Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век = текст. Выпуск 15: 1915
Дата публикации:  20 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ХРОНИКА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Неживые легли в песках -
И ни топота больше, ни молви.
Ветер только слово промолвил -
Неживыми легли в песках.

Неживые, лежат и ждут -
Воскресения, что ли, какого?
Ветер только вымолвил слово -
Неживые, лежат и ждут.

И упал в стороне один, -
И в убитом - какая тревога!
Он хотел убежать от Бога -
И упал, в стороне, один.

А другие простерлись ниц -
И главы закрывали руками...
Черный коршун взмыл над песками -
Но слепыми простерты ниц.

Ветер даже и пыль с костей
Закружил и унес и рассеял,
Ветер даже и пыль развеял,
Даже мертвую пыль с костей.

Тленье смерти на вечные дни -
И ни топота больше ни крика!
- Ничего, кроме Божьего Лика -
..............................
А в аду зажжены огни.

Вл.Шилейко. 2-е стихотворение из цикла "Арабески". "Аполлон" #10.

Хроника

В начале марта распоряжением петроградского градоначальника закрыты два "интимных театра" - знаменитая "Бродячая собака" и только что открытый на Невском "Уголок". Причиной закрытия послужили выступления футуристов.

18 декабря вышел первый номер журнала "Летопись". Заявлено участие М.Горького.

Действующие лица и исполнители

"Взял. Барабан футуристов" | Сологуб Ф. Война | Городецкий С. Четырнадцатый год | Бунин И. Чаша жизни | "Стрелец", сб. 1 | Кузмин М. Плавающие-путешествующие | Блок А. Стихи о России | Другие произведения

Альманах "Взял. Барабан футуристов". - Пг.

(В.Маяковский, В.Хлебников, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев.)


КАПЛЯ ДЕГТЯ (Речь, которая будет произнесена при первом удобном случае)

Милостивые государи и милостивые государыни!

Этот год - год смертей: чуть не каждый день громкою скорбью рыдают газеты по ком-нибудь маститом, до срока ушедшем в лучший мир. Каждый день тягучим плачем голосит петит над множеством имен, вырезанных Марсом. Какие благородные и монашески строгие выходят сегодня газеты. В черных траурных платьях похоронных объявлений, с глазами, блестящими кристальной слезой некролога. Вот почему было как-то особенно неприятно видеть, что эта самая облагороженная горем пресса подняла такое непристойное веселье по поводу одной очень близкой мне смерти.

Когда запряженные цугом критики повезли по грязной дороге, дороге печатного слова, гроб футуризма, недели трубили газеты: "хо, хо, хо! так его! вези, вези! наконец-то!" (страшное волнение аудитории: "как умер? футуризм умер? да что вы?").

Да, умер.

Господа! да неужели вам не жалко этого взбалмошного, в рыжих вихрах детины, немного неумного, немного некультурного, но всегда, о! всегда смелого и горящего. Впрочем, как вам понять молодость?

А знаете, я и сам не очень-то жалею покойника, правда из других соображений.

Изламыванье слов, словоновшество! Сколько их новых во главе с Петроградом, а кондуктрисса! умрите, Северянин! Футуристам ли кричать о забвении старой литературы. Кто за казачьим гиком расслышит трель мандолиниста Брюсова. Сегодня все футуристы. Народ футурист.

Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию.

Не видя футуризма перед собой и не умея заглянуть в себя, вы закричали о смерти. Да! футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением.

Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Первую часть нашей программы разрушения мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если сегодня в наших руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего, и голос футуризма, вчера еще мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в медь проповеди.

В.Маяковский

Сологуб Ф.

Война. Стихи. - Пг.

"На наш взгляд Ф.Сологубу не следовало издавать свои военные стихи отдельною книжкой. По-видимому, чтобы получилась даже эта тоненькая тетрадка - поэту пришлось собрать все свои "отклики на события", и балласт слабых стихотворений слишком дает себя чувствовать" (Г.Иванов. О новых стихах. "Аполлон" #3).

Городецкий С.

Четырнадцатый год. - Пг.

"Четырнадцатый год" С.Городецкого произвел на нас впечатление фантома. Ясный шрифт, толстая бумага, красивая обложка с именем видного поэта на ней... Но стихи... - стихов нет. Есть редкие порядочные строфы в ворохе неряшливо срифмованных "патриотических" упражнений.

