Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20000628.html |
Век = текст. Выпуск 16: 1916 Егор Отрощенко Дата публикации: 28 Июня 2000 Стихотворение года В старинном многоярусном театре, С прокопченной высокой галереи, При свете оплывающих свечей. И, равнодушен к суете актеров, Сбирающих рукоплесканий жатву, Я не услышу, обращенный к рампе, Двойною рифмой оперенный стих: - Как эти покрывала мне постылы... Театр Расина! Мощная завеса Нас отделяет от другого мира; Глубокими морщинами волнуя, Меж ним и нами занавес лежит: Спадают с плеч классические шали, Расплавленный страданьем крепнет голос, И достигает скорбного закала Негодованьем раскаленный слог... Я опоздал на празднество Расина! Вновь шелестят истлевшие афиши, И слабо пахнет апельсинной коркой, И, словно из столетней летаргии Очнувшийся сосед мне говорит: - Измученный безумством Мельпомены, Я в этой жизни жажду только мира; Уйдем, покуда зрители-шакалы На растерзанье Музы не пришли! Когда бы грек увидел наши игры... О.Мандельштам. Камень. - Пг. Хроника 15 декабря вышел первый номер газеты "Русская воля". В ночь на 17 декабря был убит Гр.Распутин. Книга года Белый А. Петербург. Роман в восьми частях с прологом и эпилогом. - Пг. "Мокрый, скользкий проспект пересекся мокрым проспектом под прямым, девяностоградусным углом; в точке пересечения стал городовой... И такие же точно возвышались дома, и такие же серые проходили там токи людские, и такой же стоял там зелено-желтый туман. Но параллельно с бегущим проспектом был бегущий проспект с тем же рядом коробок, с тою же нумерацией, с теми же облаками. Есть бесконечность бегущих проспектов с бесконечностью бегущих пересекающих призраков. Весь Петербург - бесконечность проспекта, возведенного в энную степень. За Петербургом - ничего нет". Действующие лица и исполнители Гумилев Н. Колчан. Стихи. - Пг. "Стиль Гумилева как-то расшатался, оттого так чрезмерны его слова. Они гудят, как колокола, заглушая внутренний голос его души. Оттого он иногда бессилен в эпитетах: право, слишком мало назвать Русь "таинственной" и слишком вычурно - "волшебницей суровой". Русь пока не дается Гумилеву, "чужое небо" было ему свойственней. Он говорит о ней знакомыми словами не то Блока, не то Белого: Где видно ангелов сквозь дым... В творчестве Гумилева совершился, по-видимому, перелом - ему открылись новые пути. Недаром грустью овеяны его итальянские стихи, недаром срываются горестные афоризмы: "Все проходит, как тень, но время остается, как прежде, мстящим", "правдива смерть, а жизнь бормочет ложь"... И, наконец, недаром совсем трагическим, совсем необычным становится стиль Гумилева в стихотворении, которое кажется мне наиболее цельным, наиболее напевным из всего сборника: Половину жизни земной, И, Господь, вот Ты мне явился Невозможной такой мечтой. Вижу свет на горе Фаворе И безумно тоскую я, Что взлюбил и сушу и море, Весь дремучий сон бытия" (Б.Эйхенбаум. "Русская мысль" #2). Мандельштам О. Камень. Стихи. - Пг. "О.Мандельштама уже около десяти лет знают и ценят в литературных кругах. Но только что вышедший "Камень" является единственной его книгой, потому что маленькая брошюра под тем же названием быстро разошлась и почти не отражала сложных путей творчества ее автора. Прежде всего важно отметить полную самостоятельность стихов Мандельштама; редко встречаешь такую полную свободу от каких-нибудь влияний. Если даже он наталкивается на тему, уже бывшую у другого поэта (что случается редко), он перерабатывает ее до полной неузнаваемости. Его вдохновителями были только русский язык, сложнейшим оборотам которого ему приходилось учиться, и не всегда успешно, да его собственная видящая, слышащая, осязающая, вечно-бессонная мысль" (Н.Гумилев. Письмо о русской поэзии. "Аполлон" #1). Иванов Г. Вереск. Вторая книга стихов. - Пг. "У "Вереска" есть объединяющая его задача - желание воспринимать и изображать мир, как смену зрительных образов. И стремление к красивости неизбежно приводит поэта к ретроспективизму и описанию произведений искусства. В этих своих произведениях Георгий Иванов показывает себя и умелым мастером стиха, и зорким наблюдателем. Он умеет из мелких подробностей создать целое и движением стиха наметить свое к нему отношение. Стихи Георгия Иванова пленяют своей теплой вещностью и безусловным с первого взгляда, хотя и ограниченным бытием" (Н.Гумилев. Письмо о русской поэзии. "Аполлон" #1). Адамович Г. Облака. Стихи. - Пг. "В своей первой книге "Облака" Георгий Адамович является поэтом, во многом не установившимся. Ему не хватает ни технического опыта, ни навыка угадывать, когда чувство созрело для воплощения. В книге есть и совсем незначительные стихотворения, и стихотворения, которые спасает один блестящий образ, одна удачная строфа. Однако везде чувствуется хорошая школа и проверенный вкус, а иногда проглядывает своеобразие мышления, которое может вырасти в особый стиль и даже мировоззрение" (Н.Гумилев. Письмо о русской поэзии. "Аполлон" #1). Есенин С. Радуница. - Пг. "Есть что-то от "приволья зеленых лех" в этой весенней и очень молодой книжечке стихов... Несомненно, что Есенин знает то, что пишет, сам оттуда, от земли. И поэтому большой любовью к земле и к травам, и к "посвисту ветряному", и к "ухлюпам трясин" пропитаны его строки. И творчество "под лубок" Есенину столь же присуще, как и остальным поэтам его направления. "Белая свитка и красный кушак", "кольца кудрей", "красна девица, гадающая в семик" и все прочее в таком роде - так же ново и так же "свое", как "слезы-грезы" и "кровь-любовь". Хорошо бы с этой дешевой и уже вульгарной стилистикой покончить и найти новое для выражения несомненно тоже нового в деревне" (Н.Венгров. "Современный мир" #2). Волошин М. Anno mundi ardentis [В год пылающего мира]. Стихотворения 1915 г. - М. "Со страниц "Anno mundi ardentis" впервые явственно прозвучал голос Волошина-поэта. Странно читать эту книгу, эти узловатые, неровные строфы, порой бледные и неудачные, порой исполненные силы. Как непохожи они на пышные пятистопные ямбы, сплетенные венком сонеты, все, что было характерным для творчества М.Волошина. С глаз поэта точно упала повязка. Как марево, расплылись ядовито-лиловые "Кимерийские сумерки". Он увидел мир страшный и простой - залитый кровью, содрогающийся от грохота пушек. На 56 страницах "Anno mundi ardentis" - сколько угодно недостатков, срывов, сомнительных мест. Но даже самые недостатки радуют, как доказательство того, что поэзия Волошина перестает быть мертвым мастерством" (Г.Иванов. О новых стихах. "Аполлон" #6-7). "Новая книга М.Волошина приводит на память меткий афоризм Д.С.Мережковского: "Самое несносное в литературе это - когда писатель не просто говорит о простом; самое прекрасное - когда говорит просто о не простом; среднее место занимают писатели, говорящие просто о простом и не просто о не простом". М.Волошин принадлежит к последнему типу писателей: говорить "о простом" ему органически не свойственно, но говорить "просто" ему не доступно. М.Волошин всегда говорит "не просто", напряженно и вычурно о "не простом", сложном и глубоком. Как выисканно заглавие книги: "Anno mundi ardentis", так трудна ее тема: современная война с точки зрения мировой, даже космической. В великой борьбе наших дней М.Волошин видит осуществление апокалиптических откровений, себя же представляет провидцем, который "в начальный год великой Брани", был "восхищен от земли", поставлен "на замок небесных сводов" и слышал прорицание "шестикрылых Вестников". Обилие прописных букв, напр., для таких слов, как Земля, Потоп, Бездна, Сеятель, Ложь, и цитат из Библии обличают намерение автора сказать нечто важное, но настойчивая забота говорить непременно умно, непременно красиво, непременно оригинально, не так, как другие, - лишает книгу светлости, прозрачности и легкости, составляющих высшее очарование поэзии" (В.Брюсов. "Русская мысль" #6). Иванов Вяч. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. - М. "Снова и снова статьи Вяч. Иванова ставят нас перед мыслью, не должен ли мыслитель такого масштаба, поэт такого напряжения принять на себя величайшую тяготу - тяготу простого стиля... Афоризм Оскара Уайльда: "Чтобы определить вино, достаточно пригубить его, чтобы полюбить писателя - прочесть первые его строки", - поистине, терпит крушение на примере Вяч.Иванова. Но в этом нет еще победы нашего поэта" (А.Гидони. "Аполлон" #9-10). Зайцев Б. Тихие зори. Рассказы. Изд-е 4-е. - М. "Борис Зайцев - писатель, сразу нашедший самого себя. Об этом говорят его юношеские рассказы в сборнике "Тихие зори", вышедшем теперь четвертым изданием. Борис Зайцев, как мастер пейзажа, всегда очень характерного, построенного на едва уловимых переходах, отчетливо выступает уже в этих своих первых художественных опытах (рассказы "Волки", "Мгла", "Тихие зори" и др.). Писатель с утонченной чувствительной восприимчивостью, он видит мир в сложном сплетении мелких подробностей, трудно уловимых глазом и слухом нюансов, расплывающихся очертаний, убегающих вдаль и растворяющихся там в небытии, как и неопределенный свет утра, как тихие сумерки осени. Это - сложная амальгама запахов, звуков, красок: "запах снега", "нежное гуденье стволов ружья", "тонкие палевые оттенки пыли на прямых складках портьер" и т.д... Однако, эта изощренность чувственной восприимчивости закрывает от Зайцева мир, как единство, как "бытие"; он видит лишь "быванье", ряд случайно сцепленных звеньев, вечно текучих и убегающих, как те вагоны, что "пришли из необычайной тьмы, и скоро опять уйдут" куда-то ("Хлеб, люди и земля"). Такое восприятие внешнего мира является, может быть, исходным моментом творчества Бориса Зайцева" (В.Комарович. "Современный мир" #11). Другие произведения Бобров С. Записки стихотворца. - М. Маяковский В. Простое как мычание. - Пг. Бабель И. Мама, Римма и Алла. Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна. "Летопись" #11. Шишков В. Сибирский сказ. Повести и рассказы. Кн. 4. - Пг. Асеев Н. Оксана. - М. Эренбург И. Стихи о канунах. - М. Хлебников В. Время - мера мира. - Пг. Труба марсиан. - Харьков. Ошибка смерти. - Харьков. (Год указан 1917). Сергеев-Ценский С. Наклонная Елена. Рассказы. Т. 7. - М. Брюсов В. Семь цветов радуги. Стихи 1912-1915 года. - М. Блок А. Театр (Балаганчик, Король на площади, Незнакомка, Действо о Теофиле, роза и крест). - М. Скиталец С. (Петров) Война. Аринушка. На передовых позициях. Вблизи Перемышля. - Пг. Зайцев Б. Земная печаль. Рассказы. Т. 6. - М. Касаткин И. Лесная быль. Рассказы. - М. Бунин И. Легкое дыхание. "Русское слово", 10 апреля. Шмелев И. Суровые дни. Т. 7. - М. Куприн А. Жидкое солнце и другие рассказы. - М. Яма. Повесть в трех частях. - М. Андреев Л. Полет. Рассказы и пьесы. Т. 16. - М. Сологуб Ф. Ярый год. Рассказы. - М. Горький М. Лето. Т. 14. - Пг. Маяковский В. Флейта-позвоночник. - Пг. Каменский В. Стенька Разин. Роман. - М. Девушки босиком. - Тифлис. (Год указан 1917). Шершеневич В. Автомобильная поступь. Лирика (1913-1915). - М. Быстрь. Монологическая драма. - М. Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве. - М. Юшкевич С. Человек воздуха. - Пг. Бальмонт К. Ясень. Видение древа. - М. Толстой А. Н. Земные сокровища (Две жизни). Т. 8. - М. В Англии. На Кавказе. По Волыни и Голиции. Т. 6. - М. Замятин Е. Уездное. Повести и рассказы. Т. 1. - Пг. Клюев Н. Мирские думы. Стихи. - Пг. Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Тт. 1-2. - М. Малевич К. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. - Пг. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. - М. Пета. Первый сборник. - М. (В.Хлебников, Н.Асеев, С.Бобров, К.Большаков и др.) Стрелец. Сб. 2. Под ред. А.Беленсона. - Пг. (Н.Кульбин, М.Кузмин, В.Розанов, Ф.Сологуб, В.Маяковский, В.Хлебников, Н.Евреинов и др.) Сборники по теории поэтического языка, вып. 1. - Пг. (В.Шкловский - "Заумный язык и поэзия", Л.Якубинский - "О звуках стихотворного языка", Е.Д.Поливанов - "По поводу "звуковых жестов" японского языка", Б.А.Кушнер - "О звуковой системе поэтической речи" и др.) Земля. Сб. 18. - М. (М.Арцыбашев - "Раба", В.Винниченко - "Хочу!") "Земля". Сб. 19. - М. (М.Арцыбашев - "Враги", Н.Крашенинников - "Осень"). Альманах Стремнины, кн. 1. Изд. Л.А.Слонимского. - М. (В.Брюсов - "Египетские ночи", Б.Зайцев - "Домашний ларь", А.Ремизов - "Кумова кровать", К.Бальмонт - стихи, Ф.Сологуб - стихи и др.) Слово. Сб. 6. - М. (Л.Андреев - "Младость", В.Вересаев - "Дедушка", И.Сургучев - "Мельница", А.Н.Толстой - "Искры", И.Шмелев - "Лик скрытый"). Альманах издательства "Шиповник", кн. 24. - Пг. (Л.Андреев - "Тот, кто получает пощечины", А.Н.Толстой - "Золотая цепь", С.Шиманский "Кровь"). Альманах издательства "Шиповник", кн. 25. - Пг. (Л.Андреев - "Иго войны", Г.Чулков - "Метель"). |