Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 20: 1920
Дата публикации:  27 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | КНИГА ГОДА | СОБЫТИЯ ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

ЛЕГЕНДА


Это было на Пасху, на самом рассвете:
Над окопами таял туман.
Сквозь бойницы чернели колючие сети,
И качался засохший бурьян.

Воробьи распевали вдоль насыпи лихо.
Жирным смрадом курился откос...
Между нами и ими печально и тихо
Проходил одинокий Христос.

Но никто не узнал, не поверил виденью:
С криком вскинулись стаи ворон,
Злые пули дождем над святою мишенью
Засвистали с обеих сторон...

И растаял - исчез Он над гранью оврага,
Там, где солнечный плавился склон.
Говорили одни: "сумасшедший бродяга", -
А другие: "жидовский шпион" ...


Саша Черный

Книга года

Ходасевич В. Путем зерна. Третья книга стихов. (Памяти Самуила Киссина). - М.

События

В мае в Москве начал выходить журнал "Кузница" - орган пролетарских писателей.

"Смело в "кузнице" куем
Нашу волю, мысли, чувство.
Пролетарское искусство
Коллективно создаем.

Группа поэтов, сплотившихся в "Кузнице" принадлежит к новым течениям в пролетарской поэзии. Искания ее устремлены в область образа и ритма. Во главу угла они ставят, во-первых, принцип образного мышления, требуя максимальной конкретизации в изображении переживаемого, а во-вторых, создания новых ритмов, соответствующих связи и характеру образов.

В первом своем устремлении товарищи из "Кузницы" примыкают к так называемым "имажинистам", хотя сами они формально разграничиваются с ними, указывая на совершенно иное содержание своих образов, трудовых и материалистических в противовес мистике Есенина и бульвару Мариенгофа и Шершеневича. В этом они безусловно правы. Поэтов "Кузницы" вдохновляет пафос труда: вселенная кажется им гиганской мастерской или заводом, и образы свои берут они из области трудовых процессов.

Искания этих молодых пролетарских поэтов очень ценны и любопытны, но мне хочется отметить большую опасность, которая им угрожает.

Во всех своих резолюциях Пролеткульт, а теперь съезд пролетарских писателей говорил о том, что пролетариат должен взять, как свое законное наследство, всю культуру минувшего и отобрать из нее все ценное для себя. Неужели ценным пролетарские писатели нашли только ухищрения форм, потому что пока в своих произведениях они не наследники пламени человеческой мысли. Какую новую область духа труда они открыли, какую новую мысль не взятую со столбцов газеты или агитационного листка они принесли с собой. Сейчас величайшая и ответственейшая эпоха, которая ставит искусству небывалое испытание.

Великое искусство творило жизнь, и признанным лозунгом пролетарских писателей является организация жизни. Организовать же ее можно только пламенным устремлением духа, пламенной волей к творчеству, победными взлетами и мучительными падениями мысли. И вот этого животворящего пламени, этих прорывов сознания в царство свободы нет в стихах "Кузницы"". (М.Павлов. "Творчество", #2-4).

Действующие лица и исполнители

Багданов А. Пути пролетарского творчества | Пильняк Б. Былье | Вольный М. Огни революции | Кусиков А. В никуда. Вторая книга строк; Скосырев П. Голубое - золотое - дальнее; Манухина Н. Не то ... лирика; Сидоров Г. Ходули | Другие произведения

Богданов А.

Пути пролетарского творчества. (Тезисы).

"1. Творчество, всякое - техническое, социально-экономическое, политическое, бытовое, научное, художественное - представляет разновидность труда...

Человеческий труд, всегда опираясь на коллективный опыт и пользуясь коллективно выработанными средствами, в этом смысле всегда коллективен.

Старый мир не сознавал ни этой общей социальной природы труда и творчества, ни связи их методов. Он одевал творчество фетишизмом таинственного.

2. Все методы труда - а с ним и творчества - лежат в одних и тех же рамках. Эго первая фаза √ комбинирующее усилие, вторая - подбор его результатов, устранение неподходящего, сохранение подходящего. В труде "физическом" комбинируются материальные вещи, в "духовном" - образы; но, как показывает новейшая психофизиология, природа усилий, комбинирующих и подбирающих одна и та же - нервномускульная.

3. Методы пролетарского творчества имеют свою основу в методах пролетарского труда, т. е. того типа работы, который характерен для рабочих новейшей крупной индустрии.

Особенности этого типа: 1) соединение элементов "физического" и "духовного" труда; 2) прозрачный, ничем не скрытый и не замаскированный, коллективизм самой его формы.

