Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20000929.html

Век=текст. Выпуск 29: 1929
Егор Отрощенко

Дата публикации:  29 Сентября 2000

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | КНИГА ГОДА | ИССЛЕДОВАНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Белая ночь

Гляди: не бал, не маскарад,
Здесь ночи ходят невпопад,
Здесь, от вина неузнаваем,
Летает хохот попугаем.
Здесь возле каменных излучин
Бегут любовники толпой,
Один горяч, другой измучен,
А третий книзу головой.
Любовь стенает под листами,
Она меняется местами,
То подойдет, то отойдет...
А музы любят круглый год.

Качалась Невка у перил,
Вдруг барабан заговорил -
Ракеты, выстроившись кругом,
Вставали в очередь. Потом
Они летели друг за другом,
Вертя бенгальским животом.

Качали кольцами деревья,
Спадали с факелов отрепья
Густого дыма. А на Невке
Не то сирены, не то девки,
Но нет, сирены, - на заре,
Все в синеватом серебре,
Холодноватые, но звали
Прижаться к палевым губам
И неподвижным, как медали.
Обман с мечтами пополам!

Я шел сквозь рощу. Ночь легла
Вдоль по траве, как мел бела.
Торчком кусты над нею встали
В ножнах из разноцветной стали,
И тосковали соловьи
Верхом на веточке. Казалось,
Они испытывали жалость,
Как неспособные к любви.

А там вдали, где желтый бакен
Подкарауливал шутих,
На корточках привстал Елагин,
Ополоснулся и затих:
Он в этот раз накрыл двоих.

Вертя винтом, бежал моторчик
С музыкой томной по бортам.
К нему навстречу, рожи скорчив,
Несутся лодки тут и там.
Он их толкнет - они бежать.
Бегут, бегут, потом опять
Идут, задорные, навстречу.
Он им кричит: "Я искалечу!"
Они уверены, что нет...

И всюду сумасшедший бред.
Листами сонными колышим,
Он льется в окна, липнет к крышам,
Вздымает дыбом волоса...
И ночь, подобно самозванке,
Открыв молочные глаза,
Качается в спиртовой банке
И просится на небеса.

Н.Заболоцкий. Столбцы. - Л.

Книга года

Кузмин М.А. Форель разбивает лед. Стихи 1925-1928. - Л.

Исследования года

Бахтин М.М. (См. также А.О.) Проблемы творчества Достоевского. - Л.

Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. - Л.

События

22 апреля вышел 1 номер "Литературной газеты". Ответственный редактор С.И.Канатчиков.

В августе-сентябре разразился скандал, связанный с опубликованием романа "Красное дерево" Б.Пильняка в издательстве "Петрополис" в Берлине, закончившийся травлей Б.Пильняка.

Волин Б. Недопустимые явления. "Литературная газета", #19.

"При всей бледной немочи и импотенции зарубежной белогвардейской литературы, эмигрантские газеты и журналы охотятся за нашей литературой и наиболее каверзное и сомнительное у себя перепечатывают. Особым успехом, обычно, пользуется у эмиграции творчество Булгакова, Зощенко, Пильняка (напр., "Повесть непогашенной луны") и др.

Мы и до сих пор не понимаем, как могло случиться, что советские литераторы, чьи произведения перепечатываются белогвардейской прессой, ни разу не удосужились выразить свой протест...

Но мы имеем ряд фактов еще более недопустимых. Б.Пильняк написал роман "Красное дерево". Не нашлось никаких оснований к тому, чтобы это произведение было включено в общий ряд нашей советской литературы. Роман этот был отвергнут редакциями советских журналов. И что же? "Красное дерево" Пильняка оказывается напечатанным в издательстве "Петрополь", в издательстве берлинских белогвардейцев. Как мог Пильняк этот роман туда передать? Неужели не понимал он, что таким образом он входит в контакт с организацией, злобно-враждебной стране Советов?

Почему Пильняк, председатель Всероссийского союза писателей, не протестовал...

То же следует сказать и романе Замятина "Мы". Известно, что Замятин имеет все возможности помещать продукцию своего талантливого творчества в советской прессе... Этот роман Замятина оказался неприемлемым для советской литературы. Но то, что неприемлемо для литературы Советского Союза, оказывается весьма приемлемым для эсеровской эмиграции. И роман Замятина "Мы" нашел свое достойное место на страницах эмигрантского журнала "Воля России". Мы что-то не слышали и про Замятина, чтобы он где-либо отмежевался от этого сотрудничества с эмигрантской эсеровщиной и опротестовал издание своего романа за границей.

Мы не можем также не остановиться на таком недопустимом факте, как печатание одного и того же произведения в двух разных вариантах: в одной редакции для советской прессы, в другой - для белогвардейской, как это случилось с произведением Ильи Эренбурга "Рвач".

Мы обращаем внимание на этот ряд совершенно неприемлемых явлений компрометирующих советскую литературу, и надеемся, что в их осуждении нас поддержит вся советская общественность".

Секретариат РАПП

Ко всем членам Всероссийского союза писателей. "Литературная газета", #20.

"Мы обращаемся к ленинградским отделениям ВСП и ФОСП, ко всем писательским организациям и одиночкам - с предложением определить свое отношение к поступкам Е.Замятина и Б.Пильняка...

Жизнь формулирует перед попутчиками вопрос резко и прямо: либо за Пильняка и его покрывателей, либо против них. Третьего не дано".

По поручению Лит. Центра Конструктивистов Б.Агапов.

От ЛЦК. "Литературная газета", #20.

"Издание советским писателем антисоветской вещи в эмигрантском издательстве считаем преступлением против интересов рабочего класса и совершаемой им революции.

Попытки Б.Пильняка оправдаться перед советской общественностью считаем несостоятельными.

Одновременно указываем на необходимость упорядочить общее положение с изданием произведений советских писателей за границей".

От РЕФ'а В.Маяковский.

Наше отношение. "Литературная газета", #20.

"Повесть о "Красном дереве" Бориса Пильняк (так, что ли?), впрочем, и другие повести и его и многих других не читал.

К сделанному литературному произведению отношусь как к оружию. Если даже это оружие надклассовое (такового нет, но, может быть, за такое считает его Пильняк), то все же сдача этого оружия в белую прессу усиливает арсенал врагов.

В сегодняшние дни густеющих туч это равно фронтовой измене.

Надо бросить беспредметное литературничанье.

Надо покончить с безответственностью писателей.

Вину Пильняка разделяют многие. Кто? Об этом - особо.

Например, кто отдал треть Федерации (Издательство. - Е.О.) союзу пильняков?

Кто защищал пильняков от рефовской тенденциозности?

Кто создавал в писателе уверенность в праве гения на классовую экстерриториальность.

Президиум Совета ВОПП "Кузница".

От "Кузницы". "Литературная газета", #21.

"Кузница" призывает всех честных советских писателей отмежеваться от фальшивой, двусмысленной пильняковщины, объединиться вокруг пролетарской литературы на основе открытого и непосредственного участия в строительстве социализма; на основе бодрого, жизнерадостного творчества.
Не должно быть пильняковщины в кругу советской литературы!"

Совет "Перевала".

От "Перевала"."Литературная газета", #21.

"В связи с напечатанием повести Бориса Пильняка "Красное дерево" в эмигрантском издательстве "Петрополис", Содружество Писателей Революции "Перевал" высказывает решительное принципиальное осуждение всякой попытке печататься в эмигрантской прессе, от какого бы советского писателя эта попытка ни исходила..."

Писатели о коллеге

Высказывания из "Литературной газеты", #21.

Вс.Иванов: "По-моему, здесь какое-то недоразумение".

К.Зелинский: "Считаю, что всякая литература неотрывна от политики, а потому безусловно осуждаю поступок Б.Пильняка".

Е.Зозуля: "Появление книги в белом издательстве, повидимому, небрежность... Гораздо хуже - содержание самой вещи".

В.Катаев: "Считаю поступок Пильняка безобразным, а объяснения данные им явно неудовлетворительными". (См. также А.О.)

Избранные цитаты

Сказка

Жила была девочка Шапочка. И пошла и открыла дверь.

Так рассказывает двухлетний мальчик сказку о "Красной Шапочке".

А как же волк, Китя?

Волка не надо - я их боюсь.

Волки сегодняшнего дня. Ходите, непризнанными.

В.Шкловский. О старухах и об изобретениях. "Литературная газета", #8.

Действующие лица и исполнители

Тальников Д. Литературные заметки | Каверин В.А. Скандалист или вечера на Васильевском острове | Заболоцкий Н. Столбцы | Литература факта | Незнамов Н. Хорошо на улице | Зелинский К.Л. Поэзия как смысл | Луговский В.А. Мускул | Антокольский П.Г. 1920-1928 | Полонская Е. Упрямый календарь | Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара | Шагинян М.С. Кик | Вагинов К.К. Труды и дни Свистонова | Маяковский В.В. Клоп | Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы | Другие произведения

Тальников Д.

Литературные заметки. "Красная новь", #2.

"Вдумчивому наблюдателю нашей литературной жизни сегодняшнего дня должна бросится в глаза одна черта, может быть, еще не осмысленная во всей своей глубине, не раскрытая во всей своей ясности, не вынесенная из "тайного тайных" на суждение и писателя и общественности, но несомненно существующая и по временам о себе заявляющая то в случайных общественных выступлениях, то в литературном творчестве: писатель наш, преимущественно попутчик, одолеваем какими-то сомнениями, мучительными для него как писателя, он уперся в какой-то художественно-идеологический тупик, перед ним вырос вопрос о дальнейших путях его работы".

Каверин В.А.

Скандалист или вчера на Васильевском острове. - Л.

"В "Скандалисте" многое идет от позы, ненужного выверта, своеобразной фетишизации литературной техники; но, внимательно всматриваясь в роман, мы видим, что все это тяготеет к памфлету, к чисто внешней, грубо развлекательной тенденции романа. И, в конечном счете, все это оказывается накипью, которую можно снять. И тогда обнажается подводное и достаточное выразительное течение романа. Перед нами очень глубоко понятый образ лишнего человека. Опустошение, бесцельные человеческие существования - вот настоящая и без всяких фокусов показанная драма, которая содержится в романе Каверина". (Ф.Иванов. "Красная новь", #5).

"О некоторых кругах интеллигенции до сих пор не было написано такой грустной книжки, какую написал В.Каверин. Правда, грусть вставлена в рамки веселой насмешки и сарказма, но и веселый сарказм книжки звучит порой как надгробная эпитафия.

Речь идет об узкой группе ученых, академиков, лингвистов, литераторов. Это - мир призраков, теней, человеческих копий; людей замкнутой культуры, обреченных, но не желающих примириться со своей обреченностью...

В сущности, показан крах той особой психологической категории людей, которых можно не узко-литературно, а широко окрестить формалистами. Логические состязания, игра ума, как самоцель, - вот основные черты этого психологического типа. Игра эта кое-что давала им в прошлом, но решительно ничего не дает в настоящем.

Автор... притворяется, что сожалеет о гибнущих. В этом притворстве и суть его иронии, которая положена как формальный принцип в основу романа. Очевидно В.Каверин сам, как художник, прощается в этом романе с искусством как игрой". (С.Пакентрейгер. "Новый мир", #3).

Заболоцкий Н.

Столбцы. (Стихи). - Л.

"Столбцы" Заболоцкого привлекают внимание необычным в нашей молодой поэзии "лица необщим выраженьем". Заболоцкий взял благодарную для сатирика или юмориста, но трудную и неблагодарную для поэта тему: быт. Жанровые сцены и зарисовки принимают у Заболоцкого форму гротеска, преломляются в "горбатом зеркале":

Другой же, видев преломленное
свое лицо в горбатом зеркале,
стоял молодчиком оплеванным,
хотел смеяться и не мог...

Несмотря на крайнюю прозаичность своих тем, близких темам Зощенко, Заболоцкий не впадает в стихотворную юмористику типа Саши Черного и держится на высоте "станковой" лирической поэзии, продолжая линию акмеизма от "Аллилуйя" и "Плоти". Заболоцкому нужно пожелать только более широкого кругозора (не одно "горбатое зеркало") и более разнообразной и богатой формы (почти весь сборник написан четырехстопным ямбом с тусклыми часто рифмами)". (М.Зенкевич. Обзор стихов. "Новый мир", #6).

"Своеобразие поэзии Н.Заболоцкого в наивном (почти детском) восприятии мира. Но огненные груши, вертящие "бенгальскими животами", "жирные автомобили, схватившие под мышки Пикадилли" и ряд других примеров убеждают: наивность восприятия - обдуманный прием автора. Надо признать, что в культуре приема поэт показал себя большим художником". (В.Красильников. "Литературная газета", #8).

Литература факта

Первый сборник материалов работников Лефа. Под ред. Н.Ф.Чужака. Авторы: О.М.Брик, Т.С.Гриц, П.В.Незнамов, В.О.Перцов, В.В.Тренин, С.М.Третьяков, Н.Ф.Чужак, В.Б.Шкловский. - М.

Н.Ф.Чужак: "Мы против литературы вымысла, именуемой беллетристикой, мы - за примат литературы факта. Писатели слишком долго "преображали" мир, уводя пассивного и эстетически одурманенного читателя в мир представлени...

Полная конкретизация литературы! Никаких "вообще"! Долой бесплотность, беспредметность, абстракцию! Все вещи именуются собственными именами и научно классифицируются... Мы - злейшие враги номинализма, мы - за именованность".

В.Б.Шкловский: "Мы считаем, что старые формы художественной литературы негодны для оформления нового материала и что вообще установка сегодняшнего дня - на материал, на факт, на сообщение".

"В сущности, мы имеем здесь дело с фетишизированием литературной техники. Именно она - в очень отвлеченном, изолированном значении - является той областью, в которой оперируют, исследуя литературное явление, участники сборника. Эта литературная технология и оказывается той поверхностью, которой все они ограничиваются, рассматривая данные литературного ряда. И фетишизм этот не случаен. Наши авторы отвлекают техническую сторону литературного явления и гиперболизируют ее потому, что для них неясна сущность этого явления". (Ф.Иванов. Фетишисты факта. "Красная новь", #7).

Незнамов Н.

Хорошо на улице. Стихи. - М.

"Книжка лефовца П.Незнамова "Хорошо на улице" привлекает к себе чрезвычайно нужной нашему времени оптимистической лиричностью. Ее характерной особенностью является почти сплошь описательный характер входящих в нее стихотворений. Лирика Незнамова, если можно так выразиться, - зрительная. Она не дает широких обобщений, не волнует постановкой каких-либо вопросов, не углубляется в существо явлений. Ходит человек по Москве и, действительно, ему "хорошо на улице", радостно...

Но как только исчерпаны возможности перечисления, поэт преподносит невыразительную, азбучной элементарности концовку.

Незнамов - верный лефовец младшего призыва. Его книжка отражает в себе, как в малой капле воды, плюсы формальных достижений и минусы лефовских теоретических установок. Леф ориентирует художественную литературу исключительно на факт, а обобщат, мол, факты сами себя. Исходя из этой упрощенной, вульгарно-примитивной теории, как непреложного, Незнамов, очевидно, развивая свои субъективные особенности, доводит эту теорию до предела: концентрирует свое творческое внимание исключительно на зрительном факте, на описании внешности явления. Его книжки - своеобразный кодак, нащелкавший много интересных пленок... Но и только. Широким задачам современной поэзии книжка никак не служит. Она поверхностна. И кажется - принципиально поверхностна".(О.Бескин. "Красная новь", #10).

Зелинский К.Л.

Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме. - М.

"Евангелие конструктивизма написано Корнелием Зелинским, издано Федерацией, названо с большой претенциозностью - "Поэзия как смысл".

Как и всякое евангелие, книга Зелинского патетична и не отличается внешней скромностью. До известной степени она криклива. Автор любит говорить высокопарно. "Свеча символа получает медный подсвечник логики" - вот типичное высказывание Зелинского. На таком цветистом жаргоне изложено все исповедание конструктивизма, формулированное в книге "Поэзия как смысл".

Как и приличествует всякой литературной программе, книга Зелинского не грешит излишней теоретической щепетильностью, она не строга к себе, и за пышным фейерверком изречений в манере "медного подсвечника логики" часто не содержится никакого смысла, хотя смысл и провозглашается основой конструктивистского евангелия...

...вся система взглядов, изложенных в евангелии конструктивистов, проникнута характерной двойственностью: с одной стороны, это - евангелие техницизма, с другой - евангелие вшивости. Перед нами не только рационалисты, но и идеологи мещанской "святой хозяйственности". (Ф.Иванов. Евангелие конструктивистов. "Красная новь", #10).

Луговской В.А.

Мускул. Вторая книга стихов. - М.

"Мускул" - название книжки поэта-конструктивиста В.Луговского. Это название удивительно правильно выражает основное в его творчестве - напряженность и притом напряженность по-здоровому, целеустремленную, волевую напряженность нового поколения закаленной молодежи.

Характерной особенностью стихов Луговского является своеобразное сочетание ритмической сухости, эмоциональной, если можно так выразиться, "подтянутости" с лиричностью, отталкивающейся от расплывчатости и носящей радостно-мужественный характер". (О.Бескин. "Красная новь", #10).

Антокольский П.Г.

1920-1928. Стихотворения. - М.-Л.

"П.Антокольский - типичный эпигон символизма. Характерные для символистов черты почти все наличествуют в его поэзии. Вся книга окрашена философической мистичностью. Даже в тех случаях, когда в некоторых стихах подспудно пробивается идеологическая концепция или образ, типичные для нашей эры, - и тогда этот философский мистицизм является каркасом поэтической конструкции". (О.Бескин. "Красная новь", #10).

Полонская Е.

Упрямый календарь. Стихи и поэмы. - Л.

"В творчестве Е. Полонской, этой, безусловно, культурной поэтессы, уживаются две противоречивых тенденции: с одной стороны, стихийное устремление к революции, желание стать ее певцом, с другой - в ряде ее произведений намечается типичный образ деклассированного попутчика, принявшего революцию, но сохранившего в то же время довольно отчетливо проступающие черты богемского анархизма...

В художественном отношении Полонская - поэт большой выразительной силы и (кроме некоторых "ахматовских" тенденций) поэт чрезвычайно самостоятельный". (С.Малахов. "Красная новь", #4).

Тынянов Ю.Н.

Смерть Вазир-Мухтара. - Л.

"Вазир-Мухтар" войдет в нашу литературу как исторический роман, в котором автор по временам вольно обращается с материалом, но его автору нельзя не поставить в заслугу использование историко-литературных фактов с той художественной прозорливостью, которая свидетельствует о недюжинных способностях на далеком расстоянии схватывать наиболее рельефные очертания и отделять их от тех штампованных оценок, которые на протяжении десятилетий загромождают собой подлинный лик анализируемых фигур...

Ю.Тынянов, очевидно, не желая уйти от неких литературных принципов, часто как будто сам на себя одевает корсет или бинтует себе ноги, связывая, комкая зарисовки, искусственно вводя некоторые метафоры и т. п. - но, тем не менее, его "Вазир-Мухтар" - вдумчиво вылепленный Грибоедов. Может быть, это скорее скульптурное произведение, чем портрет, а может быть и маска, снятая с покойника". (С.Вельтман. Лицо и маска. (А.С.Грибоедов в "Вазир-Мухтаре" Ю.Тынянова). "Красная новь", #5).

Шагинян М.С.

Кик. Роман-комплекс. - Л.

"Кик" - это разбухший фельетон, блестящий в своих частях, острых и умных деталях, но лишенный признаков цельного органичного произведения. Приключенческие моменты (вспомним Джима Доллара) и общественно-литературные выступления (вспомним "Писатель болен"), перенесенные в книгу, не составляют еще нового жанра. "Кик" лишь веха на богатом опытами пути М.Шагинян. Создание живого полугазетного романа еще впереди". (Н.Замошкин. "Новый мир", #11).

Вагинов К.К.

Труды и дни Свистонова. Роман. - Л.

"Автор ухитрился в романе, написанном в 1928 году, не заметить эпохи строительства социализма, эпохи культурной революции. Его герои... копошатся где-то на самых отдаленных задворках жизни...

Пустоту и уродливость этого мира, очевидно, сознает и сам автор...

Сопоставляя все эти данные - "характеристику" писателей, монстров и экземпляров свистоновской кунсткамеры, и самого Свистонова, перекраивающего Гофмана и Бальзака - начинаешь серьезно думать: уж не памфлет ли это автора на самого себя?!" (К.Хохлов. Памфлет на самого себя. "Литературная газета", #10).

Маяковский В.В.

Клоп. Феерическая комедия. 9 картин. - М.-Л.

"В построении социализма, так же, как и в изобличении обывательщины, Маяковский не вышел из круга явлений, механически наиболее часто попадающих в поле его зрения. Изучить, присмотреться - ему не по нутру. Политически продумать во избежание примитивнейших ляпсусов - тоже.

Самый факт новой попытки Маяковского подойти к крупному жанру - драматургическому - надо, конечно, всячески приветствовать. Особенное значение это имеет в связи с засилием в нашей драматургии последних лет булгаковщины, всяческих явных и скрытых правых тенденций, псевдореволюционных пьес и т.п. Но тем большего вправе мы ожидать от прогрессивных фигур в нашей литературе.

"Ультралевый" лозунг и трескучие обличения, при наличности старенького штампа, нас не устраивают. Необходимо изучение объекта творчества, проникновение в гущи типичных бытовых политических явлений.
"Клоп" сделан на скорую руку, легковесно, легкомысленно.

Он много ниже возможностей Маяковского". (О.Бескин. "Клоп" Маяковского. "Красная новь", #5).(См. также А.О.)

Тынянов Ю.Н.

Архаисты и новаторы. - Л.

"Прежде всего, обращает на себя внимание построение этой книги. Статьи, принадлежащие к разному времени, расположены не хронологически, а по обдуманному плану, напоминающему план беллетристического произведения...

Построение научно-критической книги, как цельного увлекательного произведения - главная особенность и заслуга сборника Тынянова.

В ней немало открытий и откровений... Но странное дело: метод Тынянова, будучи применен к эпохам историческим, действительно живит и приводит в движение явления, которые казались нам застывшими, регламентированными и остановившимися, но, будучи применен к личностям живым и к явлениям недавнего прошлого, он как-то их схематизирует, сушит и мертвит". (П.Сторицын. "Литературная газета", #8).

И другие:

Айзман Д.Я. Земляки. Рассказы. - Л.

Акульшин Р.М. Следы. Рассказы. - М.

Александровский В.Д. Костер. Стихи. 1918-28. - М.

Алексеев М.А. Большевики. (Роман). - М.-Л.

Алтаев А. Бунтари в Сибири. Роман. - М.-Л.

Последние звенья. Роман. - М.-Л.

Алтаузен Д.М. Безусый энтузиаст. Лирическая поэма. - М.-Л.

Апушкин Я.В. Октябрь в деревне. Сборник. Стихи, песни, пьесы. - М.-Л.

Архангельский А.Г. Пародии. (Стихи). - М.

Асеев Н.Н. Дневник поэта. - Л.

Работа над стихом. (Статьи и стихи). - Л.

Проза поэта. - М.

Безыменский А.И. Вдохновение будней. (Стихи). - М.

Удары солнца. Стихи. - М.

Стихи о Ленине. - М.

Комсомолия. Страницы эпопеи. - М.-Л.

Весенняя прелюдия. Избранные стихотворения. - М.-Л.

Выстрел. Комедия в стихах. - М.-Л.

Беккер М.И. Поэтессы. - М.

Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник". Исследование. - М.

Пепел. Стихи. Изд. 2-е переработ. - М.

Беляев А.Р. Властелин мира. Научно-фантастический роман. - Л.

Бершадский Р.Ю. Старт. Стихи. - М.-Л.

Блок Г. Одиночество. Роман. - Л.

Бражнин И. Жестокая ступень. Роман. - Л.

Бромлей Н.Н. Потомок Гаргантюа. Рассказы. - М.

Бухов А.С. Как таковые. Эстрадный скэтч. - М.

Бухштаб Б.Я. Левкина школа. Рассказ. - М.

Введенский А.И. Железная дорога. - М.

Путешествие в Крым. - М.

Авдей-Ротозей. - М.

Летняя книжка. - М.

Мед. - М.

Венус Г.Д. Последняя ночь Петера Герике. Рассказы. - Л.

Огни Беркширии. Рассказы. - М.

Винокуров С.А. Клочья. (Стихи). - М.

Владимирова А.В. Ливень. Стихи. - М.

Трудная радость. Стихи. - М.

Вольтман В. Первая книга стихов. - М.

Гайдар А. На графских развалинах. - М.

Горбунов К. Ледолом. Роман. - М.-Л.

Городецкий С. М. (См. также А.О.) Грань. Лирика. 1918-1928. - М.

Алый смерч. Роман. - М.-Л.

Грабарь Л.Ю. Семейная хроника. - Л.

Грин А.С. Джесси и Моргиана. Роман. - Л.

Окно в лесу. - Л.

Колония Ланфиер. Рассказы. - Л.

Приключения Гинча. - Л.

На облачном берегу. Рассказы. - М.

Огонь и вода. Рассказы. - М.

Дорога никуда. Роман. - М.

Губер П.К. Месяц туманов. Роман-хроника. - Л.

Гусев В.М. Поход вещей. Стихи. - М.

Данилин С.С. Под водой. Рассказы. - М.-Л.

Дементьев Н. Шоссе энтузиастов. Стихи 1924-1929. - М.-Л.

Долин В. Листья. Лирика. - М.-Л.

Дорогойченко А.Я. Большая Каменка. Роман. - М.-Л.

Дроздов А.М. Конец Петра Великого. Рассказы. - М.

Ерошин И.Е. Синяя юрта. Первая книга стихов. 1918-1928. - М.

Жаров А.А. Мы брови хмурим. (Стихи). - М.

Стихи о любви. - М.

Весенний день. (Стихи). - М.-Л.

Заболоцкий Н. Букан. - М.-Л.

Резиновые головы. - М.

Змеиное яблоко. - М.-Л.

Завадовский Л.Н. Железный круг. - М.-Л.

Полова. (Рассказы). - М.-Л.

Замятин Е.И. Записанное Евгением Замятиным Житие Блохи от дня чудесного ее рождения и до прискорбной кончины, а также своеручное Б.М.Кустодиева изображение многих происшествий и лиц. - Л.

Зозуля Е.Д. Слава. (Рассказы). - М.

Маленькие рассказы. - М.

Зощенко М.М. Письма к писателю. - Л.

Каверин В.А. Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского журналиста, редактора "Библиотеки для чтения". - Л.

Катаев В.П. Новые рассказы. - М.

Квитко Д.Ю. Философия Толстого. - М.

Кисин Б. Старому не бывать. (Мастер и работница). - М.-Л.

Кисин В. Мирское сердце. (Стихи). - М.

Кудрейко А.А. Осада. 1927-1928. (Стихи). - М.-Л.

Куклин Г.О. Краткосрочники. (Роман). - Л.

Куприн А.И. На переломе. (Рассказы). - М.

Левин Б.М. Табак. (Рассказы). - М.

Левин К.Я. Рассказы. - М.

Либединский Ю.Н. Комиссары. Роман. - М.-Л.

Поворот. Роман. - М.-Л.

Лившиц Б.К. Кротонский полдень. (Стихи). - М.

Лисенко В. Без подвига. Роман. - Л.

Логинов-Лесняк П.С. Боги на кострах. Роман. - М.-Л.

Голубой дым. Роман. - М.

Любавин Н. Лирика. - М.

Майзель М.Г. Новобуржуазное течение в советской литературе. - Л.

Максимов Н.М. Стихи. С предисл. Б.Эйхенбаума. - Л.

Малашкин С. И. (См. также А.О.) Шлюха. Роман и рассказы. - М.

Маяковский В.В. Слоны в комсомоле. (Стихи). - М.

Кем быть? Стихи для детей. - М.

Москвин Н.Я. Жена. Повести и рассказы. - М.

Неверов Б. Шесть девяток. Роман. - Л.

Домовой. Рассказы. - М.-Л.

Нельдихен С.Е. С девятнадцатой страницы. (Стихи). - М.

Основы литературного синтетизма. - М.

Нетропов М.Э. Извечные шумы. 2 книга стихов. - М.

Никандров Н.Н. Белый колдун. Рассказы. - М.

Никифоров Г.К. У фонаря. Роман. - М.-Л.

Никулин Л.В. Высшая мера. Повести и рассказы. - М.

Вокруг Парижа. (Воображаемые прогулки). - М.

Рассказы. - М.

Новиков И.А. Пространства и дни. Рассказы. - М.

Новиков-Прибой А.С. Подарок. Рассказы. - М.

Ухабы. Повести и рассказы. - М.-Л.

Огнев Н. Тайна двоичного счисления. Рассказы. - М.

Олейников Н.М. Индийская голова. (Рассказ). - М.

Олеша Ю.К. Любовь. Рассказы. - М.

Орешин П.В. Стихотворения. - М.-Л.

Панферов Ф. Бруски. Роман. - М.-Л.

Пастернак Б. Поверх барьеров. Стихи разных лет. - М.-Л.

Избранные стихи. - М.

Пасынок М. Сердце и порох. Стихи. - М.

Пестюхин А.С. Экватор. Новеллы. - М.

Полетаев Н.Г. Стихи о подвальной жизни. - М.

Попова Л. Берега и улицы. Стихи. - Л.

Рождественский В.А. Гранитный сад. Книга лирика. 1925-1928. - Л.

Садофьев И.И. Крутая жизнь. Стихи. - Л.

Избранные стихи. - М.

Саянов В.М. Картонажная Америка. Поэма. - Л.

Современники. Избранные стихи. - Л.

Светлов М.А. Избранные стихи. - М.

Книга стихов. - М.-Л.

Сельвинский И.Л. Пушторг. Роман (в стихах). - М.-Л.

Семеновский Д. Бабий делегат. (Стихи и рассказы). - М.

Серафимович А.С. Железный поток. - М.-Л.

Как он умер. Чудо. Рассказы. - М.-Л.

Батрак Адимеи. (Рассказы). - М.

Сергеев-Ценский С.Н. Преображение. Эпопея. - М.

Поэт и поэтесса. (Роман и рассказы). - М.

Сечко М. Проба. Стихи. - Л.

Скосырев П.Г. Взрыв. Роман. С очерком О красной армии наших дней. - М.

Слетов П.В. Мастерство. Повести. - М.

Соколов А. Осколок солнца. Лирика. - М.

Соловьев Б. Лирический репротаж. Стихи. 1926-1928. - М.

Телешов Н.Д. Переселенцы. Рассказы. - М.

Томашевский Б.В. О стихе. Статьи. - Л.

Топунов А.Н. На пороге дней. Роман в 2 частях. - М.

Третьяков С.М. Речевик. Стихи. - М.-Л.

Трусов И.Ф. Собственник. Рассказы. - М.

Улин Л.Н. Север зовет. Трилогия. - М.-Л.

Ульянский А.Г. Путь колеса. Роман. - Л.

Фадеев А.А. Столбовая дорога пролетарской литературы. - Л.

Финк В.Г. На пути из Египта. (Рассказы). - М.

Хаит Д.М. Алагирная улица. Роман в 3 частях. - М.

Хармс Д.И. Иван Иваныч Самовар. - М.

Во-первых и во-вторых. - М.-Л.

О том, как старушка чернила покупала. - М.-Л.

Четвериков Д. Солнечные рассказы. - Л.

Заграничный Степан. - М.-Л.

Чумандрин М.Ф. Бывший герой. Роман. - Л.

Фабрика Рабле. Роман. - М.-Л.

Шагинян М.С. Тринадцать-тринадцать. - М.

Шатилов Б.А. Повесть о портном и почтальоне. - М.

Шишков В.Я. Чертова карусель. - Л.

Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие. - М.

ZOO. Письма не о любви или Третья Элоиза. - Л.

Матвей Комаров житель города Москвы. - Л.

Шкулев Ф.С. Кузнецы. (Стихи). - М.

Шолохов М.А. Пастух. Двумужняя. Рассказы. - М.

Шульгин А.Г. Первая любовь. Роман. - М.-Л.

Эйхенбаум Б.М. Мой временник. Словесность, наука, критика, смесь. - Л.

Эрлих А.И. Зимние дни. Рассказы. - М.

Выходят собрания сочинений:

Аросев А.Я.

Бахметьев В.М.

Бедный Д.

Березовский Ф.Д.

Бибик А.П.

Богораз В.Г. (Н.А.Тан)

Вересаев В.В.

Гладков Ф.В.

Горький М.

Гумилевский Л.И.

Замятин Е.И.

Зозуля Е.Д.

Зощенко М.М.

Иванов Вс.В.

Караваева А.А.

Лидин В.Г.

Ляшко Н.Н.

Маяковский В.В.

Неверов А.С.

Низовой П.Г.

Никифоров Г.К.

Новиков-Прибой А.С.

Огнев Н.

Пильняк Б.А.

Подъячев С.П.

Пришвин М.М.

Романов П.С.

Свирский А.И.

Сейфуллина Л.Н.

Семенов С.А.

Слонимский М.Л.

Соколов-Микитов И.С.

Степняк-Кравчинский С.М.

Толстой А.Н.

Тренев К.А.

Федин К.А.

Фурманов Д.А.

Шагинян М.С.

Шишков В.Я.

Эренбург И.Г.

Яковлев А.С.