Кажется, Городецкий растерял все дары ему отпущенные: так, вместо подлинного чувства русского языка, мы находим здесь грубую стилизацию в псевдорусском стиле...

Вместо звонкого и певучего стиха - какое-то косноязычие.

Настоящее знание образов народной поэзии и любовь к ним сменились слащавым народничаньем. Зато прирожденные Городецкому недостатки распустились махровым цветом: неряшливость в выборе слов, ходульность тем и неумный пафос доведены до крайности" (Г.Иванов. О новых стихах. "Аполлон" #3).

Бунин И.

Чаша жизни. Рассказы 1913-1914 гг. - М.

"Эта книга рассказов И.Бунина, так сказать, годовой отчет о художественной деятельности писателя. Читатели с удовольствием утвердят этот отчет популярного автора, не даром занимающего академическое кресло, имеющее, как известно, свойство погружать таланты в нирвану.

Свежие это рассказы хорошего, уверенного и изящного бунинского пера. Оно сделалось теперь точно спокойнее, объективнее, я сказал бы - мудрее. Точно больше печали накопилось в его творческом сердце и претворенная в ней юношеская радость жизни углубилась, надела на себя скромные одежды и сделалась тихой" (Ал.О. (Н.П.Ашешов). "Современный мир" #2).

"Стрелец". Сб. 1. Под ред. А.Беленсона. - Пг.

(Д.Бурлюк, Н.Кульбин, В.Маяковский, В.Каменский, А.Крученых, А.Блок, Ф.Сологуб, А.Ремизов.)

"Футуристы серьезно принялись за пропаганду своих идей. Полоса чудачеств внешних, как глупая шелуха, со многих из них спадает. Если остались еще желтые китайские кофты, которыми кокетничают, преимущественно неудачники, то нет уж больше расписных ликов, глупость которых скрывалась при помощи красок. Звон "пощечин общественному вкусу" сменяется более литературными формами и приемами полемики. Если происходят иногда скандалы из-за "словесности" футуристов, то и эти скандалы не носят характера дебоша, устраиваемого ради дебоша. И, точно знаменуя этот перелом от скандализма к солидности, футуристы выпустили, как и все прочие смертные литераторы, от которых им так хотелось бы обособиться, настоящий, толстый сборник под наименованием "Стрелец"... В сборнике... впервые произошел альянс между ними, футуристами и символистами.

Действительно, в некотором роде это большое событие и даже литературный скандал: среди Бурлюков и Маяковских появились имена А.Блока, Федора Сологуба, А.Ремизова!..

Литературный поединок окончился. Старое течение признало себя побежденным.

"Стрелец" показывает совершенно безнадежные перспективы для футуризма, по крайней мере, в сфере изящной литературы. Поэзия футуризма, это - бессистемный набор слов, истинное пустозвонство, неизменно соединяющееся с эстетическим пустосвятством, ибо не может быть никакой веры в слово, как форму проявления творчества, у того, кто не чтит это слово и делает из него психически-больную мешанину.

Серьезного в футуризме нет ничего, хотя есть футуристы и серьезные, вроде г. Кульбина, у которого искания соединяются с сознанием, с тонкой интеллектуальностью. Но беда футуризма в том, что за ним всегда и неизменно тянутся грязные хвосты, наглая бездарь, цепляющаяся за новые слова, чтобы прикрыть свое старое убожество. И, к сожалению, эта накипь бросает все определяющие краски и на все движение" (Ал.Ожигов (Н.П.Ашешов). О книге словесного пустозвонства. "Современный мир" #3).

Кузмин М.

Плавающие-путешествующие. - Пг.

"Роман г. Кузмина написан с присущей автору талантливой простотой. Но что это за дебри пола, в какие попадают современные авторы? Что это за люди, которых они пишут?.. Г. Кузмин сосредоточивает свое внимание исключительно на вопросах любви. Все его персонажи словечка ни о чем не скажут, кроме любви. Никаких иных деяний в человеческом общежитии г. Кузмин не видит. Точно русская интеллигенция живет звериным образом до сих пор и занимается исключительно умыканием жен" (Ал.Ожигов (Н.П.Ашешов). В узком русле. "Современный мир" #4).

