Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 44: 1944
Дата публикации:  19 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | КНИГА ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Перед атакой

Когда на смерть идут -
═ ═ ═ ══поют,

а перед этим
═ ══можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв.
═И умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
За мной одним
═ ═ ═идет охота.
Ракету
═просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне, кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв.
═И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
═ ══не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
═ ═ ══А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
═ ══я кровь чужую.

Гудзенко С. Однополчане. Стихи. - М.

События

В новогоднюю ночь по радио впервые прозвучал новый государственный гимн Советского Союза.

В журнале "Октябрь" в течение года публикуется 2-й том романа В.Каверина "Два капитана".

29 апреля умер А.С.Новиков-Прибой.

В ноябре, возвращаясь с фронта, в авиакатастрофе погиб поэт И.Уткин.

Продолжается начавшаяся в прошлом году травля М.Зощенко.

В "Большевике" #2 появилась статья "Об очередной вредной повести", подписанная: В.Горшков, Г.Ваулин, Л.Рутковская, П.Большаков.

"...Большое впечатление произвели на нас, ленинградских рядовых читателей, "Радуга" Василевской, "Непокоренные" Горбатова, "Фронт" Корнейчука, "Народ бессмертен" Гроссмана, произведения Николая Тихонова, Ал.Толстого. Во всех этих произведениях мы находили пламенный призыв к жизни и борьбе, непоколебимую веру в торжество нашего правого дела.

Иное, прямо противоположное, впечатление оставляет пошлая, антихудожественная повесть Зощенко "Перед восходом солнца", напечатанная на страницах журнала "Октябрь".

Повесть Зощенко чужда чувствам и мыслям нашего народа...

Противно читать повесть. Непригляден и сам автор. Напрасно мы думали в свое время, что Зощенко искал заплеванного обывателя, стремясь показать его как умирающую частицу давно забытого прошлого. ...В Советской стране немного найдется людей, которые в дни борьбы за честь и независимость нашей родины нашли бы время заниматься "психологическим ковыряньем", изучая собственную персону. Советским людям скучать некогда, а рабочим и крестьянам никогда и не были свойственны такие "недуги", в которых потонул Зощенко.

Как мог написать Зощенко эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины?..

Редколлегия журнала "Октябрь" допустила преступную небрежность, поместив в наше время на страницах журнала это пошлое и вредное произведение".

Книга года

Шварц Е.Л. Дракон. Сказка в 3-х действиях. - М.

"...сказка, сказывается... затем, чтобы слушатель нечто уразумел в ней, о чем-то догадался. В средние века и у нас на Руси и на Западе сказка была одной из наиболее распространенных форм выражения прогрессивной, революционной и народной мысли... Такой сохранилась сказка в фольклоре, и Пушкин писал:

Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.

Очень сомнительный урок преподает сказка Евгения Шварца "Дракон", изложенная в драматической форме и распространенная Всесоюзным управлением по охране авторских прав...

Автор этой сказки поставил себе за правило следовать традициям западноевропейского фольклора. Но сквозь сказочную вуаль и традиционность образов протаскивается вредная, антиисторическая и антинародная, обывательская точка зрения на современность...

Мораль этой сказки, ее "намек" заключается в том, что незачем, мол, бороться с драконом, - на его место сядут другие драконы, помельче; да и народ не стоит того, чтобы ради него копья ломать; да и рыцарь борется только потому, что не знает всей низости людей, ради которых он борется.

"Так было, так будет" - этот печально известный пасквиль Л.Андреева на революцию 1905 г. вспоминается, когда читаешь сказку Е.Шварца. Каким надо обладать черствым сердцем, как далеко надо оказаться от общенародной борьбы с гитлеризмом, чтобы сочинить подобную дракониаду.

Шварц сочинил пасквиль на героическую освободительную борьбу народа с гитлеризмом. Сказка его - это клевета на народы, томящиеся под властью дракона, под игом гитлеровской оккупации, народы, борющиеся с гитлеровской тиранией. Затем и понадобился автору язык иносказаний, сказочная вуаль, наброшенная на пацифистские идейки". (С.Бородин. Вредная сказка. "Литература и искусство", #13).

Действующие лица и исполнители

Шкловский В. Памяти Тынянова | Симонов К. Дни и ночи | Гудзенко С. Однополчане | Инбер В.М. О Ленинграде | Эренбург И. Война | Другие произведения

Шкловский В.

Памяти Тынянова. "Знамя", #1.

"На Ваганьковском кладбище под черным раздвоенным, наклонившимся деревом песок лежал на снегу.

Хоронили Тынянова.

Он был болен рассеянным склерозом, болезнь покрывала известью его нервы, рвала их так, как изморозь рвет телеграфные провода.

Болезнь иногда отступала, потом возвращалась и захватывала его еще глубже и страшнее.

Тынянов умер.

Пали в реку ручьи. Он донес свою ношу.

В Ленинграде, в темной квартире, недалеко от Казанского собора, лежат рукописи Тынянова, стоят на полках его романы, лежит архив Кюхельбекера.

Над Ленинградом встает кирпичная пыль. Немцы бьют дальнобойными снарядами по вечному городу.

На полках стоят более чем полсотни маленьких томиков русских поэтов; библиотеку поэтов задумал Горький, выполнил Тынянов. Романист, ученый, редактор - он донес тройную ношу.

Он лежал в больнице в Сокольниках. Болезнь долго шла за ним, потом рядом с ним.

Потом впереди него.

Он был заслонен ею.

Большая, почти пустая комната, кровать, заслоненная сеткой гамака, чтобы больной в муках не упал на пол.

Он лежал, обросший бородой, не изменился лоб выпуклый и красивый. Он не сразу узнал меня.

Мы заговорили. Я говорил ему о войне, о двенадцатом годе, о "Горе от ума". Монолог Чацкого сказан на пожарище войны.

Чацкий видел огонь великого пожара, пожар Москвы сравнивал Байрон с пожаром революции. Чацкий непонятен без отечественной войны. Русский великий девятнадцатый год в литературе выращен подвигами двенадцатого года.

Тынянов выплыл из тумана полузабытья. Он возвращался, он заговорил о Платове, Дорохове, Пушкине, Кутузове.

Золотом ритма сохраненные цитаты потекли в старой манере старинного тыняновского стиля.

Друг возвращался.

Так Одиссей у порога Гадеса возвращал души мертвых к сознанию, дав отведать духам священной жертвенной крови.

Тынянов говорил о войне, о родине, об Эгейском море, о полях Псковщины.

Он умер в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище под черным деревом. Дерево раздвоено, один ствол наклонен, как рея.

На Соже - быстрой реке с песчаными берегами, там, где теснили русские немцев, рядом с боем под лай шестиствольного немецкого пулемета спрашивали меня про Тынянова солдаты и офицеры.

После победы вырастет наша литература и наука.

Подвиг не проходит даром.

Немного народу пришло на похороны Тынянова.

Друг! Твой читатель воюет, твой читатель продолжает русскую историю, русское море достигает своих берегов, история продолжается и дали не видно конца.

Декабрь, 1943 г."

Симонов К.

Дни и ночи. Повесть. - М.

"К.Симонов - острый и наблюдательный бытописатель войны. Быстрота, с которой отливаются у Симонова его наблюдения жизни в ту или иную литературную форму, вызывает у некоторых настороженность и недоверчивость. Может ли художник в столь короткие сроки осмыслить переживания столь потрясающие?

Повесть лучше сталинградских очерков Симонова, а вымышленные герои не только не обесцветили жизненных наблюдений, как это иногда бывает, но, напротив, позволили автору поднять более глубокий их пласт...

Хорошо схватывает автор в деталях поведения людей и чертах быта самое главное, характерное для исторического момента. Следуя традиции Толстого, автор находит героическое в обыденном...

Войны проходят, искусство остается. Не так давно автору этих строк пришлось ломиться в открытую дверь, доказывая необходимость такого искусства в этой войне, которое остается. Конечно, никогда не поздно художнику сказать правдивое слово о своем времени. Но дорого слово, сказанное для своего времени...

Повесть Симонова со всеми ее художественными достоинствами и недостатками - честное горячее слово современника о великом историческом событии. За честность, горячность и достойную простоту повествования мы благодарны автору". (В.Перцов. Повесть о Сталинграде. "Октябрь", #9).

Гудзенко С.

Однополчане. Стихи. - М.

"В чем основной недостаток множества стихотворений о войне, написанных известными авторами? Они условны. Война в этих стихах похожа на полотна баталиста. Это война по Киплингу: не мужество, а некая "мужская" отвага... Это - война извне...

Стихи Гудзенко, если не ошибаюсь, первые удачные стихи, написанные не наблюдателем боя, но его участником. В них нет красивости. Это не романсы и не песни из фильма. Это настоящие стихи. Они, вероятно, понравятся только любителям поэзии, но это не порок. Меня всегда дивили люди, которые хотели уверить и других и себя, что они обожают и понимают все искусства, что они живут в мире и звуков и красок, и линий. Если люди, не восприимчивые к поэзии, расхваливают тот или иной сборник стихов, значит в этом сборнике имеется какая-нибудь дополнительная "сенсация", далекая от поэзии.

Стихи тогда хороши, когда говорят то, что не может сказать проза. Смешно рифмовать листовку, очерк или новеллу...

Конечно, есть в первой книге юноши Гудзенко и отраженный свет. Ясно, что стилизация или поза такие строки, как:

Пепел костров и пепел волос
Это солдатских кочевий следы.

"Пепла волос" Гудзенко еще не знает и поэтому пишет о нем условно.

Дело, однако, не в некоторых неизбежных ошибках молодости. Дело в рождении нового поэта. Приняла его война. И стихи эти о войне, о горе и мужестве, о боевой дружбе, о том, как ширилось сердце в наше грозное время. Крохотная книжка, она заменит много поэм, в которых - вода, окрашенная под кровь. А здесь несколько капель, но не воды - крови". (И.Эренбург. Стихи солдата. "Знамя", #5-6).

Инбер В.М.

О Ленинграде. Поэма и стихи. - Л.

"Сборник Веры Инбер "О Ленинграде" включает, кроме поэмы "Пулковский меридиан", самого сильного и значительного произведения в книге, еще ряд стихов. Большинство из них - это своеобразные наброски к поэме. Они напоминают эскизы художника к развернутому полотну, музыкальные этюды, предшествующие большой симфонии. И "Дневной концерт, и "Душа Ленинградца", "Заботливая женская рука", "Мы помним вас" и многие другие - это все разны ее вариации тех же мотивов, образов, разны ее оттенки тех же поэтических идей, которые запечатлены в поэме.

Стихи, вошедшие в сборник, отражают две струи, характерные для "Пулковского меридиана". Одни из них продолжают традиции высокой, торжественной лирики... другие рисуют войну через быт, через будни, через конкретные человеческие радости и беды...

Поэма и стихи Веры Инбер вошли в большой и все разрастающийся цикл произведений, посвященных Ленинграду: "Блокада" З.Шишовой, "Февральский дневник" Ольги Берггольц, поэма Н.Тихонова "Киров с нами", его стихи, стихи Сергея Спасского, Анны Ахматовой и многих других. В замечательную поэтическую "историю города" Петра и Ленина вписана новая страница". (Л.Поляк. Вера Инбер. О Ленинграде. "Знамя", #4).

Эренбург И.

Война. (Апрель 1943-март 1944). - М.

"Моральное превосходство советского народа над воспитанниками Гитлера, над миллионами немецких фашистов и их сателлитов - вот важнейшая тема Эренбурга в дни войны. О превосходстве нашей идеологии и морали, о неизбежной их победе над идеологией и моралью фашистов Эренбург писал в большинстве статей, вошедших в третий том "Войны"...

Эренбург настойчиво напоминает: нельзя допустить, чтоб преступники спрятались за спины замаскировавшихся полуфашистов в нейтральных и воюющих демократических странах. Это делает книгу особенно злободневной теперь, когда кое-где на Западе подобные полуфашисты пытаются помешать полному военному и морально-политическому разгрому гитлеровской Германии". (Б. п. "Октябрь", #11-12).

И другие:

Алигер М. Стихи и поэмы. 1935-1943. - М.

Асанов Н. Чудо на реке Ним. Рассказы. - М.

Бажов П. Живинка в деле. (Уральские сказы о мастерстве). - Молотов.

Сказы о немцах. - М.

Бек А. Панфиловцы на первом рубеже. (Повесть о страхе и бесстрашии). - Магадан.

Берггольц О.Ф. Ленинград. Стихи и поэмы. - М.

Ленинградский дневник. Стихи и поэмы. 1941-1944. - Л.

Васильев С. Портрет партизана. Трилогия в стихах. - М.

Великая Отечественная. Стихи и поэмы. - М.

Герман Ю.П. Далеко на севере. Повесть. - М.

Студеное море. Повесть. - М.-Л.

Гладков Ф.В. Клятва. Повести. - М.

Гордеев С. Украина. Стихи. - Уфа.

Гроссман В. Старый учитель. Рассказы. - Магадан.

Гудзенко С. Однополчане. Стихи. - М.

Долматовский Е. Вера в победу. Стихи 1941-1943 гг. - М.

Дроздов А.М. Зеленый сад. Повесть. - М.

Дудин М. Военная Нева. Стихи. - Л.

Дорога гвардии. Стихи. - Л.

Жаров А.А. Борис Сафонов. Поэма. - М.

Керим. Поэма. - Махачкала.

Жданов Н. Люди твердой воли. Рассказы. - М.

Иванов Вс.В. На Бородинском поле. Рассказы 1939-1943 гг. - М.

Ильенков В. Возвращение. Рассказы. - Магадан.

Инге Ю. Вахтенный журнал. Избранные стихи. - М.

Исаковский М.В. Здравствуй, Смоленск. Стихи и песни. - Смоленск.

Стихи и песни. - М.

Каверин В.А. Белая яхта. Рассказы. - М.

Пояс. Рассказы. - Магадан.

Караваева А.А. Огни. Роман. - М.

Катаев В.П. Жена. Повести и рассказы. - М.

Кежун Б. Рассказы северных гор. Стихи. - Беломорск.

Кожевников В. Труженики войны. Рассказы. - М.

Козин В. Горы и ночь. Рассказы. - М.

Колдунов С. Рассказы. - М.-Л.

Кочнев М. Объятия земли. Стихи. - Иваново.

Воины труда. Стихи. - Иваново.

Лебедев-Кумач В. Комсомольцы-моряки. Стихи и песни. - М.

Ленч Л. Неприкосновенный запас. Юмористические рассказы и сказки. - Ростов на Дону.

Лифшиц В. Клятва. Стихи 1941-1943. Действующая армия. Ленинградский фронт. - М.

Ляшко Н.Н. Русские ночи. Рассказы. - Свердловск.

Мартынов Л. Жар-цвет. Поэмы. - Омск.

Маршак С.Я. Почта военная. Стихи. - М.

Матусовский М. Когда шумит Ильмень-озеро. Стихи. - М.

Михалков С. Для больших и маленьких. Стихи. - М.

Нагибин Ю. Ценою жизни. - М.

Большое сердце. Рассказы. - М.

Две силы. Рассказы. - М.

Гвардейцы на Днепре. Очерк. - М.

Никулин Л.В. Золотая звезда. Повесть. - М.

Новиков-Прибой А.С. Капитан 1-го ранга. Роман. - М.

Островой С. Стихи. - М.

Павленко П. На высоком мысу. Рассказы. - М.

Попова Л. Крылья жизни. Поэма. - Л.

Прокофьев А. Гармонь. Стихи. - Л.

Рыленков Н.И. Отчий дом. Стихи. - М.

Савин Л. Старики. Рассказы. - Ташкент.

Саянов В.М. Повести о русских воинах. (В стихах). - М.

Седых К. Даурия. Роман. - Иркутск.

Серафимович А.С. В родных местах. Рассказы. - М.

Сидоренко Н.Н. На вахте. Стихи. - Хабаровск.

Симонов К. Война. Стихи 1937-1943 гг. - М.

Стихотворения. 1936-1942. - Магадан.

Русское сердце. - М.

Лагерь уничтожения. - Л.

Фронтовые стихи. - М.

Скосырев П.Т. Фархад. Повесть. - М.

Соболев Л.С. Дорогами побед. - М.

Соловьев Л. Севастопольский камень. Рассказы. - М.-Л.

Сомова С. Ташкент. Стихи. - Ташкент.

Софронов А. Степные солдаты. Стихи. - М.

Ковыли. Стихи. - М.

Сурков А.А. Россия карающая. Стихи 1943 года. - М.

Тихонов Н.С. Ленинград принимает бой. Очерки. - Л.

Толстой А.Н. Провести и рассказы. 1910-1943. - М.

Уткин И.П. О Родине. О дружбе. О любви. Стихи. - М.

Фадеев А.А. Ленинград в дни блокады. (Из дневника). - М.

Федин К.А. Горький среди нас. Картина литературной жизни. - М.

Фиш Г.И. День рождения. Повесть. - М.

Хелемский Я. По орловской земле. Стихи. - М.

Чуковский Н.К. Девять братьев. Повесть. - М.

Шагинян М.С. Урал в обороне. Дневник писателя. - М.

Шишков В.Я. Прохиндей. Повесть из времен Пугачева. - М.

Шишова З. Блокада. Поэма. - М.

Шкловский В.Б. Встречи. Очерки. - М.

Шубин П. Люди боя. Стихи. - Беломорск.

Щипачев С.П. Избранные стихи. - М.

Эренбург И. В фашистском зверинце. Очерки. - М.

Путь к Германии. Статьи. - М.

Рассказы этих лет. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 20 /19.01/
"Римский дневник" Вячеслава Иванова; смерть Струве и о. Сергия Булгакова; парижская поэма Набокова; Цетлин о выдающихся композиторах; настроения года.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 43: 1943 /12.01/
Травля Зощенко; смерть Тынянова; Пастернак пишет о войне, а Антокольский о Пастернаке; фронт глазами Нагибина; боевые песни Френкеля.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 19 /12.01/
Ленинград во мраке войны; возвращение Вертинского в СССР; "смерть" Тэффи; "Темные аллеи" Бунина; обзор советских журналов; фронтовые очерки; вокруг 7-ой симфонии Шостаковича.
Анастасия Отрощенко, Век=текст: зарубежье, выпуск 18 /29.12/
Смерть Осоргина и Бальмонта; "Новый журнал" как продолжение "Современных записок"; возвращение в СССР Агеева; "Ultima Thule" Набокова; литературная жизнь русского Нью-Йорка.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 42: 1942 /29.12/
"Василий Теркин" Твардовского; смерть Хармса; фронтовые стихи; "Лирический дневник" Симонова; Эренбург о падении Парижа; черты советского человека.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru