Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20000810.html

Век=текст. Выпуск 22: 1922
Егор Отрощенко

Дата публикации:  10 Августа 2000

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | КНИГА ГОДА | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ОБ ЭМИГРАЦИИ | СОБЫТИЯ ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Сестра моя жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И весело жалят, как змеи в овсе.

У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт.

Что в мае, когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в купэ,
Оно грандиозней святого писанья
И черных от пыли и бурь канапе.

Что только нарвется, разлаявшись, тормоз
На мирных сельчан в захолустном вине;
С матрацов глядят, не моя ли платформа,
И солнце, садясь, соболезнует мне.

И в третий плеснув, уплывает звоночек
Сплошным извиненьем: жалею, не здесь.
Под шторку несет обгорающей ночью
И рушится степь со ступенек к звезде

Мигая, моргая, но спят где-то сладко,
И фатаморганой любимая спит
Тем часом, как сердце, плеща по площадкам
Вагонными дверцами сыплет в степи.

Б. Пастернак. "Красная новь", #2.

Книга года

Чуковский К. Тараканище. - П.-М.

Избранные цитаты

А. Неверов Маленькие рассказы. "Красная новь", #3.

Счастье.

Захотелось человеку счастья - купил граммофон. Попалась двуспальная кровать - и ее купил: в дому появились клопы.

Расстроился человек, купил супоросную свинью.

- Вот, кто меня осчастливит.

Свинья обманула: троих поросят задавила, троих слопала. Охнул человек, завел граммофон.

Хоть ты порадуй.

В граммофоне захрюкали погибшие поросята. Захворал человек. Лег на двуспальную кровать - клопы окружили. К вечеру начал стонать, а вечером:

- Тихо скончался.

Об эмиграции (см. проект А.О.).

""Современные Записки", в некотором роде, целый паноптикум: выветренные лозунги, высохшие заветы... Каждый месяц несколько Тряпичкиных, вдохновляясь запахом сюртука, в котором они обедали у своего выигравшего крупную сумму друга, пишут длиннейшие статьи о мировых проблемах и "завтрашнем дне", грядущем в белоснежном кителе "учредительного жандарма". Им подпевают свободные поэты, открывшие в парижских кабачках потерянную лиру, а "братья-писатели", на всяческие лады - и бездарно, и талантливо - живописуют им ленивого Обломова, или скромного, воплощенного в христианском облике Платона Каратаева, российского мужичка..." (Н.Смирнов. "Красная новь", #6).

События

Умер В.Хлебников.

В имении Сивцево, Калужской губ; разорен архив семьи Миллер, поддерживавший в свое время переписку с А.К.Толстым и обладавший интересными письмами писателя.

В Куоккале подвергся истреблению архив К.И.Чуковского, содержавший множество ценных в историко-литературном отношении писем. Между прочим, погибли письма В.В.Розанова.

"Вышел первый номер редактируемого В.Шкловским иллюстрированного двухнедельника "Петербург", в котором помещены произведения А.Ахматовой, В.Ходасевича, М.Шагинян, М.Слонимского и др. - в первой части, и ряд статеек и заметок об омолаживании, о спорте, об авиации, о модах - во второй. По-видимому, В.Б.Шкловский пытается возродить, может быть и в улучшенном виде, прессу типа "Огонька" и "Синего журнала"". ("Летопись дома литераторов", #8-9).

В мае начал выходить журнал "Новый мир".

Действующие лица и исполнители

Эйхенбаум Б. Сады | Шкловский В. Развертывание сюжета | Родов С. Перебежка зарниц | Иванов Вс. Партизаны | Кони А.Ф. Петербург. Воспоминания сторожила | Шмелев И. Неупиваемая чаша | Ляшко Н. Ворова мать | J,hfljdbx C/ Rfgtkm | Баркова А. Женщина | Шкапская М. Mater Dolorosa | Оцуп Н. Град | Зощенко М. Рассказы Назара Ильича господина синебрюхова | Слонимский М. Шестой стрелковый | Кузмин М. Лесок | Герасимов М. Электрификация | Есенин С. Пугачов | Иванов Г. Лампада | Клюев Н. Четвертый Рим | Серапионовы братья | Пересвет | Другие произведения

Эйхенбаум Б.

Методы и подходы. "Книжный угол", #8.

"Наш век - век кризисов и век жестокости. Культура обнажилась...

Посадили культуру на скамью подсудимых еще футуристы. Отсюда пошла жестокость. Наступил новый век, явился новый, дерзкий язык. Начались оскорбления. Начались кризисы. Кризисы интеллигенции, кризисы мысли, кризисы творчества и т. д. В числе других - и кризис критики, связанный с уничтожением того, что именовалось у нас интеллигенцией. Ее больше нет.

Ведь недавно еще читали Айхенвальда, слушала и брали из библиотеки Мережковского. Теперь это - далекое прошлое. Мережковский упаковал свои антитезы и поехал соблазнять ими цивилизованных читателей. Айхенвальд превратился в собственный силуэт. Остался один Чуковский...

Чуковский - не интеллигент. Он всегда отличался от прочих большой ловкостью и легкостью своих суждений. Позиция его как патентованного критика казалась прочной. Но с некоторых пор веселый его голос перестал звучать так, как звучал раньше..."

Шкловский В.

"Развертывание сюжета". - П.

"За работой Шкловского нельзя отрицать того достоинства, что умело разлагая материал на его элементы, автор живо ощущает художественную ценность изучаемых явлений, и обычно настолько заражается своим предметом, что переносит в свое изложение повествовательные приемы исследуемого писателя. Если здесь и есть элементы сознательности, то есть также и элементы живого, эстетического увлечения изучаемым образцом, что необходимо в науке о поэтических фактах, ибо не может понять художественного произведения тот, кто не чувствует его". (Т.(омашевский) Б. "Книга и революция", #4).

Родов С.

Перебежка зарниц. Стихи. - П. (Год указан 1921).

"Семен Родов... обращается со стихосложением весьма непринужденно. Например, в ямбических стихах начинает строку словом "город", так что нужно либо читать "горОд", либо примириться с внезапным перебоем ритма, хотя стихотворение целиком выдержано в 4-стопном ямбе..." (Его. "Вестник литературы", # 1).

Иванов Вс.

Партизаны. Повести. - П. (Год указан 1921).

"К внешним достоинствам повести, автор которых находится, несомненно, под сильным художественным влиянием М.Горького, следует отнести образность языка". (К.Боженко. "Вестник литературы", #2-3).

Кони А.Ф.

Петербург. Воспоминания сторожила. Рис. А.Н.Лео. - П.

"В живом очерке воскрешает автор Кони внешний облик северной столицы в половине прошлого века. Точнее - он исходит из внешнего облика, чтобы от него обратиться к культурному обиходу, к мелочам политики и литературы, к бытовому анекдоту. Здесь и улица, и театр, торговая казнь и похороны, пути сообщения и репертуар, живые лица и общие очерки, фрейлины на покое, выживающие литераторы, николаевские сановники, старые актеры... Чем бы ни воспользовалась строгая история из этих воспоминаний старожила, не к ней обращена милая книжка, а к тем, кто любит свой Петербург, для кого северная столица не просто местожительство и не случайность русской истории, а живой организм с великим прошлым и, конечно, также с великим будущим..." (Г. "Летопись дома литераторов", #8-9).

Шмелев И.

Неупиваемая чаша. Повесть. - М.

"Повесть эта, как говорит пометка в конце ее, относится к 1918 г. Может быть, потому она не вполне выдержана в чисто Шмелевских тонах. Несколько пестрая и, может быть, именно от этой пестроты кажется растянутой больше, чем требовала бы того сама фабула. Читаешь эту повесть и не чувствуешь отправной точки на основе которой она должна вращаться. Едва-едва охватит читающего та задушевность, которая присуща перу Шмелева, как автор заканчивает главу и переходит к следующей главе, чуть ли не к новой теме, куда-то в сторону". (А.А. "Красная новь", #5).

Ляшко Н.

Ворова мать. Рассказ. - М.

Рассказ о кандалах. - М.

Железная тишина. Рассказы. - М.

"Н.Ляшков знает, что слова имеют "вес, цвет, вкус, запах". И выбирает между их множеством наиболее соответствующее наблюдаемому и описываемому, он экономен, сдержан и упорен в чеканке своих образов...

У Ляшкова нет длинных периодов, нет "бичей и скорпионов", импрессионистического синтаксиса, с вывихнутыми суставами сказуемого и определения. Его рассказы просты, ясны, вместе с тем, насыщенны той особой радиоактивной теплотой, которая заставляет угадывать бьющееся в писателе живое сердце". (Н.А. "Красная новь", #4).

Обрадович С.

Капель. Стихи. - М.

Окраина. Стихи. - М.
Стихи о голоде. - М.

"Наш век - время миниатюрных изданий; но даже и нынче не часто попадаются такие крошечные книжки, как первые две из перечисленных выше. В сущности, первые два цикла стихов без всякого ущерба можно было бы соединить, если уж выделять в агитационных интересах третий.

За большей частью стихов С.Обрадовича не чувствуется достаточных оснований для их написания". (Ив.Книжник. "Книга и революция", #5).

Баркова А.

Женщина. Стихотворения. - П.

"Свежий, многообразный талант. Простота, искренность. Вот, что обнаруживает книга Барковой. Стихотворения ее не крикливы, местами недостаточно оттенены, но они задушевны, свежи своей непосредственностью". (А.Н. "Красная новь", #4).

Ходасевич В.

Путем зерна. Третья книга стихов. 2-ое дополненное издание. - П. (Год указан 1921).

"Редкие по музыкальной красоте и легкости стиха произведения В.Ходасевича местами роднят его творчество с творчеством могикан нашей поэзии. Лишь краткость этих стихотворений невольно вызывает чувство досады на автора". (П.Ольдин. "Вестник литературы", # 1).

Счастливый домик. Вторая книга стихов. Издание 2-е. - Петербург-Берлин. (Год указан 1921).

"Мы живем во времена прекрасные и почти нестерпимые. Поэты наших дней или отдаются (отдались) музыке стихий, столь явственно заговоривших теперь (таков Блок, Маяковский), или уходят в экзотику, в старину, чтобы хоть чем-нибудь заслонить страшные дни, чтобы противопоставить жизни твердую стену искусства (таков покойный Гумилев и многие молодые петербургские поэты).

Ходасевич избрал иной путь. Он нашел в себе силу уйти от опьянения стихией (в стихии всегда хмель) и от очарования миражей старины или дальних стран. Он трезво принял жизнь для того, чтобы ее преобразить самому; его отношение к миру активное, мужественное, творческое..." (Мих.Павлов. "Летопись дома литераторов", #7).

Шкапская М.

Mater Dolorosa. (Стихи). Рис. А.И.Божерянова. - П. (Год указан 1921).

Час вечерний. Стихи. 1913-1917. - П.

"Шкапская... является типичным представителем нового течения нашей поэзии - течения решительно отвергающего всякую "позу" в искусстве, ту ложь и искусственность, в которой так повинен пресловутый "эстетизм". Несомненно, что принадлежать к подобному течению могут лишь поэты, имеющие нечто "за душой", имеющие сказать хотя бы маленькое, но свое слово. Ведь быть "самим собой" в искусстве еще труднее, чем в жизни". (И.Оксенов. "Книга и революция", #4).

Оцуп Н.

Град. Стихи. - П.

"Если бы нужно было одним словом выпазить впечатление, производимое стихами Н.Оцуна, я сказал бы "Выдумщик". Изобретательность, фабула, выдумка - вот, что занимает автора "Града". В нем очень мало чистого лиризма, подвижного, текучего и самодовлеющего. Он, видимо, постоянно "ломает себе голову" над вопросом: "Что бы такое придумать?" И старается придумать как можно более "удачные" комбинации слов. Иногда это удается ему, порою же на его "выдумках" заметна печать напряженного, натужливого старания, с которым они "высижены"..." (Э.Голлербах. "Вестник литературы", # 2-3).

Зощенко М.

Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова. - П.

Слонимский М.

Шестой стрелковый. Рассказы. - П.

"И Зощенко, и Слонимский принадлежат к литературному кружку "Серапиновых братьев". Оба молоды, оба впервые выступают необъемистыми книжками рассказов, оба соприкасаются темами - выросшим из войны и революции бытом.

Сходство можно продолжить и дальше. Несмотря на различие в стиле, технике, в манере, в настроении, и Зощенко, и Слонимский в объектив своего творчества вводят по преимуществу маленьких сереньких людей и людишек, для кого война и революция свалились нежданно, негаданно, больно ударили, завертели, но не смогли захватить их крепко, вовсю..." (А.Воронский. "Красная новь", #6).

Кузмин М.

Лесок. Лирическая поэма для музыки с объяснительной прозой в 3-х частях. - П.

"Книжечка называется "Лесок" и выпущена она в свет книгоиздательством "Неопалимая купина". Приятное, сочное такое название для эстетического издательства. Надо полагать, скоро будет еще издательство "На заре ты ее не буди"... А вот, что делается в этой "купине": "Венера... даже в лесу лежит на низком диване, разбросав простыни и пуховые подушки, и полными, без мускулов, руками обнимает Адониса, путаясь ногами в сиреневом покрывале, неловко и жалко - "Поздно! Взошла звезда, моя звезда! Ляг мальчик, ляг мне на груди, которые слаще малины" или: "Летают на гороховой колбасе. Кажется, что у обоих пассажиров общий огромный фаллос. Время от времени колупают кожицу и едят начинку". Разберитесь в этой - ну, позвольте сказать правду - собачьей порнографии, как это старательно и гнусно все подклеено..." (Э.П.Бик. Литературные края. "Красная новь", #2).

Герасимов М.

Электрификация. - П.

Негасимая сила. - М.

"М.Герасимов последовал рецепту сложного пролеткультовского диагноза современной поэзии. Взяв у буржуазных поэтов технику последних поэтических достижений, он ничего не изменил в миросозерцании своем, идущем от полей и деревенской затаенной вражды к городу, с одной стороны, и необходимость участвовать в работе этого города, с другой. Действие этого рецепта не оздоровило, однако, его эклектизма. Сваленные в одну кучу приемы Верхарна, Маяковского, Мариенгофа, сдобренные к тому же "весомостью" такой терминологии как "таинство", "нимбы", "литургия истины", "Солнцепенная Диана", "сфинксы" и тому под. Украшениями модернистского словаря еще не дают понятия о собственном лице поэта". (Н.А. "Красная новь", #4).

Есенин С.

Пугачов. (Драматическая поэма). - М.

"Вся вещь необыкновенна статична и беспомощна. В ней нет центрального ядра, вследствие чего все 8 картин пьесы распадаются, как механически сцепленные". (Б.Анибал. "Вестник литературы", #2-3).

Иванов Г.

Лампада. Собрание стихотворений. Книга 1. - П.

"Г.Иванов "Лампада"... не просто книга стихов, а "Собрание стихотворений. Книга первая", значит что-то уже сложилось, определилось, выяснилось. И что же выяснилось, - а выяснилось, что Г.Иванов может писать писулечки вроде:

Несется музыка с вокзала,
Пуччини буйная волна,
Гуляют пары. Всех связала
Сетями осень, как весна...

Ну, и что вытекает из того, что он это может, - и кто теперь этого не может? Однако книга печатается, продается, занимает какое-то место, когда ее ненужность превосходит очевидностью любой утюг..." (Э.П.Бик. Литературные края. "Красная новь", #2).

Клюев Н.

Четвертый Рим. Поэма. - П.

"Клюев не любит и не знает по-настоящему ничего, кроме своих беломорских изб и потемок, и тогда, когда он говорит об этом любимом и знаемом и открывающемся ему в этой лесной мудрости, его слова звучат властительно правдиво, а других слов (об ином) у него нет.

За песни его об этой темной лесной стихии мы должны быть Клюеву благодарны - врага нужно знать и смотреть ему прямо в лицо". (М.Павлов. "Книга и революция", #4).

Серапионовы братья.

Альманах 1. - П. (М.Зощенко - "Виктория Казимировна". Л.Лунц - "В пустыне". Вс.Иванов - "Синий зверюшка". М.Слонимский - "Дикий". Н.Никитин - "Дези". К.Федин - "Песьи души". В.Каверин - "Хроника города Лейпцига")

"Внимание, которым в последнее время окружено небольшое литературное общество "Серапионовых братьев", достаточно оправданно: это кружок прозаиков. (В состав его входят и поэты, но поэты, ориентирующиеся на прозу; таков сборник "Орда" Николая Тихонова). Проза должна занять вскоре место, которое еще недавно принадлежало исключительно поэзии. Еще лет пять назад кружок молодых прозаиков был бы вовсе незамечен, года три назад казался бы странным. Во время подъема поэзии проза шла за нею; из литературных традиций преобладали Гоголь, возникший на основе спада поэтической волны 20-30-х годов, Лесков, сблизивший прозаическое слово с поэтическим (все - с необычайным обострением звуковой стороны прозы, у Андрея Белого, Ремизова). Общение с поэзией обогащает прозу и разлагает ее; притом оно может длиться только до известной поры, когда сказывается основное различие прозаической и поэтической стихий: футуристы, несмотря на интересные опыты Хлебникова и др., прозы уже не дали. Спад поэтической волны ознаменовался сначала тем, что поэзия стала ориентироваться на прозу; песенная лирика символистов ослабевает, появляются эпигоны (Игорь Северянин), говорной стих Ахматовой (синтаксис интимной беседы), криковой, ораторский стих Маяковского (где своеобразие стиха, в особенности членение на ритмические периоды, а также рифмы возникают из расчета на крик).

Поэтическое слово, ударившись в тупик имажинистов и заумного языка, замирает. Оно осуждено временно на жизнь скупую и потаенную. Перед прозой стоит трудная задача: использовать смещение прозаического слова, которое возникло из общения с поэтическим, - и вернуть ему вместе с тем самостоятельность, снова отмежевав его от поэзии. И здесь - одна из первых задач - создание сюжетной прозы.

По-видимому, для того, чтобы совершился этот трудный процесс, нужно сначала упростить задачу, многое забыть - обойти достижения поэтизированной прозы; нужно почувствовать прозу, ее осознать.

Альманах, выпущенный "Серапионовыми братьями", - первый шаг, еще нетвердый, молодого общества. Здесь есть не совсем сделанные рассказы (причем сделанные не всегда лучше несделанных); есть обрывающиеся пути, но есть уже и живые ростки.

"Серапионцы" не спаяны, но это, может быть нужно. Перед одними стоит задача литературного преображения нового быта (хотя бы и старыми средствами), у других больше сказываются поиски новой формы". (Юр.Т(ыняно)-в. "Книга и революция", #6).

Грани. Литературный Альманах. Книга 1. - Берлин. Ред. А.Черного (см. проект А.О.).

"Альманах отбрасывает нас назад лет на 15 к дням "Шиповника" или "Знания". Те же имена - Л.Андреев и Ремизов, Бальмонт и Саша Черный, та же манера, та же орфография. Все это очень благополучно и нескучно. Есть, конечно, современные сюжеты, как в лирическом очерке Гребенщикова, в недурном рассказе Даманской, в милой стихотворной повести Саши Черного; есть новые имена - А.Дроздов, И.Соколов-Микитов... Но в общем все это все-таки оставляет впечатление подновленной старины (Г. "Летопись дома литераторов", #7).

Пересвет.

Литературно-художественный Альманах. 2. - М. (Стихи: И.Новиков, А.Кусиков, Б.Пастернак, Н.Ашукин. Рассказы: Б.Пильняк - "Метель". Е.Замятин - "Сподручница грешных". Б.Зайцев - "Дон_Жуан. Пьеса". П.Муратов - "Нищий рыцарь". И.Новиков - "Липа. Московская повестка". А.Яковлев - "Рок").

"Произведения, собранные в маленьком альманахе, говорят о современности, но люди все те же, и оттого - точно не бывало 10 лет, легших такой непроходимой пропастью между нами и нашим прошлым..." (А.Горнфельд. "Летопись дома литераторов", #1-2).

И другие:

Брюсов В. Миг. Стихи 1920-1921 г. - Берлин - Петербург

Жирмунский В. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Опыт сравнительно-стилистического исследования. - П.

Композиция лирических стихотворений. - П. (Год указан 1921).

Алексеев Н. и Радаков А. Помголы. Трехактная пьеса, получившая первую премию на конкурсе Губполитпросвета. - Псков.

Алексеев Х.А. Лихо. Сказка быль. Рис. Л.Н.Лас. - Вологда. (Год указан 1921).

Анненский И. Пушкин и Царское Село. - П. (Год указан 1921).

Арский П. Метла революции. Рассказы. - П.

Ашешов Н. У эшафота. Рассказ. - П. (Год указан 1921).

Бибик А. В прокатной. (Рассказы). - М.

Власов-Окский Н. Воскресшая Земля. Стихотворения. - М. (Год указан 1920).

Волков М. Петушок. Рассказ. - М.

Грошик Рассказы. Книга вторая. - П.

Евгеньев-Максимов В. Некрасов. - П.

Звягинцева В. На мосту. Стихотворения. - М.

Иванов Вс. Лога. Рассказы. - П.

Бронепоезд # 14.69. Повесть. - М.

Седьмой берег. - М.-П.

Мандельштам О. О природе слова. - Харьков.

Ирецкий В. Гравюры. (Стилизованные рассказы). - П. (Год указан 1921).

Карпов П. Русский Ковчег. (Стихи). - М.

Звездь. Стихи. - М.

Муйжель В. В. Рассказы. - П.

Соболь А. Салон-вагон: Бред. - М.

Стырская Е. Мутное вино. Стихи. Книга 1. - М.

Третьяков С. Ясныш. Стихи. - Чита.

Шагинян М. Литературный дневник Мариетты Шагинян. - П.

Бальмонт К. Песня рабочего молота. - М.

Солнечная пряжа. Изборник. (Стихи 1890-1918). - М. (Год указан 1921).

Кони А. Ф. Некрасов, Достоевский. По личным воспоминаниям. - П. (Год указан 1921).

Кузнецов И. Проклятие странника. Вторая книга стихов. - П.

Лазарев-Темный Н. Юбилей Блохи. Рассказ. - М.

Лидин В. Моря и горы. (Рассказы 1917-18). - М.

Логинов П. Вокруг жизни. Рассказы. Книга первая. - М.

Земля. Рассказ. - М.

Нечаев Е. Песни стеклянщика. (Стихи). - М.

Назовой П. Пахомовка. Рассказ. - М.

Обрадович С. Октябрь. Стихи. - М.

Огненная гавань. Стихи. - П.

Город. Стихи и поэмы 1916-1922 гг. Книга 1. - М.

Пильняк Б. Смертельное манит. Рассказы. - М.

Голый год. Роман. - П.-Б.

Радлова А. Крылатый гость. Третья книга стихов. - П.

Хлебников В. Зангези. - М.

Полетаев Н. Песня о соловьях. Стихи. - М. (Год указан 1921).

Родов С. В урагане. Поэмы. - П.

Инна. Поэма. - М.

Наши души. Поэма. - М.

Садофьев И. Сильнее смерти. (Поэма). - П.

Соловьев Евг. (Андреевич) Собрание сочинений. Том 1. Опыт философии русской литературы. - Казань.

Сологуб Ф. Соборный Благовест. (Стихи). - П. (Год указан 1921).

Костер дорожный. - М.-П.

Заклинательница змей. Роман. - П.

Свирель. Русские Бержереты. - П.

Тренев К. Владыка. Рассказы. - М.

На ярмарке. - М.

Фейгин Г. Стихи. Посмертное издание. Предисловие А.Безыменского. - М. (Год указан 1921).

Ходасевич В. Тяжелая лира. 4-ая книга стихов. 1920-1922. - М.-П.

Загадки. - П.

Статьи о русской поэзии. - П.

Цветаева М. Версты. Стихи. - М. (Год указан 1921).

Конец Казановы. Драматический этюд. - М.

Царь-девица. Поэма сказка. - М.

Чуковский К. Некрасов, как художник. - П.

Поэт и палач. (Некрасов и Муравьев). - П.

Книга об А. Блоке. С приложением хронологического списка стихотворений А.Блока, составленного Е. Ф.Книпович. - П.

Чулков Г. Посрамленные бесы. (Рассказы). - М. (Год указан 1921).

Стихотворения. - М.

Наши спутники. 1912-1922. - М.

Александров Л. Мироеды. Пьеса в 4-х действиях.

Белый А. Офейра. Путевые заметки. Часть первая. - М.

Возвращение на родину. (Отрывки из повести). - М.

Котик Летаев. - П.

О смысле познания. - П.

Поэзия слова. - П.

Звезда. Новые стихи. - П.

Шенгели Г. Раковина. - М.-П.

Грин А. Белый огонь. Рассказы. - П.

Белый А., Иванов-Разумник, Штейнберг А.З. Памяти Александра Блока. - П.

Бердников Я. В неволе. (Поэма в 2-х частях). - П.

Берман Л. Новая троя. Стихотворения. Слово. - Минуты роковые. - Ваши искушенья. - Под жезлом гнева. Рис. Н.Н.Куприанова. - П. (Год указан 1921).

Вагинов К. Путешествие в хаос. Стихи. - П. (Год указан 1921).

Волжанин А. (А.А.Болодурин) Всплески. Стихи. - М.

Гершензон М. Гольфстрем. - М.

Гиляровский В. А. Петербург. (Поэма). Рис. Г.Гольц. - М.

Стенька Разин. Поэма. Рис. М.А.Доброва. - М.

Готфрид А. Две жизни. Драма в одном действии из прошлой жизни пролетарского таланта. - М.

Зазубрин В. Два мира. Роман в двух частях. Часть первая. - Иркутск. (Год указан 1921).

Замятин Е. Герберт Уэллс.

Чрево. Землемер. Рассказы. - П.

Том 3. Островитяне. Повести и рассказы. - П.-Б.

Три дня. - П.

Никитин Н. Американское счастье. - П.

Рвотный форт. - М.-П.

Крайский А. У города разбойника. (Стихи). Рис. В.Милашевского. - П.

Куприн А. Белый Пудель. Рассказ. - М. (Год указан 1921).

Оксенов И. Роща. (Стихи). - П.

Рейснер М. А. Бог и Биржа. Сборник революционных пьес. - М.

Шагинян М. Orientalia. (Стихи). Издание 5-е. - Петербург-Берлин. (Год указан 1921).

Язвицкий В. Храм Солнца. Трагедия в 4-х действиях. - М.

Ярославский А. Сволочь Москва. (Стихи). - М.

Бедный Д. Читай Фома - набирайся ума. (Для юных грамотеев). (Басни). - М.

Беленсон А. Врата тесные. Вторая книга стихов. Рис. Ю.Ю.Черкесова и Н.Кульбина. - П.

Бенар Н. Корабль отплывающий. (Стихи). - М.

Вагин П. У порога. Рассказы. Рис. Н.Н.Вышеславцева. - М.

Владимирова А. Кувшин синевы. Стихотворения. Рис. Н.И.Любавиной. - М.

Глоба А. Уот Тайлер. Поэма. Рис. М.Соломонова. - П.

Гофман М. Л. Пушкин. Первая глава науки о Пушкине. Рис. А.И.Лео. - П.

Гумилев Н. Костер. Стихи. Изд. 2-е. - Петербург-Берлин.

Мик. Африканская поэма. 2-е изд. - П.

Фарфоровый павильон. Китайские стихи. 2-е дополненное изд. - П.

Стихотворения. Посмертный сборник. - П.

Тень от пальмы. Рассказы. - П.

Евреинов Н. Н. Театральные новации. - П.

Театрализация жизни. (Поэт театрализующий жизнь). - М.

Зайцев Б. Данте и его поэма. - М.

Казин В. Рабочий Май. Стихи. - П.

Клюев Н. Львиный хлеб. - М.

Козловский Л. В.Г.Короленко. Опыт литературной характеристики. - М.

Короленко В. Ночью. Очерк. - П.

Река играет. (Эскизы из дорожного альбома). - П.

Слепой музыкант. (Этюд). - П.

Крученых А. Голодняк. Стихи. - М.

Зудесник. Зудутные зудеса. Книга 119 (Стихи). - М.

Фактура слова. Декларация. Книга 120. - М.

Сдвигология русского стиха. Трахтат обижальный. (Трахтат обижальный и поучальный). Книга 121. - М.

Апокалипсис в русской литературе. Книга 122. - М.

Маяковский В. Люблю. - М.

13 лет работы. 2-ой том. Часть 1. - М.

Липскеров К. День шестой. - М-П.

(1916-1921).Золотая ладонь. (Стихи). - М.

Туркестанские стихи. Изд 2-ое дополн. - М.

Логинов П. Танец солнца. Рассказ. - М.

Цветы на Голгофе. Рассказы. - М.

Марьянова М. Сад осени. Стихотворения в прозе. С предисловием И.Рукавишникова. - М.

Морозов Н. (Столешников) Красная птица. Рассказ. - М.

Муратов П. Кофейня. Комедия в 4-х действиях. - М.

Нельдихен С. Органное многоголосие. - П.

Новиков И. Душка. Повесть. - М.

Одоевцева И. Двор чудес. Стихи. 1920-1921. - П.

Петровский П. Н. Последние песни. Предисловие Ю.Айхенвальда. - М.

Сухотин П. В черные дни. - М.

Форги О. Индыргин сказ. - П.

Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. - П.

Молодой Толстой. - П.-Б.

Эренбург И. Раздумия. - П.

Яблонский В. В сумерках. Стихи с переложением на графику художника С.Полякова. - М.

Адамович Г. Чистилище. Стихи. Книга 2. - П.

Айхенвальд Ю. Похвала праздности. Сборник статей. - М.

Поэты и поэтессы. - М.

Александровский В. Россыпь огней. Стихи и поэмы. - М.

Верховский Ю. Солнце в заточении. Стихотворения. - П.

Волынский А. Четыре Евангелия. - П.

Бражнев Е. (Е. А. Трифонов). Буйный хмель. Стихи. - М.

Герасимов М. Черная пена. Стихи. - М. (Год указан 1921).

Чучело. Стихи. - М. (Год указан 1921).

Григорьев С. Черемуха. Повесть. Из круга Цветень. - М.

Грушко Н. Ева. Стихотворения. - П.

Гумилевский Л. Исторические дни. Рассказы. - Саратов.

Может быть. Рассказы. - Саратов.

Мариенгоф А. Заговор дураков. Трагедия. - М.

Маслов Г. Аврора. Поэма. Вступит. Стат. Ю.Тынянова. - П.

Орешин П. Алый Храм. Стихи. - М.

Радуга. Стихи.

Микула. Поэма. - М.

На голодной земле. - М.

Корявый. Рассказы. - М.-П.

Человек на льдине. И другие рассказы. - М.

Павлович Н. Золотые ворота. Стихи 1921-1922 гг. - М.

Парнок С. Розы пиерии. Антологические стихи. - М.-П.

Садовский Б. Морозные узоры. Рассказы в стихах и прозе. - П.

Реформатский А. Опыт анализа новеллистической композиции. - М.

Шишков В. Провокатор. Рассказы. - П.

Шмелев И. К светлой цели. - М.-П.

Виноград. Рассказы. - М.-П.

Антокольский П. Стихотворения. - М.

Аверченко А. Записки простодушного. (Эмигранты в Константинополе). - М.

Пастернак Б. Сестра моя жизнь. Лето 1917 г. - М.

Эфрос А. Эротические сонеты. - М.

Ройзман М., Шершеневич В. Мы чем каемся. - М.

Асеев Н. Стальной соловей. - М.

Бобров С. Восстание мизантропов. - М.

Брюсов В. Дали. Стихи 1922 года. - М.

Скорбный А. Больная любовь. Стихи. - П.

Смиренский Б. В лимонной гавани Иокогама. Третья книга стихов. - П.

Тихонов Н. Орда. Стихи. 1920-1921. - П.

Шершеневич В. Одна сплошная нелепость. - М.

Сборники:

Островитяне (Альманах стихов). 1. - П. (К.Вагинов, С.Колбасьев, Н.Тихонов).

Литературно художественный сборник. (Голодающим Поволжья). - Рязань. (Год указан 1921). (К.Бальмонт, С.Спасский, О.Брынский, Т.Мачтет, Сергей Черный (Володин), С.Лягин, Н.Яковлев, С.Буданцев, В.Кисин, А.Малкес, Н.Кугушева, В.Круглов, А.Манаев, Д.Майзельс, М.Приоров, В.Лазарев, И.Борисов, И.Голицын, В.Сушицкий, М.Сарычев и др.) Рис. А.Ульянова.

Пушкин. Достоевский. - П. (Год указан 1921). (А.Блок - "О назначении поэта". В.Ф.Ходасевич - "Колеблемый треножник". А.Ф.Кони - "Общественные взгляды Пушкина". Б.М.Эйхенбаум - "Проблемы поэтики Пушкина". А.Г.Горнфельд - "Два сорокалетия". А.М.Ремизов - "Огненная Россия").

Мысль и Слово. Философский ежегодник, издаваемый под ред. Г.Шпета. - М. 1918-1921. (Д.Мартов - М.И.Каринский и его философские воззрения. М.Гершензон - "Видение поэта". И.Новиков - Стихотворение. Л.Шестов - "Сократ и бл. Августин". Г.Шпет - "Скептик и его душа". Вл.Соловьев - "Свобода воли и причинность". П.Попов - "Материалы к биографии Вл.Соловьева". Ophis - "Огненное слово". Ю.Балтрушайтис - "Жертвенное искусство").

Новая жизнь. Альманах первый. - М. (Ю.Айхенвальд, Н.Архипов, А.Белый, С.Клычков, А.Липецкий, А.Россов, И.Рукавишников, Н.Телешов и др.)

Северные Дни. Сборник 2. - М. (Стихи: А.Глоба, К.Липскеров, Н.Павлович, В.Ходасевич, М.Цветаева. Рассказы: Б.Зайцев - "Карл V", В.Лидин - "Хозяин", И.Матусевич - "Венец Земли", А.Соболь - "Обломки". Статьи: М.Гершензон - "Человек пожелавший счастья", Ю.Айхенвальд - "Бессмертная пошлость", А.Белый - "Воспоминания о Блоке").

Слово. 1. (Сборник). - М. (Б.Зайцев, Н.Власов-Окский, С.Ганьшин, П.Логинов, М.Рашев, П.Радимов, П.М., А.Соболь, А.Чумаченко). Рис. Е.Барютиной.

Костры. (Сборник). Книга 1. - М. (Л.Андреев - "Дневник Сатаны" (посмертный роман). И.Эренбург - "Зарубежные раздумья". И.Новиков - "Жертва". А.Яковлев - "Жених полуночный". А.Глоба - "Продавец мяса").