Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 42: 1942
Дата публикации:  29 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ПУБЛИКАЦИЯ ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Движутся телеги и калеки,
Села невеселые горят.
Между ними протекают реки.
Реки ничего не говорят.

Рекам все равно, кто победитель,
Все равно, какие времена.
Рекам - им хоть вовсе пропадите,
Реки равнодушнее меня...

Н.Глазков. Впервые опубликовано:
"Самиздат века", Минск-М., 1997.

События

2 февраля в тюремной больнице умер Д.Хармс.

В июле, возвращаясь из осажденного Севастополя, погиб Е.Петров, служивший военным корреспондентом.

Публикация года

Твардовский А. Василий Теркин. Поэма. - "Знамя", #9-10.

""Василий Теркин", несомненно, перекликается со сказкой. В поэме явно ощутима повадка русской сказки... Вместе с тем поэма глубоко реалистична, она рассказывает о больших исторических событиях, о тяжелых днях отступлений лета 1941 года.

"Василий Теркин" - при его традиционности, - несомненно, новаторская вещь. Образ Теркина и продолжает традицию, и устанавливает новую. Теркин не только русский, но еще и советский человек, воспитанный новой действительностью. Его патриотизм глубоко осознан, его толковость - это развитость, культурность передового колхозника. Твардовский отнюдь не думает, что русская традиция предполагает архаизмы, нарочитую "народную" наивность и все такое прочее, преподносимое нам иными усердными стилизаторами. Твардовский просто свободно чувствует себя в русской национальной форме, в русской традиции и развивает эту форму в соответствии с нашим временем". (В.Ермилов. "Литература и искусство", #44).

Действующие лица и исполнители

Матусовский М. Фронт; Щипачев С.П. Фронтовые стихи; Васильев С. Ответ врагу; Сурков А. Фронтовая тетрадь | Сурков А.А. Декабрь под Москвой | Мартынов Л. Мы придем | Симонов К. Лирический дневник | Твардовский А.Т. Стихи о войне | Эренбург И. Падение Парижа | Тихонов Н.С. Черты советского человека | Другие произведения

Матусовский М.

Фронт. Книга стихов. - М.

Щипачев С.П.

Фронтовые стихи. - М.

Васильев С.

Ответ врагу. Стихи. - М.

Сурков А.

Фронтовая тетрадь. Стихи. - М.

Родная Москва. Стихи. - М.

"Значительная часть стихов, о которых идет здесь речь, создавались непосредственно в боевой обстановке, в условиях оперативной спешки, иной раз в предельно короткие сроки, ограниченные необходимостью своевременно выпустить очередной номер фронтовой газеты. Несмотря на все это, большинство стихов не только не нуждается в каких бы то ни было скидках на "спешку", но и свидетельствует о несомненном росте поэтического мастерства их авторов.

Первое, что особенно радует в стихах таких поэтов, как Сурков, Матусовский, Щипачев, - это умение подчинить свои образы и эмоции единой мысли, пронизать их единой целеустремленностью. О чем бы ни шла речь в стихотворениях этих поэтов, всюду вы ощущаете грозное величие сегодняшнего дня и рожденных им чувств стремлений народных. Суровы и трудны дни войны, но тем сильнее наша уверенность в победе...

И, наконец, еще об одном качестве поэзии сегодняшнего дня хочется сказать в заключение. Глубокое чувство, которым дышат стихи поэтов, говорящих о самом дорогом и близком каждому их них, подлинный лиризм, простота, искренность - все это оказалось мощным орудием в преодолении той риторики, штампа и словесной трескотни, которой до последних лет нередко подменяли поэтической раскрытие темы. Лишь единичные стихотворения... не свободны от этих недостатков... Большинство же стихотворений, входящих в рецензируемые сборники, радует свежестью поэтического восприятия, цельностью и органичностью образов..." (Никитин Н. Фронтовые стихи. "Знамя", #3-4).

Сурков А.А.

Декабрь под Москвой. Фронтовые стихи. Июнь-декабрь 1941 г. - М.

"Теперь тебе не до стихов, о слово русское, родное" - писал Тютчев в дни севастопольской кампании. До стихов ли сейчас русскому человеку? - недоуменно спрашивали на страницах иностранной печати некоторые сторонние наблюдатели июньских-июльских дней 1941 года. Для советских людей, и читающих и пишущих, такого вопроса - даже в самые напряженные периоды войны - не существовало...

Лучшие советские художники слова с первых же дней войны потянулись к передовым позициям. И с первых же часов боевых действий прозвучали в эфире новые песни наших поэтов...

Анализируя "Декабрь под Москвой", можно уверенно утверждать, что не только автором популярных песен отныне войдет в историю советской поэзии А.Сурков.

В чем же принципиальная новизна последнего сборника Суркова? В формальном новаторстве? Отнюдь нет. "Прямые и жестокие слова" этой книги А.Суркова выдержаны здесь в традициях, иной раз напоминающих некрасовский стих...

В стихах, написанных во время войны, Сурков не изменил своим основным мотивам. Ему, однако, стало ясно, что советская песня, которая "смелых скликает в поход", должна отныне не только сзывать бойцов, но и сопровождать их в трудной и героической повседневности... Таким образом, в июле 1941 года рождается его "Клятва воина", написанная ритмической прозой, а в промежутке между июлем и декабрем 1941 года пишется цикл стихов, представляющий собой не что иное, как лирический походный дневник поэта. Именно этот цикл стихов определяет облик сборника "Декабрь под Москвой"...

Это - книга поэта, обогащенного опытом войны. В этом ее новизна... "Декабрь под Москвой" - это книга искреннего гнева и любви. Написанная в суровые часы войны, она полна веры в будущее, когда "придет пора поднять стакан за братство и любовь". Она правдиво показывает образ бойца отечественного войны, умеющего и ненавидеть, и любить во имя светлого будущего своего и грядущих поколений. Такая книга не станет только фактом поэтической биографии А.Суркова. Она будет жить долго в сердцах читателей". (А.Лейтес. "Новый мир", #3-4).

Мартынов Л.

Мы придем. Стихи. - Омск.

"Леонида Мартынова называют краевым писателем и это правильно. Он - "краевой", разумеется, не по значению своему, а в другом, вовсе не ограничительном, хорошем и ценном смысле этого слова. И "край" его, конечно, не одна только Сибирь...

Нельзя уничтожить работу множества поколений, нельзя стереть их следы. В этом сознании преемственности своего единства с прокладывателями пути, начиная с тех, кто первыми добывали огонь и делали кремневые наконечники для стрел - уверенность, сила...

С таким ощущением истории и географии, с таким пониманием их Мартынов обращается к теме своего сборника - военной теме, к теме защиты страны, защиты культуры... Это не какая-то "философия вообще", эти стихи не вне пространства и времени написаны, в них именно о нашем времени говорится...

Любовь к стране не есть любовь к чему-то отвлеченному, она необходимо также включает в себя любовь к "краю", к городам и деревням, к той истории и природе, с которой сроднился, без которой не можешь жить; а настоящая любовь к "краю" не может замкнуться в пределах одного этого края; она необходимо распространяется на всю страну...

...мартыновский сборник можно причислить к лучшим стихотворным сборникам, вышедшим за время войны..." (В.Александров. "Знамя", #12).

Симонов К.

Лирический дневник. Стихи. - М.

""Лирический дневник" Симонова произвел огромное впечатление. Вспомнился Блок, послышались его интонации. Но прежде всего пахнуло Симоновым, мы услышали его мужественный и искренний голос...

Стихи К.Симонова трогают нас потому, что мы находим в них живую душу поэта: искреннюю, правдивую. Он живет на средства своей души, внутренне свободен и остается самим собой. Стихи его лишены пестрых нарядов, книжных фраз, гремящих слов и прочей дешевенькой "художественной мишуры". Поэт нашел те тихие слова, которые способны заявить о себе громко... И еще хотелось обратить внимание на то, что в "Лирическом дневнике", где присутствует большое человеческое горе, нет тех скорбных нот жертвенности и отрешенности от мира сего, которыми так богата литература времен трагических потрясений. Это немаловажный факт. Симонов остается оптимистом и жизнелюбом. Стихам его чужда меланхолия так же, как чуждо и грошовое бодрячество. Он смело смотрит вперед". (С.Трегуб. "Литература и искусство", #27).

Твардовский А.Т.

Стихи о войне. - М.

"Военные стихи А.Твардовского просты и убедительны. Лучшие качества поэта, знакомые нам по прежним стихам его и особенно полно раскрытые в "Стране Муравии", выражены и здесь. Странная любовь к родине, глубокое природное чувство крестьянской жизни, твердая вера в творческую мощь русского народа, в его светлое будущее - всем этим насыщена и новая книжка.

Радует в ней и то, что злободневная, животрепещущая, острая тема - великая тема отечественной войны - в большинстве стихотворений нашла выражение истинно поэтическое, без сколько-нибудь существенных уступок соблазну "хоть как-нибудь пропеть то, чем полно сердце"...

Живое, искреннее, теплое еще неостывшим человеческим теплом чувство - вот что характеризует книжку в целом, наполняя лучшие его стихотворения...

Отсутствие всякой напыщенности, простота, умение найти наиболее доходчивые, "разговорные" и в то же время выразительные интонации, хорошая, не поверхностная легкость стиха, привлекательная песенность ритмов, правильность и чистота языка, уменье рассказывать, - все эти сильные стороны автора "Муравии" присутствуют и в "военных" стихах Твардовского.

Кое-что отпало, однако: красочность образов, колоритность словарного материала... По сравнению с прежним богатством, сочностью, даже буйством ритмов, интонаций, словесных характеристик.., здесь все выдержано в "черном и белом", написано силуэтно, одной чертой. Но это законно: ведь стихи эти писались не по-прежнему, не в мирной обстановке... Эти стихи поэт слагал, нахмурив брови и стиснув зубы..." (А.Горбов. "Новый мир", #11-12).

Эренбург И.

Падение Парижа. Роман. - М.

"Работы И.Эренбурга о Франции продолжают в советской литературе классическую русскую традицию. Эренбург добавил новую страницу о Франции к "странице любви" у Тургенева, к "странице ненависти" у Достоевского...

Книга Эренбурга совмещает в себе любовь и ненависть, как и все, что писали о Франции передовые люди, которым дышалось легко в этой стране именно потому, что воздух ее почти из десятилетия в десятилетие очищался грозами народного гнева...

Со времени появления "Современной истории" Анатоля Франса "Падение Парижа" И.Эренбурга - самое крупное и сильное изображение современной истории Франции, самая блестящая сатира на французскую реакцию...

...книга Эренбурга - не только вклад советской литературы в борьбу нашего отечества с немецкими захватчиками, но и вклад в борьбу всех свободолюбивых народов с общим врагом - гитлеровским варварством..." (Б.Пясис. "Знамя", #5-6).

Тихонов Н.С.

Черты советского человека. Ленинградские рассказы. - М.

"На наших глазах возникает эпос, которому предстоит сиять в истории величайшей легендой мужества. Он ощутим не только в безмерных подвигах на полях битвы, но и во всем, что создает безмерный облик страны, ставшей единым военным лагерем...

Творческие силы революции возвысили наш народ в его деяниях. Отсюда почерпнута глубина дыхания, правдивая зоркость, просторная емкость сердца тех советских художников, чья жизнь слита с народом. Таким художником показал себя Николай Тихонов...

"Черты советского человека", несомненно, большая удача автора...

Писатель увидел, как отступает смерть перед славными подвигами храбрецов. Ленинград стал одной из неприступных крепостей. На темных, изъеденных воронками улицах среди тысяч смертей поселилось бессмертие...

Глубина и зрелость тихоновского мастерства сказались в том, что писатель показывает это не как видимое со стороны, но как ставшее чувством очень многих...

Николай Тихонов дал циклу ленинградских зарисовок очень точное заглавие - "черты советского человека". Герои рассказов внутренне раскрыты в самом главном, определяющем качестве. Они живут единым стремлением, но переживают его по-разному. Они руководятся в жизни одной идеей, но выражают ее разнообразными поступками. Они думают об одном городе, об одной земле, об одном деле... Язык героев выражает их сущность, пейзаж аккумулирует душевную настроенность людей, оттеняет смысл событий. Тонкость писательского слуха, острота наблюдения, творческое воображение - делают одинаково живыми образы людей, сложных и простых, рабочих и интеллигентов, стариков и детей". (О.Резник. Рождение современного эпоса. "Новый мир", #1-2).

"Ленинградские рассказы Н.Тихонова дополняют и иллюстрируют его стихи. То, что не может быть выражено в стихах, рассказано поэтом в прозе. Проза Тихонова - намеренно простая, деловая, без излишних поэтических прикрас, почти очерковая. В каждом коротком рассказе описывается какой-нибудь рядовой случай из жизни рядовых ленинградских жителей во время осады. Все это люди не военные, - фотограф с лейкой, дежурная в родильном доме, мать, любящая своего единственного сына-студента, режиссер, учитель истории, девушка Поля и т.д. Но в тяжелые дни испытаний все они оказываются способными на героические поступки. Каждый мелкий факт рассказа новым штрихом рисует героические "черты советского человека". Из них, как из камешков мозаики, Тихонов хочет сложить большую картину героизма советских людей. Однако ленинградские рассказы Тихонова не исчерпывают его большой темы, - чувствуется, что Тихонов знает о Ленинграде гораздо больше, чем рассказал, и что он расскажет об этом потом, когда придет время, более подробно и более углубленно". (М.Зенкевич. "Знамя", #8).

И другие:

Азаров В. Балтийские баллады. - М.-Л.

Алигер М. Памяти храбрых. Стихи. - М.

Алымов С. Все для победы. Стихи и песни. - М.

Антокольский П.Г. Полгода. Стихи. - М.

Железо и огонь. Стихи. - М.

Бедный Д. Военный урожай. Весенняя повесть. - М.

Наша сила. Стихи. - М.

Берггольц О.Ф. Ленинградская тетрадь. Стихи. - М.

Боголюбов К. Идет война народная. Рассказы. - Свердловск.

Васильев С. Гневные строки. Фронтовые стихи. - М.

Война. Фронтовые стихи. - М.

Москва за нами. Поэма. - М.

Вашенцев С.И. Генерал. Фронтовые рассказы. - М.

Виленский Э. Линия фронта. Очерки. - М.

Габрилович Е.О. Вблизи линии фронта. Очерки. - М.

Машино сердце. Повесть. - М.

Гайдар А.П. Ракеты и гранаты. Очерки. - М.

Голодный М.С. Песни и баллады Отечественной войны. - Ташкент.

Стихи об Украине. - М.

Городецкий С.М. Думы. Из 17-й книги стихов. - Ташкент.

Гроссман В. Народ бессмертен. Повесть. - М.

Направление главного удара. - М.

Сталинградская быль. - М.

Гусев В.М. Стихи. - М.

Долматовский Е. Песня о Днепре. Фронтовые стихи. - М.

Жаров А.А. На Черном море. Стихи, песни. - М.-Л.

Богатырь. Поэма. - М.

Североморцы. Стихи и поэмы. - М.

Керим. Поэма. - М.

Заславский М. Рассказы автоматчика. - М.

Инге Ю. Балтийские стихи. - М.-Л.

Исаковский М.В. Поросята. Партизанская быль. Стихи. - М.-Л.

Новые стихи. - М.

Исбах А. Долг. 8 рассказов. - М.

Каверин В.А. Домик на холме. Рассказы. - М.

Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. - Молотов.

Орлиный залет. Рассказы. - М.-Л.

Капица П. Мужество. Рассказы и очерки. - М.

Караваева А.А. Бригада смелых. Очерк. - М.

Кассиль Л.А. Московские записи. Очерки. - М.

Семь рассказов. - Свердловск.

Катаев В.П. Военные рассказы. - М.

Кирсанов С.И. Поэма фронта. - Калинин.

Кожевников В. Рассказы о войне. - М.

Колычев О.Я. Олеко Дундич. Поэма. - М.

Шесть часов утра. Стихи. - М.

Кронгауз А. Эшелоны. Стихи. - М.

Лавренев Б.А. Неукротимое сердце. - М.

Подвиг. Рассказы. - М.

Балтийцы раскуривают трубки. Рассказы. - Ташкент.

Лебедев А. Огненный вымпел. Стихи. - М.-Л.

Лебедев-Кумач В. Священная война. Стихи и песни. - М.-Л.

Левин К.Я. Анна Кряжева. Рассказы. - М.

Ленч Д. Странный случай. Рассказы. - М.

Ленч Л. Осиновый кол. Сатирические рассказы, пьесы, сказки, стихи. - М.

Лидин В.Г. Месть. Глава из романа. - Чкалов.

Подвиг. Сборник художественно-публицистических статей. - Куйбышев.

Лосев В. Гордые люди. Рассказы. - М.

Лукницкий П. В лесах Карелии. Рассказы и очерки. - Ярославль.

Маршак С.Я. Урок истории. Сатирические стихи. - М.

Михалков С. На Южном фронте. Стихи. - М.

Ойслендер А. Далекий край. Североморские стихи. - М.-Л.

Панферов Ф. Своими глазами. Повесть. - М.

Паустовский К. Наши дни. Сборник рассказов. - Ташкент.

Петров Е. Москва за нами. Очерки. - М.

Фронтовой дневник. - М.

Платонов А.П. Одухотворенные люди. - М.

Поляков А. В тылу врага. Дневник военного корреспондента. - М.

Пришелец А. Поход. Стихи. - М.

Прокофьев А. и Саянов В. Гвардия высот. Стихи. - Свердловск.

Розенфельд С. Гунны. Повесть. - Молотов.

Светлов М.А. Отечество героев. - М.

Двадцать восемь. Стихи. - М.

Стихи о Лизе Чайкиной. - М.

Симонов К. Сын артиллериста. Фронтовая поэма. - М.

Дальние разведчики. Боевые эпизоды. - Алма-Ата.

На Карельском фронте. Очерки. - М.

Стихи 1941 года. - М.

От Черного до Баренцова моря. Записки военного корреспондента. - М.

На Запад. Сборник статей. - Ташкент.

Лирика. - М.

Русское сердце. - М.

Фронтовые стихи. - М.

Бой на окраине. Очерк об обороне Сталинграда в 1942 г. - М.

Убей его! Презрение к смерти. Стихи. - М.

С тобой и без тебя. Из лирического дневника. Стихи. - М.

Дни и ночи. Очерк. - М.

Москва. - М.

Слободской М. Испорченная панорама. Стихи; там же: Маршак С. Мороз и морозец; Аттестат зрелости. - М.-Л.

Слонимский М.Л. Враг. Рассказы. - Молотов.

Родной дом. Рассказы. - Молотов.

Соболев Л.С. Одно желание. Рассказы. - М.-Л.

Рассказы. - М.

Соловей. Фронтовые рассказы. - М.

Батальон четверых. Рассказы. - М.

Солодарь Ц. Присяга. Фронтовые стихи. - М.

В наступленье! Стихи. - М.

Софронов А. Конногвардейцы. Стихи. - М.

Казачья слава. Стихи. - М.

Ставский В.П. Бесстрашие и находчивость. Очерки. - Нальчик.

Сурков А.А. Баллада о разведчике Пешкове; там же: Симонов К. Суровая годовщина. Стихи. - М.-Л.

Дороги ведут на Запад. Книга стихов. Январь-май 1942 г. Западный фронт. - М.

Я пою ненависть. Стихи. - М.

Сурков А. и Солодарь Ц. Гриша Танкин. Рассказы в стихах о подвигах смекалистого и веселого бойца. - М.

Тарасенков А. Балтийцы. Стихи. - М.

Твардовский А.Т. Мать. Стихи. - М.-Л.

Мы час от часу будем бить сильней! Стихи. - М.-Л.

Дом бойца. Стихи. - М.

Баллада о Москве. - Пенза.

Юго-западный фронт. Стихи. 1941-1942. - М.

Тихонов Н.С. Огненный год. Сборник стихотворений. - М.

Слово о 28 гвардейцах. Поэма. - М.

Ленинградские рассказы и стихи. - Ташкент.

Толстой А.Н. Родина. Сборник статей и очерков. - Красноярск.

Что мы защищаем. Сборник статей. - Ташкент.

Смельчаки. Из фронтовой жизни. - М.

Рассказы Ивана Сударева. - М.

Убей зверя. - Сталинград.

Уткин И.П. Стихи о героях. - Ташкент.

Фронтовые стихи. - Ташкент.

Ушаков Н. Правое дело. Стихи о войне. - Ташкент.

Форш О.Д. Новые рассказы. - Свердловск.

Шагинян М.С. Дневник москвича. - М.

Шаров А. Большая любовь. Рассказы. - М.

Швецов С.А. Берем на мушку. Сатирические стихи. - М.

Шевелева Е. Земля родная. Стихи. - М.

Шишко А. Родина. Повесть. - М.

Шолохов М.А. Наука ненависти. Повесть. - М.

Казаки. Очерк. - Пятигорск.

На юге. Очерк. - М.

Шумская. Е.И. Неразрывные звенья. Стихи. - Уфа.

Щипачев С.П. Родина. Стихи. - М.

Стихи. - М.

Эренбург И. Близится час. Очерки. - М.

Вперед! Сборник статей. - М.

Огонь по врагу. Сборник статей. - Ташкент.

Ненависть. - М.

Они ответят. Сборник статей. - Улан-Удэ.

Людоеды. - Казань.

Василиск. Художественно-публицистический сборник. Сентябрь 1941 - январь 1942. - М.

Отобьем! - Сталинград.

За жизнь. Художественно-публицистический сборник. - М.

Жить одним. Статьи. - Уфа.

Ямпольский Б. Чужеземец. Рассказы. - М.

Яшин А. Красная горка. Балтийские стихи. - М.-Л.

На Балтике было. Стихи. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 17 /22.12/
Жизнь и смерть.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 41: 1941 /22.12/
Жди меня и я вернусь; арест Хармса; смерть Введенского; одухотворенный Зощенко; забавная книга Гайдара; Пришвин о тайнах природы; пулеметчик Вася Теркин - самый лучший из гостей.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 40: 1940 /15.12/
Новая книга Ахматовой; смерть Булгакова; "Тень" Шварца; воспитательный роман Каверина; триумфальное шествие "Дикой собаки Динго"; поэт-прозаик нового времени.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 16 /15.12/
Кто в Париже, кто под немцами.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 39: 1939 /09.12/
Возвращение Цветаевой в СССР; смерть Макаренко; начинает печататься роман Каверина "Два капитана"; новые люди - новые книги; Сталин смотрит со стены, охраняя в этом доме все спокойствие страны.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru