Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 40: 1940
Дата публикации:  15 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | КНИГА ГОДА | СОБЫТИЯ | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Бессонница

Я с ума, вероятно, спятил,
Все мне чудится: в тишине
Работящая птица дятел
Клювом бьет по моей стене.

Ладно - пусть себе суетится
И долбит, и долбит опять.
Пусть уж лучше не ты, а птица
Не дает мне ночами спать.

А.Гитович. Из цикла "Разлука".
"Литературный современник", #1.

Книга года

Ахматова А. Из шести книг. Стихотворения. - Л.

"Поэзия Ахматовой "затонула" на многие годы - последняя ее книга вышла в 1923 году. Ахматова продолжала писать стихи, которые мы не читали. И вот через 17 советских лет - период времени геологический - появляется ее новая книга.

В начале помещены новые стихи, вслед за ними в обратнохронологическом порядке избранные стихи из прежних пяти книг. Материал расположен в правильной последовательности: нетерпеливый любитель поэзии с первой же страницы получает возможность сказать себе: Ахматова 1940 года пишет по-прежнему хорошо. И даже лучше, чем раньше...

Очень неширок круг явлений жизни, освещенный в творчестве этого незаурядного мастера. Сквозь шесть ее книг идешь, как между стен ущелья. Отношения любящих людей Ахматова изображает всегда в одном и том же разрезе - любовного самораспятья женщины. Когда читаешь подряд много замечательных ахматовских стихов, - не хватает воздуха. Ведь отношения любви в реальной жизни настолько богаче и содержательнее того, о чем пишет Ахматова, и складываются в таких разных плоскостях, что для деятельного человека нашего времени эта мастерская поэзия становится просто монотонной. Подразумеваю при этом, что сей деятельный человек влюблен и отвергнут, то есть по отношению к восприятию стихов Ахматовой находится в самом лучшем положении.

На восприятии этих стихов как бы проверяется качество нашей новой жизненной установки, ее многопланность и направленность к общему, а не частному, к судьбам человечества. И качество любви нашей другое - она, как сказал Маяковский, "пограндиознее онегинской любви". Героиня Ахматовой и мы - люди слишком разные. Это и не может не сказаться, несмотря на былое и настоящее мастерство поэта". (В.Перцов. Читая Ахматову. "Литературная газета", #38).

События

10 марта умер М.А.Булгаков.

"Михаил Афанасьевич Булгаков был всегда искренним и беспокойным художником. Он прошел сложный и трудный творческий путь и войдет в историю советской литературы как выдающийся и своеобразный мастер". (Президиум Союза советских писателей. "Литературная газета", #16).

Избранные цитаты

Е.Шварц. Тень. Сказка в трех действиях. "Литературный современник", #3.

"Тень (Идет к трону, садится)

Я мог тянуться по полу, подниматься по стене и падать в окно в одно и то же время - способен он на такую гибкость? Я мог лежать на мостовой, и прохожие, колеса, копыта коней не причиняли мне ни малейшего вреда, а он мог бы так приспособиться к местности? За две недели я узнал жизнь в тысячу раз лучше, чем он. Неслышно, как тень, я проникал всюду, и подглядывал, и подслушивал, и читал чужие письма. Я знаю всю теневую сторону вещей, а только в теневой стороне вещей их подлинный смысл. И вот теперь я сижу на троне, а он лежит у моих ног".

Действующие лица и исполнители

Адалис А. Лирика и воробьи | Хмельницкая Т. Твердые строки | Каверин В.А. Два капитана | Фраерман Р. Дикая собака Динго или повесть о первой любви | Сорокин Г., Флит А. Поэт-прозаик | Другие произведения

Адалис А.

Лирика и воробьи. "Литературная газета", #28.

"Лучшим нашим лириком, в типичнейшем и буквальном смысле этого слова, явился сегодня Степан Щипачев. К нему применимы все восхваления, относимые к лирике, противниками агитационного, гражданственного, публицистического стиля. "Прозрачность", "спокойствие", "тишина", "глубина", "теплота" - все эти старые слова определяют творчество Щипачева довольно правильно и точно. Но, скажите, не являются ли лучшие его стихи типичными для советского мышления и для морали передового советского человека, и не только образцами? Средствами спокойной, глубокой философской пропаганды нашего мировоззрения? Цельность. Ясность и определенность миропонимания переходят здесь в ясность и определенность - качества искусства... - это идейное искусство. Поди, попробуй написать такие стихи, не будучи нашим поэтом! И даже если захочет наш поэт залирикать беспринципно, у него не получится или получится плохо. Он не воробей, а лирик...

Убогая мыслишка о том, что поэзия есть нечто не "боевое", то есть от политики, от современности отличное, - это либо убежище для бездарностей и халтурщиков, профанирующих социальную тему, либо приют для юродов, оторванных, ампутированных о нашего живого, борющегося, радостного, страдающего и побеждающего мира. А реальная, честная правда в том, что гражданское и поэтическое, личное и общее у подлинного поэта - одно. Подлинный поэт должен быть передовым деятелем своего времени, не может им не быть!

Хмельницкая Т.

Твердые строки. (Поэзия Симонова). "Литературный современник", #2.

"Константин Симонов - едва ли не самая заметная фигура среди молодых современных поэтов последнего поколения. Он вошел в литературу совсем недавно торопливой и уверенной походкой современника, причастного ко всем острым и волнующим событиям своей эпохи и своей страны, жадно бросающегося на все актуальные темы, всегда оставаясь верным одной.

Он поразил всех многосторонностью, энергией, упорством, трудоспособностью, чуткостью мысли. Правда, непосредственного лиризма, подлинного стихового дыхания, кровной близости с поэтическим словом у него, несомненно, меньше, чем у таких его сверстников, как Шефнер, Чивилихин, Шубин, хотя бы. Нет у него и органического родства с избранным образом и материалом, специфически окрашенным и тепло обжитым в стихе, как, например: деревня у Твардовского, провинция и студенческое общежитие у молодого поэта С.Смирнова - автора сборника "Дружба". И все-таки ни у кого, - в том числе и у Долматовского, чей поэтический путь самим Симоновым рассматривается как типический путь поэта его поколения, нет такой масштабности творчества, такой логичности мысли, такого ясного чувства цели. В этом секрет быстрого и заслуженного успеха Симонова... Симонов больше чем кто-либо из современных поэтов, оставаясь в традиционной форме стиха, уничтожает представление о поэзии, как о специфическом виде искусства. В его стихах перестает ощущаться разница не только между поэзией и прозой, но и между поэзией и театральной пьесой и киносценарием. Тема, герой, материал перерастают стихи, вынимаются из стиха. Поэзия для Симонова - это не лирическое погружение в себя, а прежде всего мысли в строю. Это точный прицел на тему, это не только преодоление трудностей познания действительности, но и борьба с неясностью сознания".

Каверин В.А.

Два капитана. Кн. 1. - М.-Л.

"Каверин последовательно и в общем успешно работает в трудном, важном и в нашей литературе почти не имеющем распространения жанре воспитательного романа. Успешно - так можно говорить без колебаний, ибо слабые стороны и недостатки в интересных произведениях никогда не зачеркивают значения этих произведений. Путь писателя здесь во многом напоминает путь его героев, где прямое движение к цели, движение без поисков и противоречий, являющихся источником движения вперед, почти невозможно". (Б.Костелянец. Капитан Татаринов побеждает. "Литературный современник", #8-9).

"Жизнь, которую открывает перед нами Каверин... это, казалось бы, не только обычная, но даже и хорошо знакомая жизнь... Но эта обычная жизнь так по-новому освещается необычными событиями и отношениями, в ней разворачивающимися, что мы видим ее заново и как будто впервые.

Достоевский, по собственным его словам, считал своей художественной задачей - "при полном реализме найти человека в человеке" и характеризовал себя как "реалиста в высшем смысле"... Так и для Каверина исключительность, необычность событий и конфликтов есть средство создания такой атмосферы вокруг героев, которая заставляет их раскрываться и уясняться перед нами, заставляет их раскрывать и уяснять обычное.

Вот почему необычные события и отношения - для Каверина ключ в обычную жизнь...

"Два капитана" рисуют людей наших дней такими, какими они должны быть (Саня, Кораблев). Это делает роман современным, а не только злободневным (каким легко мог бы быть роман о летчиках-полярниках), - современным в лучшем смысле слова.

Вот почему "Два капитана" кажутся мне также и одной из лучших книг для юношества, написанных за последние два десятка лет". (С.Хмельницкий. Судьба героев. "Литературный современник", #10-11).

Фраерман Р.

Дикая собака Динго или повесть о первой любви. - М.

"Едва только она (повесть. - Е.О.) увидела свет, как многие критики, не утруждая себя размышлениями над ней, тотчас же объявили ее "замечательной", "вдохновенной", "талантливой", одним словом, чуть ли не знамением времени... Но так ли заслужен этот успех...

Рассмотрим внимательно эту совершающую "триумфальное шествие" повесть. Вначале она действительно подкупает. Нравятся мягкие и лирические тона, дух романтики, проникающий ее, привлекает к себе суровая природа Дальнего Востока, на фоне которой развертывается действие. Вызывает интерес изображенный в повести детский мир. Но при чтении книги одновременно с симпатией к ней и ее героям появляется сначала в небольшой дозе, а потом все в большей степени чувство досады, недовольства, и, наконец, полного разочарования. В чем дело, почему такая реакция? И тут, отдавая себе в этом отчет, вдумываясь, вживаясь в повесть, мы видим то главное, что отталкивает от нее, - ее искусственность. В повести нет того, что составляет подлинную красоту художественного произведения, - поэзии жизни, воплощения в искусстве слова, образов и картин реальной действительности, нет глубокой передовой идеи. А ведь именно это и придает силу и неотразимость творению искусства, делает его предметом, зажигающим сердца людей, зовущим к действию, к борьбе...

Илья Ильф в "Записной книжке" дал меткую характеристику творческого метода некоторых советских писателей. "Большинство наших авторов, - иронически замечает Ильф, - страдает наклонностью к утомительной для читателя наблюдательности". Эта ирония словно прямо направлена в адрес автора "Повести о первой любви". В произведении Фраермана столько нудной наблюдательности, вернее созерцательного отношения к окружающему миру, что местами повесть при чтении просто утомляет". (А.Воложенин. "Новый мир", #6).

Сорокин Г., Флит А.

Поэт-прозаик. "Литературный современник", #5-6.

"Вдумчиво и небестрепетно перебирали мы листы "Львовской тетради" Виктора Гусева ("Красная новь", #1, 1940).

Такой благоуханной ритмической прозы мы не вдыхали со дня кончины И.С.Тургенева.

Образ героя тетради, зам. политрука Васи, дается автором в становлении:

"Освоился в пламени он, и скоро верной его гранате враги отдавали поклон..."

"...Звать его Вася, читатель, смотри, сын трудового народа. Лет ему от роду двадцать три. В армии он три года".

Тот же Вася -

"В избирательные участки агитатором он входил, двум старухам помог несчастным, трех петлюровцев посадил".

Переход В.Гусева на прозу следует всячески приветствовать.

С предельным лаконизмом, несвойственным нашим прозаикам, В.Гусев отобразил целый ряд всем известных западноукраинских фактов и явлений, до отказу заполнив ими приобретенную во Львове тетрадь.

В прозе В.Гусева, полной свежих образов, ритм не затемняет смысла:

"По московскому времени двенадцать двадцать. В зале яблоку негде упасть. Говорит, стараясь не волноваться, председатель: "Кто за советскую власть?" От молодого до старика у всех - застилает глаза. Сотни рук, как одна рука, вздымаются вверх. За!"

Подвергнув анализу "Львовскую тетрадь", мы установили:

1. Ритм прозы искусно достигается Гусевым настойчивым применением рифмы.

2. По недосмотру редакции, а может быть и автора, "Львовская тетрадь" была набрана и отпечатана в виде поэмы в стихах.

Мы полагаем, что В.Гусев как прозаик заслуживает более бережного к себе отношения.

И другие:

Адуев Н. Эстрада. Поэмы, монологи, фельетоны. - М.

Азаров В. Город моей юности. Стихи. - Л.

Ардов В.Е. Редкий экземпляр. Рассказы. - М.

Вслух и про себя. Юмористические рассказы для эстрады. - М.

Асеев Н.Н. Маяковский начинается. Повесть в стихах. В 17 главах с эпилогом. - М.

Беляев А.Р. Человек, нашедший свое лицо. Роман. - Л.

Билль-Белоцерковский В. Рассказы. - М.

Большаков М. В чаду костров. Роман. - М.

Борисов Л. Незакатное солнце. Книга рассказов. - Л.

Бражнин И. Друзья встречаются. Роман. - Л.

Брик Б.И. Шамиль. Поэма. - Л.

Введенский А.И. Стихи. - М.-Л.

Гайдар А.П. Рассказы. - М.-Л.

Голодный М.С. Песни. - М.

Грин Э. Рассказы. - Л.

Долматовский Е. Три времени года. Стихи. - М.

Замойский П.И. Подпасок. Повесть. - М.

Зощенко М.М. Рассказы, повести, театр, фельетоны. 1937-1939. - Л.

Рассказы. - М.

Рассказы. - Л.

1935-1937. - Л.

Эстрада. - Л.-М.

Хитрые и умные. - М.-Л.

Ильф И. Записные книжки. - М.

Инге Ю. Город на Балтике. Стихи. - Л.

Каменский В.В. Жизнь с Маяковским. - М.

Канторович Л. Бой. Повесть. - Л.

Караваева А.А. Рассказы. - М.

Катаев В.П. Под Сморгонью. Рассказы. - М.

Кедрин Д. Свидетели. Книга стихов. - М.

Кирсанов С.И. Четыре тетради. Стихи. - М.

Коваленков А. Прощанье. Стихи. - М.

Колычев О.Я. Щорс. Поэма. - М.

Кратт И. Золото. Роман. - Л.

Лебедев Б. Баллады и стихи. - М.

Лебедев-Кумач В. Боевые песни и стихи. - М.

Часовые советских морей. Стихи. - Л.

Левин К.Я. Русские солдаты. Роман. - М.

Либединский Ю.Н. Баташ и Батай. Повесть. - М.

Лидин В.Г. Актриса. Рассказы. - М.

Лифшиц В. Третий день весны. Стихи. - Л.

Лозин В. Здесь я живу. Стихи. - Л.

Мартынов Л. Поэмы. - М.

Матусовский М. Моя родословная. Стихи. - М.

Москвин Н.Я. Двадцать пять рассказов. - М.

Никитин Н. Это началось в Коканде. Роман. - Л.

Новиков И.А. Хитрое перо. Рассказы. - М.

Озеров Л. Приднепровье. Книга стихов. - Киев.

Пастернак Б.Л. Избранные переводы. - М.

Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Книга рассказов. - М.

Прокофьев А. В защиту влюбленных. Стихи. - Л.

Знамя. Стихи. - Л.

Рождественский В.А. Окно в сад. Книга лирики. - Л.

Симонов К. Стихи тридцать пятого года. - М.

Суворов. Поэма. - М.-Л.

Стихи. - М.

Славин Л. Рассказы. - М.

Соловьев Л.В. Солнечный мастер. Рассказы. - М.

Возмутитель спокойствия. (Хаджа Насреддин в Бухаре). - М.

Спиров М. Полет. Стихи. - М.

Сурков А.А. Так мы росли. Стихи. - М.

Тарусский Н. Ночи в лесу. Стихотворения. 1934-1939. - М.

Твардовский А.Т. Избранные стихи. - М.

Толстой А.Н. Эмигранты. Повесть. - М.

Уткин И.П. Стихи. - М.

Фадеев А.А. Рождение Амгуньского полка. - Л.

Федин К.А. Новые рассказы. - М.

Санаторий Арктур. Роман. - М.

Флит Т. Таланты наизнанку. (Лит. пародии). - Л.

Холопов Г. Медвежий лог. Роман. - Л.

Чурилин Т. Стихи. - М.

Шенгели Г.А. Избранные стихи. 1914-1939. - М.

Шефнер В. Светлый берег. Стихи. - Л.

Шкловский В.Б. О Маяковском. - М.

Минин и Пожарский. - М.

Шолохов М.А. Тихий Дон. (Заключительная часть.) "Новый мир", #2, 3.

Шубин П. Парус. Стихи. - Л.

Шумская. Е.И. Моей стране. Стихи для эстрады. (Монолог, фельетон, новелла). - М.

Щипачев С.П. Лирика. - М.

Стихи. - М.

Эрлих А.И. Военные рассказы. - М.

Яшин А. Мать. Поэма. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 16 /15.12/
Кто в Париже, кто под немцами.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 39: 1939 /09.12/
Возвращение Цветаевой в СССР; смерть Макаренко; начинает печататься роман Каверина "Два капитана"; новые люди - новые книги; Сталин смотрит со стены, охраняя в этом доме все спокойствие страны.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 15 /09.12/
Гонкуровский лауреат Анри Труайа; смерть Ходасевича; Адамович - доброволец французской армии; Бунин пишет все лучше и лучше; Зайцев о Москве в Париже; "Пять чувств" Ладинского.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 14 /01.12/
Эмигрантский театр; смерть Шаляпина и Амфитеатрова; Осокин о поэтах; творчество Гиппиус; западность Поплавского; собрание миниатюр Осоргина; хозяйка юмора Тэффи; популярное руководство для халтурщиков.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 38: 1938 /01.12/
Двойная жизнь литературы; смерть Станиславского и Куприна; ликвидация театра Мейерхольда; арест и гибель Мандельштама; фрагменты медового романа; детские стихи Михалкова; исторический размах А.Толстого.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru