|
||
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь |
Век=текст. Выпуск 18: 1918 Дата публикации: 12 Июля 2000 получить по E-mail версия для печати Стихотворение года Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб. - Ветром опита, Гляжу и вижу Улица опрокинулась, Гляжу и вижу - И какая-то общая
В.Маяковский. "Новая жизнь", #8, 1918. Книга года Блок А. Двенадцать. Скифы. - Пг., 1918. Премьера года В ноябре состоялась премьера спектакля В.Маяковского "Мистерия-буфф" в театре Музыкальной драмы в Петрограде: "Раскрашено Малевичем. Поставлено Мейерхольдом и Маяковским. Разыграно вольными актерами". Новое искусство Старый строй держался на трех китах. Рабство политическое, рабство социальное, рабство духовное. Февральская революция уничтожила рабство политическое... Бомбу социальной революции бросил под капитал октябрь... И только стоит неколебимый третий кит - рабство Духа. По-прежнему извергает он фонтан затхлой воды - именуемый - старое искусство... Довольно. Мы - пролетарии искусства - зовем пролетариев фабрик и земель к третьей бескровной, но жестокой революции, революции духа. Требуем признать: 1. Отделение искусства от государства. Уничтожение покровительства привилегий и контроля в области искусства. Долой дипломы, званий, официальные посты и чины. 2. Передачу всех материальных средств искусства... в руки самих мастеров искусства... 3. Всеобщее художественное образование... 4. Немедленная... реквизиция всех под спудом лежащих эстетических запасов для справедливого и равномерного пользования всей Россией... Д.Бурлюк, А.Каменский, В.Маяковский Фриче В. В поисках новой красоты. "Творчество", #2. 1918. "Мы должны приспособить искусство к той новой жизни, которую пролетариат призван и обязан построить... Перед рабочими и крестьянами стоит в настоящее время задача заложить фундамент для грядущего коммунистического общества... Перед художниками стоит не менее трудная задача превратить искусство из частного измельчавшего... в общественно-монументальное, заменить литературу, как главенствующий вид, архитектурой и пластикой..." О демократизации искусств Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости, объявляем: 1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения - дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах. 2. Во имя великой поступи равенства каждого перед культурой, Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан. 3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего. В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Каменский Керженцев В. Искусство на улице. "Творчество", #3, 1918. "Буржуазное искусство расцветало вокруг домашнего очага. Архитекторы, скульпторы, художники напрягали всю фантазию, чтобы изящно обставить квартиры особняков... Лучшие картины с выставок попадали в плен частных жилищ и исчезали из людской памяти. Прекраснейшие издания книг... пропадали для широких масс в частных библиотеках... В этих квартирах, отрезанных от внешнего мира, происходили интимные концерты знаменитых мастеров. Популярные беллетристы читали здесь свои ненапечатанные произведения... Эпоха мирового сдвига в сторону социализма... толкает деятелей искусства на новую дорогу... Искусство на улицу! - вот лозунги современных художников, декораторов, артистов... Пусть творческая работа совершается теперь в грандиозном масштабе и не для избранных, а для всех, не для собственника квартиры, а для случайного прохожего..." Новая литература Чтоб было выстроено чудно. Но, чтоб построить новый храм, Так нужно старый выжечь хлам! Не оставлять развалин груды, И только после чистки сильной, Таков процесс строений новых! Хвала тебе, творец строенья! Ты - величайший архитектор! Хвала тебе! Хвала, учитель! Рабочий А.Румянцев. Старая интеллигенция Осоргин М. "Власть народа", #11, 1917. "С захватом большевиками почти всех общественных учреждений, сотни и тысячи интеллигентских тружеников остались без работы и без заработка. От "диктатуры пролетариата" буржуазия, как известно, страдает сравнительно мало, а интеллигентный пролетариат - больше всего. Оставаться работать в суде под командой вора-рецидивиста, в банке - под руководством громилы, в учебных заведениях - под опекой полуграмотного сторожа, конечно, невозможно. Помимо естественного чувства достоинства - это и бесполезно. Значит, это тяжелое время нужно переждать, пережить, перетерпеть. Средств для жизни нет, а жизнь дорога и трудна, как никогда. Куда же деваться?" Мещеряков Н. Письма о русской интеллигенции. "Творчество", #1, 1918. "Русская интеллигенция переживает в настоящее время поворотный критический момент своей истории. Еще совсем недавно - какие-нибудь полтора десятка лет тому назад - вся она сплошь была народолюбива и исповедывала социалистические программы. Теперь она также сплошь... с негодованием и презрением говорит о народе и горько кается в своих социалистических юношеских увлечениях... Надо хладнокровно отдать себе ясный отчет о причинах тех изменений в настроении интеллигенции, которые мы наблюдаем в последнее время... Но, чтобы ответить на поставленный вопрос, мы должны, прежде всего, определить, что такое интеллигенция... Так как капитал не выжимает из интеллигенции прибавочной ценности, то интеллигенция экономически не заинтересована в устранении этого вида эксплуатации, неразрывно связанного с капиталистическим производством. Поэтому интеллигенция не заинтересована в устранении капитализма, а стало быть и в победе социализма." Редько А. М. Трагедия русской интеллигенции. "Русское богатство", #1-3, 1918. "Революция принесла русской интеллигенции своеобразный подарок. Шапку-невидимку... Вдруг не стало видно интеллигенции, существовавшей в видимом состоянии 130 лет... Февральско-мартовская революция пришла и разделила людей... на "производящих" ценности в смысле экономики и на "непроизводящих" таковых. Первые были признаны имеющими цену, а вторые сочтены недоразумением, допущенным со стороны пролетариата, вследствие злого происка капиталистов и "старого режима"... В рабочей марсельезе поется: И для интеллигенции не делается исключения. Она котируется тоже в качестве злодеев проклятых. Это все та же свора богачей, только богачей "умственных", которые расхищают тяжелый труд народа... Интеллигенция должна защищаться - не себя только, но и Россию. И если интеллигенции говорят: вы захватчики, вы пауки и довольно вы нашей кровушки попили, интеллигенция вправе ответить: нет, созидатели, а не захватчики; нет, творцы, а не припущенники; нет, кормимся своим куском, а совсем не чужим... Будет, вероятно, иначе когда-нибудь. Будет... "Жаль в эту пору прекрасную жить не придется..." В этом трагедия современной русской интеллигенции, раненой в своих чаяниях славного будущего для России - великой, свободной и великодушной, равной в своем внутреннем достоинстве тому, перед чем добровольно преклонялся культурный мир, - русской литературе". Человек обросший волосами. "Новый Сатирикон", #4, 1918. "Оптимисты говорят, что революция повлияла на всех. А я знаю одного человека, в котором осталась душа Малюты Скуратова... Этот человек - Демьян Бедный, поэт и баснописец, некогда писавший в "Современном мире", а теперь в "Правде" и других большевистских изданиях... Я внимательно читаю его. Вот "Правда" начинает фельетон о культуре. А уж Демьян Бедный не дремлет. Примостившись сбоку он начинает: Буржуазия дура, А интеллигентов надо ловить И в Фонтанке топить. Вот кто-нибудь... опомнится и напишет, что самосуды вредное явление. Демьян Бедный хитро улыбнется и поместит рядышком же: Да здравствует самосуд. Раз - интеллигент, Бей его в один момент. Фабрика - народу, патетически восклицает Ленин; Фабрика - народу, - сбоку примостился Демьян Бедный: А вот интеллигента бейте смело, Жгите его, давите, Голову ему оторвите..." Блок А. Народ и интеллигенция. "Знамя труда", 19 февраля, 1918. "Есть между двумя станами - между народом и интеллигенцией - некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между русскими и татарами, между двумя станами, явно враждебными; но как тонка эта нынешняя черта - между станами, враждебными тайно!.. На тонкой согласительной черте между народом и интеллигенцией вырастают подчас большие люди и большие дела. Эти люди и эти дела всегда как бы свидетельствуют, что вражда исконна, что вопрос о сближении не есть вопрос отвлеченный, но практический, что разрешать его надо каким-то особым, нам еще неизвестным, путем. Люди, выходящие из народа и являющие глубины народного духа, становятся немедленно враждебны нам; враждебны потому, что в чем-то самом сокровенном непонятны... Последним знаменательным явлением на черте, связующей народ с интеллигенцией, было явление Максима Горького. Еще раз подтверждает он, что страшно и непонятно интеллигентам то, что он любит и как он любит. Любит он ту же Россию, которую любим и мы, но иной и непонятной любовью. Его герои, в которых живет его любовь, - чужие нам... Горький по духу - не интеллигент; "мы" любим одно, но разной любовью; и от разлагающих ядов "нашей" любви у него есть противоядие - "здоровая кровь". Гоголь и другие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна: но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул. Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ"... Тот гул, который возрастает так быстро, что с каждым годом мы слышим его ясней и ясней, и есть "чудный звон" колокольчика тройки. Что, если тройка, вокруг которой "гремит и становится ветром разорванный воздух", - летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель. Отчего нас посещают все чаще два чувства: самозабвение восторга и самозабвение тоски, отчаяния, безразличия? Скоро иным чувствам не будет места. Не оттого ли, что вокруг уже господствует тьма? Каждый в этой тьме уже не чувствует другого, чувствует только себя одного. Можно уже представить себе, как бывает в страшных снах и кошмарах, что тьма происходит оттого, что над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта". И просто человек Иванов Вяч. Родное и Вселенское. Статьи. - М., 1918. "Эпический и трагический строй души. Вхожу ль во многолюдный храм, - везде я наблюдаю и отмечаю типическое различие в отношении людей к совместно переживаемому, - быть может, коренное различие в них самих, - которое, при моей попытке схватить и осмыслить его, определяется для меня, как противоположность эпического и трагического строя душевной жизни. Думаю, между прочим, что это различие служит одной из главнейших, но сокровенных причин взаимного непонимания и неладов между людьми, часто любящими одно и то же и не разно верующими, но тем менее способными признать друг в друге одну любовь и ту же веру. Не внешние события слагаются в то, что мы называем житейской трагедией, но внутренняя жизнь личности. Эпический человек видит мир в одном разрезе; трагический - в другом; различны у обоих основные установки сознания. Эпический человек, подвергаясь всем ударам рока, все же не сознает своего состояния трагедией, как таковой - ибо трагедия и страдание не одно и то же; в крушении всех надежд и в самой гибели он лишь глубоко несчастен, но не трагичен. Трагический же человек никогда не бывает ни просто счастлив, ни просто несчастен; он живет как бы вне этих категорий, и непрестанно слышит в себе тайный голос, говорящий да жизни и ее приемлющий, - и вместе другой голос, шепчущий нет... Я вовсе не имею в виду неравенства слабости и силы духовной между людьми, возвышенности или низменности их самоопределения и вожделения; я полагаю, что на всех высотах духа, на всех ступенях сознания мы встретим эпический и трагический тип отношения к миру..." События В Москве с 1918 г. выходит журнал "Россия": "Мы будем стараться поставить возможно шире отдел искусства, в котором кроме общих статей теоретического характера читатель найдет и отклики на все заслуживающие события в жизни нашей литературы и искусства". В январе состоялась встреча двух поколений на квартире М.Цетлина (Амари). В присутствии Бальмонта, Белого, Вяч. Иванова, Бурлюка, Каменского, Пастернака, Ходасевича и др. Маяковский читал поэму "Человек". 14 февраля 1918 г. на вечере "Избрание короля поэтов", проходившем в Политехническом музее, Игорь Северянин одержал победу в соперничестве с Маяковским и был объявлен "Королем поэтов". В Петрограде выходит еженедельная литературная газета "Ирида". Ред. А.Г.Фомин - "Ирида" не собирается быть проповедником каких-либо истин - религиозных, философских, моральных, эстетических или иных, от которых она ждала бы непосредственного обновления нашей жизни... Одного желала бы "Ирида" - дать возможность всем, кому дорога культурная работа узнать, как и на каких путях, не прерывая своей связи с переживаемой минутой, разные искатели и собиратели культурных ценностей трудятся". В марте вышла "Газета футуристов", в которой был напечатан "Декрет #1 о демократизации искусства" и "Манифест летучей федерации футуристов". В октябре в Петрограде Маяковский создал издательство "ИМО" (искусство молодых). С 1918 г. в Уфе выходит журнал литературы и искусства "Звено": "Через всю многогранную историю, где переплетаются глухая скорбь и гулкая радость, сквозь страшные эпохи, где шум войск и гром революций будят уснувшую кровь, - яркими пятнами проходят звенья большой блестящей цепи. Имя этой цепи Искусство..." Вышел первый номер газеты "Искусство коммуны" с "Приказом по армии искусства" В.Маяковского. Действующие лица и исполнители Ахматова А. Предсказанные наступили дни. Моя последняя, мир больше не чудесен, Не разрывай мне сердца, не звени. Еще недавно ласточкой свободной "Петроградское эхо", 14 февраля, 1918. Власов-Окский Н. Заметали путь метели, - Закружились, засверкали Огневые карусели. Замелькали хороводы Мировых перестроений. И восставшие народы Стерли царства утеснений. Ясноокая Свобода, Словно солнышко, смеется. Восемнадцатого года Лик вовеки не сотрется! "Творчество", #9, 1918. Другие произведения Шагинян М. Своя судьба. "Вестник Европы", #1-4, 1918. Блок. А. Двенадцать. Скифы. - Пг., 1918. Горький М. Статьи 1905-1916. - Пг., 1918. Революция и культура. - Пг., 1918. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и крестьянстве. - Пг., 1918. Князев В. Красные звоны и песни. Стихи. - Пг., 1918. Алтаев А. Люди и людишки. Сборник рассказов. - М., 1918. Петников Г.Н. Книга Марии Зажги снега. 1918. Поросль солнца. 1918. Маяковский В. Человек. - М., 1918. Кофта фата. - Пг., 1918. Мистерия-буфф. - Пг, 1918. Ржаное слово. Революционная хрестоматия футуристов (стихи Н.Асеева, Д.Бурлюка, В.Каменского, В.Хлебникова и В.Маяковского). - Пг., 1918. Весенний салон поэтов. - М., 1918. Крандиевская. Охранитель. Рассказ. - М., 1918. Только час. - М., 1918. Огни - литературный альманах (В.Брюсов - "Наряд весны", Г.Чулков - "Влюбленная Луиза Жели", Вяч.Иванов - "Монастырь", И.Эренбург - "Еще о себе" и др.). - М., 1918. Песни революции. - М., 1918. Петровская Ю. Сын счастья. - Пг., 1918. Устинов Г. В коммуне. - М., 1918. Гумилев Н. Фарфоровый павильон. Китайские стихи. - Пг., 1918. Костер. Стихи. - Спб, 1918. Мик. Африканская поэма. - Пг., 1918. Даманская А. Стеклянная стена. - Пг., 1918. Красный звон. Сборник стихов (С.Есенин, Н.Клюев, Н.Орешин, П.Ширяевец). - Пг., 1918. Белый А. На перевале. - Пг., 1918. Замятин Е. Кряжи. - Пг, 1918. Кузмин М. Собрание сочинений. Том 2. - Пг., 1918. Иванов Вяч. Младенчество. Стихи. - Пг., 1918. Рябинин А. После грозы. Стихи. - Пг., 1918. Шмелев И. Ненастье. - М., 1918. Суд Соломона. - Симбирск, 1918. Аверченко А. Круги по воде. Рассказы. - Пг., 1918. Чудаки на подмостках. - Пг., 1918. Зайцев Б. Полковник Розов. Рассказы. - М., 1918. Иванов-Разумник. Годы революции. Статьи 1917 г. - Пг., 1918. Куприн А. Рассказы. Том 3. - М., 1918. Ремизов А. Николины притчи. - Пг., 1918. О судьбе огненной. Стихи. - Пг., 1918. Странница. Повесть. - Пг., 1918. Скифы. Сборник 2. - Пг. 1918 Толстой А.Н. Сочинения. Том 4, 5, 7, 9. - М., 1918. Месть. - М., 1918. Гиппиус З. Последние стихи. 1914-1918. - Пг., 1918. Пазухин А. В тени тополей. - М., 1918. Бальмонт К. Революционер я или нет. - М., 1918. Амари. Тайны русского двора. - Харьков, 1918. Альманах "Стремнины" (В.Брюсов - "Воспоминание. Стихи", К.Бальмонт - "Почему идет снег. Рассказ", А.Окулов - "Наденька. Рассказ", стихи М.Волошина, А.Веховского, В.Язвицкого и др.). Андреев Л. Памяти погибших за свободу. - Вятка, 1918. Бонч-Бруевич В. Кровавый навет на христиан. - Пг., 1918. Клюев Н. Избяные избы. Песнь солнценосца. Медный кит. Стихи. - Пг., на титульном листе - 1919. Есенин С. Иисус младенец. Стихи. - Пг., 1918. Зотов М. Люди огня и железа. - М., 1918. Регнилдов А. Спасение России. - М., 1918. Чириков Е. Собрание сочинений. Том 5. - М., 1918. Шабашев И.И. Стихотворения. - Тихвин, 1918. Эртель А.И. Собрание сочинений в 7-ми томах. Том 1. - М., 1918. Ай-Тодоров. Сквозь кровь и слезы. Сенсационный роман. - Пг., 1918. Берцева А. Дева дев. Роман. - Пг., 1918. Бунин И.А. Собрание сочинений. Том 10. - Пг., 1918. Лаппо-Данилевская Н.А. Маленькая женщина. Повесть. - Пг., 1918. Нилус П. На берегу моря. Рассказы. - М., 1918. Орт В. Республика любви. Книга стихов и прозы. - Пг., 1918. Вайсер Д.П. Стихотворения. - 1918. Орешин П. Зарево. Стихи. - Пг., 1918. Серафимович А. Под праздник. - М., 1918. В бурю. - М., 1918. Сургучев И. Ванькина молитва. Первый час. - М., 1918. Северянин И. Собрание поэз. Том 1. - М., 1918. Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения. - М., 1918. Юшкевич С. Полное собрание сочинений. Том 6, 7, 10, 12. - Пг., 1918. Мамин-Сибиряк Д.Н. Белое золото. Повесть. - М., 1918. Бедный Д. Всяк Еремей про себя разумей. Пролетарские басни. - М., 1918. Сказки-складки про старые порядки. - М., 1918. Еврейская антология под ред. В.Ходасевича и Л.Яффе. - М., 1918 Егоров П. Черная орхидея. Рифметы страсти. - М., 1918. Айхенвальд Ю. Иго имущества. - М., на титульном листе - 1917. Алданов. Армагеддон. - Пг., 1918. Сполохи. Кн. 12 (М.Розанов - "Лиза", Б.Пильняк - "Половодье", И.Новиков - "Метель" и др.). - М., 1918. Алавузова А. Розы на снегу. Стихи. - Пг., 1918. Арцыбашев М. Собрание сочинений. Том 2. - М., 1918. Богданов А. Красная звезда. Роман-утопия. - Пг., 1918. Свет. Альманах молодого творчества. Кн. 1. - М., 1918. Чуковский К. Поэзия грядущей демократии. - Пг., 1918. Шишков Вяч. Тайга. Повесть. - Пг., 1918. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||