Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20000815.html

Век=текст. Выпуск 23: 1923
Егор Отрощенко

Дата публикации:  16 Августа 2000

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | КНИГА ГОДА | СОБЫТИЯ ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица,
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.

Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей;
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей;
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят - нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить...

Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь - забытой быть.

А.Ахматова. "Свирель Пана", #1.

Книга года

Грин А.С. Алые паруса. Повесть. - М.-П.

События

В 1923 г. начинает выходить журнал "На посту".

"Группа литераторов-коммунистов решила, что настало время спасать социалистическое отчество и граждан его от нашествия разных и многочисленных "иноплеменников", в лице попутчиков революции, полонивших наши издательства и журналы. Во имя этого спасения и надлежащего выпрямления линии коммунистической партии упомянутой группой создан журнал "На посту", первый номер которого под общей редакцией тов. Волина, Лелевича и Родова вышел в июне из печати. Тут всем сестрам - по серьгам. Досталось "Лефу", "Кузнице", Серапионам, "Кругу", Пильняку и Эренбургу, Госиздату, "Красной нови", "Сибирским огням", классикам, Горькому. Читатель узнает, что "нужно принять срочные меры, чтобы литературный участок идеологического фронта не был прорван". (А.Воронский. Искусство как познание жизни и современность. "Красная новь", #6).

В Курске умер В.В.Бородаевский.

Действующие лица и исполнители

Касаткин И. Литературные ухабы | Иванов Вс. Голубые пески | Мандельштам О. Вторая книга | Орешин П. Человек на льдине | Хлебников В. Отрывок из досок судьбы | Герасимов М. Железное цветение | Шмелев И. Виноград | Грин А. Рассказы | | Пильняк Б. Никола-на-Посадьях | Маяковский В. 255 страниц Маяковского | Иванов Вс. Седьмой берег | Кузница. Литературный сборник | Другие произведения

Касаткин И.

Литературные ухабы. "Красная новь", #7.

"Верти не верти, а литература наша и впрямь, как навар во щах, плывет во все стороны и дробится на бесчисленные круги, кружки, кружочки, подкружья и межкружья... Наши литературные деятели, под свист и крик скорострельных критиков, лихо заломили шапки, засучили рукава, двинулись стенка на стенку, яростно сшиблись - и вот уже хрипят в рукопашную...

В первые годы тяжкой революционной борьбы и всеобщей разрухи, на литературном поле - хоть шаром покати... Глаз упирался в единственную богатырскую фигуру Демьяна Бедного, своеобразная и кряжистая поэзия которого, быть может, более близка и созвучна вихрастой природе революции, чем все написанное за эти годы до сегодняшнего дня...

Затем уже, как грибы после дождя, полезли на поверхность доморощенные сидуны и резвые бегуны...

Главный гвоздь наших - пролетарских - ошибок в первые годы революции вбили мы сами, да и теперь продолжаем заколачивать его еще глубже. Гвоздь этих ошибок тот, что нам примерещилось (и до сих пор мерещится) возможность установления единой, неделимой и незыблемой пролетарской культуры, притом, чтоб без малейшего промедления, чтоб заутро же!

Так никто и не приспособился творить под фонарными столбами и у паровых молотов... Вразрез с лозунгами, уединяясь, очевидно, контрабандой, пролетарские братья-писатели, не хуже буржуазных, в одиночку настрополили в те поры бесчисленное множество пьес, рассказов, стихов - и все это умерло прежде, чем успели засохнуть чернила..."

Иванов Вс.

Голубые пески. - М.

"Роман Вс.Иванова "Голубые пески" имеет сюжетом события революции в сибирской степи. Более или менее фантастическое или, лучше сказать, лирическое восприятие этой степи овладело сюжетом в качестве типической действительности, вместо того чтобы подчиниться ему. В этой работе романисту явно помешали люди. Ведь они всегда являются точками концентрации сюжета, его основными пружинами. Но в глубокой никчемности некоего Запуса (какой-то Санин от революции), так и оставленного автором, вероятно, за его полной ненадобностью, в жизнеописаниях Олимпиады, Фиозы и прочих персонажей чувствуется одно: сюжет не нашел пружин..." (К.Локс. Современная проза. "Печать и революция", #7).

Мандельштам О.

Вторая книга. - М.-П.

"Когда прочтешь "Вторую книгу" О.Мандельштама, она же - его "Печали", возникает вопрос: в каком веке книга написана? Иногда словно проблескивает современность, говорится о "нашем веке"... Но эти проблески меркнут за тучей всяких Гераклов, Трезен, Персефон, Пиерид, летейских стуж и тому под. Менее всякого другого склонен я отрицать у поэзии право пользоваться образами истории и извечными символами эллинских мифов, но если в книжке из 40 стихотворений в каждое лезет какой-нибудь эллинский бог или герой и из каждого лезет на читателя какой-нибудь намек на Элладу, то - воля ваша! - это уж чересчур!" (В.Брюсов. "Печать и революция", #6).

Орешин П.

Человек на льдине. - М.

"В книге собрано 14 рассказов... Основная их особенность - старо-традиционный, очень простой язык, тихая плавность, неторопливость, медленное развертывание сюжета и, следовательно, некоторая сухость...

Иногда они однообразны и однотемны ("Забавный старичок" и "Старый служака"), иногда необработанно смяты, иногда "провинциальны", но чаще (и это мирится с некоторой сухостью стиля) - тронуты свежей мягкостью юмора..." (Н.С. "Красная новь", #1).

Хлебников В.

Отрывок из досок судьбы. - М.

"Хлебников пользуется в данное время большой известностью. Вокруг этого имени выросла и продолжает развиваться легенда...

Небольшая книжка представляет собой извлечение из труда всей его жизни и дает нам возможность оценить по достоинству свойства и качества того мировоззрения, которое легло в основу деятельности всех наших заумников.

Она открывается двойным стихотворным введением. Первая его часть написана в той блестящей патетической манере, которую впоследствии удачно упростил Маяковский, и дает нам манифест мага, открывшего законы, управляющие жизнью человечества. Знание этих законов, по утверждению Хлебникова, в первую голову уничтожит возможность войн, а потому, заключает он, упразднит необходимость в существовании каких-либо правительств, кроме некоторой группы во главе с предземшаром (председателем земного шара) Хлебниковым. Можно подумать, что мы находимся при проявлении одного из симптомов мании величия у параноика. Но параноиком Хлебников не был.

Он был только дегенератом в самом типичном толковании
этого термина, и мысль его, как и его редкий поэтический талант, способна была совершать только очень короткие усилия, падая затем в область механического процесса нанизывания подобных самим себе элементов..." (И.А.Аксенов. "Печать и революция", #5).

Герасимов М.

Железное цветение. Стихи. - М.

Электоропоэма. - М.

"М.Герасимов - один из первых пролетарских поэтов. Со своей классовой пролетарской точки зрения он подошел к труду, к фабрике, к заводу, к машине, к гудку, к городу и ко многим другим явлениям. И зачастую подошел с иной оценкой, чем писатели-интеллигенты... Поэт любит сталь, динамо, электрическую искру. В них он видит свою пролетарскую душу, которая борется и побеждает соломенные души деревни" (В.Полянский. "Печать и революция", #5).

Шмелев И.

Виноград. Рассказы. - М.-П.

"И.Шмелева начали усердно переиздавать... До современного читателя доходит этот крепкий и сильный писатель и в прежнем и в теперешнем своем обличии. Как художник, как мастер и, главным образом, мастер, владеющий в совершенстве языком, - Шмелев в последних своих произведениях... чрезвычайно убедительно доказывает органический рост дарования..." (Ю.Соболев. "Печать и революция", #5).

Грин А.

Рассказы. - М.

"Рассказы А.Грина - все об одном - в сущности, развивают одну и ту же тему. Их герой - неизменен... Большей частью это профессиональный отщепенец, какой-то своеобразный последователь Руссо XX века с плохо замаскированной сентиментальностью и явной нескрываемой любовью к природе.

Автор поместил этого странного героя в условную обстановку тропических морей, северных лесов, экзотических колоний. Почти у каждого - трагическое прошлое, - в настоящем только жажда, порыв...

Автор - превосходный стилист, очень умелый рассказчик, всегда сохраняющий твердую основу сюжета, к которому стянуты все нити повествования" (К.Локс. "Печать и революция", #5).

Тихонов Н.

Брага. Вторая книга стихов. 1921-1922. - М.-П.

"Тихонов - один из первых угадал стремление нашей поэзии к эпической завершенности и стройности и, идя по этому пути, сумел это стремление конкретизировать. И книга его явилась на свет тяжелой, упала большим и цельным камнем, которого не обойти. Мастер сюжета, дающий в своих строфах интереснейшие по замыслу и построению новеллы. Тихонов владеет и другими необходимыми знаниями поэта, он умеет подбирать неожиданные и острые образы, умеет находить и варьировать ритмические ходы, умеет предать и эвфоническую красоту своему стиху... Может быть, именно в Тихонове современная эпоха нашла в себе наиболее яркого истолкователя" (Д.Выгодский. "Книга и революция", #2).

Пильняк Б.

Никола-на-Посадьях. Рассказы. Кн.3. - М.-П.

"Наиболее художественно зрелым, а может быть, и наиболее талантливым надо признать Б.Пильняка. Этот не перед какими затруднениями не останавливается (хотя и не всегда удачно преодолевает их), дерзает и на художественный синтез... К сказанному, увы, надо присоединить множество оговорок. Хаотичной бесфабульности Пильняк и не стремится преодолеть. Досадна часто его манерная вычурность, пресны и имбецильны графические кунстштюки во вкусе А.Белого, расхолаживает раздерганность стиля, композиции, даже язык, в общем музыкальный, образный, выразительный, часто не безупречен... И все же Пильняк умеет захватить так, что обо всем этом забываешь... В конце концов, самая красивая девушка - как гласит французская пословица - не может дать больше того, что имеет" (М.Могилянский. "Книга и революция", #3).

Маяковский В.

255 страниц Маяковского. Книга 1. - М.

"Все заполняющее эти 255 страниц было уже неоднократно напечатано, и новым в этом издании является только группировка известного уже материала...

Этому поэтическому материалу предпослана автобиография, озаглавленная "Я Сам"...

Автобиография поэта всегда в значительной мере... вымысел, и критику приходится, относясь к таким явлениям, как поэзия, устанавливать границы между фактически бывшим с автором или поэтически им присочиненным...

Именно собранные в книге вещи показывают постепенный политический рост поэта, вытряхнутого войной из лирико-эротического гамака на твердую и корявую землю голодной и кровавой действительности..." (И.А.Аксенов. "Печать и революция", #7).

Иванов Вс.

Седьмой берег. Рассказы. - М.-П.

"Превосходный язык у Иванова. И не только словарь - все, что с языком непосредственно связано: образ, фраза, синтаксис, все узкостилистические образования...

В этом-то все дело. У Иванова слишком хороший язык. Смачный, жирный - чересчур жирный. Сало вкусно, но пересаленный пирог не съедобен.
Рассказы Вс.Иванова - пересоленные пироги" (Л.Лунц. "Книга и революция", #1).

Кузница

Литературный сборник. - М.

"Если читатель вспомнит декларацию группы "Кузница", опубликованную летом в "Известиях ВЦИК", вспомнит ее ложно-классический, но безусловно искренний и экстазный тон ("Стиль - это класс. Художник - функция этого класса и ее творящий медиум и т.д."), он, вероятно, возьмет сборник с надеждой увидеть в нем яркую конкретизацию положений этой декларации, будет ждать от его страниц новых и дерзких попыток зарисовать жизнь нового господствующего класса.

Но... читатель будет глубоко разочарован. Ибо легче продекларировать, что "смена форм общества меняет формы искусства", но не так легко эту смену форм зафиксировать своим творчеством..." (В.Правдухин. "Красная новь", #7).

"О поэтах "Кузницы" спорили и спорят много и ожесточенно. Не потому ли это, что в "Кузнице" есть поэты, есть о чем спорить? Может быть, в стихах поэтов других пролетарских групп и гораздо правильнее пересказаны партийные и другие директивы, но стихи-то эти - пока бледны и по прочтении как-то безнадежно забываются... А вот стихи Кириллова, Герасимова, Александровского, Филипченко, Казина, хотя и многое можно сказать против этих стихов, - в истории русской поэзии останутся..." (В.Брюсов. Среди стихов. "Печать и революция", #7).

И другие:

Александровский В. Звон солнца. Стихи и поэмы. Кн.1. - М.

Асеев Н. Буденный. Поэма. - М.

Софрон на фронте. - М.

Совет ветров. - М.-П.

Избрань. Стихи. 1912-1922. - М.-П.

Аросев А. Белая лестница. Рассказы. - М.-П.

Артюшков А. Звук и стих. - П.

Аверченко А. Миниатюры. - М.

Брик О.М. Непопутчица. - М.-П.

Вересаев В. Без дороги. Повесть. - М.

Волькенштейн В. Театр. Трагедии. - П.

Волынский А.Л. Н.С.Лесков. - П.

Воровский В. Литературные очерки. - М.

Воронский А. На стыке. Сборник статей. - М.-П.

Гумилевский Л. Слепая ночь. - М.

Герасимов М. Цветы под огнем. Кн.2. - М.

Завод весенний. Стихи. 2-е допол. издание. - М.

Гершензон М.О. История молодой России. - М.-П.

Гроссман Л. Этюды о Пушкине. - М.-П.

Городецкий С. Миролом. 13 книга стихов. - М.-П.

Грин А.С. Сердце пустыни. Сборник рассказов. - М.

Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - П.

Стихотворения. Посмертный сборник. 2-е допол. издание. - П.

Дерунов К.Н. Библиография русских рецензий. (1850-1923). Перечень обследованных периодических изданий с указанием их условных обозначений и времени выхода. - М.

Евреинов Н.Н. Драматические сочинения. Том 3 (Пьесы из репертуара "Кривого зеркала"). - П.

Жирмунский В. Рифма, ее история и теория. - П.

Замятин Е. Мамай. Землемер. - П.

На куличках. Повести и рассказы. - П.-М.

Зощенко М. Рассказы. - П.

Огни святого Доминика. Пьеса в 4-х действиях. - П.

Разнотык. Рассказы. - П.

Юмористические рассказы. - М.-П.

Зилов Л. Небо упало. - М.-П.

Дождик. - М.-П.

Мизгирь. - М.-П.

Кисель. - М.-П.

Зозуля Е. Граммофон веков. - М.

Иванов Вс. Сопки. Партизанские повести. - М.-П.

Иванов-Разумник. Перед грозой. 1916-1917. - П.

Лидин В. Будда. Ковчег. Рассказы. - П.

Морской сквозняк. Повесть. - П.

Мышиные будни. Рассказы. - М.-П.

Леонов Л. Деревянная королева и другие рассказы. - П.

Петушихинский пролом. Повесть. - М.

Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. - М.

Ляшко Н. Радуга. Рассказы. Кн.2. - М.

На реке. Рассказы. - М.

Маяковский В. Маяковский улыбается. Маяковский смеется. Маяковский издевается. - М.-П.

Стихи о революции. Октябрь. Февраль. Голод. Европа. Искусство. Смешное. - М.

Обряды. - М.

Лирика. - М.-П.

Про это. - М.-П.

Вон самогон. Стихи. - М.

Маршак С. Детки в клетке. - П.-М.

Дом, который построил Джек. Английские детские песенки. Пересказал С.Маршак. - П.-М.

Сказка о глупом мышонке. - П.-М.

Несмелов Б. Родить - мужчинам. Поэма. - М.

Неверов А. Новый дом. Рассказы. - М.-П.

Лицо жизни. Рассказы. Том 2. - М.

Никитин Н. Камни. Рассказы. - П.

Бунт. - М.-П.

Никулин Л. Красный флот. Поэма. - М.-П.

Новиков-Прибой А. Подводники. Повесть. - М.-П.

Море забот. Морские рассказы. Кн.2. - М.

Две души. Рассказы. - М.

Катаев В. В осажденном городе. Рассказ. - П.

Каверин В. Мастера и подмастерья. Рассказы. - М.-П.

Кузмин М. Условности. Статьи об искусстве. - П.

Казин В. Рабочий май. Стихи. - М.-П.

Крученых А. Собственные рассказы детей. Собрал А.Крученых. - М.

Фонетика театра. 1. Новый социальный язык. 2. Кино и великий немой язык. 3. Массовая сигнализация. 4 Образцы. 5. Артисты и поэты о фонологии. Книга 123. - М.

Клюев Н. Ленин. - М.-П.

Куприн А. Чудесный дождь. - М.

Кириллов В. Отплытие. Стихи. - М.

Клычков С. Домашние песни. 5-я кн. стихов. - М.-П.

Гость чудесный. Избранные стихотворения. - М.-П.

Орешин П. Ржаное солнце. Стихи. Том 1. - М.-П.

Парнок С. Лоза. Стихи 1922 г. - М.

Перелешин Б. Бельма Салара. Стихи. - М.

Пильняк Б. Том 1. Голый год. Роман. Изд.2, исправленное. - М.-П.

Повести о черном хлебе. - М.-П.

Простые рассказы. - П.

Платонов А. Голубая глубина. Книга стихов. - Краснодар.

Слонимский М. Палата смертников. Рассказы. - П.

Полонская Е. Под каменным дождем. 1921-1923. - М.-П.

Сейфуллина Л. Перегной. Повести. - М.-П.

Соболь А. Обломки. Третья книга рассказов. 1920-1923 гг. - М.-П.

Люди прохожие. Вторая книга рассказов. 1916-1918. - М.

Серафимович А. Бабья деревня и другие рассказы. - М.

Город в степи. Роман. - М.-П.

Рассказы. - М.-П.

Скиталец. Воспоминания. - М.-П.

Томашевский Б. Русское стихосложение. Метрика. - П.

Федин К. Пустырь. - М.-П.

Хлебников В. Стихи. - М.

Отрывок из досок судьбы. - М.

Отрывок из досок судьбы (Лист второй). - М.

Отрывок из досок судьбы (Лист третий. Азбука неба). - М.

Толстой А.Н. Лунная сырость. Повести 1921 г. - М.-П.

Приворот. - М.-П.

Повесть о многих превосходных вещах (Детство Никиты). - М.-П.

Хромой барин. Роман. Издание, заново переработанное. 1912-1919. - М.-П.

Аэлита (Закат Марса). - М.-П.

Мертвый бег. Повесть зарубежных лет. - М.-П.

Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. - П.

Эренбург И. Жизнь и гибель Николая Курбова. Роман. - М.

Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников: Monsieur Дэле, Карла Шмидта, Мистера Куля, Алексея Тишина, Эрколе Бамбучи, Ильи Эренбурга и негра Айши в дни мира, войны и революции в Париже, в Мексике, в Риме, в Сенегале, в Кинешме, в Москве и в других местах, а также различные суждения Учителя о трубках, о смерти, о любви, о свободе, об игре в шахматы, об иудейском племени, о конструкции и о многом ином с предисловием Н.Бухарина. - М.-П.

Портреты современных поэтов. - М.

Шенгели Г. Броненосец Потемкин. Драматическая поэма. - М.

Практическое стиховедение. - М.

Трактат о русском стихе. Часть 1. Органическая метрика. Изд.2, переработанное. - М.-П.

Шмелев И. Они и мы. Рассказы для детей. - М.-П.

Последний выстрел. Рассказ. - М.

Догоним солнце. - М.

Рваный барин. Рассказ. - М.-П.

Чуковский К. Мойдодыр. Кинематограф для детей. - М.-П.

Муркина книга. - П.-М.

Шагинян М. Приключения дамы из общества. Маленький роман. - М.-П.

Своя судьба. Роман. - М.-П.

Литературный дневник. Статьи 1921-1923 гг. Изд.2, дополненное. - М.-П.

Путешествие в Веймар. - М.-П.

Шкапская М. Явь. Поэма. - М.-П.

Ширяевец А. Мужикослов. - М.-П.

Шишков Вяч. Мериканец. - П.

Тайга. Повесть. Изд.2. - М.-П.

С котомкой. Очерки. - М.-П.

Щипачев С. Под курганом веков. - Симферополь.

Якобсон Р. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским. - Берлин.

Сборники:

Библиотека поэтов. Под ред. В.Каменского. 2. - М. (Н.Берендгоф, В.Каменский, Г.Сидоров, С.Третьяков, В.Хлебников).

Биокосмисты. 10 штук. - П. (А.Ярославский, И.Линкст, П.Логинов, О.Ор, К.Чачкин, С.Кочет, Э.Эрн, Н.Рэм, А.Сергеенко, С.Тихонов).

Этапы (Эмигранты об эмигрантской жизни). - П. (А.Аверченко, Н.А.Тэффи, А.Ветлугин, М.Первухин, Дон-Аминадо и др.).