Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 24: 1924
Дата публикации:  23 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ИССЛЕДОВАНИЕ ГОДА | ДРАМАТУРГИЯ ГОДА | ОБ ЭМИГРАНТАХ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый странник
Пройдет-зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком,
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.

С.Есенин. "Красная новь". #5, 1924.

События

9 октября 1924 года умер В.Я.Брюсов (см. проект А.О. "1920-1924").

Умер А.В.Ширяевец.

Воронский А. О группе писателей "Октябрь" и "Молодая гвардия". "Красная новь", # 2, 1924.

"О литературно-художественных кружках и группах теперь стало писать куда трудней. На наших глазах разделилась "Кузница". Рассыпалась в своем недавнем составе "Молодая гвардия". Разбрелись фактически "Серапионовы братья". Перманентно реорганизуется и производит чистки "Октябрь", в поте лица своего отделяя овец от козлищ. Меняет свое лицо Всероссийский Союз писателей. Параллельно и одновременно возникают и растут новые кружки и объединения, прочность которых отчасти прямо эфемерна, отчасти неопределенна. Подобные перетряски и перегруппировки являются наглядными показателями, с одной стороны, нездоровой кружковой атмосферы в нашей писательской среде, с другой - они указывают на серьезные идеологические и литературные брожения и искания. Будем надеяться, что современные литературные "распады" и новообразования приведут к более четкому оформлению и к дальнейшему росту молодой советской литературы.

В Москве выходит книга "Писатели об искусстве и о себе. Сборник статей #1". (Авторы: А.Толстой, И.Касаткин, Л.Сейфуллина, Вс.Иванов, Е.Замятин, Б.Пильняк, А.Соболь, Н.Никитин, В.Лидин, А.Яковлев, Н.Огнев).

Появляется сборник "Литературная Россия. Сборник современной русской прозы под ред. В.Лидина". - М., 1924. (Авторы: А.Белый, А.Ремизов, С,Буданцев, Григорьев, Е.Замятин, Е.Зозуля, М.Зощенко, Вс.Иванов, В.Катаев, А.Новиков-Прибой, Б.Пильняк, А.Соболь, К.Федин, О.Форш, М.Шагинян, И.Эренбург и др.).

В 1924 г. начинает выходить журнал "Русский Современник"

"Новый толстый журнал "Русский Современник" появился на свет не без помпы и некоторой рекламы. Его выходу предшествовали специальные вечера, в "Известиях" помещались отрывки из произведений, вошедших в первые номера журнала. Журнал вышел действительно любопытным во многих отношениях. Прежде всего, в нем собран богатый беллетристический и историко-литературный материал. Это - положительная сторона. Но он любопытен еще и с другой точки зрения. Перед нами попытка создать чисто литературно-художественный журнал, без всякой примеси политики. Конечно, это почти безнадежная попытка. Вовсе избегнуть политики невозможно. Она так или иначе скажется: и в беллетристике, и - в особенности - в литературной критике. Есть и в "Русском Современнике" определенная, если угодно, не политическая, а классово-культурная линия (разница не велика, дело в конце концов сводится к одному и тому же). Она выражена не очень явно, но ее нетрудно проследить, сопоставив между собой статьи Эйхенбаума и А.Эфроса, предисловие Бродского к письмам Достоевского, произведения Замятина, Ахматовой и Клюева. Но характерна уже сама эта тенденция: отойти в сторону от политики и общественности..." (А.Лежнев. "Красная новь", # 4, 1924).

Исследование года

Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. - Л., 1924.

Драматургия года

Прокофьев С.И. Праздник крови. Мелодрама в 6-ти действиях с прологом. - М., на титульном листе - 1923.

Сборник агит-пьес для деревенского театра. - М., 1924.

Утенков М.Д. Проституция в драме. Пьесы: 1. Погибшие Создания. Инсценировка в одном действии (по Некрасову). 2. Порт. Инсценировка в одном действии (по Мопассану). Репертуар художественно-санитарно-просветительной студии О. В. Рахмановой. С предисловием ст. ассистента Государственного Венерологического Института В. А. Поспелова. - М., 1924.

Луначарский А. Поджигатели. Пьеса в 7 картинах. - М., 1924.

Масс В. Авантюра. Трагибуффонада в 3 актах. - М., 1924.

Третьяков С. Противогазы. Мелодрама в 3-х действиях. - М., 1924.

Щукин Д. Две пьесы: 1. Вредители и стороители. Поучительно-бытовая шутка в 2-х действиях. 2. Одураченный. Современный водевиль в одном действии. - Енисейск, на титульном листе - 1923.

Авенариус В.П. Пьески для малюток. - Пгд., 1924.

Брониковский Г. Эшелон # 317. Драматический эпизод в 1-м действии. - М., 1924.

Тарич Ю. Святые безумцы. Исторические сцены в 4-х действиях и 6 картинах. - М., 1924.

Криницкий М. Советская квартира. Комедия в 3-х действиях. - М., 1924.

Лебедев И. Безбожники. Пьеса. - М., 1924.

Корсаков И.Н. Тьма и свет. Пьеса из крестьянской жизни. - Тула, 1924.

Кутьин В.М. Коммунистка Вера. Пьеса для деревенского театра в 3-х действиях. - М., 1924.

Дубовский В. Большевицкий дождь. Пьеса в 4-х действиях. - М.-Л., 1924.

Василевские Л.А. и М.М., врачи. Суд над самогонщиками. Инсценировка. - Нижний Новгород, 1924.

Глоба А. Венчанье Хьюга. Пьеса. - М., 1924.

Бурнас З. 10-й юндень. Комсопьеса в 2-х действиях и 3-х картинах. - М., 1924.

Серафимович А. Комедия-сатира в 1-м действии. - М., 1924.

Путник На перевале. Пьеса из жизни шахтеров в 5 действиях. - М., 1924.

Абрамов А.С. Старое и новое. Пьеса в 2-х действиях. - М., 1924.

Арский П. Голгофа. - Л., 1924.

Об эмигрантах

(см. проект А.О.).

"Что создала литература эмиграции за 5-6 лет? Ничего, почти ничего. Почти не одного действительно яркого, действительно художественного, т. е. имеющего независимо от внутренней сути, права на длительное существование, произведения. Единственным, более или менее ценным произведением является, пожалуй, "Хождение по мукам" А.Н.Толстого, писателя, благодаря своей чуткости, честности и желанию творить, давно уже порвавшего с подводным царством мертвецов. Но ведь и кроме А.Толстого эмиграция насчитывала и насчитывает в своем составе лучших, талантливейших писателей предреволюционной эпохи: Бунина, Куприна, Шмелева, Зайцева и т. д. Остановимся на последних этапах их творчества.

Бунин. В памяти все еще свежи его "Братья", "Вера", "Князь во князья", "Сны Чанга" и др. Сравнивая их с лучшими новинками современной литературы, все более убеждаешься, что Бунин в своих последних, дореволюционных произведениях окончательно оформился и выкристаллизовывался как законный наследник нашей классической литературы... Но на примере Бунина... наиболее ярко сказалась классовая зависимость писателя: вместе с угасанием смертельно раненного общественного класса, угасает и писатель...

Отдадим врагу должное: "Несрочная весна" не только лучший из его позднейших рассказов, но, в смысле зарисовочном, может быть поставлен наряду с его прежними вещами. Своими отдельными зарисовками он напоминает тонкость античных барельефов... Но это единственно удачный из позднейших рассказов Бунина...

Не приходится жалеть и об остальных угасающих и угасших в эмиграции писателях. А наиболее талантливым среди них следует признать Шмелева... Его эпопея... "Солнце мертвых"... о голодных днях, пережитых Крымом в 1920-1921 гг. Сюжетным стержнем эпопеи является "доктор", наблюдающий "производимый над страной опыт"... Злоба, обнявшаяся с бессмертной глупостью, и глупость, поддерживаемая искусственной близорукостью, ведут автора, замаскированного в пропахший йодоформом халат, по крымским горам и ущельям, показывая ему какую-то апокалипсическую страну, где умирает все сущее... Конечно, никто не отрицает, что в Крыму был голод, но приписывать голод злым чарам пляшущей по российским просторам бабы-яги... может лишь убежденный и непримиримый, одноглазый, до наивности глупый и до глупости злобный реакционер, каким образцово показал себя в своей эпопее Шмелев...

К последним рассказам Куприна нельзя даже подойти с художественной меркой: они настолько бесталанны, что несмотря на пышную прослоенность сугубо-монархическими тенденциями, не вызывают ни злобы, ни раздражения. Куприн безнадежен, как безнадежно большинство эмигрировавших писателей..." (Н.Смирнов. Солнце мертвых. Заметки об эмигрантской литературе. "Красная новь", #3, 1924).

Действующие лица и исполнители

Есенин С. Москва кабацкая | Чуковский К. Портреты современных художников. А.Толстой | Язвицкий В. Побежденные боги | Зилов Л. Ворона на трубе | Серафимович А. Железный поток | Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу | Дружинин П. Соломенный шум | Иванов Вс. Возвращение Будды | | Безыменский А. Как пахнет жизнь | Грин А.С. Блистающий мир | Пильняк Б. Материалы к роману | Слезкин Ю. Медвяный цвет | Тынянов Ю. Литературное сегодня | Другие произведения

Есенин С.

Москва кабацкая. Стихи. - Л., 1924.

Стихи 1920-1924. - М.-Л., 1924.

"Есенин вошел в нашу отечественную поэзию со стихами о деревенской Руси. За исключением последнего периода творчества, у Есенина почти нет лирики любви. Место любимой у поэта занимает Русь, родина, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты...

Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и золоте осени, в рябине, в ржаном цвете полей, в необъятной сини небес. У поэта преобладает золотое, малиновое, розовое, медное и синее. У него даже лес вызванивает хвойной позолотой...

Русь Есенина в первых книгах его стихов - смиренная, дремотная, дремучая, застойная, кроткая, - Русь богомолок, колокольного звона, монастырей, иконная, канонная, Китежная. Правда, поэт знает и чувствует темноту этой Руси...

На примере ранних поэтических произведений Есенина очень отчетливо и показательно видно, как реальность и прочие подобные "потухшие настроения" застят глаза, как в тумане этих настроений скрадываются, мутнеют, становятся незаметными реальные очертания вещей и людей, как вместо твердых, упрямых, четких контуров и линий действительности выступают нежные, обманные пятна, мозга, хмарь - недаром у Есенина линия в поэзии отсутствует и он - поэт мягкого багрянца и золота, - как живая жизнь в туманах мистики преображается в фантазмы, в баюкающие миражи, в тихие беспечные острова блаженных. Отсюда один только и притом непременный шаг к кротости, к идилличности, к послушанию, к смирению и прочим добродетелям, очень выгодным для властелинов и опричников...

Дар Есенина - мир конкретных, деревенских образов. Его сила - в способности овеществления их до осязаемости. У него есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость, сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т.д. Он - один из самых тонких, нежных лириков современности, но "нарочитое соитие" тянет писателя в сторону от этих прямых задач, а внутренний распад поэтической личности, элементы идейного разложения грозят ему гибелью..." (А.Воронский. Сергей Есенин. "Красная новь". # 1, 1924.)

Чуковский К.

Портреты современных художников. А.Толстой. "Русский Современник", # 1, 1924.

"А.Толстой завершает собой вереницу наших усадебных классиков. Правда, он относится к ним, как, например, велосипед к дилижансу, но едет он по той же дороге. Его творчество подвижнее ловчее, бойче, его синтаксис эластичнее, его эпитеты громче, но не только герои, не только сюжеты, а самые приемы письма у него в большинстве его книг - дворянские, почти гончаровские, особенно в его лучших, наиболее типических книгах: в сборнике рассказов "Под старыми липами", в "Детстве Никиты" и в романе "Хождение по мукам".

Нет свойственной современным писателям дерганной, неврастеничной композиции, с перебоями, сдвигами плоскостей, ежеминутными сюрпризами и словесными выстрелами. Повествование плавное, как Волга в Симбирске...

Ни у кого из наших беллетристов нет такого инстинктивного чутья русской речи. Всеми ее оттенками А.Толстой пользуется, как старинные русские люди, т.е. почти не замечая своего мастерства...

Если бы он родился лет за 70 до нашего времени, из него вышел бы осанистый матерый писатель гончаровско-тургеневской школы. 70 лет назад в качестве органического представителя еще не окончательно раздребезженной дворянской Среды, он обладал бы немалым комплексом устойчивых идей; но он возник в начале 20 века, когда дворянство со всеми своими Никитами, жеребцами и елками рассыпалось у него на глазах, и от прошлого ему осталась лишь осанка..."

Язвицкий В.

Побежденные боги. Фантастический роман. - М.-Л., 1924.

"Роман довольно объемист, но писать о нем надо кратко, т. к. он - "по ту сторону литературы". Проще говоря, это откровенная макулатура . Передавать содержание романа - "сна" "молодого русского ученого Пьера (sic) Сорокина", заболевшего "лихорадочной желтухой" во время разборки коллекции, и увидевшего, - в бреду, некую Бирнас, красавицу-туземку затерянной в глуби Африки страны и т.д. - не стоит. По фабуле сон этот банальнее кинофильма захолустного кинематографа, по форме - гимназичен, по идеологии, мягко говоря, бульварен..." ("Книга о книгах". # 7-8, 1924).

Зилов Л.

Ворона в трубе. Повести. - М., 1924.

"23 маленьких - "акварельной работы" - рассказа, расположенные в определенной последовательности, подчеркивающей замысел автора: "сказать о бесконечно огромном и бесконечно малом и о том, как соединить их в одно целое". "Бесконечно малое" в большинстве рассказов - автору удалось. Но бесконечно огромное - явственно намечается в смысле "трояком и притом духовном", т. е. в плане чисто-идеалистическом. По счастью, автор не настаивает на этом, "бесконечно огромном": оно только "чувствуется", не вредя заметно "красивости" этих альбомных листков". ("Книга о книгах", #1-2, 1924).

Серафимович А.

Железный поток. - М., 1924.

"Это произведение нельзя назвать повестью или романом, это, скорее всего, героическая эпопея. Сюжет... очень несложен. Описывается поход голытьбы, которую начало вытеснять и выселять после первого падения Советской власти на Кубани богатое, старожильческое казачество...

Писателю удалось на этом, казалось бы, однотонном, однолинейном фоне создать большой, живой, своеобразный мир, современную Запорожскую сечь, социально совершенно своеобразную и внутренне новую, на которой лежит яркий отпечаток нашей стремительной и революционной эпохи. Внутренней силой данного произведения является то, что автор жизненно, без малейшей идеализации нарисовал эту людскую лаву, где каждое лицо, начиная от их атамана Кожуха и кончая бабой Горпиной со своим знаменитым самоваром, нарисовано с полновесной художественностью. Каждая капля отчетливо видна в этом волнующем людском море..." (В.Правдухин. "Красная новь", # 2, 1924).

Эйхенбаум Б.М.

Сквозь литературу. Сборник статей. - Л., 1924.

"В сборник включены статьи: Державин. Карамзин. Письма Тютчева. О Льве Толстом. О кризисах Толстого. О трагедии и трагическом. О трагедии Шиллера в свете его теории трагического. Иллюзия сказа. Проблема поэтики Пушкина. Как сделана "Шинель" Гоголя. О прозе М.Кузмина. О звуках в стихе. Мелодика стиха. Судьба Блока. Некрасов...

Заострение теоретических проблем, обусловлено стремлением автора найти новые методологические основания для изучения литературы как искусства - поддерживает интерес к статьям Эйхенбаума, хотя общую позицию его можно, по нынешним дням считать преодоленной. Слабее других - страницы, посвященные трагедии, хотя они писались автором, по-видимому, с особой любовью: в них особенно ясно чувствуется "книжный" отрыв автора от "живой жизни", вне обостренного, подлинного знания, любви - которой "трагическое" не может быть понято и раскрыто..." ("Книга о книгах". # 4, 1924).

Дружинин П.

Соломенный шум. Стихи. - М., 1924.

"Павла Дружинина с большим основанием, чем кого-либо иного можно причислить к подлинно-крестьянским (т. е. не "мужиковствующим") поэтам.

Основная особенность народного поэта - огромная любовь к родной земле, любовь к "поэзии земледельческого труда", освещена у П.Дружинина светом особенной, проникновенной и мягкой ласковости.

На желтые дороги
И пот и слезы лью,
И твой простор убогий,
Как плоть свою люблю...

Любовь к земле и труду - мудрая мать поэзии П.Дружинина. Это сообщает особенную нежность его стихам. П.Дружинин пишет очень просто ("по старинке"), но, вместе с тем, с удивительной слуховой и зрительной чуткостью...

Автор, конечно, не свободен от подражательности.

В таких стихах, как:

Осень в желтом сарафане
Лезет тихо на поветь...

сказывается влияние Есенина...

Есть у Дружинина и другие, главным образом "технического порядка", промахи: композиционная неслаженность и частичная огрубленность стиха.

Что нам знатные, богатые,
Не в богатстве наша цель...

Последняя строчка безвкусна и деревянна. Совсем из плохой публицистической статьи.

Дальше:

В коноплянике рыщут синицы...

решительно неверный, грубый, искажающий стихотворение образ..." ("Красная новь". # 5, 1924).

Иванов Вс.

Возвращение Будды. Рассказы. - М., 1924.

"В томе этом собраны рассказы: "Возвращение Будды", "Заповедник", "Рыбы", "Створчатые зеркала", "Очередная задача", "Долг"... Они - не из сильных вещей Вс.Иванова, одно время привлекавшего особое внимание критики, как "попутчик" из очень попутных революции. Но впечатление первых его вещей - быстро смеркло: как будто он сразу пошел со всех своих козырей, и на руках у него остались для дальнейшего одни двойки... Особенность рассказов Иванова (характерная для попутчиков вообще): порознь они читаются не без приятности, - но если собрать несколько таких рассказов вместе, в один том, "чужая" их сущность резко бьет в глаза". ("Книга о книгах". # 7-8, 1924).

Литературные манифесты.

1. Россия. От символизма до Октября. - М., 1924.

"Самая мысль - собрать литературные манифесты и декларации последнего 30-летия - отвечает назревшей потребности в подведении некоторых итогов. Но уловить потребность еще не значит удовлетворить ее. Составители сборника - Н.Бродский и Н.Сидоров - опытные хрестоматики, а для такого сборника нужна опытная литературная рука, умеющая и выбрать, и комментировать этот сложнейший материал...

Никакой серьезной работы составители не произвели. Собрали, что под руку попалось, - пусть читатель разбирается как хочет!" (Б.Эйхенбаум. "Русский Современник". # 2, 1924).

Безыменский А.

Как пахнет жизнь. - М., 1924.

"Безыменский - бесспорно одно из значительнейших явлений современной литературы. Крупное поэтическое дарование, выдержанное и стройное коммунистическое мироощущение, меткий глаз, редкое чувство действительности, неразрывная не только идеологическая, но и психологическая связь с партией - все это позволило Безыменскому встать в первые ряды пролетарской литературы и наиболее полно выявить в своем творчестве все отличительные черты и устремления ее передовых и чутких отрядов..." (Г.Лелевич. "Молодая гвардия". # 5, 1924).

Грин А.С.

Блистающий мир. Роман. - М.-Л., 1924.

"Обыватель любит переводные романы. Очевидно, именно в этом корень успеха, который имеет в обывательских кругах Грин: он пишет так, что и по сюжету, и по языку особенно, писания его кажутся переводными. В самом деле: разве у русского автора встретишь такую хотя бы фразу - "в беспечных условиях день ее рождения мог быть отмечен сладким пирогом и веселым домоседством среди подобных ей девочкообразных подруг, с нетерпеливыми и пылкими головами". У Грина такую цитату можно найти на любой странице нового его романа, отличного от прежних его рассказов новой, для Грина, чертой: он безнадежно скучен..." ("Книга о книгах". # 7-8, 1924).

Пильняк Б.

Материалы к роману. "Красная новь", #1, 1924. - М.-Л.

"... мне ясно, все больше и больше ухожу я от той беллетристике, где "он вошел, она села, он сказал, сказала она, оба про любовь, и луна светила в окно", - мне все время кажется, что я ухожу от беллетристики, навсегда, всякой. Надо писать как-то иначе...

Не мне судить о моих достатках. Но о недостатках своих я имею право говорить. И вот - один из них, кардинальнейший. Мои вещи живут со мной так несуразно, что, когда я начинаю писать новую вещь, старые я беру материалом, гублю их, чтоб сделать новое лучше... Не важно, что я (и мы) сделал, - важно, что я (и мы) сделаем, подсчитывать нас еще рано; какая-то соборность нашего труда необходима (и была, и есть, и будет), я вышел из Белого и Бунина, многие многое делают лучше меня, я считаю себя вправе брать это лучшее или такое, что я могу сделать лучше..."

Слезкин Ю.

Медвяный цвет. - М., 1924.

"В книжку включены 3 рассказа - все 3 из Украинской жизни времени гражданской войны... Сделаны рассказы в обычной манере Слезкина, обычным его, легким и красочным, временами излишне манерным, языком...

Лучший способ не заблудиться - само собой разумеется, попросту никуда не ходить. Слезкин и не ходит: он сидит и посматривает, мимо него проходят деникинцы, петлюровцы, махновцы, коммунисты; люди стреляются, вешаются, обмерзают, насилуют. Он сокрушенно покачивает головой: ах, не хорошо, зачем кровь, зачем насилие! А в общем - "шут с ними со всеми", как говорит... "Огуречная королева", героиня наиболее удавшегося из 3-х рассказов". ("Книга о книгах", #1-2, 1924).

Тынянов Ю.

Литературное сегодня. "Русский Современник". #1, 1924.

"Нерадостно пишут писатели, как будто ворочают глыбы. Еще нерадостнее катит эти глыбы издатель в типографию и совершенно равнодушно смотрит на них читатель...

Романы пришли со всех сторон...

В.Вересаев написал роман, Сергеев-Ценский - роман, А.Толстой, И.Эренбург, В.Шишков, Всеволод Иванов - все дали роман.

Роман Сергеева-Ценского любопытен тем, что показывает наглядно, каким не может быть роман. Роман писался 10 лет, с 1913 г. - и все таки остался рассказом...

Второй крымский роман В.Вересаева - носит откровенное заглавие "В тупике". Фабула его года два назад вероятно была бы сенсационной, сейчас же она очень традиционна: взятие Крыма красными войсками... Роман отличается необычайной интеллигентностью... Герои очень много говорят и любят плакать...

Если у Сергеева-Ценского рассказ нескромно назвался романом, то у В.Шишкова самый форменный роман скромно назвался повестью ("Наши дни" сборник 4, "Ватага")...

Не уживается современный материал с традиционными, почтенными романами: герои оказываются то тургеневскими девушками, о которых казалось бы столько написано сочинений, и классных, и домашних, то чернобородыми великанами, которые умещаются только в историческом романе, а из современного на полголовы высовываются...

Самое легкое "преображение" этих "тупиков" - это отход от них. Это правильно. Но, спасаясь от них, ушли слишком далеко - не только на Запад, но и на Марс. У нас есть западные романы и один (пока) марсианский. Массовым производством западных романов занят в настоящее время Илья Эренбург. Его роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито" имел необычайный успех... (см проект А.О. "1920-1924").

Алексей Н.Толстой - прилежный и удачливый подмечатель сырых и лунных оттенков русской речи, написал роман, действие которого развертывается на Марсе. Развертывают это действие, очень старательно, русские герои.

Как-то незаметно вышло, что А.Н.Толстой оказался в литературе представителем сразу двух Толстых. Сам он - третий, и то обстоятельство, что он написал марсианский роман, доказывает, что принуждены как-то искать выхода и классики...

"Почва сухая, потрескавшаяся. Повсюду на равнине стояли высокие кактусы, как семисвечники, - бросая редкие лиловые тени. поддувал сухой ветерок..."

Совсем другая фантастика в романе Замятина "Мы" (Роман не напечатан еще, но о нем уже были отзывы - в "Сибирских огнях", кн. 5-6, 1923 и в "Красной нови"). Фантастика вышла убедительной. Это потому, что не Замятин шел к ней, а она к нему. Это стиль Замятина толкнул его на фантастику. Принцип его стиля - экономный образ вместо вещи; предмет называется не по своему главному признаку, а по боковому; и от этого бокового признака, от этой точки идет линия, которая обводит предмет, ломая его в линейные квадраты. Вместо 3 измерений - 2...

На склоне другого течения - тоже крупное явление. Я говорю о психологической повести. Мы давно устали от тяжелого психологизма. Хорошо, хотя и кручено, написана "Анна Тимофевна" Федина - давит этой душной психологией... Рассказ Шмелева "Это было" с тяжелой психологией имел бы успех 5 лет тому назад, - сейчас он не пугает... Если на мир смотреть в микроскоп - это будет особый мир. Таково "Детство Люверс" Пастренака. Все дано под микроскопом переходного возраста, искажающим, утончающим вещи, разбивающим их на тысячи абстрактных осколков, делающих вещи живыми абстракциями...

Еще один оползень. Возьмите "Петербург" А.Белого, разорвите главы, хорошенько перетасуйте их, вычеркните знаки препинания, - оставьте как можно меньше людей, как можно больше образов и описаний, - и в результате по этому кухонному рецепту может получиться Пильняк...

Выход для оползня - оползать все больше, - в документе, в истории, в литературной газете, может быть намечается этот выход для этой литературы, которая уже почти не "литература"..."

И другие:

Брюсов В. Меа. Собрание стихов. 1922-1924. - М.

Основы стиховедения. - М., 1924.

Максимов-Евгеньев В. Памяти Валерия Брюсова. Сборник. - Л.

Жирмунский В. Байрон и Пушкин. Из истории романтической поэмы. - Л.

Слонимский М. Машина Эмири. - Л.

Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. - Л.

В ожидании литературы. "Русский Современник", #1, 1924.

Дорохов П. Сын большевика. - М.

Половодье. - Екатеринбург.

Новиков-Прибой А. Две души. Рассказы. - М.

Моряки. Повесть. - М.

Шагинян М. Перемена. Быль. - Л.

Шведов Я. Шестеренные перезвоны. - М.

Зощенко М. Веселая жизнь. Рассказы. - Л.

Эренбург И. (см. проект А.О. 1920-1924). Трубка. Рассказ. - М.

Любовь Жанны Ней. Роман. - М.

Дроздов А. Единая страсть. - М.

Пришвин М. Курымушка. Повесть. - М.

Волков М. Волчьи зубы. - М.-Л.

Тренев К. Батраки. - М.-Л.

Горлов Н. Футуризм и революция. Поэзия футуристов. - М.

Гумилевский Л. Стальные дни. - М.-Л.

Сорк сороков. - М.

Савкин Н. Багровые васильки. Стихи. - М.

Давыдов О. Черный юг. - Л.

Зуев А. Смута. - М.-Л.

Лещинский Н. В пути. - М.-Л.

Сивачев М. Желтый дьявол. Повесть. - М.-Л.

Ганин А. Былинное поле. Стихи. - М.

Шкловский В. Сентиментальное путешествие. Воспоминания 1918-1923. - Л., 1924.

ZOO или письма не о любви. - Л. (см. проект А.О. 1920-1924).

О законах кино. "Русский Современник" #1, 1924.

Бибик А. К широкой дороге. - М.

Горнфельд А.Г. Боевые отклики на мирные темы. - Л.

Серафимович А. Живая тюрьма. - М.

Ледоход. Рассказы. - М.

Тихонов Н. Сами. Стихи. - Л.

Ауслендер С. Много впереди. - М.

Яровой П. На большой дороге. - М.

Толстой А. Н. Чепная Пятница. Рассказы. 1923-1924. - Л.

Зарин А. Красный город. - Л.

Власов-Окский Н. Россия. Стихи. - Тверь.

Докучаев А. Изломы. Стихи. - Тверь.

Кузмин М. Новый Гуль. Стихи. - Л.

Фадеев А. Разлив. - М.-Л.

Против течения. - М.-Л.

Ляшко Н. Искра. - М.

Правдухин В. Литературная современность 1920-1924. - М.

Мошинский В потоке. Стихи. - Л.

Неверов А. В садах. - М.-Л.

Большевики. - М.

Серые дни. - М.-Л.

Иванов, рабочий. Сборник стихов и басен. - Омск

Поморский А. Революция на ладони. Стихи. - М.-Л.

Родов С. Сверенный взлет. Стихи и поэмы. 1918-1920. - М.

Вересаев В. В тупике. Роман. - М.

Кольцов М. Идеи и выстрелы. Очерки. - М.-Л.

Последний рейс. - Л.

Верещагин И. Лесные законы. - М.

Городецкий С. Веснушки Ванюшки. Стихи. - М.

Лети, лето! Стихи для детей. - М.

Романов П. Русь. Роман. - М.

Русанин О. Крымские эскизы. - Л.

Садофьев И. Огни. Поэма. - Л.

Светлов М. Стихи. - Л.

Пильняк Б. Собрание сочинений. Том 1, 3. - М.

Английские рассказы. - М.-Л.

Полонский В. Уходящая Русь. Статьи об интеллигенции. 1920-1924. - М.

Волжский А. Дурман. Рассказы. - М.-Л.

Князев В. Капля крови Ильича. Стихи. - Л.

Фома Царьков. Повесть в стихах. - Л.

Леонов Л. Туатамур. Повесть. - М.

Гирели М. Трагедия конца. Роман. - Л.

Клюев Н. Ленин. Стихи. - Л.

Соболев Ю. А.П.Чехов. Литературные экскурсии. - М.

Третьяков С. Итого. Стихи. - М.

Трошин П. За свободу. Стихи. - Тверь

Тюханов А. Без компаса. Рассказы. - М., на титульном листе - 1923.

Борецкая М. Гнев народный. Трилогия. Кн. 1. - М.-Л.

Фурманов Д. Чапаев. - М.

Чулков Г. Вечерние зори. - М.

Курдюмов В. О Спире-дезертире. Стихи. - М.

Луначарский А. Искусство и революция. - М.

Краевский И.С. Первые крылатые люди. - М.

Кузнецов Н. Стихи. - Пгд.

Берендгоф Н. Доктор Ночь. Третья книга стихов. - М.

Булатов И. Пламень. Стихи. - Вологда

Вучетич Красный фонарь. - М.

Жадаев А. Весенний горн. - Казань

Козырев М. Неуловимый враг. - Харьков, на титульном листе - 1923.

Фатов Н.Н. Молодые годы Леонида Андреева. - М.

Асеев Н., Маяковский В. Ткахи и пряхи, пора нам перестать верить заграничным баранам. Стихи. - М.

Бедный Д. А все-таки... Стихи. - М.

Кострома. Поэма. - Кострома

Беленсон А. Безумие. Третья книга стихов. 1922-1923. - М.

Горшков В. Сказ о том, как глот и хам поклонился мужикам. Стихи. - М.

Замысловская Е. 9 января. Повесть. - Пгд.

Каменский В. 27 приключений Хорта Джойс. Роман. - М.-Пгд.

Костарев Н. Аэропоэма. - Владивосток

Саввин Н.А. А.Серафимович как детский писатель. - М.

Чернов Л. Профсоюз сумасшедших. Лирика. - Владивосток

Аросев А. Никита Шорнев и другие повести. - Пб.

Волков М. Дубье. Рассказы. - М.-Пгд.

Герасимов М. Стихи. - М.

Гроссман Л. Театр Тургенева. - Пб.

Путь Достоевского. - Л.

Сейфуллина Л. Молодняк. Рассказы. - М.

Низовой П. Тени. Рассказы. - М.

Фомин С. Земная зыбь. Рассказы. - М.-Пб.

Хирьяков А.М. Человек, которого зовут Антоном (Жизнь калмыка). - М.

Безыменский А. Как пахнет жизнь. - М.

Бианки В. Лесные домики. - Пгд.

Никулин Л. Никаких случайностей. (Дипломатическая тайна). - М.-Пб.

Перегудов А. Лесные рассказы. - М.-Пб.

Сандомирский Г. Черные блузы. - М.-Пгд.

Смирнова Е. Беглый. - М.

Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. Введение в поэзию Блока. - Пгд.

Две души М.Горького. - Л.

Русская революция в сатире и юморе. Часть 1. - М.

Мухина свадьба. - М.

Доктор Айболит. - Л.

Чуковский Н. Звериный кооператив. - М.

Шварц Е. Война Петрушки и Степки Растрепки. - Л.

Ширвинский С. Лирика. Стихи об Италии. - М.

Шубин Г. Разведка. - М.-Л.

Шильдкрет К. Кровь. Рассказ. - Пгд.

Предрассветный туман. - М.

Ширяевец А. Раздолье. Песни, стихи. - М.

Шубин Г. На рабфак! Рассказы. - М.- Пгд.

Григорьев С. С мешком за смертью. - М.-Л.

Жаров А. Комсомолец. Лирическая поэма. - М.-Л.

Кузнецов Д. Медальон. Стихи. - М.

Войтоловский Л. У японцев. Из путевых впечатлений. - М. - Пб.

Горький М. Собрание сочинений Том 1-16. - М.-Пб.

В.И.Ленин. - Л.

Дубовский В. О пролетарской литературе. Наброски. - М.

Семенов С. Т. Новый хозяин. Рассказы. - М.- Пб.

Голый человек. - М.-Л.

Копейка. Повести и рассказы. - Л.

Злобин С. Переполох. Сказка. - М.

Маяковский В. Маяковская галерея. (Те, кого я никогда не видел). Стихи. - М.

О Курске, о комсомоле, о мае, о полете, о Чаплине, о Германии, о нефти, о пятом Интернационале и о прочем. - М.

Комсомольская. "Молодая гвардия", #2-3, 1924.

Меньшой А. Мы с вами в Берлине. - М.

Милицына Е. В ожидании приговора. - М.

Орловец П. Путешествие на аэроплане. - М.

Потехин Ю. (Скиф) Павлины без перьев. Из архива контрреволюции. - М.

Федин К. Сад. Рассказ. - Л.

Города и годы. Роман. - Л.

Рахилло И. Рассказы. - Пгд.

Панкратов С. Голубые решетки. - Смоленск, на титульном листе - 1923.

Звездные берега. - Вологда

Новиков В. Воспоминания подпольщика. - М.

Колосов М. Тринадцать. Рассказ. - Пгд.

Томашевский Б., Максимов-Евгеньев В. Памятка о Пушкине. - Л.

Сборники:

Октябрь в литературе. - М. (Л.Сейфуллина, Ф.Гладков, Б.Пильняк, Вс.Иванов и др.).

Валерию Брюсову: Сборник посвященный 50-летию со дня рождения поэта. 1873-1923. - М. (Стихи: Б.Пастернак, И.Аксенов, Кириллов, Брюсов и др. Проза: А.Луначарский, Л.Гроссман, М.Григорьев и др.).

Литературно-художественный альманах для всех. Книга первая. - Л. (Авторы: В.Александровский, Вс.Рождественский, Г.Сорокин, О.Мандельштам, Л. Гумилевский, Н.Катков, Вс.Иванов, М.Слонимский и др.).

Пушкин. Сборник 1. Ред. Н.К.Пиксанов. - М. (Авторы: Н.К.Пиксанов, П.Н.Сакулин, М.О.Гершензон, В.Я.Брюсов, Л.П.Гроссман и др.).

Недра. Литературно-художественный сборник. Книга 4. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 23: 1923 /16.08/
Литературные критики хрипят врукопашную; эллинские мифы Мандельштама; Хлебников не параноик, а дилетант; Грин развивает ту же тему, а Маяковский заполняет 255 страниц; зрелый Пильняк; Ахматова желает быть забытой, а Шмелев доказывает рост дарования.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 22: 1922 /10.08/
"Тараканище" - книга года; выходит журнал "Новый мир"; умер Хлебников; культура обнажается; эпоха миниатюрных изданий; проза общается с поэзией; Ходасевич трезво воспринимает жизнь, а Есенин беспомощен и статичен.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 21: 1921 /04.08/
Гумилев арестован, Блок умер; кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства; Вяч.Иванов и М.Гершензон - переписка из двух углов; анонимная поэма Маяковского; чистый и волнующий голос Ахматовой; Кузмин предпочитает вторники, а Тынянов вспоминает Гоголя.
Век=текст. Выпуск 20: 1920 /27.07/
Творчество как разновидность труда; "Кузница" кует новых поэтов; пролетарское искусство коллективно создаем; антижизненные рассказы Пильняка и упадочная литература Ивана Новикова; преодоление буржуазной культуры и слияние искусства с трудовой жизнью; коллективизм преобразует смысл художника
Век=текст: зарубежье, выпуск 2 /27.07/
Сумбур и хаос в России; новые фамилии высылаемых; Сологуб молчит, а Брюсов заглядывает в бездну; литература на откупку у корки хлеба; в Париже "Новый корабль", а в Белграде "Новое время"; Мережковский пропитался запахом эпохи; тоскуют писатели наши и поэты, печатают в газетах статьи и сонеты.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru