасьянс... пастила...), а грозная баячь...

Любят трудиться бездарности и ученики

(трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев), это же относится и к читателю.

Речетворцы должны бы писать на своих книгах:


прочитав - разорви!"


Гнедов Василиск

Смерть искусству. - СПб.

Василиск (Василий Иванович) Гнедов выпустил брошюру "Смерть искусству", где последняя "Поэма конца" представляла собой чистую страницу, а в устном исполнении он читал ее "ритмо-движением. Рука чертила линии: направо слева и наоборот (второю уничтожалась первая, как плюс и минус результатят минус)". "Василиск Гнедов Ничем говорит целое Что... Современным творчеством предоставлена полная свобода к личному постигу" ("Предисловие" И.Игнатьева к "Смерти искусству").


СМЕРТЬ ИСКУССТВУ


пятнадцать (15) поэм

Поэма 1. СТОНГА

Полынчается - Пепелье Душу.

Поэма 2. КОЗЛО

Бубчиги Козлевая - Сиреня. Скрымь Солнца.

Поэма 3. СВИРЕЛЬГА

Разломчено √ Просторечевье... Мхи-Звукопас.

Поэма 4. КОБЕЛЬ ГОРЬ

Затумло-Свирельжит. Распростите.

Поэма 5. БЕЗВЕСТЯ

Пойму - поиму - возьмите Душу.

Поэма 6. РОБКОТ

Сом - а - ви - ка. Сомка! - а - виль - до.

Поэма 7. СМОЛЬГА

Кудрени - Вышлая Мораль.

Поэма 8. ГРОХЛИТ

Сереброй Нить - Коромысля. Брови.

Поэма 9. БУБАЯ ГОРЯ

Буба. Буба. Буба.

Поэма 10. ВОТ

Убезкраю.

Поэма 11. ПОЮЙ

У -

Поэма 12. ВЕЧРАЕТ

Моему Братцу 8 лет. - Петруша.

Поэма 13.

Издеват

Поэма 14.

Ю.

Поэма Конца (15).

...


Без цитат

Крученых А. Полуживой. - М.

Декларация слова, как такового. - СПб.

Взорваль. - СПб.

Взропщем. Рис. О.Розановой и К.Малевича. - СПб.

Крученых А. и Хлебников В. Бух лесинный. - СПб.

Требник троих. Сборник стихов и рисунков. - М. (В.Хлебников, В.Маяковский, В., Д., Ник. и Над. Бурлюки, Татлин).

Хлебников В. и Крученых А. Трое. - СПб.

Маяковский В. Я! Рис. В.Чекрыгина и Л.Ж[егина]. - М.

Шершеневич В. Carmina. Лирика (1911-1912). Кн. 1. - М.

Евреинов Н. Театр как таковой. Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни. С рис. Н.И.Кульбина. - СПб.

Северянин И. Громокипящий кубок. Поэзы. Предисловие Ф.Сологуба. - М.

Альманахи московской группировки футуристов "Мезонин поэзии", редактор и издатель Е.Л.Львова-Шершеневич:

Верниссаж. - М. (В.Брюсов, Хрисанф [Л.С.Зак], Р.Ивнев, В.Шершеневич, П.Широков, Б.Лавренев, К.Чайкин, А.Сидоров, Н.Бенедиктова, М.Россиянский [Л.С.Зак и В.Шершеневич], Аббат Фанферлюш [В.Шершеневич]).

Пир во время чумы. - М. (Хрисанф [Л.С.Зак], И.Северянин, В.Шершеневич, Н.Львова, С.Третьяков, Р.Ивнев, П.Широков, П.Погодин, Грааль Арельский [С.С.Петров], Аббат Фанферлюш [В.Шершеневич], М.Россиянский [Л.С.Зак и В.Шершеневич]).

Крематорий здравомыслия. - М. (И.Северянин, Хрисанф [Л.С.Зак], В.Шершеневич, С.Третьяков, Р.Ивнев, Нелли, К.Большаков, П.Широков, Б.Лавренев, П.Погодин, М.Сандомирский, К.Чайкин, М.Моравская, С.Бекетова, М.Россиянский [Л.С.Зак и В.Шершеневич], Аббат Фанферлюш [В.Шершеневич]).

Лирика. Первый альманах. - М. (Ю.Анисимов, Н.Асеев, С.Бобров, Б.Пастернак, С.Раевский, С.Рубанович, А.Сидоров, В.Станевич).

Акмеисты


Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм | Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии

Гумилев Н.

Наследие символизма и акмеизм. "Аполлон" #1.

"Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает. И то, что символические произведения уже почти не появляются, а если и появляются, то крайне слабые даже с точки зрения символизма, и то, что все чаще и чаще раздаются голоса в пользу пересмотра еще так недавно бесспорных ценностей и репутаций, и то, что появились футуристы, эго-футуристы и прочие гиены, всегда следующие за львом. На смену символистам идет новое направление, как бы оно ни назвалось, акмеизм ли (от слова "акме" - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом.

Мы, русские, не можем не считаться с французским символизмом, хотя бы уже потому, что новое течение, о котором я говорил выше, отдает решительное предпочтение романскому духу перед германским. Подобно тому, как французы искали новый более свободный стих, акмеисты стремятся разбивать оковы метра пропуском слогов, более чем когда-либо вольной перестановкой ударений, и уже есть стихотворения, написанные по вновь продуманной силлабической системе стихосложения. Головокружительность символических метафор приучила их к смелым поворотам мысли; зыбкость слов, к которым они прислушивались, побудила искать в живой народной речи новых - с более устойчивым содержанием, и светлая ирония, не подрывающая корней нашей веры, ирония, которая не могла не проявляться хоть изредка у романских писателей, стала теперь на место той безнадежной, немецкой серьезности, которую так возлелеяли наши символисты.

Всякое направление испытывает влюбленность к тем или иным творцам и эпохам. Дорогие могилы связывают людей больше всего. В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Вийона и Теофиля Готье. Подбор этих имен не произволен. Каждое из них краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной его стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле - тело и его радости, мудрую физиологичность. Вийон поведал нам о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей все, и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие; Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей, так смело назвавших себя акмеистами".


Городецкий С.

Некоторые течения в современной русской поэзии. "Аполлон" #1.

"Символическое движение в России можно к настоящему времени счесть, в главном его русле, завершенным. Выросшее из декадентства, оно достигло усилиями целой плеяды талантов того, что по ходу развития должно было оказаться апофеозом и что оказалось катастрофой... Причины этой катастрофы коренились глубоко в самом движении. Помимо причин случайных, как разрозненность сил, отсутствие вождя единого и т.д., здесь более всего действовали пороки самого движения.

Метод приближения имеет большое значение в математике, но к искусству он не приложим. Искусство есть состояние равновесия прежде всего. Искусство есть прочность. Символизм принципиально пренебрег этими законами искусства. Символизм старался использовать текучесть слова... Символисты сознательно поставили себе целью пользоваться, главным образом, этой текучестью, усиливать ее всеми мерами, и тем самым нарушили царственную прерогативу искусства - быть спокойным во всех положениях и при всяких методах.

За этой бедой шла еще горшая. Что могло поставить преграды вторжению символа в любую область мысли, если бесконечная значимость составляла его неотъемлемый признак? С полной последовательностью Георгий Чулков захотел отдать во власть символа всю область политико-общественных исканий своего времени. С еще большей последовательностью ввел в символизм мистику, религию, теософию и спиритизм Вяч.Иванов. Оба эти примера тем характерны, что еретиками оказывались сами символисты; ересь заводилась в центре.

Новый век влил новую кровь в поэзию русскую... Между многочисленными книгами этой новой поэзии было несколько интересных; среди немалого количества кружков выделился Цех Поэтов...

Резко очерченные индивидуальности представляются Цеху большой ценностью, - в этом смысле традиция не прервана. Тем глубже кажется единство некоторых основных линий мироощущения. Эти линии приблизительно названы двумя словами: акмеизм и адамизм.

Борьба между акмеизмом и символизмом, если это борьба, а не занятие покинутой крепости, есть, прежде всего, борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю. Символизм, в конце концов, заполнив мир "соответствиями", обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще.

Труднее всего было проложить новый путь к лирике; к эпосу дорога не так была засорена, но к лирике безупречных слов надо было пробиваться. Не оттого ли и называлась юношеская книга Н.Гумилева "Путь конквистадоров"?

Стало ясно, что символизм не есть состояние равновесия, а потому возможен только для отдельных частей произведения искусства; а не для его созданий в целом. Новые поэты не парнасцы, потому что им не дорога сама отвлеченная вечность. Они и не импрессионисты, потому что каждое рядовое мгновение не является для них художественной самоцелью. Они не символисты, потому что не ищут в каждом мгновении просвета в вечность. Они акмеисты, потому что они берут в искусство те мгновения, которые могут быть вечными".

Другие произведения

Горький М. Детство. "Русское слово", 25 августа, 8, 14, 22, 29 сентября, 10, 17, 24 октября, 10, 17, 24 ноября, 1, 8, 15, 22, 29 декабря.

Иванов Вяч. Нежная тайна. Лепта. - СПб. (Год указан 1912).

Скалдин А.Д. Стихотворения (1911-1912). - СПб. (Год указан 1912).

Подъячев С. Рассказы. Книга пятая. - СПб.

Григорьев Р. На ущербе. - СПб.

Гребенщиков Г. В просторах Сибири. Рассказы. - СПб.

Мейерхольд Вс. О театре. - СПб.

Бедный Демьян. Басни. - СПб.

Шагинян М. Orientalia. Февраль-октябрь 1912 г. (Стихотворения). - М.

Сургучев И. Рассказы, т. 2. - СПб.

Мережковский Д.С. Александр Первый, тт. 1 и 2. - СПб.

Пришвин М. Заворошка. Отклики жизни. - М.

Сергеев-Ценский С. Собрание сочинений, т. 6. Рассказы. - СПб.

Анисимов Ю. Обитель. Сборник стихов. - М.

Цветаева М. Из двух книг. - М.

Клюев Н. Лесные были. Книга третья. - М.

Брюсов В. Ночи и дни. Вторая книга рассказов и драматических сцен (1908-1912). - М.

Полное собрание сочинений и переводов, т. 1. Юношеские стихотворения (1892-1899). - СПб.

За моим окном (На похоронах Толстого. Последняя работа Врубеля. На "Святом Лазаре". Петр Иванович Бартенев). - М.

Мандельштам О. Камень. Стихи. - СПб.

Розанов В. Опавшие листья. - СПб.

Замятин Е. Уездное. "Заветы" #5.

Ремизов А. Подорожие. - СПб.

Вольнов И. Повесть о днях моей жизни. Крестьянская хроника. - СПб.

Эренбург И. Будни. Стихи. - Париж.

Эрберг К. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике. - М.

Чапыгин А.П. Повести и рассказы, т. 2. - СПб. (Год указан 1914).

Анненский И. Фамира Кифаред. Вакхическая драма. - М.

Клычков С. Потаенный сад (Стихи). - М.

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей, вып. 3. Изд-е 2-е. - М.

Шмелев И. Рассказы, т. 4. - М.

Серафимович А. Рассказы, т. 5. - М.

Бунин И. Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913 года. - М.

Толстой А.Н. Рассказы, т. 3. - М.

Стихи Нелли. С посвящением Валерия Брюсова. - М. (Литературная мистификация В.Брюсова).

40-й (последний) сборник "Знания". - СПб. (С.Найденов - "Роман тети Ани", С.Астров - стихи, А.Золотарев - "Во едину из суббот").

Альманах издательства "Шиповник". Кн. 19. - СПб. (Л.Андреев - "Екатерина Ивановна", А.Шницлер - "Фрау Беата и ее сын").

Альманах издательства "Шиповник". Кн. 20. - СПб. (Б.Зайцев - "Дальний край" (1-я часть романа), П.Милль - "Любовные приключения Аманды Манжен", Х.Бялик - "Ной и Маринка").

Альманах издательства "Шиповник". Кн. 21. - СПб. (Б.Зайцев - "Дальний край" (окончание), Ю.Верховский - "Золотой цветок (лирический цикл)", Л.Рейснер - пьеса "Атлантида").

Альманах издательства "Шиповник". Кн. 22. - СПб. (Л.Андреев - пьеса "Каинова печать (Не убий)", К.Чуковский - статьи "Эго-футуристы и кубо-футуристы" и "Образцы футуристических произведений", Ф.Сологуб - пьеса "Любовь над безднами", Л.Андреев - "Письма о театре").

Слово. Сборник первый. - М. (В.Вересаев - "Аполлон, бог живой жизни", И.Шмелев - "Росстани", А.Н.Толстой - "Овражки", Б.Зайцев - "Студент Бенедиктов", Н.Телешов - "Ночлег", И.Бунин - "При дороге").

Сирин. Сборник первый. - СПб. (Ф.Сологуб - "Очарования весны (триолеты)", А.Белый - "Петербург" (гл. 1 и 2), А.Блок - "Роза и Крест", А.Ремизов - "Цепь золотая").

Сирин. Сборник второй. - СПб. (В.Брюсов - из книги "Сны человеческие", А.Белый - "Петербург" (гл. 3-5), Вл.Пяст - "Поэма в нонах").

Земля, сб. 11. - М. (Л.Андреев - "Профессор Сторицын", М.Арцыбашев - "О ревности", Ф.Сологуб - "Дым и пепел").

Земля, сб. 12. - М. (М.Арцыбашев - "Мститель", Н.Крашенинников - "Девственность").

Земля, сб. 13. - М. (М.Арцыбашев - "Ревность", С.Юшкевич - "Леон Дрей").