Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20001110.html

Век=текст. Выпуск 35: 1935
Егор Отрощенко

Дата публикации:  10 Ноября 2000


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

В тот день, когда меня не станет,
ты утром встанешь и умоешься,
в прозрачной комнате удвоишься
среди пейзажа воздуха и стен:
моей души здесь завалилось зданье,
есть лень и свежесть, нет воспоминанья.

А.Николев. Из цикла "Елисейские радости". Впервые опубликовано в кн. "Самиздат века" (Мн.-М., 1997).

События

"Крокодил" запрещен весь. Ибо криминальными считаются даже такие строки:

Очень рад
Ленинград".

(К.Чуковский. Дневник).

В # 5 "Литературного современника" публикуется глава "Утро мистера Блума" из "Улисса" Дж.Джойса в переводе В.Стенича.

Из предисловия Д.Мурского: "Джойс - конец дороги, на которую первым вступил Флобер и которая уводит все дальше от классического буржуазного романа в болото современной прозаизности, совершенной пассивности и предельной декадентской эстетизации. В противоположном направлении от того же классического буржуазного романа идет путь социалистического реализма, реализма героического и активного, включающегося в великую работу изменения мира. Путь Джойса и путь советской литературы образуют угол в 180 градусов".

Действующие лица и исполнители

Заславский Д. Литературная гниль | Слонимский М.Л. Повесть о Левинэ | Гринберг И. Пути романа | Никитин Н.И. Поговорим о звездах | Катаев И.И. Отечество | Каверин В.А. Исполнение желаний | Степанов Н. Заметки о стихах | Ширяев П.А. Высокая земля | Прокофьев А.А. Избранное | Другие произведения

Заславский Д.

Литературная гниль. "Правда", 20 января.

"Литературная газета"... с ликующим видом поведала читателю... что... уже в гранках находится роман Достоевского "Бесы". Издает его "Академия"... Прямая ложь, будто роман "Бесы" - это крупнейшее художественное произведение XIX века... Контрреволюционную интеллигенцию всегда тянуло к "достоевщине", как к философии двурушничества и провокации, а в романе "Бесы" - это двурушничество размазано с особым сладострастием. Роман "Бесы" - это грязнейший пасквиль, направленный против революции... из "Бесов" контрреволюция добывала свои клеветнические "аргументы". В этих условиях... выбор "Бесов" для отдельного издания... нельзя не признать по меньшей мере странным".

Слонимский М.Л.

Повесть о Левинэ. - М.

"Глубина чувств и мыслей, вложенных в художественное произведение, многообразие их - все это решающим образом влияет на качество политической направленности произведения.

Слонимский написал повесть подлинно партийную, с интересным замыслом, с последовательно проведенной идейной концепцией, но не во всем замысел осуществился, не все образы равноценны. Начиная со структуры и кончая стилистикой, повесть производит впечатление неровное" (В.Друзин. "Литературный современник" # 6).

"Повесть о Левинэ" меньше всего может быть отнесена к типу тех не слишком ценных биографических романов, которые одно время с легкой руки Виноградова и Гроссмана готовы были акклиматизироваться на нашей литературной почве. В повести счастливо отсутствуют характерные для такого рода произведений всевозможные "исторические" побрякушки, обычно мешающие пониманию сложных общественных отношений эпохи и привлекаемые в качестве своеобразного историко-театрального реквизита.

Свободная ориентация писателя в сложнейшем историческом материале составляет отличительную особенность нового произведения. "Левинэ" - отличное свидетельство того, как важно писателю, изучив документы и органически восприняв основное их содержание, вырваться из-под их власти. Только тогда писатель способен дать не историческую хронику, а художественное произведение. Всякие отступления от истории будут оправдываться в таком случае сохранением внутренней логики событий, организацией произведения в соответствии с принципиальными линиями развития событий. Именно так поступил М.Слонимский" (М.Майзель. Повесть о мужестве коммуниста. "Звезда" # 5).

Гринберг И.

Пути романа. "Литературный современник" # 7.

"Роман в классической его форме сформировался при капитализме и как отражение противоречий капитализма. Значит ли это, что вместе с буржуазией будет уничтожен и роман?

Несомненно, наш роман, социалистический роман, по самой сути своей, качественно иной, нежели роман буржуазный. Между романом социализма и романом капитализма так же лежит пропасть, как и между буржуазным романом и эпосом родового общества. Различие тут скрывается не только в совершенно новых темах, новых мотивах. Оно прежде всего заключается в познании, адекватном действительности, которое положено в основу нашей действительности. Социалистические связи открываются во всей своей полноте и сложности. Отбрасывается личностное, индивидуалистические восприятие, сужающее, ограничивающее и искажающее.