Блок А.

Стихи о России. - Пг.

"Мы и не подозревали, читая в каталогах об этой маленькой книжке "военных" стихов, что на серой бумаге, в грошовом издании, нас ожидает книга из числа тех, которые сами собой заучиваются наизусть, чьими страницами можно дышать, как воздухом.

Впрочем, в наше, хотя и чрезвычайно "эстетическое", но порядком безвкусное время, появление "Стихов о России" никакого "события" не сделало. Книга вышла, критика дала о ней десяток рецензий, сочувственных, но в меру - и все (...да, конечно, Блок прекрасный поэт, но военные стихи, знаете, такая область... - вот содержание большинства рецензий!). Нельзя даже обвинять людей, по бескорыстной любви к изящной словесности не поступивших в почтово-телеграфное ведомство, нельзя их, добродушных и тупых (присяжных и идейных) критиков, судить за нечуткость или непонимание! Слишком много "хладных трупов" удачно конкурирует в наши дни с истинными поэтами. Мы все привыкли быть ценителями великолепных фальсификаций, восхищаться отлично сработанными манекенами, так что с людей, "профессионально" тугих на ухо и близоруких, и спрашивать не приходится. И не все ли равно в конечном счете! Пусть их, осуждают за тенденцию или похлопывают Блока по плечу - "ничего, мол". Пусть их! Для тех, кто не разучился еще отличать поэзию от Игоря Северянина, "Стихи о России" - редкий и чудесный подарок" (Г.Иванов. "Аполлон" #8-9).

"Стихи о России... Читателю, которому набили оскомину все милитаризованные поэты своим дешевым и расхожим патриотизмом, это название небольшой книжки стихов талантливого поэта может показаться странным. Но стихи о России продиктованы большой и сильной любовью к родине. Навеяны они войной, но совершенно лишены шовинизма. Написаны они в угарное время увлечений, но носят на себе печать объективизма, красивого спокойствия и эстетизма правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере равновесия и умного такта.

Эти стихи ценны и тем, что оттеняют убожество и нищету того поэтического пресмыкательства, которое теперь лавиной свалилось на русскую литературу.

И как жалки, ничтожны и убоги кажутся в сравнении с ними казарменные произведения музы Ф.Сологуба и прочих поэтов земли русской, позоривших ее своим непристойным пустозвонством примитивного патриотизма. И среди них г. Блок - нечаянная радость" (А.Ожигов (Н.П.Ашешов). "Современный мир" #9).

Другие произведения

Кузмин М. Военные рассказы. - Пг.

Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник 1910-1914 гг. - М.

Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев. - Пг.

Садовской Б. Озим. Статьи о русской поэзии (К.Бальмонт. А.Блок. В.Брюсов. И.Северянин. Футуристы). - Пг.

Полдень. Собрание стихов. 1905-1914. - Пг.

Евреинов Н.Н. Театр для себя, часть 1. Рис. Н.И.Кульбина. - Пг.

Северянин И. Ананасы в шампанском. Поэзы. - М.

Victoria regia. Четвертая книга поэз. - М.

Серафимович А. Сухое море. Рассказы, т. 8. - М.

Со зверями. Рассказы, т. 5. - М.

Андреев Л. В сей грозный час. Статьи. - Пг.

Тот, кто получает пощечины. - Пг.

Вересаев В. Живая жизнь, ч. 2. Аполлон и Дионис (О Ницше). - М.

Ремизов А. Весеннее порошье. - Пг.

За святую Русь. Дума о родной земле. - Пг.

Укрепа. Слово к русской земле о земле родной, тайностях земных и судьбе. - Пг. (Год указан 1916).

Горький М. О писателях-самоучках. - Пг.

По Руси (очерки), т. 19. - Пг.

Хозяин. Три дня, т. 18. - Пг.

Пожар и другие рассказы, т. 16. - Пг.

Сказки, т. 17. - Пг.

Толстой А.Н. На войне, т. 4. - М.

Обыкновенный человек. - М.

День битвы (Комедия). - М.

Приключения Растегина, т. 7. - М.

Тренев К. Владыка. Рассказы. - М.

Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй (и последний). - Пг.

Асеев Н. и Петников Г. Леторей. Книга стихов. - М.

Шмелев И. За семью печатями (В деревне). - Пг.

Карусель. Рассказы, т. 6. - М.

Знамения. В деревне. - Пг.

Распад, т. 1. - М.

Замятин Е. Уездное. Повесть. - М.

Никандров Н. Береговой ветер. Рассказы. - М.

Сургучев И. "Осенние скрипки" и рассказы, т. 3. - М.

Новиков И. Между двух зорь (Дом Орембовских). - М.

Маяковский В. Облако в штанах. Тетраптих. - Пг.

Альманах "Весеннее контрагентство муз". Под ред. Д.Бурлюка и С.Вермеля. Рисунки В. и Д. Бурлюков, А.Лентулова. - М. (В.Маяковский, Н.Асеев, К.Большаков, В.Каменский, Д. и Н. Бурлюки, Б.Пастернак, В.Хлебников).

Клич. Сборник на помощь жертвам войны. Под ред. И.Бунина, В.Вересаева, Н.Телешова. - М. (И.Бунин - "Грамматика любви", А.Серафимович - "Золотой якорь", И.Шмелев - "В Лужском уезде (Вступление к роману "Наследники")", Б.Зайцев - "Жизнь и смерть", К.Тренев - "Письма", М.Пришвин - "На братской линии", К.Бальмонт - стихи, В.Брюсов - стихи, Ф.Сологуб - стихи и др.).

Земля. Сб. 16. - М. (А.Куприн - "Яма" (2-я часть), Н.Крашенинников - "Амели").

Земля. Сб. 17. - М. (М.Арцыбашев - "Женщина, стоящая посередине", Е.Чириков - "Волжские сказки", И.Рукавишников - "Убийство").

Серебряные трубы. Стихи. - Одесса (Э.Багрицкий, И.Бобович, Я.Галицкий, И.Дальчонин, П.Сторицын, А.Фиолетов, Г.Цигорелли).

Авто в облаках. Стихи. - Одесса (Э.Багрицкий, И.Бобович, Н.Воскресенская, П.Сторицын, С.Третьяков, А.Фиолетов, Г.Цигарелли, В.Шершеневич).

Слово. Сб. 4. - М. (И.Бунин - "Весенний вечер", Б.Зайцев - "Мать и Катя", А.Н.Толстой - "Четыре века", Г.Яблочков - "В плену", К.Тренев - "Мокрая балка", И.Сургучев - "Песни о любви", В.Вересаев - "Мария Петровна").

"Слово".Сб. 5. - М. (И.Бунин - "Господин из Сан-Франциско", Б.Зайцев - "Маша", И.Сургучев - "Мельница" (1-я часть), Н.Тимковский - "Неугасимая", К.Тренев - "По тихой воде", И.Шмелев - "На большой дороге").

В эти дни. Литературно-художественный альманах. - М. (М.Арцыбашев, А.Толстой, В.Брюсов, С.Городецкий, Н.Минский, И.Северянин и др.).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 14: 1914 /14.06/
Когда говорят пушки, музы рычат; свора Адамов с пробором; трупное манит; "Близнец в тучах" Пастернака, "Четки" Ахматовой и "Счастливый домик" Ходасевича; уже не Петербург, еще не Петроград; танго с коровами.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 13: 1913 /06.06/
Пух небесных верблюжат, электричество сухих кошек и молоко изнуренных жаб; Горький амнистирован; резиновый макинтош и желтая кофта; дыр бул щил пришел, стал и руки расставил; роза розе рознь; "Камень" Мандельштама и "Уездное" Замятина.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 12: 1912 /31.05/
Манифест эгофутуризма; "Суходол" и "Уединенное"; сценический дебют Маяковского; Бальмонт в коромысле и Ахматова на большой дороге; Донна Анна в смертный час твой встанет; осенние озера и лунные муравьи.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 11: 1911 /25.05/
Обнимает сердце покорность. Тихо... Мысли замирают. В саду маслина Простирает руки к слепому небу Жестом рабыни.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 10: 1910 /18.05/
Уход и смерть Л.Н.Толстого; "Символизм" А.Белого и "Деревня" И.Бунина; прискорбное недоразумение с Максимом Горьким; свой Брюсов и чужой Александр Грин; оглянулось, погрозило, опустилось, потускнело, разошлось; "Кипарисовый ларец" и "Садок судей".
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru