Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20001209.html

Век=текст. Выпуск 39: 1939
Егор Отрощенко

Дата публикации:  9 Декабря 2000

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ПУБЛИКАЦИЯ ГОДА | СОБЫТИЯ | ЛИРИКА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Кровь

Белый цвет вишневый отряхая,
Стал Петро перед плетнем коханой,
Он промолвил ей, кусая губы:
- Любишь ты меня или не любишь?
Прогулял я бритву-самобрейку,
Прогулял я трубку-носогрейку.
Что ж! В корчме поставлю шапку на кон
И в леса подамся, к гайдамакам!

- Уходи, мужик, - сказала Ганна, -
Я кохаю не тебя, а пана. -
И шепнула, сладко улыбаясь: -
Кровь у пана в жилах - голубая!

Два денька гулял казак. На третий
У криницы ночью пана встретил,
И широкий нож по рукоятку
Засадил он пану под лопатку.

Белый цвет вишневый отряхая,
Стал Петро перед плетнем коханой,
А у Ганны взор слеза туманит,
Ганна руки тонкие ломает:
- Ты скажи, казаче, - молит Ганна, -
Не встречал ли ты дорогой пана?

Тонкий нож в чехле кавказском светел.
Отвечает ей казак: - Не встретил. -
Нож остер, как горькая обида.
Отвечает ей казак: - Не видел. -
Рукоятка у ножа резная.
Отвечает ей казак: - Не знаю.
Только ты пустое толковала,
Будто кровь у пана - голубая!

Д.Кедрин. "Новый мир", #5.

Публикация года

В "Литературном современнике" на протяжении всего года печатается роман В.Каверина "Два капитана".

События

Из эмиграции возвращается М.Цветаева.

1 января умер Г.И.Чулков.

1 апреля умер А.С.Макаренко.

В лагерях погибли: Б.Лившиц, С.Третьяков, М.Герасимов, А.Вознесенский, М.П.Новиков и многие другие...

Лирика

В.Луговской. Сон. "Новый мир", #3.

Дочка дышит в теплой дреме.
Сталин смотрит со стены,
Охраняя в этом доме
Все спокойствие страны...
.......
Пересчитывая стрелки,
Мчат ночные поезда,
И на кухне
мелко, мелко,
Дробно капает вода.

Дочка дышит в теплой дреме
Снег летит со всех сторон.
Снится ей - в кремлевском доме
Сталин спит и видит сон.

Видит домик станционный,
Снег, платформы, поезда.
За стеной стучат вагоны,
В кухне капает вода.

Девочка, сыта, умыта,
В теплом доме видит сны.
В тихом сне ее сокрыто
Все спокойствие страны.

Действующие лица и исполнители

Четунова Н. Новые люди - новые книги | Мартынов Л. Стихи и поэмы | Паустовский К. Повести и рассказы | Иванов Вс. Пархоменко | Когтев Ф., Огурцов Т. Общеобразовательная экскурсия по редакторским кабинетам | Другие произведения

Четунова Н.

Новые люди - новые книги. "Литературный критик", #7.

"Когда многотысячный читатель горячо, как живого, прекрасного и близкого человека полюбивший Павла Корчагина, с восхищением и радостью любовавшийся героями "Педагогической поэмы", доказал именно этой любовью и радостью, что перед нами подлинное большое искусство, он заставил нашу критику задуматься не только над этими двумя книгами. Он заставил всерьез задуматься и над самой сущностью нового искусства. Ибо читатель сказал: вот новое в искусстве, которого вы не разглядели... В чем же состоит то подлинно новое, что принесли в искусство эти книги вместе с другими лучшими произведениями нашей литературы?

Оно состоит в новом принципе изображения человека, основанном на понимании новой сущности труда в социалистическом обществе, решительно изменяющей и самую природу человека, - все, казавшиеся "вечными", законы его жизнедеятельности.

Именно на этом пути, на пути проникновения в новые законы внутренней жизни человека, находятся все подлинные завоевания и открытия советского искусства".

Мартынов Л.

Стихи и поэмы. - Омск.

"В 1937 году в "Сибирских огнях" была напечатана поэма Леонида Мартынова "Правдивая история об Увенькае", сразу обратившая на себя внимание. В ней было все необычно - и выбор темы, и непривычные персонажи, и сам строй речи - свободный, разговорный, не укладывающийся в размеренные четверостишия. Поэма была написана не строчками, а фразами, и не только написана, но так и напечатана. Ямб звучал непривычно, строчки - то короткие, то длинные - цеплялись между собой, как звенья, - они давали какое-то новое ощущение размера. Паузы на рифмах смягчались, и на первый план выступали основные, смысловые паузы. Поэма была напечатана так не ради оригинальности: стоило прочесть первые две-три страницы, и становилось ясно, что иначе печатать ее было невозможно...

Они палят. А с дальних гор, от смеха прикусив губу,
Лихой джигит глядит в упор на пушечную стрельбу через подзорную трубу.
Приобретенная в Китае, труба имеет золотая, драконовидную резьбу.

- Верно, ведь - хорошо?

- Да, хорошо, и прежде всего хорошо, что хочется повторять эту стихотворную фразу, хочется сообщать ее людям, любоваться ею как находкой...

Значит, тут из ряда вон выходящий случай?

Да, мне кажется, что так.

"Правдивая история об Увенькае" - вещь, написанная с блеском. Можно равнодушно относиться к исторической поэзии, можно внутренне не соглашаться с поэтической манерой автора, можно не поддаваться тому обаянию Сибири, простора, времени, которое заложено в поэме, но нельзя не признать, что в том плане, в котором Мартынов написал свою вещь, он сумел сделать это превосходно: умно, цельно...

Сейчас в Омске вышла книга стихов Мартынова. Кроме мелких стихов в ней помещены две поэмы - "Искатель рая" и "Поэма о русском инженере".

Все три поэмы написаны внешне очень по-разному; если в "Увенькое" преобладает разговорная интонация, то "Искатель рая" написан стремительно и напряженно, "Поэма о русском инженере" написана плавно, неторопливо, даже нарочито монотонно, это - спокойствие окружающего, привычная, безнадежная монотонность всего происходящего вокруг, резко оттеняет внутренний трагизм поэмы.

Все три поэмы стоят на том уровне, когда можно их принимать или отвергать в целом, но не имеет смысла заниматься блохоискательством и мелочным оспариванием частностей...

И вот, если рассматривать с этой точки зрения три поэмы Мартынова, в них есть один серьезный и не так легко исправимый, как это может на первый взгляд показаться, недостаток. Я говорю о той, слишком ровной обстоятельности, с какой написаны почти все поэмы Мартынова. Автор как бы все время стоит на почти одинаковой дистанции от изображаемых предметов и событий, они проходят перед глазами почти в одинаковом масштабе...

Соблюдая слишком последовательную экономию, Мартынов иногда недоговаривает в важных, решающих местах и, наоборот, говорит подчас лишние слова о незначительных вещах. Именно поэтому поэмы Мартынова, вообще говоря, очень лаконичные, в какие-то моменты утомляют, кажутся чуть-чуть растянутыми.

Этот принцип одинаковой дистанции входит в арсенал авторских приемов, но, не всегда умело употребленный, он перестает быть приемом и становится досадным недостатком, над которым, пожалуй, стоит задуматься". (К.Симонов. Три поэмы. "Литературная газета", #38).

Паустовский К.

Повести и рассказы. - М.

"Читать Паустовского - словно ехать по зыбкому морю, когда вас то неожиданно поднимает, то движет вперед, то незаметно относит в сторону. Основной текст у повестей прерывается вставными эпизодами, лирическими отступлениями или созерцательными картинами природы. Область непосредственного видения и ощущений составляет основной материал его писаний, и часто, желая создать нечто крупное, он дает лишь ряд эпизодических наблюдений, заметок и пейзажей, чередующихся, быть может, и не вполне логично, но всегда с большой искренностью и непосредственностью. Разорванность повествования сначала удивляет, потом становится привычной, а затем кажется естественной и понятной, как медлительное колыхание лодки в несильную и нетревожную качку". (С.Соловьев. "Литературная газета", #40).

Иванов Вс.

Пархоменко. - М.

"Перед нами новое, выдающееся произведение советской литературы, написанное на военную тематику, - роман Всеволода Иванова "Пархоменко".

"Пархоменко" только что вышел из печати. Мужественная книга! Талант писателя в романе достиг идейной зрелости, развернулся необыкновенно мощно. Обогащенный опытом жизни, руководясь теорией марксизма-ленинизма, художник по-иному увидел мир, он раскрылся перед ним во всем многообразии, сложности и противоречивости, в ожесточенной борьбе нового со старым. То, что прежде было писателю неясно, теперь рельефно выступило наружу, сделалось полной его принадлежностью. О многих тенденциях и закономерностях советской действительности он ранее лишь догадывался, теперь они ему отчетливо видны, и отсюда - большая глубина и историческая правдивость его нового произведения...

Романом "Пархоменко" автор... дал жизненно-конкретный, обобщающий образ пролетария-большевика. Он проник в характер этого передового бойца, активно творившего социалистическую революцию не только в дни восстания и после него на фронтах и в тылу, но и в мрачные годы царизма... Роман отражает не частные эпизоды гражданской войны, а дает целостную картину всего исторического процесса, изображает столкновение многих борющихся сил, вскрывает наиболее типичные и характерные черты революции, законы ее развития... Огромная впечатляющая сила "Пархоменко" состоит в том, что художник в нем раскрыл и правдиво показал основной исторический смысл гражданской войны в России, как подлинно народной, отечественной войны, навсегда освободившей миллионы людей от векового рабства и угнетения. В романе прекрасно изображены невиданный революционный подъем масс, развязывание благородных сил, таившихся в народе". (А.Воложенин. О новом романе Всеволода Иванова. "Новый мир", #4).

Когтев Ф., Огурцов Т.

Общеобразовательная экскурсия по редакторским кабинетам. "Литературный современник", #7-8.

"Несколько лет мы наблюдали вплотную там и сям работу наших литературных ответственных редакторов.

По своему характеру редакторская работа протекает бурно, но келейно. Келейно потому, что основные диалоги между автором и редактором происходят в кабинетах при закрытых дверях.

За этими закрытыми дверьми часто остаются неведомые читателям незримые полновесные авторские слезы. Но зато появляющееся в печати после редакционной правки вызывает нередко горький смех у читателя.

Не торопитесь же бросать камень в автора! Дайте нам руку, любезный читатель, и мы вас поведем по редакторским кабинетам.

Итак, познакомьтесь: Апломбов. Редакторский стаж - 7 месяцев.

Пять месяцев он прислушивался. На шестом включился в поток литературы. На седьмом развернулся.

Автор:

"Вершины гор были покрыты вечным снегом, между тем в долинах распускалась молодая зелень. В ущельях гудел весенний ветер".

Апломбов:

"Природа у вас противоречива и хаотична: на горах - снег, в долинах - зелень, в ущельях - ветер. Это дезориентирует читателя.

"Вершины" надо убрать. У всякой горы есть вершина. "Вечный снег" - это глубоко не наш образ. Поменьше вечности, побольше движения вперед.

Попробуем спуститься в вашу долину. Почему зелень распускается? Это двусмысленно. Нужно дать свежий образ:

"В долине выявлялась молодая зелень в виде почек, цветов, листьев".

И самое главное: гудение весеннего ветра не совпадает с состоянием героя, который в это время у вас спит. Одно из двух: или герой у вас должен проснуться, или ветер должен стихнуть".

Апломбов посмотрел своими красивыми, но холодными глазами на автора и продолжал:

"Это все мелочи-мелочишки. У меня есть кроме того глубоко деловые предложения, которые я хотел бы поставить в категорической форме. Уничтожьте семь глав в первой части, начисто замените середину и сделайте три варианта конца, тогда мы подойдем к разрешению основного вопроса: годится ли вещь для печати или нет".

И Апломбов снова посмотрел на автора своими безумно красивыми глазами, в которых теперь отразился великий Ледовитый океан...

Дайте же нам руку, любезный писатель, мы еще вернемся к разговору о редакторах, калечащих ваши произведения в зловещей тишине издательских кабинетов".

И другие:

Авраменко И. Долина кедров. Стихи. - Л.

Алигер М. Железная дорога. Стихи. - М.

Алымов С. Песни. - М.

Ардов В.Е. Рассказы. - М.

Букет. Рассказы. - М.

Асеев Н.Н. Заревое пламя. Стихи. - М.

Афанасьев В. Приморье. Стихи. - М.

Бек А. Жизнь Власа Лесовика. Повести. - М.

Вадецкий Б.А. Пустыня. Повести. - М.

Вайсенберг Л. Семь рассказов. - Л.

Введенский А.И. Самый счастливый день. - Одесса.

Вечтомова Е. Своими словами. Стихи. - Л.

Вирта Н. Закономерность. Роман. - М.

Одиночество. Роман. - Хабаровск.

Гайдар А.П. Судьба барабанщика. - М.-Л.

Чук и Гек. - М.-Л.

Гатов А.Б. Стихи. (1934-1938). - М.

Гордеев С. Клятва. Стихи. - Киев.

Грибачев Н. Стихи и поэмы. - Смоленск.

Долматовский Е. Дальневосточные стихи. - М.

Жариков Л. Повесть о суровом друге. - М.

Жаров А.А. Доброе утро! Стихи, поэмы, песни, переводы. - М.

Зощенко М.М. Рассказы. - М.-Л.

Инбер В.М. Путевой дневник. Стихи. - М.

Инге Ю. Сердца друзей. Стихотворения. - Л.

Каменский В.В. Могущество. Роман в стихах. - М.

Кассиль Л.А. Вратарь республики. Роман. - М.

Становой хребет. Рассказы. - М.

Коваленков А. Перед боем. Стихи. - М.

Колдунов С. Ремесло героя. Роман. - М.

Крайский А. Лирика. Избранные стихотворения. 1916-1937. - Л.

Лебедев А. Кронштадт. Стихи. - Л.

Лебедев-Кумач В.И. Мой календарь. Газетные стихи. 1938 г. - М.

Лирика. Сатира. Фельетон. - М.-Л.

Левин Г.С. Дочери родины. Стихи, рассказы, пьесы для эстрадного исполнения. - Л.-М.

Лидин В.Г. Рассказы. - М.

Липатов Б. Пугачев. Поэма. - Л.

Лукницкий П. Солнце все выше. Повести и рассказы. - Л.

Ляшко Н.Н. Камень у моря. Рассказы. - М.

Макаренко А.С. Флаги на башнях. Повесть в 3 ч. - М.

Матусовский М., Симонов К. Луганчане. Книга стихов и прозы. - М.

Меньшиков И. Человек не хочет умирать. Рассказы. - М.

Михалков С. Стихи. - М.

Нилин П. Золотые руки. Рассказы. - М.

Новоспасский К. Страна героев. Стихи. - Сталинград.

Осин Д.Д. Черные годы. Повесть в стихах. - Смоленск.

Островой С. Стихи. - М.

Паустовский К. Северный рассказ. - М.

Прокофьев А. Слава. Стихи. - Л.

Розенфельд С. Баллада о тюрьме. - Л.

Ромм А. Дорога в Бикзян. Стихи. - Уфа.

Рывина Е. Над моей Невой. Стихи. - Л.

Саянов В.М. Небо и земля. Роман. - Л.

Слово о Мамаевом побоище. Стихи. - Л.

Сердце мира. Стихи. - Л.

Стихотворения и поэмы. В одном томе. - Л.

Свирский А.И. Полынь. Роман. - М.

Сергеев-Ценский С.Н. Севастопольская страда. Эпопея в трех томах. - М.

Симонов К. Дорожные стихи. - М.

Скосырев П.Т. Стрелок из лука. (Мальчишество Хасена). Роман. - М.

Слонимский М.Л. Андрей Коробицын. - Л.

Смирнов С. Друзьям. (Первая книга стихов). - М.

Соловьев Б. В старом Гайтале. Роман. - М.

Крепче камня. Роман. - Л.

Соловьев Л. Рассказы. - М.

Твардовский А.Т. Сельская хроника. Стихи. (1937-1938). - М.

Уткин И.П. Лирика. - М.

Фадеев А.А. Птичка. Землетрясение. Рассказы. - М.

Финн К.Я. Первый снег. Рассказы. - М.

Фиш Г.И. Первая винтовка. Рассказы. - М.

Форш О.Д. Радищев. (Биографический роман). - Л.

Шкапская М.М. Рассказы комсомольцев и о комсомольцах. - М.

Шмидт Б. Раскованная земля. Стихотворения 1932-1938 гг. - Л.

Щипачев С.П. Лирика. - М.

Эгарт М. Маруся Журавлева. Роман. - М.