Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20001103.html

Век=текст. Выпуск 34: 1934
Егор Отрощенко

Дата публикации:  4 Ноября 2000

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Дожди. Ноябрь. Двадцатый год. В Казани
На пристань я сошел. Ломило ноги,
Болел живот и скулы тоже ныли
(Я трое суток ничего не ел).

На пристани я женщину увидел.
Хорошенькая, милая такая,
Сидела на корзинке в стороне
И яйца ела. Вытащит яйцо,
Прихлопнет ложкой, дырку по краям
От скорлупы очистит, посолит, причмокнет
И скушает. И так - одно, другое.
И радуга в глазах моих пошла!

Я подошел и к борту прикачнулся,
И (помню как сейчас) сказал ей только,
Не глядя на нее сказал: - Гражданка,
Я здесь в командировке, извините,
Не ел уж трое суток, дайте хлеба.
Она раскрыла синие глаза.

Мне стало худо. Тошно стало мне
И жарко сразу. И она сказала
Так оскорбленно вдруг: - Как вам не стыдно,
Еще интеллигентный человек.

В.Эрлих. "Литературный современник", #1.

События

Количество переизданий романа Ф.И.Панферова под замечательным названием "Бруски" вплотную приблизилось к бесконечности.

8 января от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей умер А.Белый. Диагноз болезни: кровоизлияние в мозг на почве артериосклероза.

"Он многого не понимал, последний представитель символизма. Он не понимал, что станок, на котором работал он до сих пор, перестал быть пригодным для новой работы, в новых условиях. Что вещи, которые были сделаны на этом станке, вещи, предельно далекие от вещей, сейчас его окружавших, определили структуру станка.

Автор блестящих романов о начале века, он был творчески бессилен в последние годы своей жизни.

Он продолжал писать о прошедшем, об ушедших людях, о бывших когда-то вещах, он изображал мир, до странности архаичный и вместе с тем столь недалеко отстоящий от нашего времени. Он жил между нами до странности архаичный" ("Литературная газета", #2).

16 февраля от воспаления легких умер Э.Багрицкий.

17 февраля умер поэт С.П.Подъячев.

26 апреля в Петербурге умер К.Вагинов.

Действующие лица и исполнители

Зощенко М.М. Возвращенная молодость | Иванов Вс.В. Похождения факира | Серебрянский М. Артем Веселый | Васильев П.Н. Соляной бунт | Смеляков Я. Стихи | Другие произведения

Зощенко М.М.

Возвращенная молодость. Повесть. - Л.

"Зощенко не избалован критикой. Одни писали о нем, что ему надлежит "стать на рельсы", другие о том, что он "настоящий". Но первые не умели сказать о том, о каких рельсах идет речь, а вторые - что разумеют они под этим настоящим...

Критики, писавшие о необходимости "стать на рельсы" могут быть спокойны. Зощенко хочет строить социализм.

Те, которые говорили о "настоящем" также должны быть удовлетворены. Зощенко внешне остался таким, каким был.

Но вот именно поэтому, думается нам, не вполне удалась ему его новая повесть. Новый замысел оказался в плену у старых воззрений. И борьба их сделала повесть затрудненной и противоречивой...

Творческий облик Зощенко за четырнадцать лет сложился совершенно отчетливо. Был он весьма необычен для наших дней, этот облик. Апатию и усталость, равнодушие или уничтожающую иронию вызывало в писателе все, что он видел. Это верно, что он бичевал, что он уничтожал и высмеивал все гаденькое и мелкое, попадавшееся ему на пути...

Но, несмотря на все это, Зощенко был до сих пор очень грустным писателем. И временами начинало казаться, что он не знает, ради чего ведет он борьбу с мелким и гаденьким.

Тревогу внушало не то, что писатель писал "не о том", не то, что в нашей действительности были вещи, куда важнее, интереснее и больше, чем те, о которых повествовали его рассказы. Непонятным было его мироощущение, его настроение, если можно так говорить о творческом восприятии мира. Временами казалось, что к Зощенко можно применить слова, сказанные Твэном о Свифте: "Он употребил всю силу ума, самым лучшим образом вооруженного, и характер лучшего закала, чтобы осуждать и разрушать".

Теперь это настроение изменилось...

...новым замыслом, о котором шла выше речь, нужно считать в повести Зощенко не его намерение писать о новых вещах, а стремление по-новому вещи увидеть...

Повесть чрезвычайно сложна и по замыслу и по методу осуществления.

В ней загадочно все, начиная от композиции и кончая точкой зрения на вещи. Потому что авторские к ней пояснения, которые приведены вначале, настолько общи, что не могут помочь в ее расшифровке. И что особенно важно - субъективные намерения автора не вполне совпадают с их выполнением. А реализация замысла идет сложным, извилистым и прихотливым путем...

Зощенко впервые в этой повести сформулировал свою положительную программу. Впервые осознал и рассказал читателю, ради чего он до сих пор бичевал, уничтожал и высмеивал. Впервые у Зощенко появились настоящее солнце, настоящие страсти, настоящие люди... И видеть все это не мешают в повести ее неудачи...

Сущность их в неопределенной писателем иронии в отношении ко всему, что он пишет...

Не только лиризм, но даже простая серьезность неизменно сопровождается в повести не всегда уместным и грубоватым смешком...

Зощенко чувствует это. И из повести. Где серьезность кажется ему предосудительной, где смешные слова возникают, быть может, у него против воли, он то и дело устремляется к примечаниям. Здесь он позволяет себе быть серьезным и даже взволнованным. Здесь рассказ о чудесных вещах не прерывается ироническими замечаниями, здесь склонности и антипатии автора ясны и показаны прямо. Здесь Зощенко перестает быть печальным весельчаком и становится многое видевшим и многое знающим, негодующим и восторгающимся писателем...

В результате - новое жанровое образование: почти юмористическая повесть с почти научными комментариями, - образование, которое многим может показаться удачей и которое на наш взгляд - следствие преодоленных писателем трудностей". (Г.Мунблит. Как важно быть серьезным. "Литературная газета", #20).

"Для тех читателей и критиков, которые привыкли читать Зощенко в трамвае, этот писатель всегда был только писателем по "смешной части", рассказчиком веселеньких историй, "отмеченных чертами поверхностного комизма", как сказано в соответствующем томе "Литературной энциклопедии".

Именно эти читатели и критики встретили "Возвращенную молодость" как произведение для Зощенко совершенно неожиданное. Заговорили о переходе писателя от сатиры к "научному жанру". Новую повесть писателя уже рассматривают как опыт художественного освоения каких-то больших научно-медицинских проблем. Ученые медики до поздней ночи засиживаются на своих ученых диспутах, рассуждая о предложенных писателем способах восстановления пошатнувшегося здоровья. Они довольно резко критикуют повесть, указывая одни, другие, третьи научные ошибки автора.

О талантливом авторе заговорили как о посредственном враче...

Надо объясниться...

В творчество Зощенко повесть вошла как знак большого творческого сдвига вовсе не потому, что в ней писатель якобы к научному жанру.

"Возвращенная молодость" органически связана со всем творчеством Зощенко, связана общей темой, общими героями...

Наука в повести дана самостоятельно. Она выделена из общего плана повествования в самостоятельный отдел "Комментарии". Эта композиционная изолированность - только прием, который должен подчеркнуть серьезность авторского объяснения с героем...

Самый факт введения этого комментария в повесть, вся композиция повести, необходимость привлечения научного материала - все это, конечно, результат ущербности самого замысла. Если бы Зощенко нашел реальные пути перестройки мещанства, он не должен был бы впадать в ложное просветительство, не должен был бы спускаться на уровень героя, и у него не было бы необходимости соединять тему мелкого человека с темой науки.

В результате мелкий человек поглотил науку, научный жанр оказался подмененным.

Неудача Зощенко - неудача большого творческого замысла...

Язык в "Возвращенной молодости" использован не только как средство повествования о судьбе героев, но и как средство повествования об отношении автора к этой судьбе. Язык грубовато ироничен, насмешлив, резко контрастен общему проповедническому замыслу вещи. Синтаксический строй фразы сделан средством выявления авторского отношения, авторской оценки. Это уменье определяет своеобразие языка Зощенко, его условность как во всех предыдущих произведениях, так и в "Возвращенной молодости".

Пора уже оставить разговоры о том, что Зощенко пишет языком мещанства. Давно пора обратить благосклонное внимание критики на особенность творческой работы Зощенко над материалом мещанского языка...

"Возвращенная молодость" написана полным авторским голосом. Сказ как композиционный принцип в ней отсутствует. Однако резкая субъективность языка повести все время поддерживает иллюзию сказа, создает впечатление внутренней языковой полемики автора с воображаемым рассказчиком. Но рассказчика нет, и язык "Возвращенной молодости" выражает только полемику автора с самим собой.

Тема преодоления мещанства, тема социального распрямления маленького человека оказалась неразрешенной. Задумав повесть о переделке маленького человека, Зощенко вместо этого написал талантливую сатиру на этого маленького человека". (А.Бескина. В поисках оптимизма. "Литературный современник", #5).

Иванов Вс.В.

Похождения факира. Роман. - Л.

"Новый роман Вс.Иванова "Похождения факира" способен доставить много затруднений любителям серого бытописательства, проводимого под маркой "типичные характеры в типичных обстоятельствах". Роман пестрит странными персонажами, анекдотическими ситуациями, неожиданными сюжетными изломами, но сквозь всю эту эксцентрику просвечивает подлинная художественная правда, не искажающая, а правильно воспроизводящая действительность...

Роман "Похождения факира" развивает дальше и доводит до заметного совершенства старое стремление Вс.Иванова к лаконической, четкой, предметно-ощутимой речи... Стиль Вс.Иванова освободился от влияния Бунина, и теперь Вс.Иванов находит меру, удачно сочетая отдельные штрихи и общую строгую четкость рисунка, по-прежнему лаконичного". ("Литературный современник", #9).

Серебрянский М.

Артем Веселый. "Новый мир", #11.

"Почти одновременно появились три книги Артема Веселого: исторический роман "Гуляй-Волга", сборник переизданных ранних повестей и рассказов и весьма значительное по своим размерам и очень талантливое произведение "Россия, кровью умытая", - результат десятилетнего творческого труда, итог многих переработок прежних вариантов романа.

Эти три книги, в которых собраны все основные произведения Артема Веселого, дают большую, чем раньше, возможность понять идейную основу творчества писателя, его политический пафос, и определить место и значение этого крупного художественного дарования в современной советской литературе.

Творчество Артема Веселого очень противоречиво... В художественном разрешении проблем гражданской войны его произведения объективно занимают место между "Партизанскими повестями" Вс.Иванова и произведениями Фурманова, Фадеева, Серафимовича и других пролетарских писателей, отличаясь от них некоторыми существенными особенностями.

Ор "Партизанских повестей" Вс.Иванова или "Барсуков" Л.Леонова, как и от всей "попутнической" литературы, бесспорные достоинства которой нельзя отрицать, произведения Артема Веселого отделяет и большая зарядка революционной ненависти, и полное отсутствие каких бы то ни было интеллигентско-гуманистических тенденций, и то наконец, что в его произведениях, пусть недостаточно, но в какой-то мере уже показано начало перехода деревни на рельсы социалистической революции.

От изображения гражданской войны в произведениях передовых пролетарских писателей Артема Веселого отделяет играющая заметную роль в его творчестве идеализация крестьянской партизанской стихии, недостаточное понимание тех основных этапов революции, через которые проходила деревня до и после осени восемнадцатого года...

...классовая борьба дана в его произведениях идущей только по прямой линии, т.е. открытой, явной для всех. Тонкие и сложные формы классовой борьбы, уходящие часто с поверхности в глубь общественных явлений, те формы, для изображения которых требуется определенно высокий уровень мировоззрения, почти отсутствует у Артема Веселого...

Перед сложными задачами идейного порядка, перед глубокими социально-психологическими конфликтами Артем веселый, к сожалению, отступает, предоставляя воображению читателя "дополнить" ту или иную ситуацию...

Идейный рост талантливого художника показывает последний его роман "Гуляй-Волга". Он по праву может быть назван творческим достижением Артема Веселого и большим положительным явлением советской литературы в области исторического романа...

Творческая задача Артема Веселого заключается... не в том, чтобы уйти и отказаться от тематики гражданской войны, - эта тема еще далеко не освоена во всем ее объеме советской литературой, - но, в случае возвращения к названной теме, писатель должен подойти к изображению героического этапа революции, нашедшего свое выражение в партизанской войне, с последовательно-пролетарской точкой зрения, приняв во внимание тот путь, который пройден крестьянством, под руководством партии, от эпохи общекрестьянской войны до победы колхозного строя".

Васильев П.Н.

Соляной бунт. Поэма. - М.-Л.

"При всей своей идеологической спорности поэма Павла Васильева "Соляной бунт" является значительным событием на нашем поэтическом фронте...

Следует признать, что любование казачеством, героизация его, которая лежит в основе поэмы, делают ее во многом идеологически враждебной для нас, выпадающей из основной направленности советской литературы. С героизацией, с романтическим восприятием и передачей собственнической, колонизаторской социальной природы казачества теснейшим образом связана и та декоративная экзотика и эффектность материала и стиля "Соляного бунта", которые бросаются в глаза даже при первом знакомстве с поэмой.

"Соляной бунт" продолжает ту линию романтической, героической поэмы, которая с наибольшей силой впервые намечена была "Улялаевщиной" Сельвинского.

"Молодечество", стихийность мировоззрения, крестьянские корни мировоззрения Павла Васильева роднят его с такими поэтами, как Клюев, Есенин, Клычков, выражавшими идеологию кулацкой части крестьянства...

"Соляной бунт" в значительной мере вырос из фольклора, из казачьей песни. П.Васильев почти не пытается заново переосмыслить, переакцентировать собственническую и шовинистическую основу этого фольклора, тщательно сохраняя его "дух", даже стилизуя под него свой стих...

Советская поэзия идет сейчас на овладение эпосом, поэмой. Если возможны какие-либо историко-литературные сравнения, то следует сказать, что наша поэма не вышла еще из романтического возраста, что она ближе сейчас еще к "Кавказскому пленнику", чем к "Медному всаднику" с его реалистической точностью и смысловой полноценностью слова, с его социальной насыщенностью.

Яркость словесного оперения, декоративная выигрышность материала до сих пор пленяют наших поэтов. Этим объясняется и то, что современность очень мало отразилась в нашей эпической поэзии...

"Соляной бунт" является в этом отношении известным предостережением. При всей своей талантливости эта поэма лишний раз показывает нам те опасности, которые лежат на пути "поэта с гармонью", на недостаточность одного эмоционального напора, одного поэтического "нутра", которое часто превращает поэта в удалого Ваську Буслаева с гармошкой в руках". (Н.Степанов. "Литературный современник", #5).

Смеляков Я.

Стихи. - М.

"Из поэтов младшего поколения, лишь недавно вошедших в литературу, Смеляков раньше других завоевал внимание читателя и критики. Это объясняется тем, что в его стихах нашло выражение мироощущение того поколения, которое сложилось и выросло в послереволюционную эпоху. Стихи Смелякова подкупали своей молодостью, своим юношеским, хотя и не вполне окрепшим голосом.

Лирический герой Смелякова выступает как носитель тех чувств и переживаний, которые целиком созданы нашей советской действительностью. Ему неведомы "двойственность" психологии и "заговоры чувств", любование утонченностью собственных переживаний, которое отягощает многих поэтов. Герой Смелякова целен и слит с окружающим его миром...

В последней книжке Смеляков расширяет первоначальный круг тем "работы и любви" (название первой книжки стихов Смелякова), стремясь выйти за пределы своей лирической биографии, на которой основано большинство его стихов. Однако для создания вещей большого поэтического дыхания ему необходимо расширить не только круг тем, но и углубленнее отнестись к ним и выверить каждое слово, отказавшись от тех элементов риторичности и банальности, а то и просто многословия, которые мешают ему. "Простота", к которой стремиться Смеляков, еще слишком "литературна", с оглядкой на Багрицкого, иногда даже с некоторой дозой кокетничанья этой простотой. "Девятнадцатилетний" возраст героя стихов Смелякова, от лица которого воспринимается его поэзия, не может затянуться на годы, поэт должен вырасти, как вырастает и его эпоха". (Н.Степанов. "Литературный современник", #9).

И другие:

Авдеенко А. Я люблю. (Роман). - М.

Адалис А.Е. Власть. Стихи. - М.

Александрова З.Н. Биография песни. (Стихи). - М.

Алексеев Г.В. Роза ветров. Поиски романа. - М.

Алтаузен Д.М. Комсомольские поэмы. - М.

Антокольский П.Г. Избранные стихотворения. - М.

Франсуа Вийон. Драматическая поэма в 3 ч. - М.

Стихотворения и поэмы. - Л.

Аронсон М. Победители. Повесть. - Л.

Арский П.А. Песни и баллады. - М.

Архангельский А.Г. Поэтические пародии. - М.

Асеев Н.Н. Поэмы. - М.

Обнова. Стихи. 1932-1933. - Л.

Москва-песня. (Стихи). - М.

Удивительные вещи. Стихи. - М.

Багрицкий Э.Г. Однотомник. (Стихи). - М.

Багров В. Разведка. Стихи и поэмы. - Москва-Самара.

Бедный Д. Москва. - М.

Тени прошлого. Стихи. - М.

Вклад. (Стихи). - М.

Чудесное письмо. (Колхозникам). (Стихи). - М.

Без отказу. - М.

Безыменский А.И. Стихи о Ленине. - М.

Трагедийная ночь. (Поэмы). - М.

Ночь начальника политотдела. (Поэма). - М.

Стихотворения. - Л.

Выстрел. (Комедия в стихах и поэмы). - М.

Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. - М.-Л.

Берггольц О.Ф. Стихотворения. - Л.

Бершадский Р.Ю. Линия прицела. (Стихи). - Л.

Бибик А.П. Повесть о станке. Негативы. - М.

Богатырев В. Рождение песни. (Стихи). - М.

Богданов А.А. Избранные стихи. (1891-1933). - М.

Буданцев С.Ф. Зенит. (Рассказы). - М.

Вересаев В.В. Родственники Пушкина. - М.

Спутники Пушкина. Вып. 1. - М.

Вихлянцев В. Разговор у эстокады. (Стихи). - Новосибирск.

Возняк А. Расцвет. Стихи. - Москва-Самара.

Волгин С. В мире без красок. (Стихи и проза). - Архангельск.

Воронский А.К. Рассказы и повести. - М.

Герасимов М.П. Стихотворения. Т. 1. - М.

Герасимова В.А. Человек без подробностей. (Рассказы). - М.

Герман Ю.П. Бедный Генрих. (Роман). - Л.

Гиляровский В.А. Друзья и встречи. (Воспоминания). - М.

Гитович А.И. Артполк. Стихи. - Л.

Стихи. (1928-1934). - Л.

Глебов Б., Некрасов Г., Сорокин Вс. Начало дня. Сборник стихов. - Л.

Голодный М.С. Избранные стихи. 1923-1933. - М.

Слово пристрастных. (Стихи). - М.

Горбань Е. Лаба. Поэма. - Ростов н/Д.

Горький М. Русские сказки. - М.

Грин Г. Рассказы. - М.

Гусев В.М. Сыновья диктатуры. (Стихи). - М.

Дворецкий Д. Радость. Стихи. - Смоленск-Москва.

Дементьев Н.И. Мать. Рассказ в стихах. - М.

Рассказы в стихах. - М.

Долматовский Е. Лирика. - М.

Доронин И.И. Стихи. Избранное. - М.

Дремов И. Стихи. - М.

Дудоров В. Волочаевка. Поэма. - Москва-Хабаровск.

Жаров А.А. Гармонь. Поэма. - М.

Стихи о любви. - М.

Два паспорта. - М.

Избранное. Стихи и поэмы. - М.

Жестев М. Шелонь. Роман. - Л.

Жислин А., Абросимов Е., Замятин В. Бодрость. Стихи. - М.

Замойский П.И. Соседи. (Рассказы). - М.

Зарубин И. На солнечной стороне. Рассказы. - М.

Зарудин Н.Н. Страна смысла. Повесть молодого времени. - М.

Зелинский К.Л. Семейная хроника Ларцевых. (Повесть). - Л.

Критические письма. - М.

Земной В. Горячий дым. Стихи. - Москва-Сталинград.

Зенкевич М.А. Избранные стихи. - М.

Зозуля Е.Д. 52 новеллы из цикла "Тысяча". - М.

Зорич А. Легкомысленная повесть. - Л.

Простой случай. (Рассказы). - М.

Зощенко М.М. Избранное. Однотомник. - Л.

Личная жизнь. (Рассказы). - Л.

Рассказы. - Л.

История одной жизни. - Л.

Иванов Вс.В. Дикие люди. Рассказы. - М.

Ильф И., Петров Е. Директивный бантик. (Фельетоны). - М.

Инге Ю. Точка опоры. (Стихи). - Л.

Исаковский М.В. Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке. (Стихи). - Смоленск.

Казаков М.Э. Три повести. - Л.

Казин В.В. Избранные стихи. - М.

Каменский В.В. Избранные стихи. - М.

Поэмы. - М.

Караваева А.А. Маленькие рассказы. - М.

Кассиль Л.А. Ученик чародея. Рассказы. - М.

Буденыши. - М.

Катаев В.П. Квадратура круга. Водевиль в 3 д. - М.

Дорога цветов. Комедия в 4 д. - М.

Кац Г. Мы откроем утро. (Стихи). - Ростов н/Д.

Кирсанов С.О. Из книг. (Стихи). - М.

Киселев А. На линии огня. Стихи. - Москва-Иваново.

Колобов В. Начало песни. Стихи. - Вятка.

Кононов А.Т. Упразднение Мефистофеля. Хроника событий и чувств. - М.

Корнилов Б. Триполье. Поэма. - Л.

Стихи и поэмы. - Л.

Кузнецов Е. Теплынь. Стихи. - Симферополь.

Лебедев И., Вылегжанин П. Вступаем в строй. Стихи. - Ковров.

Левин Б.М. Юноша. Роман. - М.

Левин Д. Лихово. (Роман). - Л.

Леонидов М., Макаров Б. Крылья. Стихи. - М.

Леонов Л.М. Избранные произведения. - М.

Либединский Ю.Н. Накануне. (Повесть). - Л.

Неделя. (Повесть). - М.

Лидин В.Г. Рассказы. Избранное. 1921-1933. - М.

Мужество. (Рассказы). - М.

Лихарев Б. Книга стихов. - Л.

Лукницкий П. Всадники и пешеходы. (Книга о Памире. Рассказы, очерки, стихи). - Л.

Максимов Г.М. НТ-2. Роман. - М.

Малашкин С.И. За жизнью. Роман. - М.

Маршак С.Я. Война с Днепром. - Л.

Колеса. - М.-Л.

Мистер Твистер. - Л.-М.

О большой литературе для маленьких. - М.

Мещеряков Т. Эскадрон. Героическая поэма в 7 картинах. - М.-Л.

Митрейкин К. Штурм неба. Стихи. - М.

Молчанов А. Крестьянин. Роман. - Л.

Молчанов И.Н. Север. Стихи. - Архангельск.

Рождение радости. Стихи. - Иркутск.

Москвин Н.Я. Длинная Берта. (Повесть). - М.

Мухачев И. Путем коллектива. (Поэма). - Новосибирск.

Незлобин Н.И. Лингаан. Поэма. - Л.

Путь к Москве. (Стихи). 1930-1933. - М.

Нейштадт В.И. Пять шестых. Стихи. - М.

Непомнящих В. Зарядка. Избранные стихи. - Иркутск.

Низовой П.Г. Океан. (Роман). - М.

Никитин Н.Н. Поговорим о звездах. (Повесть). - Л.

Никифоров Г.К. Единство. Роман. - М.

Никулин Л.В. Дело Жуковского. Рассказы. - М.

Новиков-Прибой А.С. Повести. - М.

Обрадович С. А. Новоселье. Стихи. - М.

Обухов М. Вечер у костра. (Стихи). - Ростов н/Д.

Огнев Н. Крушение антенны. Рассказы. - М.

Орешин П.В. Вторая трава. Стихи. - М.

Осин Д.Д. Соревнование. (Стихи). - Смоленск.

Мы наступаем! (Стихи). - М.

Панов Н.Н. Ночь влюбленных. Поэмы. - М.

Пастернак Б.Л. Избранные стихотворения. - М.

Поэмы. - М.

Повесть. - Л.

Пильняк Б.А. Камни и корни. (Роман). - М.

Писарев А.И. Голос. Стихи. 1932-1934. - Ижевск.

Подделков С. Стихи о войне, о славе, о любви. - М.

Подъячев С.П. Безбожники. (Рассказы). - М.

Полторацкий В. Единый фронт. Стихи. - Иваново.

Пришвин М.М. Жень-Шень - корень жизни. Повесть. - М.

Золотой рог. (Повесть). - Л.

Прокофьев А. Временник. Стихи. 1932-1933 гг. - Л.

Сборник стихов. - Л.

Раскольников Ф.Ф. Рассказы комфлота. - М.

Рассказы мичмана Ильина. - М.

Решетов А. В пути. (Стихи). - Л.

Стихотворения. 1928-1933 г. - Л.

Романов П.С. Рассказы. - М.

Рыленков Н., Твардовский А., Фиксин С. Стихи о зажиточной жизни. - Смоленск.

Садофьев И.И. Стихотворения. - Л.

Санников Г.А. Сказание о каучуке. В 11 песнях. (Из документов пятилетки). - М.

Сафронов А. Солнечные дни. Стихи. - Ростов н/Д.

Саянов В.М. Золотая Олёкма. (Стихи). - Л.

Свирский А.И. Евреи. (Рассказы). - М.

Седых И. Деды. Роман. - Л.

Седых К. Забайкалье. Стихи. - Иркутск-Москва.

Сейфуллина Л.Н. Повести и рассказы. - М.

Сельвинский И.Л. Избранные стихи. - М.

Тихоокеанские стихи. - М.

Лирика. - М.

Сергеев-Ценский С.Н. Невеста Пушкина. Роман в 2 ч. - М.

Около моря. (рассказы). - М.-Л.

Серман Б. Поэма энтузиазма. Лирическая юбилейная поэма. - Симферополь.

Сидоренко Н. Лирическая магистраль. (Стихи). - М.

Скосырев П.Т. Прогулка. Повесть. - М.

Смеляков Я. Дорога. Стихи. - М.

Счастье. Политическая лирика. - М.

Соболев В. На Байкал! Стихи и очерки. - Иркутск.

Соболев Л.С. Капитальный ремонт. Роман. - М.

Соколов-Микитов И.С. Избранные рассказы. - М.

Спасский С.Д. Первый день. Роман. - Л.

Ставский В.П. На гребне. Роман. - М.

Сурков А. Слово о дружбе. (Агитпоэма). - Воронеж.

Ровесники. Вторая книга стихов. (1930-1933). - М.

Твардовский А.Т. Молочный колхоз. - Смоленск.

Тимофеев Б. Что должен знать лесоруб о своем здоровье. (Стихи). - Л.

Титов Н. Избранные стихи. - Новосибирск.

Тихонов Н.С. Сами. Поэма. - М.

Вечный транзит. (Повести и рассказы). - Л.

Толстой А.Н. Под старыми липами. Рассказы. - М.

Гадюка. Повесть об одной девушке. - Л.

Троицкий Г. Стихотворения. - Свердловск.

Троицкий М. Три поэмы. - Л.

Тынянов Ю.Н. Малолетний Витушишников. Повесть. - Л.

Фадеев А.А. Метелица. - М.

Федин К.А. Повести и рассказы. - Л.

Похищение Европы. Роман. - Л.

Фокин А. Товарищи. Стихи. - Ростов н/Д.

Форш О.Д. Ворон. Роман. - Л.

Якобинский заквас. Роман. - Л.

Черноморцев Л.П. Тайга. Стихи. - М.

Чуковский К.И. Люди и книги шестидесятых годов. Статьи и материалы. - Л.

Чумандрин М.Ф. Семнадцатое июля. Рассказы. Повести. - Л.

Шагинян М.С. Литература и план. - М.

Тайна трех букв. - М.

Шварц Е.Л. Клад. Пьеса в 3 д. - Л.-М.

Швецов С.А. Литературная сатира. (Стихи). - М.

Шевцов А.М. Голос. Стихи. - М.

Шемшелевич Л. Сердцебиение. Стихи. - М.

Шумская. Е.И. Эстрада. (Стихи). - М.

Щипачев С.П. Фронтовики. Поэма. - М.

Эренбург И. День второй. Роман. - М.

Затянувшаяся развязка. (Очерки). - М.

Эрлих В. Книга стихов. - Л.

Яшин А. Песни Северу. - Архангельск.