Таким образом, возникает основа для широкого эпического действия. В роман входят большие социалистические конфликты, исторические события, исторические люди - в самом широком смысле слова. Ибо то, о чем мечтал когда-то Стендаль - "великие национальные сюжеты", - возможны только в социалистическом романе.

Эпизодичность, разъедавшая роман буржуазный, в социалистическом не имеет почвы. Множество разнообразных людей, разнородных событий объединяются глубоким эпическим действием. Эпос - это слово все чаще повторяется в нашем искусстве.

Но не будем думать, что мы возвращаемся к старому эпосу. Наши герои не станут героями античности. Нашему искусству глубоко враждебен буржуазный эгоцентризм. Но так же чужда ему безличность эпоса родового общества.

Человек стоит в центре нашего искусства. Но это уже не одинокий индивидуалист... Человек новый, человек социализма - развитая и сложная индивидуальность, и в то же время он является средоточием, является выразителем интересов общества...

В нашей литературе создается основа для монументальных обощающих образов. Самые передовые наши писатели, вооруженные методом Маркса-Ленина-Сталина, вооруженные опытом борьбы за партию, за диктатуру пролетариата, особенно решительно движутся к эпической широте и синтетичности. "Разгром" и "Чапаев", "Поднятая целина" и "Большой Конвейер" - вот первые шаги социалистического романа.

Здесь начинается эпос, эпос новый, невиданный, "очеловеченный", - социалистический эпос".

Никитин Н.Н.

Поговорим о звездах. - Л.

"Поговорим о звездах" - повесть в целом стоящая на уровне наших современных требований к литературе. В ней есть прежде всего одно ценное качество, которого часто недоставало прежним произведениям Никитина - художественная серьезность и известная глубина в разработке темы...

Стиль и ритм повествования говорят о большой работе, проведенной Никитиным за время его "молчания". Прежние колебания Никитина между натурализмом и импрессионизмом уступили теперь место спокойному и сдержанному отношению исследователя к образу и вообще к слову. Это - признак зрелости; пришедшей к Никитину, свидетельство его движения к реализму" (И.Оксенов. "Звезда" # 2).

Катаев И.И.

Отечество. Повести и рассказы. - М.

"Катаев относится к числу тех быстро растущих писателей второго поколения, для которых каждая новая книга - большой шаг к высокому художественному мастерству и большим идейным горизонтам. После "Движения" - книги чисто очерковой - это значительный успех автора и всей советской литературы" (Н.Острогорский. "Новый мир" # 11).

Каверин В.А.

Исполнение желаний. Роман. - Л.

"Имя Каверина достаточно известно. То новое, что наметилось в его творчестве еще в "Прологе" (книге, не достаточно оценненой в свое время), в "Исполнении желаний" получает более серьезное выражение. Прежде всего ново и значительно для Каверина - формалиста-экспериментатора, - желание взглянуть жизни "прямо в лицо", потребность "освоить" те ее участки, мимо которых он раньше проходил" (М.Эгарт. "Новый мир" # 12).

Степанов Н.

Заметки о стихах. "Литературный современник" # 1.

"Пушкин сказал о современных ему поэтах: "не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не продвинется" ("О слоге"). Эти слова Пушкина не мешает вспомнить и теперь. Хотя в основном наша поэзия живет сейчас темами, даваемыми ей нашей эпохой строящегося социализма, тем не менее "воспоминания о протекшей юности", темы "дружбы", "славы", "молодости" и т.д. занимают в ней непомерно большое место. Не говоря уже о таких поэтах, как Жаров или Уткин, которые на всем протяжении своей поэтической деятельности редко выходят за пределы 3-4 тем, притом тем весьма традиционных и банальных, "юность" и "любовь" - вот замкнутый круг, в котором пребывают поэты...

В тех условиях повышения требований к смыслу, к идейной и даже философской углубленности поэзии, которые в настоящее время предъявляются поэтам, - выбор темы становится одним из ответственнейших моментов. Мы имеем две различных тенденции: одни из поэтов стремятся поспеть за газетой, каждый день откликаясь стихами на новую тему, другие, наоборот, приходят к "вечным" темам... в то же время не выходя за пределы их традиционного истолкования.

Одной из причин этой недооценки и упрощения темы, ее случайности является то, что наши поэты равнялись на предреволюционную поэтическую культуру - на акмеизм и футуризм. От акмеизма шло любование мелочами, условная, эстетизированная предметность темы; от футуризма - пренебрежение к теме и вообще к смысловой ткани стиха...

Многие поэты считают, что все дело в теме - независимо от того, как, какими стиховыми средствами она выражена, говоря одним и тем же языком о заводе, и о тракторе, и о личных переживаниях, и о мировой революции...

Опаснее всего стать на путь тематической поэзии, отделить тему от остальных компонентов стихотворения. Именно эта "эмансипация" темы, пренебрежение всеми остальными элементами стиха, упрощенная подача темы, сводящаяся к "пересказу", приблизительность слова, лишь пересказывающего тему-сюжет, идеологически не углубляя, не "раскрывая" ее в слове, - основная ошибка тех из наших поэтов, которые широко пользуются современной тематикой (Безыменский, Сельвинский, Асеев, Кирсанов и др.).

Тема лишена, с одной стороны, обобщения, "типизации", точно так же и конкретного чувственного выражения в образе. "Голая" абстрагированная тема, или тема, эмпирически упрощенная, одинаково выпадают из поэзии".

Ширяев П.А.

Высокая земля. Романтическое повествование. - М.

"Революция реабилитировала "специальную тему". В сущности, она ее уничтожила, ибо нет ныне такого участка советской действительности, на котором - в том или ином масштабе - не разыгрывались битвы нашей эпохи. Советская литература имеет роман о постройке гидроцентрали и повесть о карабугазском мирабилите, - и темы этих произведений не столько специальны, сколько конкретны.

"Высокая земля" Петра Ширяева очерковая повесть о конском заводе, точнее коневодческом совхозе.

Тема сугубо специальная. И все же автор решился снабдить ее подзаголовком - "романтическое повествование". Подзаголовок этот следовало бы считать несколько претенциозным, если бы он не столь верно определял природу книги. В самом деле книга Ширяева - романтическое повествование, взволнованный и приподнятый рассказ о делах и днях одного из гигантов социалистического стоительства" (А.Роскин. "Новый мир" # 7).

Прокофьев А.А.

Избранное. - Л.

"В "Избранном", может быть, полнее и определенне, чем в других книгах, вышедших до сих пор, вырисовывается своеобразное творческое лицо А.Прокофьева. Самое членение книги позволяет как нельзя лучше ознакомиться с основными направлениями поэтической работы А.Прокофьева: со стихами, посвященными гражданской войне, имитациями фольклорных мотивов, наконец с попытками создания народной массовой песни и т.д.

Начиная с "Улицы Красных зорь" А.Прокофьев утверждает принципиально новый тип лирики, доступный лишь поэту, крепчайшими нитями связанному с революционным классом, переживающему, как свое, личное, все события эпохи. Прежде всего, лирический герой стихов А.Прокофьева - это не одиночка, пусть революционно настроенный, а рядовой участник великого исторического эпоса...

В стремлении расширить тематические возможности лирического стиха, в какой-то мере вернуть его в эпос, Прокофьев... основательно занялся изысканиями в области фольклора...

Изобразительные средства фольклорной поэтической речи не могут, естественно, служить ни целям реалистической, ни эмоционально-лирической характеристики...

Но Прокофьев... умеет разрешать проблему овладения фольклорной поэтической техникой. Во многих стихах... навстречу былинной стихии высылается стихия подчеркнуто прозаической и официально-будничной речи; в этих случаях фольклорные мотивы неизбежно осмысляются иронически. Прокофьевская ирония... являющаяся одним из средств критического освоения фольклорных мотивов, не имеет, конечно, ничего общего с иронией Заболоцкого, направленной в совершенно иную сторону, и ни о каких вредных влияниях тут говорить не приходится...

Книга "Избранное"... свидетельствует, что в лице Прокофьева мы имеем одного из наших крупнейших и наиболее оригинальных поэтов, одного из тех, кто с первой книги гнет свою самостоятельную поэтическую линию" (М.Гутнер. "Звезда" # 6).

Другие произведения

Аврущенко В. Полтава (Стихи). - Полтава.

Адалис А.Е. Кирову. Лирическая поэма. - М.

Аксельрод З. И снова стихи (1932-1934). - Мн.

Алтаузен Д.М. Ода молодости (Стихи). - М.

Ардов В.Е. И смех и грех. Юмористические рассказы. - М.

Арский П.А. Песня о Кремле. - М.

Товарищ урожай. Песня. - М.

Сборник (Стихи). - М.

Асеев Н.Н. Песенник. - М.

Афанасьев В. Восток. Стихи. - М.-Хабаровск.

Бабель И.Э. Рассказы. - М.

Балин А. Берег. Лирика. - Иркутск.

Батрак И.А. По следам жизни. Басни. - Л.

Бахметьев В.М. Наступление. Роман. - М.

Бедный Д. Сто басен. - М.

Удар по врагу. - М.

Берггольц О.Ф. Ночь в Новом мире. Рассказы. - Л.

Бобович Б.В. Погоня (Стихи). - М.

Браун Н.Л. Поединок (Стихи). - М.

Бытовой С. День рождения. Стихи. - Хабаровск.

Вартанов В. От всего сердца. Книга стихов. - Ростов н/Д.

Васин Е. Боевая сатира (Стихи). - Ташкент.

Вашенцев С.И. Канны. Повесть. - М.

Введенский А.И. Володя Ермаков. - М.

Вересаев В.В. Жена Пушкина. - М.

Веселый А. Чапаны (Повесть). - М.-Куйбышев.

Виноградов А.К. Изгнанники. Три письма. - М.

Гай А. Шаг в жизнь. Стихи. - Хабаровск.

Гайдар А.П. Военная тайна (Повесть). - М.

Гарри А.Н. Струны (Рассказы). - М.

Герман А.В. Гиля (Стихи). - М.

Гладков Ф.В. Старая секретная. Повесть о былом. - М.

Голованивский С. Ожидание встречи (Стихи). - М.

Голодный М.С. Избранные стихи. - М.

Городской Я.З. Моя страна. Стихи. - М.

Кавказская запись (Стихи). - Киев.

Грибачев Н. Северо-запад. Сборник стихотворений. - Петрозаводск.

Гроссман В.С. Глюкауф. Роман. - М.

Счастье. Рассказы. - М.

Губер Б.А. Бабье лето. Повесть. - М.

Гусев В.М. Слава (Стихи). - М.

Д'Актиль А. Трубка коммунара. По новелле Ильи Эренбурга (Стихи). - М.

Демидов А.А. Лес. Роман. - М.

Добычин Л.И. Город Эн (Повесть). - М.

Дорошин М. Перекресток счастливых дорог (Стихи). - Курск.

Дружинин П.Д. Серебряный ветер (Стихи). - М.

Евстафьев П. Линия и счет. Повести и рассказы. - Л.

Жаров А.А. Новая книга (Стихи). - М.

Житков Б.С. Рассказы о животных. - М.

Виктор Вавич (Роман). - Л.

Завадский Л. Золото. Роман. - Воронеж.

Земной В. Страна цветов. Стихи. - Саратов.

Зощенко М.М. Рассказы. - Л.

Избранные рассказы. - Л.

Забавное приключение (Рассказы). - М.

Ильф И., Петров Е. Чудесные гости (Юмористические рассказы). - М.

Безмятежная тумба (Рассказы). - М.

Чувство меры (Фельетоны). - М.

Инбер В.М. Переулок моего имени. Стихи. - М.

Избранные произведения (Проза). - М.

Избранные стихи. - М.

Исаковский М.В. Стихи. - Смоленск.

Исбах А.А. Синяя птица (Рассказы). - М.

Каверин В.А. Укрощение Робинзона, или Потерянный рай (Комедия в 5 актах и 6 картинах). - Л.

Избранные повести и рассказы. - Л.

Калашников П.И. Искры затона. Избранные стихи. - Архангельск.

Каменский В.В. Иван Болотников. Поэма. - М.

Караваева А.А. Рассказы. - М.

Карцев А.Д. Магистраль. Роман. - М.

Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания (Авторская переработка для детей старшего возраста книг "Кондуит" и "Швамбрания"). - М.

Кирсанов С.О. Поэма о Роботе. - М.

Золушка. Поэма всех сказок в 12 главах и 3 загадках с ключом. - М.

Новое. Стихи. - М.

Киселев А. Мои товарищи. Стихи. - Иваново.

Князев В.В. За четверть века (1905-1930). Книга избранных стихотворений. - Л.

Коваленков А. Зеленый берег (Стихи). - М.

Колбасьев С.А. Правила совместного плавания. Рассказы. - М.

Колычев О.Я. У Черного моря. Стихи и поэмы. 1932-1935. - М.

Корнилов Б.П. Моя Африка (Поэма). - Л.

Новое (Стихи). - Л.

Костров Г.А. Первая песня - Метро. Стихи. - М.

Крючкин М. Утро в разведке (Стихи). - Минск.

Лавренев Б.А. Большая земля (Повести и рассказы). - Л.

Левин Б.М. Он говорит, как пишет (Рассказы). - М.

Левин К.Я. Русские солдаты (Роман). - М.

Луговский Ин. Просека. Стихи. - Москва-Иркутск.

Луговской В.А. Однотомник (Стихи). - М.

Данчара. Поэма. - М.

Избранные стихи. - М.

Ляшко Н.Н. Сладкая каторга. Роман. - М.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.

Неверов А.С. Ташкент город хлебный (Повесть). - М.

Незлобин Н.И. Еремин клад (Поэма). - М.

Никитин Н.Н. Преступление Кирика Руденко (Роман). - Л.

Новиков А.Н. Ратные подвиги простаков (Повесть). - М.

Новиков-Прибой А.С. Ухабы (Повесть). - М.

Ноздрин А.Е. Избранные стихотворения. - М.-Иваново.

Обрадович С.А. Избранные стихи. - М.

Озолин Я. Ночное солнце (Стихи). - Омск.

Олендер С.Ю. Новый год. 2-я книга лирики. - М.

Олеша Ю.К. Избранное. - М.

Ощакевич Ф. Ветер из Китая. Стихи. - Фрунзе.

Панов Н.Н. Новеллы (Стихи). - М.

Паустовский К.Г. Судьба Шарля Лонсевиля. - М.

Петников Г.Н. Стихотворения. - Киев.

Петровский Д.В. Избранные стихи. - Л.

Пильняк Б.А. Рождение человека. Рассказы. - М.

Избранные рассказы. - М.

Камни и корни (Очерки Японии). - М.

Полетаев Н.Г. Избранные стихи. - М.

Полонская Е.Г. Года. Избранные стихи. - Л.

Поморский А.Н. Избранные стихи. 1908-1934. - М.

Пришвин М.М. Рассказы охотника. - М.

Реут К. Убеждение. Стихи. - Свердловск.

Романов П.С. Рассказы. - М.

Рубинштейн Л.В. Тропа самураев (Повесть). - М.

Рыкачев Я.С. Сложный ход (Повести и рассказы). - М.

Рыленков Н.И. Встречи. 2-я книга стихов. - Смоленск.

Санников Г.А. Восток. Стихи и поэмы. 1925-1934. - М.

Саянов В.М. Олегов щит. Повесть. - М.

Избранные стихи. - М.

Светлов М.А. Избранные стихи. - М.

Седых К. Сердце. Стихи. - Иркутск.

Сергеев-Ценский С.Н. Маяк в тумане. Рассказы. - М.

Зауряд-полк. Роман. - М.

Слезкин Ю.Л. Отречение. Роман. - М.

Соколов-Микитов И.С. Пути кораблей. - Л.

Сурков А.А. Родина мужественных. 3-я книга стихов. (1934-1935). - М.

Тарловский М.А. Рождение родины. Стихи. - М.

Тарусский Н. Я плыву вверх по Вас-Югану. Стихотворения. 1928-1934. - М.

Твардовский А.Т. Сборник стихов (1930-35). - Смоленск.

Тимохин В. Молодость (Стихи). - Саратов.

Тихонов Н.С. Веселые лошади (Рассказы). - Л.

Рассказы. - Л.

Тынянов Ю.Н. Рассказы. - М.

Уткин И.П. Избранные стихи. - М.

Ушаков Н.Н. Избранные стихи. - М.

Мир для нас. Стихи. - М.

Фиш Г.И. Мы вернемся, Суоми! (Роман). - М.

Чапыгин А.П. Избранные произведения. - Л.

Чекулаев С. Родина (Стихи). - Курск.

Чернышев Ф. Чудесный проводник (Лирико-юмористическая поэма). - М.

Чуковский Н.К. Падыспань. Повести. - М.

Слава. Роман. - Л.

Шемшелевич Л.В. Движение. Стихи. - Ростов н/Д.

Шенгели Г.А. Планер. Стихи. - М.

Шпанов Н.Н. Четыре такта (Роман). - М.

Шубин К.К. Третий фронт. Роман. - М.

Шумская Е.И. Вор (Стихи). - М.

Эренбург И. Не переводя дыхания. Роман. - М.

Эрлих А.И. Средний человек (Рассказы). - М.

Яковлев А.С. Огни в поле. Роман. - М.