Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 33: 1933
Дата публикации:  27 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | КНИГА ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Свадьба

В кисее и белой вате
Спит невеста на кровати.
Спит и видит сон заветный.
Рядом с нею, к славе глух,
Младший брат сидел и веткой
Прогонял с невесты мух.
Он, не видевший науки,
Свято чтит завет отца,
Что "летающие мухи
Очень портят цвет лица".

Вдруг невеста встала бойко.
Села, не умыв чела.
Младший брат оправил койку,
Дева плакать начала.
Причитает: "Ах не мучте,
Ах, не делайте надсад,
Потому что очень скучно
Покидать цветущий сад".
(Тут она срывает со стены фотографию жениха, опять садится на стул
и причитает)
"Ах да, ты злодей и соглядатай,
Кто тебя нашел в лесу,
Умоляю, ах, не сватай
Нашу девичью красу.
Ах да, ты зачем крутился белкой
И нанес красе урон?"
Слезы капают в тарелку
Очередью с двух сторон.

Вся родня сидит в запое
Вкруг соснового стола.
Мать неслышною стопою
К юной деве подошла.
И ведет, как на картине,
Дочку в горницу она,
И невеста в середине
Всей родней окружена.
Тут отец грохочет басом
Той невесте умной:
"Думно ль вам идти за Власа?"
Отвечает: "Думно!"

Поздний вечер брови хмурит.
Лунный свет в окно проник,
И тогда в грозе и буре
Появляется жених.
Входит каменным надгробьем
Целой волости краса,
Деревянным и коровьим
Маслом пахнуть волоса.
Он качается как идол
На раздолье бурных волн,
И к нему, страдая видом,
Подбегает женский пол.
И ему несут второе,
Пирогов горит гора.
Все приветствуют героя
И кричат ему "ура!"
А невеста снова плачет:
"Ах, не делайте надсад,
Вы не знаете, что значит
Покидать цветущий сад!"
Ей в ответ, от водки бурый,
Сват пятидесяти лет:
"Замолчи скорее, дура,
Никаких садов тут нет,
Ни увядших, ни цветущих.
Прожил век - не видел сам,
Кроме чертом сбитых в кучи
Волчьих ягод по лесам".

Ночь цветет своим моментом,
Все затихло там и тут,
Только вениками в лентах
Девки улицы метут.

А.Прокофьев. "Октябрь", #12.

Книга года

Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. (Роман). - М.

События

Год юбилеев. По этому поводу Холодный философ (Ильф и Петров) в "Литературной газете" напишут: "Юбилей - странный обряд, находящийся где-то посредине между гражданской панихидой и свадьбой в интеллигентном кругу".

25-летие литературной деятельности А.Н.Толстого.

"Более казенного и мизерного юбилея я еще не видел. Когда я вошел, один оратор говорил: "Нам не пристала юбилейная лесть. Поэтому я прямо скажу, что описанная вами смерть Корнилова не удовлетворяет меня, не удовлетворяет советскую общественность. Вы описали смерть Корнилова так, что Корнилова жалко. Это большой минус вашего творчества". Я вышел в прихожую, где Миша Слонимский, Тихонов, Лаврентьев... Лаврентьев сказал чудесную речь, по-актерски - от имени театра им. Горького. Встал на эстраду, возле Толстого, чего другие не делали - и сказал о том, что "все сделанное тобою, - это только первая твоя пятилетка - и у тебя еще все впереди". Толстой похудел, помолодел, - несколько смущен убожеством юбилея. В президиуме Старчаков, Лаганский, Шишков и Чапыгин и какие-то темные безымянные личности. Лаганский вышел с пучком телеграмм, но ни от Горького, ни от Ворошилова - ни от кого нет ни одного слова, а только от Рафаила (!), от Мейерхольда, от театра Мейерхольда, еще две-три - "и больше никаких поздравлений нет", наивно сказал Лаганский". (К.Чуковский. Дневник, от 25/I, 1933).

Из интервью А.Толстого "Литературной газете":

"Если бы не было революции, в лучшем случае меня бы ожидала участь Потапенко: серая, бесцветная деятельность дореволюционного среднего писателя. Октябрьская революция как художнику дала мне все". ("Литературная газета", #2).

30-летие творческой деятельности М.Шагинян.

25-летие творческой деятельности В.В.Каменского.

50-летие Демьяна Бедного и 25-летие его творческой деятельности.

И.Бунин - нобелевский лауреат.

"По последним сообщениям, Нобелевская премия по литературе за 1933 год присуждена белогвардейцу-эмигранту И.Бунину.

Факт этот ни в какой степени не является неожиданностью для тех, кто пристально присматривался в течение последнего времени к подозрительной возне в литературном болоте эмиграции. Возня эта особенно усилилась с тех пор, как в 1932 г. был пущен слух, что очередная премия по литературе будет отдана - Максиму Горькому. Наивные Митрофанушки всерьез поверили, что буржуазная академия, для которой даже Л.Толстой оказался в свое время слишком страшным радикалом, увенчает нобелевскими "лаврами" пролетарского писателя, беспощадно разоблачающего ложь и гниль капиталистического строя и призывающего массы под знамена ленинизма!
В противовес кандидатуре Горького, которую никто и никогда не выдвигал, белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матерого волка контрреволюции Бунина, чье творчество, особенно в последнее время, насыщенное мотивами смерти, распада, обреченности... пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев". ("Литературная газета", #55).

Действующие лица и исполнители

Ильф И., Петров Е. Золотой теленок | Шкловский В. Об историческом романе и о Юрии Тынянове | Фадеев А. Книги Гайдара | Кассиль Л.А. Швамбрания | Луговский В.А. Жизнь | Лифшиц Б.К. Полутораглазый стрелец | Пильняк Б.А. О'Кэй | Инбер В.М. Избранные произведения | Белый А. Маски | Холодный философ (И.Ильф, Е.Петров) Листок из альбома | Другие произведения

Ильф И., Петров Е.

Золотой теленок. (Роман). - М.

"О... мире мелких вещей и людей написали свою книгу Ильф и Петров. В книге этой читатель не услышит раскатов обличительного гражданского смеха сквозь слезы, нет в ней взволнованной патетики ниспровержения лжи, нет торжественного и отважного бичевания злонравия и порока.

Это простая, веселая, очень смешная книга, в которой знающие технику смеха писатели повествуют о том, что знают они об издыхающем в щелях общества маленьком мире мелких людей.

Что же касается авторского отношения к вещам и людям, живописуемым в книге, то, существуя незримо, оно остается неизменно отчетливым. Манера повествования внешне спокойная, временами приобретающая даже оттенок своеобразного благодушия, тем не менее, обличает в авторах уменье по-настоящему ненавидеть, яростное стремление преодолеть, упорное желание уничтожить". (Г.Мунблит. Книга о мелком мире. "Золотой теленок" И.Ильфа и Е.Петрова. "Литературная газета", #15).

"Погоня за миллионами компании жуликов во главе с Остапом Бендером образует фабулу романа. Но движущим началом является там совсем другое. Это не приключенческий роман, а скорее сатирически-бытовое ревью со вставными эпизодами, литературными аттракционами, пародиями и т. д. Но исходная позиция, откуда Ильф и Петров дают освещение вещам, - это пародирование. Окаменевшая форма, штамп, авторитарность убеждения, бюрократизм, литературный шаблон - вот личины самоуверенного мира, которому Ильф и Петров хотят противопоставить всепреходящую стихию смеха. Рассмотрите под этим углом зрения каждую страницу "Золотого теленка" и вы увидите, что все решительно - описания природы, имена и фамилии, названия, лозунги, "пособие для сочинения", объявления и т. д. - все это дано по принципу смещения формы, т. е. пародии...

В романе все смешно и все стыдно. Смешно по форме, в своей установке. Стыдно - по существу. И то и другое мягко и ровно. Надо признать, что постоянная забота авторов рассмешить читателя начинает его утомлять этой заботой. Это особенно чувствуешь, когда берешь роман целиком. Затем в этом есть уравниловка в осмеянии и хорошего и дурного. "Хохмы", как сказал бы великий Хулио Хуренито среди жуликов, Остап Бендер, прицепляются даже к серьезным и героическим явлениям нашей действительности. Тут надо сказать о "феномене зубоскальства", как выразились бы сами Ильф и Петров. Среди немногочисленных людей, умеющих смеяться, распространено убеждение, что всякий смех способствует идеологическому пищеварению. Это разнузданный оптимизм.

Зубоскальство может существовать, существует, и надо помнить, что за зубоскалами часто прячутся Сказлозубы". (К.Зелинский. Фиолетовый смех (с упоминанием филодосов и антидосов, проблемы ванны и ребенка, фланга на самотеке, многих писателей и важных явлений. "Литературная газета", #18-19).

"В 1929 г. - четыре года назад - вышла первая книга Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Бесполезно напоминать об ее исключительном успехе у "публики". Было два или три переиздания, были переводы - на главнейшие европейские языки... Но наша критика приняла "Стулья" довольно сдержанно. Авторов похваливали, но, между прочим, обвиняли в "зубоскальстве".
Дело в том, что "Двенадцать стульев" и не могли претендовать на то, чтобы быть сатирой: их план - "бескорыстный" юмор. Ильф и Петров веселились неорганизованно. "Двенадцать стульев" продолжали традицию "плутовских романов" XVII и XVIII века, традицию "Жиль Блаза"...

Действие в романе развивается так, и персонажи выведены такие, что читатель вынужден сочувствовать Бендеру и расценивать его комбинации как действительные победы над косным веществом советского быта...

