Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20010112a.html

Век=текст. Выпуск 43: 1943
Егор Отрощенко

Дата публикации:  12 Января 2001

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Тамань

Когда в кавказском кавполку я вижу казака
На белоногом скакуне гнедого косяка,
В черкеске с красною душой и в каске набекрень,
Который хату до сих пор еще зовет "курень", -
Меня не надо просвещать, его окликну я:
- Здорово, конный человек, таманская земля!

От Крымской от станицы до Чушки до косы
Я обошел твои, Тамань, усатые овсы,
Я знаю плавней боевых кровавое гнильцо,
Я хату каждую твою могу узнать в лицо.
Бывало, с фронта привезешь от казака письмо -
Усадят гостя на топчан под саблею с тесьмой,
И небольшой крестьянский зал в обоях из газет
Портретами станичников начнет на вас глазеть.
Три самовара закипят, три лампы зажужжат,
Три девушки наперебой вам голову вскружат,
Покуда мать не закричит и, взяв турецкий таз,
Как золотистого коня, не выкупает вас.

Тамань моя, Тамань моя, форпост моей страны!
Я полюбил в тебе уклад батальной старины,
Я полюбил твой ветерок военно-полевой,
Твои гортанные ручьи и гордый говор твой.
Кавалерийская земля! Тебя не полонить,
Хоть и бомбежкой распахать, пехотой боронить.
Чужое знамя над тобой, чужая речь в дому,
Но знает враг:
никогда
не сдашься ты ему.
Тамань моя, Тамань моя! Весенней кутерьмой
Не рвется стриж с такой тоской издалека домой,
С какую тянутся к тебе через огонь и сны
Твои казацкие полки, кубанские сыны.

Мы отстоим тебя, Тамань, за то, что ты века
Стояла грудью боевой у русского древка;
За то, что где бы ни дралось, развеяв чубовье,
Всегда мечтаю о тебе казачество твое;
За этот дом, за этот сад, за море во дворе,
За красный парус на заре, за чаек в серебре,
За смех казачек молодых, за эти песни их,
За то, что Лермонтов бродил на берегах твоих.

И.Сельвинский.

События

В ноябре на фронте погиб В.П.Ставский.

20 декабря умер Ю.Н.Тынянов.

Начинается травля М.Зощенко.

Действующие лица и исполнители

Кронгауз А. Эшелон | Пастернак Б. На ранних поездах | Антокольский П. Борис Пастернак | Нагибин Ю. Человек с фронта | Инбер В. Пулковский меридиан | Дмитриев Л. О новой повести М.Зощенко | Френкель И. Друзья-товарищи | Другие произведения

Кронгауз А.

Эшелон. - М., 1942.

Стихи о доме. - М., 1943.

"Часто сбивчивость - след исканий новаторского устремления. Заподозрить Кронгауза в этих исканиях никак нельзя. Его поэтика целиком в пределах четырех действий арифметики...

Бессодержательности стихов Кронгауза подстать поразительная небрежность. Как это ни печально, но во второй книга она выступает еще более отчетливо, чем в первой. Мы уже не говорим о бедности рифмы (вроде: стояли-видали, пушки-опушки, и все в том же роде). Над ними автор попросту не задумывается...

Но книга издана и вторая - "Стихи о доме" - помечена 1943 годом.

По существу, она ничем не отличается от первой. Год, отделяющий первый сборник от второго, для автора прошел даром. Однако нельзя пройти мимо наивного трюка, которым автор попытался обновить структуру второго сборника: заглавное стихотворение его в разобранном виде послужило темой для одиннадцати остальных...

В "Стихах о доме" наиболее разительно выступает бедность словаря и поэтического словаря автора. В этом программном стихотворении есть такие строки:

Матерью - маленькой, милой старушкой
Сила большая приходит к тебе.

Еще в первом сборнике герои Кронгауза, покинувшие родные места, восклицали:

Мы вернемся, родней,
Минометами, минами,
Минометами, минами,
Быстроходными танками,
Быстроходными танками,
Дальнобойными пушками...

Сила приходит старушкой, а человек возвращается дальнобойной пушкой - таков предел символической изощренности автора". (О.Резник. Фигуры не имеет. "Новый мир", #5-6).

Пастернак Б.

На ранних поездах. Новые стихотворения. - М.

"Пастернак не мог, конечно, не ощутить врага как нового Ирода в Вифлееме ("Страшная сказка"). Вместе со всем своим народом он знает, что кровавому Ироду "сполна зачтется время"...

Но значительно большего чем то, что звучало в цикле "Военные месяцы", - мы вправе были ожидать от поэта: иного, более глубокого, взволнованного уменья увидеть, услышать, понять и рассказать об этом во весь поэтический голос, во всю глубину поэтического дыхания, во всю меру поэтического мастерства, отпущенного Пастернаку.

Удивительно, но именно этот наиболее ответственный цикл стихов в книге звучит как-то вполголоса и художественно наименее убедителен из всех его новых стихотворений.

Когда-то Маяковский правильно писал: "Не обязательно писать о войне, но обязательно писать войной". Борис Пастернак писал о войне, но не писал "войной", не нашел еще настоящих, горячих, подлинно человеческих интонаций". (Н.В. О новых стихах Бориса Пастернака. "Новый мир", #7-8).

Антокольский П.

Борис Пастернак. "Знамя", #9-10.

"Новая книга Бориса Пастернака - значительное явление. Не только потому, что он замечательный поэт и что книги его выходят очень редко. Но еще и потому, что сейчас, достигнув полной зрелости, Пастернак становится все более ясным и простым, его отношение к жизни, к окружающим, к природе - все человечнее. Это естественная дорога. За нее никого не приходится благодарить, и Пастернак в частности не за что. Это дорога многих поэтов...

О чем же говорит эта книга?

Начинается она стихами о войне. Их немного, и все они относятся еще к 1941 году. Война приняла в них характер сугубой, едва ли не нарочитой конкретности...

Все - быт и быт. Новый, но уже обжитой людьми. Странноватый, но в нем можно и должно жить. Мир создан.

В одном из этих стихотворений появляется еще один герой, которого никак нельзя заподозрить в том, что он - лирический, т.е. заместитель автора. Это - раненый юноша в госпитале. Намечается завязка в повести:

Вдруг больной узнал в палате
Друга детства, дом отцов.

Какая драматическая ситуация, какими драматическими ситуациями она чревата! Но автор проходит мимо них...

И тут надо сказать о силе Пастернака - и о его слабости.

Он начал и бросил на пол дороге. Но ведь и все его творчество (за несколькими очень важными исключениями...) - это вступительное слово, многообещающая завязка, начало интриги, которую автору некогда или незачем распутывать. Нам показано, как это могло бы воплотиться, как это должно было бы развернуться, какая перспектива открылась бы за поворотом дороги... Короче говоря, сослагательное наклонение празднует свои именины. Не познание, а теория познания, предрассветное время творчества, - "так начинают жить стихом"! Все дело в том, что Пастернаку не надо продолжения. В этом его сила и в этом его слабость...

Так слабость Пастернака соприкасается с его силой, его неровность оказывается законченным методом. И все в нем интригует, очаровывает, не дает последнего ответа, и опять и опять обещает очаровать. Может быть, это и есть настоящая поэзия? Не может быть, а наверно так".

Нагибин Ю.

Человек с фронта. Рассказы. - М.

"Этот маленький сборник военных эпизодов 1942 года прочитывается без усилий, и в нем очень отчетливо видны несомненные литературные способности и уменье автора, кроме, впрочем, самого главного - уменья волновать сердце читателя...

В этих коротеньких историях, рассказанных гладко и с нарочито усвоенной простотой (автор знает, что о войне приличней говорить просто, что Толстой писал о войне просто), напрасно стали бы мы искать взволнованности, удивления, гнева, горячего сочувствия, даже просто юношеского смущения перед грандиозностью жизни и жадного молодого любопытства. Нет, здесь все обдумано, кроме самого главного - войны, все рассчитано, кроме основной цели - сердца читателя..." (В.Смирнов. Холодненькими словами. "Знамя", #9-10).

Инбер В.

Пулковский меридиан. Поэма. - Л.

"О борьбе великого города будут созданы песни и сказания, и эпос, и трагедия. Но мы, ленинградцы, можем гордиться, что уже сейчас, когда еще горячи раны, когда еще дымятся жилища, когда еще борьба в разгаре, что уже сейчас создана поэма не на час, не на день, а на будущее, точнее сказать, и на наш день, и на будущее, и как наше оружие, и как память о нас в истории...

Поэтому нужно читать в целом, и только тогда она в полной мере награждает читателя за внимание. Для искусства Ленинграда они - едва ли не столь же значительное явление, как 7-ая симфония Шостаковича. Да и сама поэма по своей поступи, последовательности частей, чередованию тем и ритму эмоций является как бы симфонией слова". (Груздев И. Ленинградская поэма. "Л
Литература и искусство", #3).

Дмитриев Л.

О новой повести М.Зощенко. "Литература и искусство", #49).

"В последних двух книгах журнала "Октябрь" напечатан ряд глав новой повести
М.Зощенко "Перед восходом солнца". Повесть автобиографична. М.Зощенко вспоминает множество случаев и историй из своей жизни. Это короткие новеллы - их около ста - связаны общей темой: М.Зощенко ищет в своих воспоминаниях объяснения мрачному, угнетенному состоянию, преследующему его всю жизнь. Он предпринимает по этому поводу специальные "научные" изыскания. Нетрудные, однако, убедиться, что причина этого бедствия куда проще, чем кажется автору. Состоит она в том, что действительная, реальная жизнь подменена в повести узким кругом мещанских чувств, интересов и представлений автора. Взирая на окружающее с мелкой обывательской "точки зрения", автор не видит ничего, кроме своего болота. Ему невдомек, что за пределами этого болота есть настоящий, большой мир...

С недоумением следит читатель за тем, как М.Зощенко чернит окружающие предметы. Под его кистью, словно по злому волшебству, все люди становятся кривыми, горбатыми, грязными; дружба обертывается лицемерием, веселье - злорадством, любовь - атрофией чувства или похотью...

В комментариях М.Зощенко пишет, что решил, так сказать, во имя науки выделить все мрачное и уродливое - сделать своеобразный экстракт жизненной грязи и пошлости.

- Это нужно, - говорит он, - для изучения причин обуявшей меня меланхолии.

Но комментарии М.Зощенко ничто не меняют ни в сущности и смысле повести, ни в ее оценке.

Псевдонаучные рассуждения остаются на совести автора, а мир людей, показанный им, существует в повести сам по себе и дает грубо искаженный образ действительности. Остается недоумевать, как этого не поняли редакторы солидного литературного журнала, поспешившие напечатать это пошлое и вредное произведение".

Френкель И.

Друзья-товарищи. Стихи. - М.

"Илья Френкель хочет, чтобы его песня возникала в сердцах бойцов, как желание высказаться, как стремление отвести душу, поговорить, что называется, "по душам", как простой житейский текст, обычная бытовая интонация:

Давай закурим
По одной,
Давай закурим,
Товарищ мой!

Стихи И.Френкеля близки многим своей песенностью, естественностью интонаций, чересчур, может быть, однообразных. Автор обращается к читателю как собеседник, но не в обычном хрестоматийном смысле слова ("знаете ли вы, читатель мой..." и т.д. и т.п.), а как товарищ по работе, однокашник, однополчанин. Это найдено...

Пока песня И.Френкеля длится под аккомпанемент гармони - она хороша, она поэтична, она увлекает. Но как только поэт остается наедине со стихом, он теряет в силе, и в выразительности. Проступает банальное, стереотипное, ходовое...

Песенность - сильная сторона Френкеля. В песне он - поэт. В стихах он редко бывает поэтом...

"Сколько в песнях слов!" - восклицает Френкель. Та песня, в которой начинаешь считать слова, - "Уходит". "Остается" та песня, слова которой не считают, а поют. Остается "Давай закурим" и равное ей". (Л.Озеров. Стих и песня. "Знамя", #7-8).

И другие:

Авраменко И. Ночь накануне бессмертия. Фронтовая поэма. - Л.

Азаров В. Ленинграду. Стихотворения. - Л.

Алигер М. Зоя. Поэма. - М.

Лирика. - М.

Антокольский П. Сын. Поэмы и стихи. - М.

Апушкин Я. Поэма о великой клятве. - Фрунзе.

Асанов Н. Гневная Россия. Поэма. - Молотов.

Ахматова А. Избранные стихи. Сост. К.Зелинский. - М.

Ахумян Т. Сказания о советских богатырях. Стихи. - Ереван.

Барто А. Подростки. Стихи. - М.

Разговор с папой. Взрослым о детях. Стихи и рассказы. - М.

Бедный Д. Несокрушимая уверенность. Стихи и басни. - М.

Берггольц О. Ленинградская поэма. - Л.

Богданов П. В бою. - Алма-Ата.

Бражнин И. Военные рассказы. - М.

Браун Н. Военная весна. Стихотворения и песни. - Л.

Брусиловский Р. Вторая молодость. - Уфа.

Васильев С. Поле русской славы. - М.

Верховский Ю. Будет так. Стихи. - Свердловск.

Вургун С. За счастье. Стихи. - Баку.

Высотская О. Стихи. - Свердловск.

Габрилович Е. Под Москвой. Повесть. - М.

Герман Ю. Be happy! (Будь счастлив!). Из дневника М.Лахониной. - Архангельск.

Гира Л. Слово борьбы. Стихи. - М.

Гладков Ф. Опаленная душа. Рассказы. - М.

Боец Назар Суслов. - Пенза.

Мать. Отрывок из повести. - Пенза.

Гонтарь А. Поход. Стихи. - Уфа

Гроссман В. Сталинград. Сентябрь 1942-январь 1943. Очерки. - М.

Направление главного удара. - Омск.

Сталинградская битва. - М.

Народ бессмертен. Повесть. - М.

Гусев В. Стихи. (1941-1942 гг.). - М.

Долматовский Е. Степная тетрадь. Стихи. - М.

Стихи о Сталинграде. - М.

Дружинин П. За Родину, братья! Стихи 1941-1942. - Пенза.

Военная лира. Стихи. - Пенза.

Дудин М. Стихи. 1940-1943г. - М.

Елисеев Л. Когда говорит оружие. Фронтовые стихи. - Уфа.

Захарченко В. Кровью этой земли. Стихи. - М.

Золотушкин А. Всегда с тобой. Стихи. - Ташкент.

Иванов В. Матвей Ковалев. Главы из романа "Проспект Ильича". - М.

Инбер В. Душа Ленинграда. Стихи. - М.

Пулковский меридиан. Поэма. - М.

Исаковский М. Наказ сыну. Стихи о войне. - М.

Каверин В. Рассказы. - М.

Мы стали другими. Рассказы. - М.

Караваева А. Женщины - славные мастера. - Свердловск.

Кассиль Л. Линия связи. Рассказы. - М.

Есть такие люди. Рассказы. - М.

Всем сердцем. Рассказы. - М.

Катаев В. Военные рассказы. - Куйбышев.

Маленькие рассказы. - Пенза.

Кац З.и Талалаевский М. Сталинградские стихи. - М.

Кежун Б. Рассказ о русском богатыре. Поэма. - Б.М.

Красноармейские стихи. - Б.М.

Дороги и мир. Стихи и песни. - Л.

Ким И. Сердце и меч. Стихи. - Улан-Удэ.

Коваленков А. Далеко на Севере. Стихи. - М.

На высокой волне. Поэма. - Б.М.

Кожевников В. Мера твердости. Рассказы. - М.

Кондырев Л. Смелое сердце. Стихи и песни. - Новосибирск.

Кочнев М. Аня. Поэма. - Иваново.

Куликовский Б. Семья Мухиных. Поэма. - Пенза.

Лавренев Б. Подвиг. Рассказы. - М.

Портрет. Рассказы. - М.

Лебедев-Кумач В. Вперед, к победе! Песни и стихи. - М.

Левин К. Гукас Каджарян на фронте. Эпизоды в стихах. - Ереван.

Подвиг пяти. Рассказы. - М.

Лидин В. Земля. Рассказы. - М.

Простая жизнь. Рассказы. - М.

Лифшиц В. Плечом к плечу. Стихотворения. - Л.

Миллион братьев. Стихи. - Л.

Лютова В. Воля к жизни. Стихи. - Ярославль.

Львов М. Урал воюет. Стихи. - Челябинск.

Мариенгоф А. Поэмы войны. - Киров.

Мартынов Л. Вперед, за наше Лукоморье. - Омск.

Михалков С. Мать. Поэма. - Челябинск.

Мишнев М. Ни шагу назад! Стихи. - Казань.

Молчанов-Сибирский И. Яблонька. Стихи. - Иркутск.

Мурзиди К. Письма друзей. Стихи. - Свердловск.

Город на Урале. Стихи. - Свердловск.

Нагибин Ю. Солдатская душа. Рассказ. - Магадан.

Никулин Л. Рассказы о партизанах. - Челябинск.

Во имя Отчества. Рассазы. - М.

Самолет не вернулся на базу. Рассказы. - М.

Осин Д. В тот год суровый. Стихи. - М.

Павлович Н. Шелка победы. Поэма. - Сталинград.

Панферов Ф. Своими глазами. Повесть. - Баку.

Паустовский К. Ленинградская ночь. Рассказы. - М.

Первенцев А. Испытание. - Молотов.

Петров А. Геннадий Голенев. Поэма. - Ставрополь.

Платонов А. Рассказы о Родине. - М.

Броня. Рассказы. - М.

Под небесами Родины. Рассказы. - Уфа.

Полевой Б. Рождение эпоса. Очерк. - Алма-Ата.

Поморский А. Огонь по врагу! Стихи и песни. - Чебоксары.

Пришвин М. Лесная капель. Эскизы. - М.

Прокофьев А. Таран. Стихи. - Л.

Фронтовые стихи. - Л.

Раков Н. За Родину. Стихи. - Алма-Ата.

Решетов А. Ленинградская доблесть. Стихи. - Л.

Рождественский В. Голос Родины. Стихотворения. - Л.

Рыленков Н. Прощание с юностью. Стихи. - М.

Синее вино. Стихи. - М.

Сашин Я. По врагу. Сатирические стихи. - Челябинск.

Сельвинский И. Баллады и песни. - М.

Сергеев-Ценский Брусиловский прорыв. Исторический роман. - М.

Настоящие люди. Рассказы. - М.

Симонов К. Москва. - Красноярск.

Русское сердце. - М.

Стихотворения. - Л.

Фронтовые стихи. - М.

Стихотворения. 1936-1942. - М.

Земля моя! Очерки. - Красноярск.

От Черного до Баренцова моря. Записки военного корреспондента. - М.

Убей его! Презрение к смерти. Стихи. - М.

Сны Аксиньи Ивановны. Рассказы. - Магадан.

Славин Л. Мои земляки. Повесть. - Магадан.

Слонимский М. Председатель горсовета. Рассказы. - М.

Смердов А. Сибиряк Тарас Клинков. Стихи. - Новосибирск.

Соболев Л. Морская душа. Рассказы. - Красноярск.

Черное море. Рассказы. - М.

Стюарт Е. Города будущего. Стихи. - Новосибирск.

Сурков А. Три тетради. Военная лирика. 1934-1942. - М.

Песня смелых. Стихи. - М.

Солдатское сердце. Стихи. Июль-сентябрь 1942. - М.

Стихи о ненависти. - М.

Большая война. Стихи. - М.

Наступление. Стихи. - М.

Тайц Я. Кровь за кровь. Стихи. - Пенза.

Твардовский А. Василий Теркин. Книга про бойца. Поэма. - М.

Смоленщина. Стихи. - М.

Тихонов Н. Бойцы огненного фронта. - Л.

Киров с нами. Поэма. - Ярославль.

Героичекая защита Ленинграда. - М.

Рождение гвардии. Героическая хроника. - М.

Слово о 28 гвардейцах. Поэма. - Магадан.

Красной Армии. Стихотворения. - Л.

Толстой А. Смельчаки. - М.

Разгневанная Россия. - Омск.

Федоров И. Фронтовая лирика. - Пенза.

Феоктистов С. Гнев. Стихи. - Хабаровск.

Чуковский Н. Рассказы летчиков - М.

Шефнер В. Защита. Стихотворения. - Л.

Щипачев С. Отчизна. Стихи. - М.

Полдень. Стихи. - М.

Шишков В. Гордая фамилия. Рассказы. - М.

Шолохов М. Они сражались за Родину (главы из романа). - М.

Шубин П. Во имя жизни. Стихотворения. - Л.

Эрберг О. Снайпер. Рассказы. - М.

Эренбург И. Дело наших рук. - Пенза.

Немец. - М.

Ожесточение. Художественно-публичистический сборник. - М.

Война. Апрель 1942-март 1943. - М.

Стихи о войне. - М.

Марго. Рассказы. - М.

Свобода. Поэмы. - М.

Любовь к Родине. - М.

Твое гнездо. Статьи. - Баку.

Яшин А. Город гнева. Сталинградские эпизоды (В стихах). - М.