Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20001221.html

Век=текст. Выпуск 41: 1941
Егор Отрощенко

Дата публикации:  22 Декабря 2000

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Не здесь на обломках, в походе, в окопе,
Не мертвых опрос и не доблести опись.
Как дерево, рубят товарища, друга.
Позволь, чтоб не сердце, чтоб камень, чтоб уголь!
Работать средь выстрелов, виселиц, пыток
И ноги крестить именами убитых.
Победу погибших и тысяч, и тысяч -
Отлить из железа, из верности высечь,
Отрублены руки, и настежь отверсто,
Не бьется, врагами расклевано сердце.
Дожди огрызаются, щерятся розы,
И ласточки вьют пулеметные гнезда,
А дети находят на небе заката,
Как ягоды горя, ручные гранаты.

И.Эренбург. "Новый мир", #5.

События

22 августа арестован Д.Хармс.

В сентябре арестован А.Введенский. Через три месяца он умер на этапе от дизентерии. По другой версии - ослабевший от болезни, Введенский был пристрелен конвоем.

Началась война

Жди меня, и вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Изменив вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло.
Не понять не ждавшим, им,
Как, среди огня,
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой -
Просто, ты умела ждать,
Как никто другой.

К.Симонов. Из цикла С тобой и без тебя. (Лирический дневник). "Новый мир", #11-12.

Действующие лица и исполнители

Зощенко М.М. О литературном искусстве | Гайдар А.П. Тимур и его команда | Тоболяков В. Сибирские рассказы | Пришвин М.М. Неодетая весна | Щербаков Н. Вася Теркин на фронте | Зарубин Р. Стихи | Ушаков Н.Н. Путешествия | Сорокин Григ, Флит А. Проклятые вопросы | Другие произведения

Зощенко М.М.

О литературном искусстве. "Литературный современник", #3.

"Многие литераторы забывают, что литературное произведение должно быть прежде всего произведением искусства.

В ином литературном произведении все как будто на месте. Сюжет развернут. Люди двигаются. Совершают поступки. Спорят. Перестраиваются.

Тем не менее в произведении отсутствует самое главное - отсутствует искусство.

Искусство же создается не путем показа действующих лиц, оно создается путем одухотворения этих лиц.

Искусство литератора заключается не в умении показывать, а в умении одухотворять.

Без этого одухотворения литературное произведение будет мертвым и схематичным".

Гайдар А.П.

Тимур и его команда. Повесть. - М.-Л.

"Я утверждаю - с ребенком нужно говорить "забавно".

Эта мысль А.М.Горького, к сожалению, часто забывается детскими писателями. Многие из них еще продолжают говорить детям "Суконным языком проповеди", вызывая в ребенке лишь "скуку и внутреннее отталкивание от самой темы проповеди".

Вполне справедливый упрек великого писателя меньше всего относится к литературной работе А.Гайдара, особенно к его последней книге "Тимур и его команда".

Это - умная, жизнерадостная и по-настоящему "забавная" книга. Вначале даже кажется: не слишком ли много тайн и сюжетной занимательности в этой маленькой книжке? Не обедняется ли ее реалистическая основа ярко выраженными элементами приключенческого жанра?

Однако очень скоро начинаешь убеждаться, что эти первоначальные впечатления ошибочны и преждевременны: занимательность книги не только не обедняет ее содержания, но, наоборот, придает особую привлекательность и ясность. И если Аркадий Гайдар действительно говорит с читателем "забавно", в этом проявляется мастерство настоящего литератора...

"Тимур и его команда" - безусловно талантливое, яркое и нужное произведение. Пользуясь выражением Горького, идейная "проповедь" книги доносится до сознания читателя так легко, с такой глубиной и правдивостью, что писатель А.Гайдар, естественно, становится не только эстетическим фактом, но и орудием воспитания советских ребят в духе социалистических норм морали и поведения, в духе советского патриотизма и гуманизма". (Д.Еремин. Удача Гайдара. "Новый мир", #5).

Тоболяков В.

Сибирские рассказы. - Л.

"Рассказы В.Тоболякова привлекают своей естественностью и простотой. Претенциозной вычурности, нередкой в произведениях других авторов, пишущих о Сибири, читатель здесь не найдет. Голос писателя звучит спокойно и уверенно; так говорят люди, у которых есть что сказать". (А.Бен. "Звезда", #6).

Пришвин М.М.

Неодетая весна. Главы из путешествия. - М.

"Да нисколько и не увял редкостный талант Пришвина! Он в полной силе, он мощно схватывает всю радость жизни, он много еще расскажет нам о тайнах природы, что рассеяны повсюду, у всех на виду, но мало кем замечены и еще реже кем умело выражены.

Мелки эти явные тайны леса, этакие пустяки, как писк землеройки, драка вороны с крысой или случайное спасение почти замерзшего лягушонка.

В ежедневной сутолоке, исчезают быстро, как след когтя, впопыхах черкнувшего по белизне пороши, но, внесенные кистью художника в волшебную книгу, они не вянут от времени, они поражают своей чистотой, как прозрачная вода ключа в удушливо-жаркий день". (Лесник. Волшебная книга. "Литературный современник", #3).

Щербаков Н.

Вася Теркин на фронте. - Л.

"Читателям красноармейской газеты ЛВО "На страже родины" имя поэта Николая Щербакова хорошо знакомо. Под своей фамилией, под псевдонимом "Снайпер" Щербаков опубликовал не мало стихотворений о жизни Красной Армии, остроумных фельетонов.

Особенно большой успех выпал на долю созданного газетой "На страже родины" в дни боев с белофиннами большого цикла стихотворений и рисунков к ним, посвященного военным приключениям любимца армии Васи Теркина.

Цикл этот писали Н.Тихонов, С.Маршак, А.Твардовский, но наибольшее число эпизодов, как и основной замысел, принадлежат Щербакову.

Приятно сейчас перечитывать любовно оформленную издательством "Искусство" книжку "Вася Теркин на фронте". Книга была издана с завидной быстротой, пришла к своим читателям - бойцам, командирам, политработникам - своевременно.

И теперь в любой каптерке
И в землянках всех частей
Пулеметчик Вася Теркин
Самый лучший из гостей...

После окончания войны Вася Теркин не исчез со страниц газеты. И по сей день "На страже родины" в особом разделе публикует веселые стихотворения "Снайпера" - Щербакова". (В.Азаров. "Звезда", #5).

Зарубин Р.

Стихи. - Горький.

"Книжка стихов Зарубина напоминает своего рода пародийную антологию русской поэзии со времен Державина до периода военного коммунизма включительно, только составленную в порядке, обратном хронологическому...

Во всем этом наблюдается трогательное единство формы и содержания. Если вырвать несколько первых страниц из книжки, то ничто в ней (за небольшими исключениями, вроде "аполлоноподобного комдива" или... "холодной подруги", которая в конце длинной баллады неожиданно оказывается Арктикой) не указывает, хотя бы приблизительно, на... год издания". (Е.Великовская. "Литературная газета", #17).

Ушаков Н.Н.

Путешествия. Стихи. - М.

"Стихи Николая Ушакова останавливают внимание читателя не столько своим непосредственным лиризмом, сколько обилием и точностью реалистических деталей, посредством которых и проявляется у Н.Ушакова лиризм. Это не вина и не беда поэта, а его особенность, ставшая явной уже в первых книгах стихов...

Поток реалистических подробностей порой настолько увлекает Н.Ушакова, что он решительно обо всем говорит прибегая к посредству только "вещественных доказательств"...

Слов нет, на такие стихи требуется много заготовок из записных книжек. Нужно проявить большой поэтический вкус в подборе и организации отдельных зарисовок. Все это так. Но этого мало для такого поэта, как Н.Ушаков. Подсобное - реалистическая деталь, которая призвана закреплять и делать материальным, земным, зримым поэтическое состояние, - Н.Ушаков кое-где сделал основным. Получается, пользуясь удачным выражением одного поэта, "обед из соусов". Лиризм тонет в деталях, а мысль отгоняется желанием во что бы то ни стало "обыграть" тему, а не раскрыть ее.

Этот культ реалистической детали находится у Н.Ушакова в явной связи с философским положением, выраженным в его поэтической формуле: "мир творился в мелочах"...

Н.Ушаков, к сожалению, печатается весьма редко. "Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь" - так сказал он сам. Каждая новая книга Н.Ушакова, закрепляя художественные принципы поэта ) вплоть до графического начертания стихов), приносит нечто новое, найденное в упорном труде...

Можно по-разному относится к его стихам, но никто не станет отрицать того, что Ушаков "писатель терпеливый", что в его погребах поэтическое вино отстаивается столько, сколько этого требует вкус взыскательного художника". (Л.Озеров. В мире подробностей. "Новый мир", #5).

Сорокин Григ, Флит Ал.

Проклятые вопросы. "Литературный современник", #6.

Мы, для которых литература, простите за выражение, святая святых, перелистывали журнал "30 дней" (#2, 1941 г.)

Именно там, а "нигде кроме", Вл.Луговской напечатал свои стихи "Возвращение".

С каким наслаждением мы перепечатали бы это стихотворение... целиком и как жаль, что из-за недостатка времени и места мы должны цитировать только самое существенное.

Путем тщательного анализа мы пришли к заключению, что стихи Вл.Луговского не несут никакой смысловой перегрузки.

Вот содержание первой части стихотворения:

Некто Игорь, возвратившийся с Перекопа, в тифозной горячке, окутанный "оконной" (эпитет автора) ватой, грезит двухвершковым салом и бессмертными подвигами.

Содержание второй части "Возвращения", несмотря на поистине титанические усилия, нам установить не удалось.

После того как вышеупомянутый Игорь

Кроватную смерть
Заклинает
Сивашским откосом

В стихотворение влетают снегири и воробьи. Причем даже эти трезвые птички недоумевают:

Снегири воробья
Задают небольшие вопросы.
Толстый мерин стоит
Поводя, словно дьякон(!), губою(?),
И над Средней Россией
Пространство горит голубое.

Вопросы снегирей нам кажутся вполне назревшими.

Конечно, язык пернатых нам недоступен, но среди небольших вопросов, заданных воробьями, несомненно, был и такой:

- Почему редакция "30 дней" печатает стихи, которые не только в тридцать дней, но и за тридцать лет не осилить?"

И другие:

Авраменко И.К. Походная тетрадь. Стихи. - Л.

Родине присягаю. Сборник стихов. - Л.

Адамов Г.Б. Тайна двух океанов. Научно-фантастический роман. - М.-Л.

Анов Н.И. Пропавший брат. Роман. - М.

Антокольский П.Г. Стихотворения. 1933-1940. - М.

Аргутинская Л.А. Повесть о любви и ненависти. - М.

Артемов А.А. Атакующее слово. Стихи. - М.

Асеев Н.Н. Стихи. - М.

Первый взвод. Стихи. - М.

Бахметьев В.М. У порога. Повесть. - М.

Бедный Д. Степан Завгородний. Повесть в стихах. - М.

Беляев А.Р. Ариэль. Фантастический роман. - Л.

Борисов Л.И. Вечерняя заря. - Л.

Бытовой С. На Тихом океане. Сборник стихов. - Л.

Вагнер Н.П. Голубые земли. Рассказы. - М.

Вашенцев С.И. Подвиг. Фронтовые рассказы. - М.

Введенский А.И. Люсина книжка. - М.

А ты? Стихи. - М.-Л.

Лето. Стихи и рассказы. - М.-Л.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.

Волков А.М. Волшебник изумрудного города. - М.-Л.

Гайдар А.П. Мои товарищи. Рассказы. - М.

Гроссман В.С. Солдаты революции. Роман. 2-ая книга трилогии Степан Кольчугин. - М.

Дерман А.Б. Дело об игумене Парфении. Роман-хроника в 3 частях. - М.

Диковский С.В. Комендант птичьего острова. Рассказы. - М.

Долматовский Е.А. Московские рассветы. Стихи. - М.

Егоров И. Буйные нравы. Роман. - М.

Жаров А.А. Година радости. Стихи и поэма. - М.

Замойский П.И. Лапти. Роман в 4 книгах. - М.

Исаковский М.В. Стихи и песни. - М.

Канторович Л.В. Сын Старика и другие рассказы. - Л.

В боях. Рассказы. - Л.

Катаев В.П. Семен Котко. Повесть. - М.

Колычев О.Я. Поэма о Дундиче. - М.

Костров Б. Заказник. Стихи. - Л.

Кратт И.Ф. Дом среди тундры. Рассказы. - Л.

Кудашев В.М. Большое поле. Повести и рассказы. - М.

Лебедев А.И. Лирика моря. Вторая книга стихов. - Л.

Лебедев И.И. Из давних лет. Повести. Рассказы. Воспоминания. - М.

Лебедев-Кумач В.И. Споем, товарищи, споем! Песни. - М.

В бой за родину! Сборник стихов. - М.

Будем драться до победы. Сборник стихов. - М.

Левин К.Я. Дружба. Рассказы. - М.

Ленч Л. Эстрада. Рассказы, фельетоны, миниатюры. - М.-Л.

Лидин В.Г. Дорога на Запад. - М.

Лосев В.А. Красная Горка. Повесть. - М.

Луговской В.А. Новые стихи. - М.

Марвич С.М. Сыновья идут дальше. Роман. - Л.

Москвин Н.Я. Дни юности. - М.

Овалов Л.С. Зина Демина. Повесть. - М.

Рассказы майора Пронина. Повесть. - М.

Осин Д.Д. Катя Катерина. Поэма. - М.

Паустовский К.Г. Михайловские рощи. Рассказы. - М.

Жильцы старого дома. Роман. - М.-Л.

Петров Д.И. (Бирюк) Казаки. Роман. - М.

Полевой Б.Н. Горячий цех. Повесть. - М.

Полонская Е.Г. Времена мужества. Стихи; Портрет. Поэма. - Л.

Прокофьев А. Четыре времени года. Сборник стихов. - Л.

Резник С.М. Утро. Роман. - М.

Решетов А. Северные стихи. Сборник. - Л.

Рывина Е.И. Лирика. - Л.

Рыклин Г.Е. Зеленый джемпер. Рассказы. - М.

Ряховский В.Д. Дорога в город. Рассказы. - М.

Саянов В.М. Небо и земля. Роман. - Л.

Светлов М.А. Двадцать лет спустя. Драматическая поэма в 4 действиях, 9 картинах. - М.-Л.

Северов П.Ф. Доверие. Рассказы. - М.

Симонов К. Победитель. Стихи. - М.

Слонимский М.Л. Враг. - М.-Л.

Соболев Л.С. Морские рассказы. - М.

Соловьев Б.И. Воспитание характера. Роман. - Л.

Стрельченко В.К. Моя фотография. Стихи. - М.

Сурков А.А. Это было на Севере. Стихи. - М.

Твардовский А.Т. Загорье. Стихи. - М.

Из фронтовых стихов. - М.

Тихонов Н.С. Сто стихотворений. - Л.

Толстой А.Н. В Сальских степях. (Два рассказа). - М.

Троицкий М.В. Стихи. - Л.

Федин К.А. Маленькие романы и четыре рассказа. - М.

Федоров Е.А. Уральские повести. - Л.

Федорович В.Ф. Простой профиль. Рассказы. - М.

Фиш Г.И. Клятва. История одного отряда. Роман. - М.

Флит А. Короткая очередь. Стихи. - М.-Л.

Фраерман Р.И. Рассказы. - М.

Хилков А.Д. Обнаженные корни. Роман. - Л.

Цензор Д.М. Стихотворения. 1903-1938. К 35-летию литературной деятельности. - Л.

Чивилихин А.Т. Январь. Стихи. - Л.

Чуковский К.И. Высокое искусство. - М.

Шагинян М.С. Два романа. (Перемена; Приключения дамы из общества). - М.

Шишков В.Я. Емельян Пугачев. Историческое повествование. - Л.

Шмидт Б.А. Дорога к друзьям. Стихи. - Л.

Щербаков Н. Песни горниста. Стихи. - Л.

Эренбург И.Г. Верность. (Испания. Париж). Стихи. - М.