Никаких "внутренних" оснований для расправы с Бендером не было. Явствует это хотя бы из того, что "великий комбинатор" благополучно воскресает в "Золотом теленке". Здесь в неприкосновенности сохранена та же схема, которую мы имеем в "Двенадцати стульях"... Но преимущество "Золотого теленка" в том, что здесь сатира авторов направлена на настоящую цель.

В книге разоблачаются бюрократизм, обывательщина, интеллигентское нытье...
"Золотой теленок" - книга во многих отношениях замечательная. Мы не знаем, какова будет ее "читательская судьба". Может быть, после "Двенадцати стульев" она покажется несколько пресной тем, кто не сможет понять, насколько тоньше в ней искусство Ильфа и Петрова и насколько труднее была задача, которую они себе задали, и которую разрешили. "Золотой теленок" - это - организованное веселье и притом без всяких кавычек. Вещь очень трудная даже в жизни и в быту, не говоря уже о литературе". (Н.Рыкова. "Октябрь", #6).

Шкловский В.

Об историческом романе и о Юрии Тынянове. "Октябрь", #4.

"Кюхля" и "Смерть Вазир-Мухтара" предводительствуют отстающей от них толпою исторических романов.

Эта толпа говорит голосом истории, но чаще бормочет, сращивая отдельные строки мемуаров...

В этой толпе есть монтажные сводки высказываний о писателях, сводки наивные, потому что сводятся разнохарактерные, разнонаправленные и разнопроизошедшие анекдоты.

Ольга Фрош, Алексей Толстой и Чапыгин с пестрыми героями, с самыми пестрыми, с самыми цветными, невероятными, и впереди них отдельный, печальный Кюхля и друг его Вазир-Мухтар...

В книге "Как мы пишем" Тынянов писал о своем недоверии к документам. Документ очевиден, но часто врет. Документ нужно уметь читать.

Тынянов умеет читать документ...

Умение вскрывать документы важнее новых документов, потому что очень часто новые документы второстепеннее.

Мы знали историков литературы, работающих системой мозаики. Но слова звучат тогда, когда знаешь цель разговора.

Тынянов овладел тайной истории и сделался романистом".

Фадеев А.

Книги Гайдара. "Литературная газета", #6.

"Какие же свойства обеспечили этим книгам популярность среди детей и подростков, несмотря на некоторые довольно существенные недостатки этих книг?

Во-первых, их органическая революционность. Гайдар - сам выходец из трудовых низов - принадлежит к тому поколению молодежи, которое выросло на дрожжах пролетарской революции, школой которых было угнетенное положение в условиях старого общества, а затем Октябрьский переворот и гражданская война...

Эта подлинная революционность Гайдара помогает ему, с одной стороны, ничего не прикрашивать, а с другой - естественно без напряжения, без позы рассказывать детям о героизме рабочих и крестьян...

Во-вторых, истинный демократизм Гайдара - демократизм в ленинском смысле слова. Герои его произведений - дети солдата, стрелочника, машиниста, крестьянина, кладбищенского сторожа или беспризорник и т. п., то есть такие герои, которые не могут не встретить отклика среди массового детского читателя.

В-третьих, - проникающая все книги Гайдара большая любовь его к детям своей среды; он пишет о них тепло, жизнерадостно, с мягким и нежным юмором.

В-четвертых, исключительная простота языка.

И, наконец, в-пятых, сюжетная занимательность. В этом отношении следует отметить особенно "Дальние страны" и "Р.В.С."

Все это позволяет сказать, что творчество Гайдара идет по той линии, по которой и должно идти революционное художественное творчество для детей и подростков.

Однако, именно в силу этого, следует сказать о некоторых существенных недостатках творчества Гайдара.

При всей его правдивости он берет детскую психику недостаточно глубоко. Его подростки более наивны, чем они есть на самом деле. При всех оговорках, которые можно и должно сделать, имея в виду детское восприятие, все же подростки Гайдара недостаточно задумываются над окружающим. Внутренний мир их легче, проще и беззаботней, чем он есть на самом деле и чем сами дети осознают себя...

Эти грехи ученичества, разумеется, не страшны для Гайдара, если при несомненной его талантливости и правильности избранного им пути он будет серьезно, упорно и организованно работать над собой".

Кассиль Л.А.

Швамбрания. Повесть. - М.

"Швамбрания" - автобиографическая книга, но книга, в то же время имеющая широкий общественно-социальный интерес. Это своеобразный вклад в "Историю молодого человека ХХ века". Особая интересная глава этой истории.
Безжалостно и остро разоблачает Кассиль в своей книге интеллигентщину, маниловщину, беспочвенность провинциального либерализма и гниль ложной мещанской героики, идеалов мещанского рая.

Но Кассиль не только разоблачает и разрушает старый интеллигентский мир больших и малых швамбран, "двухснастных" людей, - частично доживших и до нашей эпохи (в их адрес, собственно, и направлено сатирическое острие книги), но и утверждает новый мир молодого интеллигента, родившегося накануне революции, пришедшего к ней и навсегда оттолкнувшего от себя своих старых теток, которые, быть может, до сих пор продолжают возмущаться "неподходящими знакомствами" для их Лели и Оси.

И утверждает не как публицист, а как художник, облекающий свои замыслы в яркую форму остроумного и увлекательного рассказа, раскрывающий свои идеи через художественные образы живых людей нашей эпохи и разговаривающий с читателем красочным и сочным языком". (Я.Гринвальд. Швамбрания. О книге Льва Кассиля. "Литературная газета", #2).

Луговской В.А.

Жизнь. (Поэма). - М.

"Поэма Луговского "Жизнь" - произведение значительное, прежде всего, по своему замыслу. Неяркое и, в сущности, мало говорящее читателю название поэмы, тем не менее, довольно точно определяет ее тему. Тема "Жизни" автобиографична, но биографизм в данном случае для поэта не цель, а средство для иллюстрации основного социально-философского содержания поэмы...

Изобразительное мастерство Луговского достигает в "Жизни" высокой ступени - в реалистически точных, полновесных описаниях человека, природы, памятников искусства. В поэме почти отсутствует "литературщина", в свое время обременявшая Луговского. Ее следы можно найти разве что только в некоторых слишком патетических и потому малоконкретных и малоубедительных лирических "отступлениях".

Таким образом, в целом, "Жизнь" оправдывает замысел автора.

"Жизнь" - это социально-философская поэма, широко охватывающая разнообразный материал, написанная с большим стремлением и приближением к простоте поэтического слова". (И.Оксенов. "Октябрь", #8).

Лившиц Б.К.

Полутораглазый стрелец. (Воспоминания). - Л.

"Появление мемуаров Б.Лившица наряду с воспоминаниями В.Каменского и В.Шкловского, свидетельствует о наличии той исторической перспективы, в которой уже можно рассматривать футуризм, еще так недавно пытавшийся в омоложенном - "лефовском" обличии выступать в качестве претендента на последнее слово в искусстве.

В своих воспоминаниях Б.Лившиц стремится передать "дела и дни" раннего футуризма, выступая не только в качестве его "биографа", но и теоретика... Для Б.Лившица все осталось на старых местах. Он не учитывает, что расстояние, которое отделяет нас от футуризма, не просто хронологический отрезок времени. Переоценка ценностей, происшедшая с тех пор, заставляет заново пересмотреть и позиции футуризма...

Правда, положения и взгляды Б.Лившица нельзя назвать характерными для всего футуризма. Ведь Б.Лившиц был только случайным попутчиком футуризма, так и не растворившим в нем своего эстетизма и своей поэтической практики акмеиста.

Поэтому и оценка футуризма и реставрация его истории в воспоминаниях Б.Лившица все время происходит под углом зрения человека, "втайне" сочувствующего эстетико-снобистским взглядам и вкусам "Аполлона" и во многом далекого от основных устремлений футуризма. Он "перебежчик", все время помнящий о своей родине и желающий занять в футуризме экстерриториальное положение аккредитованного представителя французских "poetes maudits" и российского акмеизма.

Этим объясняется не только узость кругозора Б.Лившица, не выходящего за пределы личных отношений и чисто формалистических наблюдений, но и известная "партийность" этих оценок и суждений". (Н.Степанов. "Октябрь", #10).

Пильняк Б.А.

О'Кэй. Американский роман. - М.

"О'кей" - так называется роман Пильняка. Это чрезвычайно распространенное в САСШ слово означает: "Все в порядке" и в нем выразилось, по мнению Пильняка, то, что можно назвать наиболее характерным в американской общественной жизни. Наблюдение это не лишено меткости, хотя оно не ново...

Русским хлыстам в Калифорнии Пильняк отвел целую главу, скандалу на банкете писателей - несколько страниц, а интереснейшему вопросу о пропаганде технических знаний - четыре строки. Это не случайно, это во всей книге так. Очень подробно и с большим знанием дела описывает Пильняк кабаки, салоны, встречи с миллионерами, но ничего вы не найдете в его книге об организации промышленности, о постановке дела в конторах, банках, общественных учреждениях, и уж, разумеется, он не бывал на заводах - так лишь, как турист, заглянул как-то к Форду. Он проехал на автомобиле через всю Америку, от океана к океану и ничего нового, интересного для нас не мог рассказать о сельском хозяйстве в крупных и мелких капиталистических предприятиях.

Чтобы написать "О'кей" не надо было ехать в САСШ. Как ни скудна наша литература о САСШ, она несравненно богаче того, что видел, чем интересовался Пильняк...

Понял ли Пильняк САСШ? Да он там и не был. Он пролетел над Америкой легким таким метеором. Он видел САСШ под тем углом зрения, о котором один герой Успенского говорил: с птичьего дуазо". (Д.Заславский. С птичьего дуазо. "Литературная газета", #14).

Инбер В.М.

Избранные произведения. - М.

"Хорошо ли, что В.Инбер нравится советскому читателю? Мы думаем, что неплохо.

Веселость, беззаботность и отдых, которые дает В.Инбер - тоже крупица для дела социализма. Мы не монахи и не пуритане. Нам нужны монументальные произведения, большой философской глубины и психологической тонкости, но легкий, веселый и вместе с тем советский рассказ имеет право на "место под солнцем" в нашей литературе. Веселые рассказы В.Инбер - советские рассказы. В них много вкуса и нет ни капли пошлости, и хотя содержание их неглубоко, но оно все же несомненно. От бессодержательности, беспредметности и упадочности своих ранних стихотворений эпохи "печального вина" и "горькой услады" В.Инбер успела избавиться в своей прозе". (М.Полякова. Об Избранных произведениях Веры Инбер. "Новый мир", #7-8).

Белый А.

Маски. (Роман). - М.

"...не только после исключительно яркой книги "На рубеже двух столетий", но и после первого тома "Москвы" "Маски" вызывают тяжелое чувство разочарования, досады на огромную, нецелесообразно затраченную творческую энергию. В сравнении с этими двумя произведениями "Маски" представляют собой неожиданный шаг назад, в этой книге как в ее композиции, так ив структуре образов и еще больше в структуре фразы вдруг ожили все особенности старой ритмической прозы Андрея Белого.

Формалистическое фокусничанье, словесные выверты, синтаксическая надуманность сделали книгу скучной, утомительной, манерной и местами чуть ли не фальшивой". (И.Кусинов. "Маски" в маске. Об Андрее Белом. "Литературная газета", #20).

Холодный философ (И.Ильф и Е.Петров)

Листок из альбома. "Литературная газета", #14.

"Самый страшный персонаж в плохой современной пьесе - это так называемый пожилой рабочий.

Зрители, трепеща, ждут его появления. И вот он выходит на сцену. И вот под громовой кашель публики начинает вырисовываться его характер.

О, это сложная фигура, рядом с которой шекспировский венецианский купец кажется неизящной провинциальной схемой.

Разумеется, пожилой рабочий уже не молод (56 лет). Обязательно носит сапоги на высоких скороходовских каблучках. Разумеется, на нем стальные калининские очки, сатиновая косоворотка под пиджаком и усы, о которых прейскуранты театральных парикмахерских сообщают кратко и нагло: "Усы колхозные - 80 коп."

Пожилой рабочий всегда и неукоснительно зовется по имени-отчеству: Иван Тимовеевич, Кузьма Егорыч, Василий Фомич.

Пожилой рабочий - беспартийный, но обладает сверхъестественным классовым чутьем, хотя до некоторой степени находится в тисках прошлого (икону сбрасывает со стены только в третьем действии). Как правило, пожилой рабочий обожает свой станок. Пожилой рабочий часто ворчит и жалуется на кооперацию, но этим он никого не обманет - под грубой оболочкой ворчуна скрывается верное сердце.

Никаких отступлений от этого художественного образа драматурги себе не позволяют. И едва только под огнем рампы сверкнут стальные очки пожилого, суфлер спокойно может идти из своей пыльной будки в буфет - публика сама подскажет Кузьме Егорычу его реплику, если он ее забудет.

Таков старожил советской сцены, чудно вычерченный в литературных канцеляриях".

И другие:

Алексеев Н.А. Избранные стихи. 1908-1938. - Новосибирск.

Алтаузен Д.М. Первое поколение. Лирическая поэма. - М.

Безусый энтузиаст. Лирическая поэма. - М.

Антокольский П.Г. Коммуна 1871. (Стихи). - М.

Избранные стихи. - М.

Апошанский В. Повесть о хлебе. Поэма. - Симферополь.

Стихи. Первая книга. - Симферополь.

Арго А.М. Литература и окрестности. (Книга сатирических стихов). - М.

Аросев А.Я. Корни. Роман. - М.

Архангельский Л. Северная весна. Стихи. - М.

Асеев Н.Н. Избранные стихи. - М.

Бабель И.Э. Рассказы. - М.

Багрицкий Э.Г. Избранные стихи. (1918-1932). - М.

Стихи. - М.

Батрак И.А. Басни. - М.

Бахметьев В.М. Преступление Мартына. (Роман). - М.

Шаги. Избранные произведения. - М.

Бедный Д. Коммунары. (Избранные стихи 1917-1932). - М.

Восток. Поэмы. - М.

Безыменский А.И. Рубеж столетий. (Стихи и речи). - М.

Лучшие строки. (Избранные стихи. 1923-1932). - М.

Рот фронт. (Стихи). - М.

Письмо товарищу паровозу. (Стихи). (Из поэмы Гута). Пути дороги. (Поэма). - М.

Белый А. Начало века. (Воспоминания). - М.-Л.

Беляев А.Р. Прыжок в ничто. Научно-фантастический роман. - Л.-М.

Березовский Ф.А. Алая земля. (Рассказы). - М.

Бабьи тропы. Роман. - М.

Бершадский Р.Ю. Это и есть война. Стихи. - Хабаровск.

Беспощадный П.Г. Каменная книга. Стихи. - М.

Благов А.Н. Перестройка. Стихи. - Иваново.

Избранные стихи. - Москва-Иваново.

Богданов А.А. Ван Юн-чан. Поэма. - М.

Браун Н.Л. Мюнхен. (Поэма). - М.

Стихотворения. - Л.

Браун Н., Гитович А., Прокофьев А. Приказ о мобилизации. (Стихи). - Л.-М.

Бутковский Г.А. Осада. (Роман). - М.

Васильев С. Возраст. Стихи. - М.

Вашенцев С.И. Пленный. Рассказы. - М.-Л.

Венус Г.Д. Молочные воды. (Роман). - Л.

Вересаев В.В. Сестры. Роман. - М.

Веселый А. Повести и рассказы. - М.

Виноградов А.К. Черный консул. Историческая повесть. - М.

Воронов Н. Интеграл. (Поэма). - Л.

Воронский А.К. Бурса. (Роман). - М.

Гайдар А.П. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове. - М.-Л.

Гатов А.Б. Книга стихов. (1927-1931). - М.

Герасимов М.П. Заряд. Стихи. 1910-1930. - М.

Гинзбург Л. Агентство Пинкертона. (Роман). - М.-Л.

Гитович А.И. От севера к югу. (Стихи). - Л.

Гитович А., Лихарев Б., Марьенков М., Прокофьев А. Первомайские стихи. - Л.

Гладков Ф.В. Энергия. Роман. - М.

Горбунов К.Я. Ледолом. Роман. - М.

Грабарь Л.Ю. Сельвиниты. Роман. - Л.-М.

Гроссман Л.П. Бархатный диктатор. (М.Т.Лорис-Меликов. Биографический роман). - М.

Гумилевский Л.И. Шесть случаев по одному поводу. Рассказы. - М.

Гусев В.М. Современники. (Стихи). - М.

Гений. (Поэма). - М.

Деменев На встречу второй пятилетке - овладеем техникой. Стихотворения рабочего Деменева. - Молотово.

Дементьев Н.И. Овладение техникой. 2 книга стихов. - М.

Добычин Н. Хакасские рассказы. - М.

Дружинин П.Д. Серебряный ветер. Стихи. - М.

Евстигнеев Е. Перед боями. Стихи. - Л.-М.

Жаров А.А. Москва. Героика и сатира. (Стихи). - М.

Осень - весна. Стихи и поэмы. - М.

Азиаты. Поэма. - М.

Железнов П.И. Стихи. - М.

Жиженков Ф.В. Разведка. (Стихи). - Горький.

Журавлев М. Стихи. - Саратов-Астрахань.

Зарудин Н.Н. Тридцать ночей на винограднике. Роман в 8 повестях. - М.

Зорич А. Рассказы. - Л.

Зощенко М.М. Избранные рассказы, повести, фельетоны. - Л.

Иванов В.В. Обыкновенные повести. - Л.

Иванчук П. Стройка. Стихи. - Ярославль.

Ильф И., Петров Е. Равнодушие. Фельетоны. - М.

Как создавался Робинзон. (Рассказы и фельетоны). - М.

Сильное чувство. (Водевиль и рассказы). - М.

Илюхин И. Во весь голос. От заметки к стиху. (Стихи). - С.Нерль.

Инбер В.М. Избранные стихи. - М.

Инге Ю. Биография большевика. Поэма. - М.-Л.

Исаковский М.В. Избранные стихи. - М.

Каверин В.А. Укрощение мистера Робинзона или потерянный рай. Комедия в 5 действиях. - М.

Караваева А.А. Баян и яблоко. Повесть. - М.

Карельская Р. Гигантские шаги. (Стихи). - М.-Л.

Катаев В.П. Растратчики. (Повесть и рассказы). - М.

Миллион терзаний. Водевиль в 3 актах. - М.

Кац Г. Песня о моей стране. Стихи. - Ростов н/Д.

Молодая песня стариков колхозников. Стихи. - Ростов н/Д.

Кириллов В.Т. Октябрь. Избранные стихотворения. - М.

Избранные стихи. 1917-1932. - М.

Кирсанов С.О. Тетрадь. 1932. (Стихи). - М.

Товарищ Маркс. Поэма. - М.

Князев В.В. Последняя книга стихов. (1918-1930). Избранное. - Л.

Колтунов И. Наследство. Вторая книга стихов. - Л.

Корнилов Б. Книга стихов. - Л.-М.

Коротков Л. Крымский фронт. Стихи. - Симферополь.

Кузнецов Е. Стихи о весеннем севе. - Симферополь.

Куштум Н. Бои. Стихи. - Свердловск.

Лавренев Б.А. Избранное. Повести и рассказы. - Л.

Лавров Л. Золотое сечение. (Стихи). - М.

Ламов Н. Брызги. Стихи. - Ульяновск.

Лебедев-Курган Н. В моей стране. Стихи. - М.

Левин Б.М. Рассказы. - М.

Леонов Л.М. Избранные произведения. - М.

Либединский Ю.Н. Рассказы товарищей. - М.

Неделя. (Повесть). - М.

Лидин В.Г. Великий или Тихий. Роман. - М.

Лихарев Б. Вооружение. Стихи. - Л.

Ударники огня. (Поэма). - Л.

Ловцов Н.А. Канал. Роман. - М.

Луговской В.А. Избранные стихи. - М.

Ляшко Н.Н. Минучая смерть. Повесть. - М.-Л.

Токарь в степи. (Рассказы). - М.

Рассказы и справки о любви, о славе, о переделке сердца, о хозяйской рубахе и царицыном яйце, о ревности, о геройстве, о победе и многом другом. - М.

Избранное. - М.

Молчанов И.Н. Балтика. Публицистическая лирика. - М.

Москвин Н.Я. Маска. Роман. - М.

Мухачев И. На горном пути. Стихи. - Новосибирск.

Наседкин В.Ф. Стихи. 1922-1932. - М.

Неверов А.С. Избранное. (Повести и рассказы). - М.

Незлобин Н.И. Чертов камень. Роман. - М.

Непомнящих В. Покорение тайги. Стихи. - Новосибирск.

Низовой П.Г. Сталь. Роман. - М.

Народным судом. (Рассказы). - М.

Две жизни. (Роман). - М.

Никитин М. Безрогий носорог. (Рассказы). - М.

Никитин Н.Н. Обоянь. Рассказы о войне. - Л.-М.

Никифоров Г.К. Женщина. (Роман). - М.

Встречный ветер. Роман. - М.

Никулин Л.В. Время, пространство, движение. (Автобиографическая повесть). - М.

Новиков-Прибой А.С. Смерч. (Рассказы). - М.

Женщина в море. Повести. - М.

Носов Л. Кризис. (Поэма). - Свердловск.

Обрадович С.А. Рабочий фронт. Избранные стихи. - М.

Огнев Н. Три измерения. Роман. - М.

Начало жизни. Литературная композиция. - М.

Комсомольцы. Избранное. - М.

Ойслендер А. Мертвый узел. (Стихи). - М.

Олеша Ю.К. Вишневая косточка. (Рассказы). - М.

Пантелеев Л.И. Письмо к президенту и др. рассказы. - Л.

Пастернак Б.Л. Избранные стихи. - М.

Воздушные пути. (Повести и рассказы). - М.

Стихотворения. В 1 томе. - Л.

Перегудов А.В. Солнечный клад. Роман. - М.

Фарфоровый город. Роман. - М.

Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида. Моя повесть. Кн. 2. - Л.

Пильник Б.Е. Стихи. - Горький.

Пильняк Б.А. Рассказы. - М.

Поздняев К. Как пришлось идти. (Стихи). - Горький.

Покровский В.А. Славная жизнь. Стихи. - Воронеж.

Полотай Н. Конкретные предложения. Стихи. - Симферополь.

Правдин Л.Н. Золотой угол. Повесть. - Москва-Самара.

Правдухин В.П. Охотничья юность. (Рассказы). - М.

Пришвин М.М. Скорая любовь. Избранные произведения. - М.

Охота за счастьем. (Рассказы). - М.

Журавлиная родина. (Рассказы). - М.

Прокофьев А. Стихотворения. - Л.

Дорога через мост. (Стихи). - Л.

Равнинский А. Крутизна. Стихи. - Ульяновск.

Рождественский В.А. Земное сердце. Книга лирики. 1929-1932. - Л.

Романов П.С. Путаница. Избранные рассказы. - М.

Собственность. Роман. - М.

Рудерман М.И. Звездный пробег. (Стихи). - М.

Ручьев Б. Вторая родина. (Стихи). - М.

Сажин П. Британский профиль. Рассказы. - Л.

Санников Г.А. В гостях у египтян. Роман в стихах. (Из документов пятилетки). - М.

Саянов В.М. Остров Мадагаскар. Повесть. - Л.

Избранные комсомольские стихи. - Л.-М.

Светлов М.А. Избранные стихи. (1923-1931). - М.

Свирский А.И. Рабочие. (Повесть и рассказы). - М.

Сейфуллина Л.Н. Виринея и другие повести. - Л.

Сельвинский И.Л. Декларация прав. (Стихи). - М.

Пао-Пао. (Пьеса в стихах). - М.

Семеновский Д.Н. Путь. Стихи. - М.

Сергеев-Ценский С.Н. Гоголь уходит в ночь. (Повесть. - Поэт и поэт. Роман). - М.

Движения. (Рассказы). - М.

Избранные произведения. - М.

Мишель Лермонтов. Роман в 3 частях. - М.

Сидоренко Н. Стихи. - М.

Сидоров В.И. Оттепель. (Стихи). - М.

Симаненков И.К. Межи. Стихи. - Горький.

Ситковский А. Линия. (Поэма). - М.

Слонимский М.Л. Германия. (Очерки и рассказы). - М.

Фома Клешнев. (Роман). - М.-Л.

Соловьев Б. Дальние маршруты. Стихи. - Л.

Спасский С.Д. Да. (Стихи). - Л.

Старжевский С., Ваганов А. На посту. Стихи. - Хабаровск.

Сурков А. Последняя война. Стихи. - М.

Твардовский А.Т. Вступление. (Поэма). - Смоленск.

Тихонов Н.С. Чайхана у Ляби-Хоуза. (Рассказы). - М.

Избранные стихи. - Л.

Клинки и тачанки. (Рассказы). - Л.

Избранные рассказы. - Л.-М.

Клятва в тумане. (Роман). - Л.

Тренев К.А. Избранные произведения. - М.

Рассказы и пьесы. - М.

Тынянов Ю.Н. Черниговский полк ждет. (Рассказ). - М.

Уланов С. Биография города. Стихи. - Свердловск.

Уткин И.П. Стихи о войне. - М.

Милое детство. Поэма. - М.

Избранные стихи. - М.

Ушаков Н. Горячий цех. Стихи. - М.

Календарь. (Стихи). - М.

Фиш Г.И. Тетрадь Аркрайта. (Стихи). - Л.

Форш О. Вчерашний день. Рассказы. - Л.

Чапыгин А.П. По звериной тропе. (Рассказы). - Л.-М.

Часов Н. Семафор поднят. Стихи. - Иваново.

Черкасский Ю. Стропила. (Стихи). - М.

Четвериков Д.Б. Афанасий Ковенчук. (Рассказы). - Л.

Голубая река. Роман. - Л.

Чуковский К.И. Солнечная. - М.

Чуковский Н.К. Повести. - Л.

Чуркин А. Вторая очередь. (Стихи). - Л.

Шагинян М.С. Перемена. (Роман). - М.

Шемшелевич Л. Напрямик. Книга стихов. - Ростов н/Д.

Шервинский С.В. Ост-Индия. Роман. - М.

Шишков В.Я. Угрюм-река. (Роман). - Л.

Шкловский В.Б. Чулков и Левшин. - Л.

Шумяцкий Н. Молодость и производство. 2-й сборник стихов. - Гусь-Хрустальный.

Эйхенбаум Б.М. Маршрут в бессмертие. Жизнь и подвиги чухломского дворянина и международного лексикографа Николая Петровича Макарова. - М.

Эренбург И. Москва слезам не верит. Роман. - М.

Эрлих В. Порядок битвы. (Стихи). - Л.

Язвицкий В.И. Непобежденный пленник. Роман-биография в 7 частях. - М.

Яковлев А.С. Враги. (Рассказы). - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 8 /20.10/
Цветаева о современниках; Оцуп о поэзии и поэтах; Пруст и Джойс; парижские сезоны; смерть Саши Черного; авантюрный роман Тэффи; воспоминания Шаляпина; Сталин в роли Бориса Годунова.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 32: 1932 /20.10/
Второе рождение Пастернака; мракобес и реакционер Николай Васильевич; 40 лет деятельности Горького; постановление ЦК ВКП(б) о перестройке; Цусима и Бамбочада; чтобы не было мучительно больно.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 7 /13.10/
Ходасевич о чистоплотности коммунистов; Замятин покидает Россию; Северянин кочует по Европе; Цветаева о языке детей; много Парижа, чуть меньше Берлина; к морозу рифма - роза, с державинских времен.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 31: 1931 /13.10/
Изгнанная "Чуковщина"; арест Хармса; разгром антиленинских течений; преодоление Блока и Тютчева; Полонский о Маяковском; восковая персона Тынянова; шел по улице отряд - сорок мальчиков подряд.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 6 /06.10/
Самоубийство Маяковского; парижские "Числа" и рижская "Мансарда"; десятилетие "Современных записок"; империалистка Ахматова; светлый период Бунина; воспоминания Куприна; феска - спелая морковь, в сердце братская любовь.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru