Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20000925.html |
Век=текст. Выпуск 28: 1928 Егор Отрощенко Дата публикации: 25 Сентября 2000 Стихотворение года Лоск лакейских фраков и салфеток; Скрипки расслоились в зеркалах; Канонада реже, но не тише; Маузер матроса будет меток; И со стен косят и лгут афиши: "Красным город я не сдам". Пропадай. А ну-ка, ну-ка, скрипки, Пудра. Душно. Воздух полон пудрой. Скрипки, скрипки, скрипки... Канонада. Г.Шенгели. "Новый мир", #6. Мобилизация сил В 1928 году был опубликованы: Ильф И. и Петров Е. Двенадцать стульев. Роман. - М.-Л. Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман. - М.-Л. Беляев А. Человек-амфибия. Научно-фантастический роман. - М.-Л. Грин А.С. Бегущая по волнам. Роман. - М.-Л. Олеша Ю.К. Три толстяка. Роман для детей. - М.-Л. В "Новом Лефе" под рубрикой Литература факта опубликованы главы из книги Л.Кассиля Кондуит. Активно публикуются и выступают на вечерах в Ленинградском Доме печати ОБЭРИУты: Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, Н.Олейников, К.Вагинов, И.Бахтерев, Б.Левин. Кроме того, в этом же году писался (закончен в 1929) роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова. События В "Афишах Дома печати" (#2) опубликована декларация ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). "Вы как будто начинаете возражать, что это не тот предмет, который вы видите в жизни? Подойдите поближе и потрогайте его пальцами. Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты. Может быть вы будете утверждать, что наши сюжеты "не-реальны" и "не-логичны"? А кто сказал, что "житейская" логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героини и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать". Избранные цитаты "Петербург окрашен для меня с некоторых пор в зеленоватый цвет, мерцающий и мигающий, цвет ужасный, фосфорический. И на домах, и на лицах, и в душах дрожит зеленоватый огонек, ехидный и подхихикивающий. Мигнет огонек - и не Петр Петрович перед тобой, а липкий гад; взметнется огонек - и ты сам хуже гада; и по улицам не люди ходят: заглянешь под шляпку - змеиная голова; всмотришься в старушку - жаба сидит и животом движет. А молодые люди каждый с мечтой особенной: инженер обязательно хочет гавайскую музыку услышать, студент - поэффектнее повеситься, школьник - ребенком обзавестись, чтоб силу мужскую доказать. Зайдешь в магазин - бывший генерал за прилавком стоит и заученно улыбается; войдешь в музей - водитель знает, что лжет, и лгать продолжает. Не люблю я Петербурга, кончилась мечта моя". К.Вагинов. Предисловие, произнесенное появляющимся на пороге книги автором. Козлиная песнь. Роман. - Л. Действующие лица и исполнители Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман. - М.-Л. "До "Тихого Дона" Шолохов мало обращал на себя внимания; его рассказы, несмотря на отдельные исключения, были в общем среднего достоинства. "Тихий Дон" выдвигает Шолохова в первые ряды советской литературы. Огромный охват эпохи и людей самых различных социальных слоев; вдумчивое и серьезное изучение самого разнообразного быта и психологий; бодрое и крепкое восприятие жизни и высокая обще-идейная установка романа; несмотря на некоторые недостатки,... в общем яркая, убедительная, замечательная по простоте языка "форма" романа - все это делает "Тихий Дон" крупным явлением современной литературы". (И.Машбиц-Веров. "Новый мир", #10). Вагинов К. Козлиная песнь. Роман. - Л. "...в большом литературном интересе вагиновскому роману отказать, во всяком случае, нельзя. И больше того: нельзя отказать и в большой литературной злободневности. Его подчеркнутая трактатность - не только лабораторный эксперимент высококвалифицированного мастера, но и определенный этап на пути к овладению трудным жанром идеологического романа, который давно уже стоит в порядке дня нашего литературного сегодня. До сих пор Вагинов был известен нам исключительно как поэт, при этом - как поэт, настроенный чрезвычайно пассеистично, для которого история литературы заканчивалась мандельштамовским акмеизмом. "Козлиная песнь" дает основания, как от прозаика, ждать от него гораздо большего". (И.Сергиевский. "Новый мир", #11). "Нельзя пройти мимо книги К.Вагинова "Козлиная песнь"... - романа о писательской богеме - в нем донельзя обнаженная апология тех блаженненьких, нищих духом, Христа ради юродивых, кафешантанных гениев на полчаса, о которых с великим презрением писал в "Злых заметках" Н.И.Бухарин. Автор кокетничает "снобизмом", изломом, гробокопательством. Влюблен в гниль, в плесень, в юродство... Вагинов в своем романе дал очень неудачную интерпретацию эренбурговского скепсиса, конечно, не обладая силой дарованья и искренностью скорби Эренбурга. - Говоря о смысле творчества, Вагинов утверждает, что писанье - вроде физиологического процесса, своеобразного очищения организма. И тематика, и оформление романа - "очищение организма" - напоминают ученические тетради. Наша жизнь многогранна и многокрасочна, не иконами старорусского письма заполнена современность, а живыми людьми. Есть темы, есть возможности для писателя и для драм, и для трагедий, и для комедий. - Слезы допустимы, но зачем же обязательно с пьяной икотой?" (С.Розенталь. Писателт и книги. "Красная новь", #10). Мандельштам О.Э. Стихотворения. - М.-Л. "Мандельштам - несомненный мастер стиха. В его торжественных и медлительных строфах, в конкретных и смелых эпитетах, в зрительных образах, в тонкой мелодической инструментовке - та сложная простота, о которой мечтают многие современные эпигоны классиков. Но значение Мандельштама для нового читателя и роль его в современной поэзии не пропорциональны его большой поэтической культуре. Не переставая совершенствоваться, как художник, он перестал ощущать динамику жизни, перестал быть современником. Мне не с руки почет такой, И как противен мне какой-то соименник, То был не я, то был другой. Оставаться в пределах статического изображения мира, воспевать бесстрастие вещей и наименований, значит идти по пути замкнуто-субъективного творчества. И, конечно, нельзя не пожалеть, что поэт, обладающий подлинным зрением художника, глядит как-то поверх или мимо современности. Поэтому рецензируемая книга воспринимается, как интересное, значительное, но уже минувшее явление русской поэзии". (М.Рудерман. "Новый мир", #8). Багрицкий Э. Югозапад. (Стихи). - М.-Л. "Югозапад" - первая книга стихов Э.Багрицкого, но книга эта мало походит на обычные дебютные выступления молодых поэтов. Мы имеем дело не с новичком-дебютантом, а со зрелым, вполне сложившимся поэтом, проделавшим большой поэтический путь и имеющим "лица не общее выраженье"... "Югозапад" Багрицкого, - несомненно, одна из наиболее ярких книг стихов, вышедших за последнее время". (М.Зенкевич. "Новый мир", #5). Орешин П.В. Откровенная лира. Стихи. Том четвертый. - М. Дружинин П.Д. Черный хлеб. Стихи. - М. "Стихи Орешина и Дружинина отвратительны тем, что они насильственно "внашивают" человека деревни в круг чувств - до самооплевания включительно, - свойственных самим авторам, но не этому человеку. Они отвратительны тем, что наглухо застилизовывают деревню. Деревня оказывается напетой на А.К.Толстом и возникает не на разговорном - мужицком, а на каком-то претенциозно-славянолюбском словарном фундаменте".(П.Незнамов. О поэтах и об установках. "Новый леф", #9). Клычков С.А. Князь мира. Роман. - М. "С.Клычков, поэт обобщенно-идиллической деревни, остался далеко позади - на страницах учебников. В творчество писателя нахлынул новый материал, материал живой действительности, от него не откреститься, не отчураться неразменным целковиком. Вернуться к сплошному мировосприятию, романтически поэтизирующему деревню, уже нельзя, - материал не позволяет. Писатель, увидавший реальное в фантастике, уже не в состоянии воссоздать нарушенную цельность фантастического покрова. Трилогия "Сорочье царство", выросшая из лесных туманов "Чертухинского балакиря", развернулась в сложную историческую эпопею деревни. И так как перед нами - в творчестве С.Клычкова - не поспешная смена вех, но трудный органический процесс, то к голосу писателя нужно прислушаться с особенным вниманием". (В.Дынник. "Новый мир", #7). Платонов А. Сокровенный человек. Повести. - М. "У А.Платонова следует отметить упорное стремление быть серьезным писателем. Он движется по линии наибольшего художественного сопротивления, иногда даже искусственно создавая на своем пути препятствия. Все время кажется, что писатель изнемогает в попытках показать "тайное тайных" своих не совсем обычных героев... Но от самого замысла (а отчасти и от его разрешения) показать мятежную фигуру рядового пролетария в испепеляющие годы гражданской войны веет какой-то подлинной корневой правдой. Повесть ("Сокровенный человек". - Е.О.), несмотря на свою языковую и композиционную корявость, безнадежные промахи и даже нелепости в изображении, например, всех батальных эпизодов, - все же подкупает какой-то скрытой силой и убедительностью. А.Платонов пишет всерьез, ищет новых точек зрения на предмет, копается в самых основаниях душевной и социальной жизни. Судьба сырого человека в революции его тревожит. Он вкладывает в изображение этой судьбы всю свою, несколько омраченную, страстность... Говоря вообще, А.Платонов способен вывести читателя из терпения, настолько иногда тяжел (языком, что хоботом ворочает) его язык и так перегружен - не по-молоду, а по-старчески - его слог всяческими смысловыми трудностями. Тут есть, конечно, доля того, что принято называть "покушением с негодными средствами". Но главное заключается в другом: в отсутствии у писателя поверхностного подхода к жизни, к судьбе человеческой в революции. И даже в отношении языка: пустого оригинальничанья нет у писателя. Он просто ищет новых изобразительных оттенков, и на этом пути часто делает ошибки, падает, чтобы опять подняться". (Н.Замошкин. "Новый мир", #3). Сельвинский И.Л. Записки поэта. Повесть. (Стихи). - М.-Л. Петровский Д. Черноморская тетрадь. Стихи. - М. Голодный М.С. Новые стихотворения. - М. "Читатель, хорошо знакомый с современной поэзией, несомненно, с веселой улыбкой пробежит "Записки поэта" Сельвинского, это забавную "повесть", как назвал ее сам автор. "Записки поэта" - остроумный живой памфлет на современную поэзию, в шуточной форме высказывающий целый ряд серьезных мыслей и программных положений... "Записки поэта" - не только поэтический памфлет, но и замаскированное в шуточную форму программное выступление от лица конструктивизма... Нельзя сказать, чтобы все эти мысли были новы, но зато они четко и образно формулированы. Заслуги конструктивистов вообще не в новшествах, а в умелом конструктивном использовании старого. Они почувствовали необходимость учета поэтического опыта последних десятилетий и пытаются создать основы новой поэтики. Самое оригинальное и ценное в конструктивизме это то, что он конструирует "вокруг той точки, из которой могла бы организоваться система", элементы, взятые из разных поэтических школ и течений (футуризм, эго-футуризм, акмеизм, символизм). Основной принцип конструктивизма таков, говоря словами Сельвинского: "Солянки оливки из Турции да венские сосиски, а в общем солянка истинно русская (то есть истинно конструктивная) блюдо". Конструктивисты - эклектики, но не эпигоны. Пользуясь своим собирательным конструктивным методом, они успешно действуют на самом слабом фланге современной поэзии, - в области эпоса ("Улялаевщина" Сельвинского, "Опанас" Багрицкого). Трудно найти поэта, более противоположного конструктивистам, чем Д.Петровский. Стихи его, как партизаны, не признают дисциплины и единоначалия, и действуют в разбивку, в рассыпную. Почти каждая строка, каждый образ стремятся у него жить обособленной жизнью и не стремятся подчиняться целому, входить слагаемыми в какую-нибудь конструкцию или систему. Даже к лучшим стихам Петровского применимы иронические слова Сельвинского: Ритмика, рифмика, образный иконостас. Но в целом баллада - разрозненное мироздание, И той невидимой точки, вокруг которой могла бы организоваться ситема, - нет. Ищите ее - эту точку. В ней то все дело... Мих.Голодный выделяется среди комсомольских поэтов свежестью и непосредственностью своего лиризма. У Голодного нет ходового штампа, даже в стихах на газетные злободневные темы у него чувствуется широкое лирическое дыхание... стихи Мих.Голодного овеяны романтизмом... Форма стихов у Голодного тоже романтическая, балладная или элегическая, легкая и певучая... К сожалению, форма стиха М.Голодного не всегда выдержана (общеупотребительные ритмы, избитые рифмы: любовь, кровь, день, тень и т.д.). Веянье возрождающегося у нас в последнее время в поэзии неоромантизма заметно не только у Голодного, но и у Светлова и других поэтов, в особенности у Багрицкого." (М.Зенкевич. Пять книг стихов. "Новый мир", #3). Сельвинский И. Пушторг. "Красная новь", #5-6 "Последний роман в стихах Ильи Сельвинского "Пушторг"... явился, как и другие его вещи, - "большой формой", и если "Улялаевщина" получила название эпопеи, то этот роман оказался еще эпопее. Проблема "Пушторга", по заявлению самого автора... - это "молодая советская интеллигенция (по терминологии - "переходники"), выросшая в эпоху революции и болезненно ищущая сращения с рабоче-крестьянским блоком". Сельвинский изобретательствует по ту сторону газетного конкрета; именно никакого госплана-то в его громоздких сооружениях и нет; он - силою вещей - становится в этой области крупнейшим частником и вместе со своими эпопеями и эпосом порождает в периферии бесчисленное множество эпосов и эписарей".(П.Незнамов. О поэтах и об установках. "Новый леф", #9). Слонимский М.Л. Средний проспект. - М.-Л. "Стремление автора к обобщениям терпит неудачу. Жало авторской иронии не достаточно остро. Вооруженный только им (резонерские побрякушки не в счет), он не сможет ни вызвать у читателя соответствующих эмоций, ни победить даже скуку". (А.Шафир. "Новый мир", #4). Скобеев Фрол Литературный ларек. Ребят обдувают. "Новый мир", #10. "В #3 детского журнала "Мурзилка"... М.Клокова напечатала такие стишки: Пруд как будто (?) у ворот... ........................................ Март веселый, чернобровый (?) С крыш сосульками повис. К чему относится "как будто", - к пруду или к воротам, - и почему март - "чернобровый", этого не только ребята, но, вероятно, и сама Клокова не знает. В другом детском журнале, "Еж",... стихами балуется Д.Хармс: Наклоняли самовар, Но оттуда (?) выбивался Только пар, пар, пар. Наклоняли самовар, Будто шкап (?), шкап (?), шкап (?), Но оттуда (?) выходило Только кап, кап, кап. Я не берусь объяснить, почему Хармс не сравнил наклоняемого самовара с падающей Пизанской башней, но уверен, что для ребят это было бы столь же непонятно (а этого Хармс, видно, и добивался), как и данное им сравненье. Стихи Клоковой и Хармса справедливо заключить двустишием: Ерунду, ерунду!" И другие: Акульшин Р.М. Наше будущее. Рассказы. - М. Александрова З. Полевой Октябрь. Стихи. - М. Альвинг А. Наденька Артенева. Повесть. - М. Альтшулер М. Часовая стрелка. Рассказы. - М. Арельский Г. Враг Птоломея. Биографический роман. - Л. Аросев А.Я. Сенские берега. Роман. - М. На земле под солнцем. Рассказы. - М.-Л. Асеев Н.Н. Молодые стихи. - М.-Л. Бабель И.Э. Закат. Пьеса. - М. Безыменский А.И. Люди. Стихи. - М. Песни жизни. (Стихи). - М. Песни любви и ненависти. - М. Пути борьбы. (Стихи). - М.-Л. Белый А. Ветер с Кавказа. Впечатления. - М. Беляев А. Борьба в эфире. Научно-фантастический роман. - М.-Л. Берендгоф Н.С. Бег. (Стихи). - М. Бибик А.П. Новая Бавария. Рассказы. - М. Богораз В.Г. Союз молодых. Роман из северной жизни. - М.-Л. Борисов Л. 2 Леонарди 2. - Л. Борисоглебский М.В. Кальва. Роман. - Л.-М. Бражнин И. Прыжок. Роман. - Л. Браун Н. Новый круг. Стихи. - Л. Бунин И.А. Рассказы. - М.-Л. Братья. - М. Худая трава. - М.-Л. Васильченко С.Ф. Не той стороною. Роман. - М.-Л. Введенский А. На реке. - М. Много зверей. - М. Мяу. - М.-Л. Венус Г. Зяблики в латах. Роман. - М.-Л. Вересаев В.В. В юные годы. (Воспоминания). - М. Проездом. Рассказы. - М. Виноградов С. Село родимое. Стихи. - М. Вознесенский А.С. Сотая жена. Рассказы. - М. Дикарь. Рассказы. - М. Воронский А.К. Искусство видеть мир. Сборник статей. - М. Герасимов М.П. Избранные стихи. - М. Бодрое утро. Стихи. - М. Горький М. Жизнь Клима Самгина. (Сорок лет). Повесть. - М.-Л. Грабарь Л. Записки примазавшегося. - М. Жемчуга от Тэт-а-Тэт'а. Повесть. - М.-Л. Журавли и картечь. Повести. - М.-Л. Грин А.С. Вокруг света. - М. Губер Б.А. Простая причина. Рассказы. - М. Гумилевский Л.И. Дикий дом. Роман. - М. Дорогойченко А.Я. Бурьян. Повести и рассказы. - М.-Л. Деревенская любовь. (Стихи). - М. Доронин И.И. Весенние голоса. (Стихи). - М.-Л. Ершова М. Наши дни. Стихи. - М.-Л. Жаров А.А. Мекка. Поэма. - М. Первый том. Стихи и поэмы. - М. Итальянское письмо и другие стихи. - М.-Л. Жидков Б.С. Орлянка. Рассказы. - М.-Л. Заболоцкий Н. Красные и синие. - М.-Л. Хорошие сапоги. - М. Завадовский Л.Н. Железный круг. Повести и рассказы. - М. Завалишин А.И. Пепел. Рассказы. - М. Агитатор. Рассказы. - М. Заводчиков В. Седое время. Вторая книга стихотворений. - Л. Зарудин Н.Н. Полем-юностью. Избранная лирика. - М. Зенкевич М.А. Поздний пролет. (Стихи). - М.-Л. Зорич А. Ровно четыре. - М.-Л. Зощенко М.М. Лялька пятьдесят. - М.-Л. Страшная ночь. - Л. Над кем смеетесь. - М.-Л. Верная примета. - М.-Л. Трезвые мысли. - М. Веселые проекты. (Тридцать счастливых идей). - Л. Дни нашей жизни. - Л. Иванов Вс.В. Бегствующий остров. Повесть. - М.-Л. Последнее выступление факира Бен-Али-Бея. Рассказы. - М.-Л. Чудесные похождения портного Фокина. Повесть. - М.-Л. Гибель Железной. Повесть. - М. Ивнев Р. Герой романа. (Роман). - Л. Инбер В.М. Печень Хаима Егудовича. - М.-Л. Плоды и корни. - М.-Л. Каверин В.А. Воробьиная ночь. Рассказы. - М. Казин В.В. Признания. Стихи. - М.-Л. Каменский В.В. Степан Разин. Привольный роман. - М.-Л. Пушкин и Дантес. - Тифлис. Катаев В.П. Бездельник Эдуард. - М. Птички божьи. Юмористические рассказы. - М.-Л. Отец. (Рассказы и стихи). - М.-Л. Родион Жуков. Повесть. - М. Катаев И.И. Сердце. Повести. - М. Кириллов В.Т. Вечерние ритмы. (Стихи). - М. Кирсанов С.О. Моя именинная. Поэма. - М.-Л. Клюев Н.А. Изба и поле. Избранные стихотворения. - Л. Ковынев Б. Андрей Бывалов. Повесть в стихах. - М. Негритенок. Месть индуса. (Стихи). - М. Комиссарова М. Первопуток. Стихотворения. - Л. Корнилов Б. Молодость. Стихи. - Л. Крашенинников Н.А. Столп огненный. Роман-хроника. - Л. Крутиков Д.И. Кудеяров вир. Повести. - М. Крученых А.Е. 15 лет русского футуризма. 1912-1927 гг. Материалы и комментарии. Продукция #151. - М. Левин Б. Студенческая любовь. Рассказы. - М. Леонов Н.И. Голубые потемки. - М. Липецкий А.В. Наперекор. Роман. - М. Ляшко Н.Н. С отарою. Повесть. - М. В разлом. Повесть. - М. Мандельштам О.Э. О поэзии. Сборник статей. - Л. Египетская марка. (Рассказы). -Л. Маяковский В.В. Но. с. (Новые стихи). - М. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. - Л. Мелковская Л.М. Земля. Стихи. - М. Наль А.М. Поэт. Книга стихов. - М. Насимович А.Ф. Грех. Повести и рассказы. - М. Савелий-богатырь. - М.-Л. Город премогучий. - М.-Л. Никитин Н.Н. Собачий ящик. Повесть. - Л. Никонов Б.П. Глухая стена. Роман. - М.-Л. Никулин Л. Матросская тишина. Повести и рассказы. - М. Показательная пасха. - Л. "Между нами". Юмористические рассказы. - М. Обрадович С.А. Поход. (Стихи). - М.-Л. О молодости. Стихи. - М.-Л. Огнев Н. Разгром капустника. (Дневник Кости Рябцева). - М. Жуткие рассказы. - М. Олейников Н. Удивительный праздник. - М.-Л. Танки и санки. - М.-Л. Олеша Ю.К. Зависть. Роман. - М.-Л. Орешин П.В. Жизнь учит. Повесть. - М.-Л. Панов Н.Н. Человек в зеленом шарфе. Вторая книга стихов. (1924-1927 год). - М. Тайна старого дома. Роман приключений. - М.-Л. Парнок С.Я. Вполголоса. Стихи 1926-1927. - М. Пасынков Л.П. Атаман Серьга. Роман. - М.-Л. Петров Е. Всеобъемлющий зайчик. Юмористические рассказы. - М. Невероятно, но... Юмористические рассказы. - М. Петровский Д. Червонное казачество. (Стихи). - М.-Л. Пильняк Б.А. Рассказы с востока. - М. Платонов А. Луговые мастера. Рассказ. - М. Пропп В. Морфология сказки. - Л. Романов П.С. Черные лепешки. Рассказы. - М. Рукавишников И.С. Проклятый род. Роман. - М. Ряховский В.Д. Глухари. Роман. - М.-Л. Садовской Б.А. Приключения Карла Вебера. Роман. - М. Светлов М. Хлеб. Поэма. - М.-Л. Сейфуллина Л.Н. Простые рассказы. - М. Ранний Сельвинский. (Стихи). - М.-Л. Серафимович А.С. Лесная жизнь. Рассказы. - М. Сергеев-Ценский С.Н. Береговое. Рассказы. - Л. Маска. Повести и рассказы. - Л. Живая вода. Рассказы. - М. Гриф и Граф. Рассказы. - М. Слезкин Ю.Л. Козел в огороде. - М. Слонимский М.Л. Черниговцы. Повесть о восстании черниговского полка (1826). - М.-Л. Сухотин П.С. Игрушка. - М. Сущинская Е.Н. Стихи. - М. Телешов Н.Д. На ходу. Рассказы. - М.-Л. Тихонов Н.С. Шесть туманов. Рассказы. - М.-Л. Избранные стихи. - М. Поэмы. - М.-Л. Толстой А.Н. Василий Сучков. Картинки нравов Петербургской стороны. - М. Живые тени. Рассказы. - М. Радиовредитель. - Л. Тренев К.А. Тихий город. Рассказы. - М. Третьяков С.М. Свадьба Дэн Ши-Хуа. - М. Тынянов Ю. Побег. Из жизни декабриста. - М. Федин К.А. Анна Тимофеевна. Повесть. - Л. Братья. Роман. - Л. Хармс Д. О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил. - М.-Л. Озорная пробка. - М.-Л. Театр. - М. Хованская А. Китайский болванчик. Рассказы. - М.-Л. Черный Саша Детский остров. Стихи. - М.-Л. Четвериков Д. Любань. Роман. - М.-Л. Чуковский Н.К. Сквозь дикий рай. Стихотворения. - Л. Шагинян М.С. Своя судьба. Роман. - Л. Восточные рассказы. - М. Шишков В.Я. Кикимора. - Л. Цветки и ягодки. Юмористические рассказы. - М. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. - Л. Материал и стиль в романе Толстого "Война и мир". - М. Шмелев И.С. Стена. - М.-Л. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Кн. 1. 50-ые годы. - Л. Эренбург И. Рассказы. - Л. |