4. Таким образом, методы пролетарского труда развиваются в направлении монистичности и осознанного коллективизма. В таком же направлении складываются, естественно, и методы пролетарского творчества.

5. Эти черты успели уже ясно выразиться в методах тех областей, где пролетарское творчество до сих пор проявлялось преимущественно - в экономической и политической борьбе и в научном мышлении.

6. Творчество бытовое, поскольку оно выходит из пределов экономической и политической борьбы, до сих пор у пролетариата шло стихийно, - тем не менее по той же линии; о том свидетельствует и развитие пролетарской семьи от авторитетного строения крестьянской или мещанской к товарищеским отношениям, и всемирно установившаяся пролетарская форма вежливости - "товарищ".

7. В сфере художественного творчества старая культура характеризуется неопределенностью и неосознанностью методов ("вдохновение" и т. под.)

Хотя пролетариат делает здесь еще только первые шаги, но уже ясно намечаются общие свойственные ему тенденции. Монизм сказывается в стремлении слить искусство с трудовой жизнью... Коллективизм... выступает ярко в содержании художественных произведений...

8. Технические методы старого искусства развивались обособленно от методов других сфер жизни; техника пролетарского искусства должна сознательно искать и использовать материал и всех тех методов.

9.Осознанный коллективизм преобразует весь смысл работы художника, давая ей новые стимулы. Прежний художник в своем труде видел выявление своей индивидуальности; новый поймет и почувствует, что в нем и через него творит великое целое - коллектив". ("Пролетарская культура", #5).

Пильняк Б.

Былье. Рассказы. - М.

""Сладок грех около Бога и смертельное манит", - так резюмирует автор один из своих рассказов. Все герои этого рассказа поняли одно: "смертельное манит повсюду, и что в этом жизнь". Манит кровь, манит земля, манит Бог. Все рассказы Б.Пильняка насквозь проникнуты этим антижизненным мироощущением, в этом отношении он является типичным представителем упадочной литературы в духе Ивана Новикова...

Мы напрасно стали бы искать в произведениях Пильняка отражения жизни и обобщения наблюдений. Действительность он воспринимает однобоко, пропуская жизнь через упадочную интеллигентскую душу, в которой отложились различные напластования: Тут и Достоевский с его "безднами и провалами", мистика и соборность В.Иванова, индивидуалистический анархизм Арцыбашева, плач "о нищей России" Блока и, наконец, "приятие революции" во вкусе самого зачинателя школы Мережковского.

Все, что антижизненно, то неизбежно и антиобщественно; эти два начала окрашивают всю книгу рассказов Пильняка...

Нельзя не пожалеть, что подобные книги выходят в свет при содействии Государственного Издательства, и не только выходят, но и широко рассылаются в библиотеки-читальни.

Каждое литературное течение, конечно, имеет право высказываться и выявлять свое лицо, но поощрять такие "высказывания" не дело пролетарского государства, об этом считаем нелишним напомнить сейчас, когда Б.Пильняк и другие упадочные писатели встречаются в "Художественном Слове" - органе Литературного Отдела Наркомпроса. (Н.Ангарский. Литература упадка. "Творчество", #5-6).

Вольный М.

Огни революции. Стихи 1918-1920 г. - Ижевск.

"В настоящее время чуть ли не в каждом уездном городе печатаются произведения "пролетарских" поэтов... Теперь вот в Ижевске Микула Вольный дает простор своему поэтическому вдохновению чуть ли не на 100 страницах большого формата книги.

Прочь, говорит он, миндальности: "томности", "розы",
Словоблудств одуряющий груз! -
Жарких битв беспощадные грозы
Коммунисток рождают нам муз! (!?)

Вот мы все пишем о преодолении буржуазной культуры и о прочих замысловатых вещах, тогда как по мнению ижевского поэта дело решается весьма просто, стоит лишь отказаться от "миндальностей" и ахнуть дубьем по всей буржуазной литературе. И надо сказать, что ижевский поэт "ахает" не плохо: в своей книжке стихов он расквитался и с буржуазной литературой и с буржуазным искусством. Долго ли умеючи.

"Пусть пропитается местью кровавой"
К паразитам трудящихся масс (автор и не подозревает по-видимому
плагиата).
Наши песни гудят величаво,
Как народа восставшего глас!

И вот этакий-то набор фраз и вымученной рифмы выдается за поэзию! Напрасно мы стали бы искать в книге ижевского поэта хотя бы признаков подлинного вдохновения - ничего, кроме напыщенной, топорной и неумной фразы в "Огнях революции" не найдем. Песни "гудят величаво", как глас восставшего народа, "звонкие струны лир рокочут", "кинжал режет плесень сердец царизма" и т.д. и т.п.

И несмотря на отказ от буржуазного искусства вся книжка стихов Микулы Вольного, ее название, рифмы, образы √ все это рабское беспомощное подражание второстепенным буржуазным образцам". (Без подписи. "Творчество", #5-6).

Кусиков А.

В никуда. Вторая книга строк. Стихи. Рис. Г.Якулова. - М.

Коевангелиеран. Стихи. Рис. Б. Эрдман. - М.

Сумерки. - М.

Скосырев П.

Голубое - золотое - дальнее. Лирика. - Б. м. (Год указан 1919).

Манухина Н.

Не то... Лирика. - Кашин.

Сидоров Г.

Ходули. Стихи. - М.

Ялик. - М.

"Нигде, быть может, пережитки гниющего прошлого так не осязательны, как в области литературного творчества. Обозревателю современной поэзии так хотелось бы встретиться с умами живыми, понимающими и отражающими величие нашей эпохи, а вместо них он то и дело наталкивается на разлагающиеся трупы или мертвые души.

Вот, напр., поэт-имажинист А.Кусиков. Его "Сумерки" вышли "четвертым изданием" (в издательстве Чихи-Пихи). Значит, имеются читатели? Значит, он не совсем одинок... Значит, он - "типичен" в своем роде.

Присмотримся к нему поближе. Это нетрудно. Он чрезвычайно откровенно знакомит нас с собою. Обычное его состояние - тоска, вялость, сознание своей ненужности, сознание бесцельности жизни.

Я вялый, пустой и ненужный.
В мыслях всякая дребедень.

Или

День прошел так ненужно, так дрябло.

Или

И сегодня тоска.

По своему психологическому облику близко к автору "Сумерек" подходит "поэт" Петр Скосырев, чьи стихи "Голубое - золотое - дальнее" изданы в свет неким издательством "Трущоба" (!), неизвестно в каком городе советской республики обретающимся.

К какой литературной школе принадлежит поэт Скосырев, неизвестно, но что он относится к той же категории "мертвых душ", это не подлежит сомнению. В то самое время, когда кругом кипит ожесточенная борьба двух миров, когда в окружающей атмосфере разлиты такие чувства, как гнев, ненависть, месть, жажда борьбы и жажда творчества, сей отшельник из Серебряного Бора (там, оказывается, написаны его стихи) то чувствует себя похожим на ребенка, мечтающего, что ему подарят "слоненка или только большой апельсин", то вдруг сравнивает себя с "старой галкой" с ослабевшим крылом, которая все кричит - "полечу", а продолжает сидеть "неподвижно на палке, махая так жалко крылом". Таков открытый книгоиздательством "Трущоба" новоявленный поэт из Серебряного Бора.

Мы должны признаться, нам очень жаль бедной поэтессы (Имеется в виду Нина Манухина. - Е.О.). Ей, должно быть, очень не по себе в нашей варварской стране. Буржуазный уют ныне под опалой, а она так любит буржуазные interieur'ы.

Нине Манухиной, даме, помешанной на французских словах и на французских духах, конечно, вполне подобает предаваться всем существом своим "страсти нежной", но оказывается, что этим делом всецело заняты в наши дни и поэты новейшей марки, экспрессионисты...

Вот, например, Гурий Сидоров, автор "сборника" в шесть стихотворений "Ведро огня" и другого сборника в десять стихотворений "Ходули".

Поэт Гурий Сидоров отнюдь не разделяет предубеждений Нины Манухиной против нашего времени, напротив, он находит, что время интересное, а себя он причисляет даже к тем, кто строит ныне новую жизнь или, как он предпочитает выражаться, "творят новый Рим", к тем, кто идут, - нет "грядут" с "флагом-магом", и даже не только с флагом, но с целым "буйным алым фонарем".

Но и этот строитель "нового Рима" поэтически проявляется весьма односторонне, исключительно в направлении "страсти нежной", - других переживаний он не признает...

Вот образчик его любовной лирики:

О женщина! Распахнись торжественно
Для въезда колесницы чувств
И затанцуют нагие нервы,
И грянет маршем оркестр страсти.
Я этой канканной ночью
Вырвусь на пьяной тройке обнаглевших забав
Под бубенчики залихватских слов
Прямо в твои резные ворота, женщина!

Лихо сказано! Есть у поэта Сидорова на этот сюжет еще более картинные вещи! Однако порою "оркестр страсти" начинает наигрывать в душе его такой неистовый марш любви, что из-под его пера выливаются творения не весьма вразумительные.

В одном из лирических излияний, поэт Кусиков вопрошает обращаясь к памятнику Гоголя:

Ужели мертвые души не умерли?

Представленная здесь коллекция современных поэтов показывает, что √ к сожалению - нет". (В.Ф. Мертвые души. "Творчество", #11-12).

И другие:

Авилова. Л. Первое горе. Рассказы. - М. (Год указан 1919).

Айзман Д. Белая пустошь. Том 8. - М. (Год указан 1919).

Светлый Бог. Сказка в 4-х действиях. - Пб.

Бальмонт К. Перстень. Стихи. - М.

Бедный Д. Вопль отчаявшихся буржуев. ╧35. Стихи. - М.

Красноармейский писарь. Деникинским ⌠добровольцам■. Письмо красноармейцев южного фронта. Стихи. - М.

Песни прошлого. - М. (Год указан 1919).

Пора! Товарищи - красноармейцы! - М. (Год указан 1919).

Приговор. (Посвящается донскому трудовому казачеству). Стихи. - М. (Год указан 1919).

Старое и новое. - М. (Год указан 1919).

Всякому свое. Басни. Рис. К.Н.Фридберга. - Пг. (Год указан 1919).

Мошна туга, всяк ей слуга. Басни. Рис. К.Н.Фридберга. - Пг. (Год указан 1919).

Правда и кривда. Басни. Рис. К.Н.Фридберга. - Пг. (Год указан 1919).

На фронте. Стихи. - М.

Безыменский А. Октябрьские зори. Стихи (1918-1919 года). - Казань.

Белый А. Королевна и рыцари. Сказки. - Пг. (Год указан 1919).

На перевале. III. Кризис культуры. - Пб.

Благов А. Песни рабочего. Стихотворения (1909-1919 гг.) Посвящается товарищам рабочим. С предисловием И.Горбунова-Посадова. - М. (Год указан 1919).

Блок А. За гранью прошлых дней. Стихотворения. - Пг.

Брюсов В. Последние мечты. Лирика 1917-1919 года. - М.

Вирганский Б. Талый снег. Стихи. - М.

Гершензон М. Видение поэта. - М. (Год указан 1919).

Мудрость Пушкина. - М. (Год указан 1919).

Горький М. Васька-Красный. - Пг. (Год указан 1919).

Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. - Пб. (Год указан 1919).

Дело с застежками. Рассказ. - Пг. (Год указан 1919).

Емельян Пиляй. Рассказ. - Пг. (Год указан 1919).

Мать. Книга 1. Том 22. - М. (Год указан 1919).

На плотах и др. рассказы. Том 2. - М.

Проходимец. Рассказ. - Пг.

Рождение человека. Рассказ. - Пб.

Сказки. Рис. А.Моковского. - Пб.

Двадцать шесть и одна. Поэма. - Пг.

Тюрьма. - Пг. (Год указан 1919).

Зайцев Б. Дальний край. Роман. Том 5. - М.

Златовратский Н.Н. Рассказы. - Пб. (Год указан 1919).

Иванов Вяч. Прометей. Трагедия (с предисловием). - Пб. (Год указан 1919).

Короленко В. История моего современника. Часть первая. - М.

Малевич К. От Сезанна до супрематизма. Критический очерк. - Б. м.

Мережковский Д. Павел I. - Пг.

Царевич Алексей. Трагедия в 5 действиях. - Пб.

Немирович-Данченко В.И. Банкирский дом. - Пг. (Год указан 1919).

Бодрые - сильные - смелые. Рассказы. - Пг.

Вечная память. - Пг.

Правда сказок. - Пг.

Ранние огни. Рассказы. - Пб.

Ремизов А. Царь Максимилиан. Театр. По своду В.В.Бакрылова. - Пб.

Электрон. Стихи. - Пб. (Год указан 1919).

Скиталец Песни скитальца. - М.

Куприн А.И. Изумруд. Рассказ. - Пб.

Свадьба. Рассказ. - Пб.

Мариенгоф А. Руки галстуком. Рис. Г. Якулова. - М.

Кондитерская солнц. Поэма. - М. (Год указан 1919).

Морозов Н. Звездные песни. Первое полное издание всех стихотворений до 1919 года, в 2-х книгах. Книга первая. - М.

Рыбацкий Н. На светлый путь. Стихотворения. - Пб. (Год указан 1919).

Толстой А.Н. Касатка. Комедия в 4-х действиях. - Казань. (Год указан 1919).

Шишков Вяч. Ванька-Хлюст. - Пб.

Чуйские были. - Пб.

Эфрос Н. Пров Садовский. (Опыт характеристики). - Пб.

Александровский В. Север. Стихотворения. - М. (Год указан 1919).

Подъячев С. Прошение. - М.

Бодров-Елкин М.М. Мужицкое зеркало. Избранные стихотворения. - Волоколамск (Год указан 1919).

Герман Э. Скифский берег. Стихи о России. - Харьков.

Горнев В. (Е. Эркин) Стихи Рабочего Стремления. 1918-1919 г. - Смоленск.

Иванов-Разумник Русская литература ХХ века (1890-1915 гг.) - Пб.

Касаткин И. На барках. Рассказ. - М.

Свирский А.И. Прозрел. Рассказ. - Пб.

Есенин С. Трерядица. Стихи. - М.

Петников Г. Книга Марии Зажги Снега. Стихи. - Пб.

Муйжель В.В. Рассказы. Том 1. - Пб.

Сборники:

Конница Бурь. Второй сборник имажинистов. - М. (А.Ганин, С.Есенин, А.Мариенгоф).

Конница Бурь. Стихи. - М. (М.Герасимов, С.Есенин, Р.Ивнев, Н.Клюев, А.Мариенгоф, П.Орешин).

Пролетарское творчество. Книга 1. Поэзия■. - Тифлис. (Год указан 1919).
(Аксен-Ачкасов (И.Садофьев), П.Безсалько, Я.Бердников, А.Гастев, В.Кириллов, В.Игнатов, И.Ионов, И.Кедр, И.Кузнецов, Ф.Калинин, К.Лоптин, К.Отсоли, Самобытник (А.Маширов), В.Торский (В.Царев), А.Поморский).

Мы. Сборник стихов. - М. (К.Бальмонт, Вяч.Иванов, Р.Ивнев, Л.Никулин, Б.Пастернак, И.Рукавишников, С.Третьяков, В.Хлебников, В.Шершеневич и др.)

Голгофа строф. Стихи. - Рязань. (В.Кисин, Н.Кугушева, Д.Майзельс, В.Круглов, А.Манаев, Д.Туманный, Я.Апушкин, Т.Мачтет, Н.Хориков и др.)

Харчевня Зорь. Сборник стихов. - М. (С.Есенин, А.Мариенгоф, В.Хлебников).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Век=текст: зарубежье, выпуск 2 /27.07/
Сумбур и хаос в России; новые фамилии высылаемых; Сологуб молчит, а Брюсов заглядывает в бездну; литература на откупку у корки хлеба; в Париже "Новый корабль", а в Белграде "Новое время"; Мережковский пропитался запахом эпохи; тоскуют писатели наши и поэты, печатают в газетах статьи и сонеты.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 19: 1919 /19.07/
Сарынь на кичку; "Двенадцать" и "Без языка"; буревестник Есенин отбился от стаи орлиной; пасифизм не равнозначущ революции; "Николай Васильевич! Какие огни?"; машины - вагранки - коллектив; книга, размещенная средь читателя; ползет паук с отметкой крестовидной.
Век=текст: зарубежье, выпуск 1 /12.07/
Русский интеллигент с тоскующей совестью; "вечера жеманства" в московских кофейнях; Вертинский поет в кабаре, Набоков покидает Россию на греческом судне, а Саша Черный прячется на детском острове; луноизнервленный ум Северянина; Кук для эмигрантов; кладбище как самое рациональное разрешение русского вопроса
Анастасия Отрощенко, Век=текст. Выпуск 18: 1918 /12.07/
Летучая федерация футуристов; новая литература и старая интеллигенция; заборная литература и площадная живопись; "Мистерия" Маяковского, раскрашенная Малевичем и поставленная Мейерхольдом; раз интеллигент - бей его в один момент; король поэтов Северянин; "предсказанные дни" Ахматовой; Блок и Горький любят Россию по-разному
Анастасия Отрощенко, Век=текст. Выпуск 17: 1917 /05.07/
Февраль и октябрь; невоспитанный футуризм; Асбестовая Заледенелая Невоспламеняемость и Родион Михайлович Мармеладов; "Белая стая", "Возмездие", "Поверх барьеров"; одноцветная радуга Брюсова; господин из Сан-Франциско в безвоздушном пространстве; ноющие институты, усталые извращенки и утомленный жонглер ананасами; дым, дым, дым.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru